Больше рецензий
22 августа 2019 г. 23:33
3K
4 Театр - это жизнь
РецензияКонстантин Сергеевич Станиславский - великий театральный деятель. При упоминании его имени сразу же всплывает в памяти знаменитая фраза "Не верю!", а также система актёрского мастерства, - ставшая сегодня классической, - которую он придумал, усовершенствовал и впоследствии передал следующим поколениям артистов. Читая автобиографию этого режиссёра "Моя жизнь в искусстве" просто поражаешься, насколько Станиславский талантливый, трудолюбивый, любящий всем сердцем искусство человек. С каким же усердием, страстью, он отдавался своему любимому делу, как он искал поиски образа - ведь начинал он как простой любитель, а не профессионал, - и начиная как актёр, он подчас долгое время не мог понять, как играть ту или иную роль, и просто копировал её с других талантливых артистов, которых он очень любил смотреть на сцене, и которыми восхищался.
Константин Сергеевич Алексеев в молодости. Фамилия Станиславский была взята им как творческий псевдоним
Осознание того, как важен не внешний лоск образа и простое заучивание роли, а внутренний стержень, то есть проживание жизни своего героя, пришло к Станиславскому намного позднее, опытным путём. А как он переживал, когда какая-нибудь роль у него не получалась! Его, молодого ещё артиста, часто постигали муки творчества, и он всем сердцем пытался постичь актёрское мастерство, мечтал отойти от театральных шаблонов, грубых форм, аляповатой сценографии и приевшихся образов. И знаете, у такого настойчивого, и всем сердцем отдающегося своему мастерству человека, всё это просто не могло не получиться.
В своей автобиографии "Моя жизнь в искусстве" Константин Сергеевич еще в предисловии отмечает, что "эта книга говорит о моих художественных исканиях" - то есть о том, что его вдохновляло, послужило становлению его характера, художественного вкуса и привело в итоге к созданию вместе с Владимиром Немировичем - Данченко Московского Художественного театра. Книга "Моя жизнь в искусстве", несомненно, будет полезна всем, кто любит драматургию, обожает пьесы, спектакли, а также тем читателям, кто каким-то образом связан с театральной жизнью - например, работает в театре, участвует в любительских постановках и т.д. В этом сочинении талантливый режиссёр много говорит о театре - о людях, которые его окружали, о своём деле, о драматургах, и постановках пьес - о том как проходили его первые спектакли, о том, как он пытался найти что-то новое в искусстве, и находил; и как в каждом своем театральном сочинении он придумывал новый подход - например, интересно обыгрывал фантастические пьесы, использовал различные эффекты, необычные декорации. Кстати, Станиславский уже в то время считал, что в создании спектакля большую роль отводится художнику, который должен не просто рисовать декорации, а вместе с режиссёром анализировать пьесу, присутствовать на репетициях, участвовать в обсуждениях, чтобы проникнуться духом материала. Кроме того, Константин Сергеевич отводил в спектаклях большое значение и музыке - для театральных творений приглашались композиторы. Удивительно, то что сегодня кажется очевидным, и воспринимается само собой разумеющимся, - тогда ещё только начинало развиваться, и развилось во многом благодаря Станиславскому, а также Владимиру Ивановичу Немировичу - Данченко, драматургу Антону Павловичу Чехову, и другим, о ком автор отзывается в своей книге с уважением, восторгом, добрыми чувствами.
И становится понятно, что театр - это призвание Константина Сергеевича - с какой любовью говорит он о нём, и на протяжении всей своей жизни не перестает совершенствоваться. Да что там говорить, - уже с самого детства, Костя Алексеев со своими товарищами, сестрами и братьями, ставил домашние спектакли. Удивительный человек. Удивительный в своём трудолюбии, в беззаветной преданности искусству. Кстати, автобиография "Моя жизнь в искусстве" состоит из 569 страниц, и из основных глав: артистическое детство, артистическое отрочество, артистическая юность и артистическая зрелость, и постепенно, от детства к зрелым годам, автор описывает свою жизнь в свете впечатлений от искусства.
Станиславский во время своей артистической зрелости
Конечно же, автобиография этого гениального человека мне понравилась! - и если вы, так же как и я, любите пьесы, театр, то и вам, думаю, будет небезынтересно узнать о творчестве Станиславского, и о развитии театра. Поставила книге твердую
Комментарии
Н-да... вот так представишь фразу: как говорил Алексеев - Не верю!
Что за Алексеев? Если бы он оставил фамилию...Наверное сам произносил фразу, подбирая фамилии: Михалков: Не верю! Кочубинский: Не верю! ( нет, ну разве Кочубинскому можно верить?)..
А вот Станиславский - тут и стан и слава..и эхо аплодисментов с задних и тёмных рядов... Прелесть!
А мне ещё помнится его фраза, что единственное оправдание неявки актёра в театр - его смерть. Замечательный перфекционизм.
А про художников и музыкантов, что вы описали, когда они должны были присутствовать на обсуждении пьесы и тд. - так верно и нормально, но вот тогда это было ново. Странно.
А ещё вроде он говорил, что личность в актёре должна умереть как бы перед выходом на сцену. Есть в этом что-то почти индуистское.
Тоже, кстати, сценка для театра: умирает актёр, и жутко переживает, что умер, подвёл Станиславского.. и его призрак робко приходит в театр...
ахах,представила, как вы фразу "Не верю" произносите на разные лады))
Конешн!!))
Станиславский вообще был очень строгий, он в книге даже называл себя деспотом по отношению к актёрам, и даже признался, что впоследствии об этом очень жалел. Ведь такое его поведение впоследствии породило целую плеяду режиссёров-тиранов - все ему стали подражать, но как обычно в таком случае бывает, скопировали не лучшие качества, а плохие)))
Да, и я удивилась) Более того, даже декорации поначалу не были объемными, и только потом стали понимать, что объем на сцене очень важен)) Вроде бы, да, кажется, что спектакли всегда были совершенными, хотя, может в разных странах театр развивался по-своему? И в России, например, это было так...
ха-ха, угадали)
В древности были чудные декорации: речка настоящая, лесок... порой медведь выйдет и слопает кого-то на "галёрке" ( с тех пор говорят её и не любят. Правда, сейчас и медведи другие - просто ногу оттопчут..))
А в древней Руси и во многих славянских странах и сейчас - театр называется - позорище.
Но тут другое: от слова "зреть")
p.s., с лентой друзей прям чертовщина: то 14 августа, то 23.. ваша рецензия вот пропала...хорошо хоть утром увидел.
Какая-то лента Саши Соколова)
Впечатления я смотрю, самые положительные.) Да, когда артисты проживают, а не прожевывают... это чувствуется и живешь в этот момент с ними, чувствуешь сам, переживаешь... люблю, когда артист краснеет, люблю чувствовать, как он горит...
да, книга понравилась, но не то чтобы "вау" конечно, а именно интересно было узнать о самом Станиславском, какой это был человек, также понравились его воспоминания о Чехове) Но всё-таки это автобиография ещё и узкой направленности - про театр, так что поставила 4-ку, перечитывать, всё-таки, уже не буду) и в некоторых моментах было сложно продираться сквозь описание спектаклей.... А вот людям театра, думаю, эта книга очень пригодится))
это да, такие артисты и остаются в памяти надолго, становятся великими, благодаря своему таланту)
понятно, не вау, но хорошо...
а что там про Чехова?)
мне вспоминается мистер Дарси (Колин Ферт), когда он делал предложение Лиззи, то так краснел... люблю эту сцену)) в кино, тоже, приветствую, огонь актера)
да именно))
уберу под спойлер)) а то всю книгу уже в комментах скоро расскажу
Когда он писал свои пьесы "Вишневый сад", "Три сестры" "Чайка" и тд, он реально считал их комедиями и искренне удивлялся, почему все плачут... Расстраивался этим, до глубины души огорчался. Мог неожиданно засмеяться на несмешное, но а вообще был достаточно жизнелюбивым, весёлым человеком, даже несмотря на впоследствии развившийся у него туберкулез. Из-за болезни поэтому он не приезжал в Москву в театральный сезон - зимой и осенью, - был только теплой весной и летом, тогда и обсуждались его пьесы, или, либо он присылал их почтой.
Также он не любил говорить и обсуждать свои пьесы, часто говорил: "Послушайте, я же всё описал в пьесе!"))) (Послушайте, вообще было его любимым словом))) Ещё он не считал себя драматургом, и говорил часто: "Я же доктор по профессии, не драматург, просто иногда пишу в свободное время". Ещё если пьеса на премьере проваливалась, он очень расстраивался, но тут думаю, любой драматург воспринимает это близко к сердцу....
Вроде всё вспомнила)) тоже интересный был человек, я из книги Станиславского, будто с ним познакомилась)
пока цитаты вставляла, у меня уже редактирование закрыли)))
сцена классная, согласна))
и я!!) фильмы с огонь-актёрами и пересматривать хочется)
а мне безумно нравится игра Марлона Брандо в фильме "Сайонара", - с каким обожанием смотрел он на свою японку - Хану-оги, это блин, надо видеть!) а в фильме "Трамвай-желание" он потрясающе сыграл брутального Стэнли Ковальски, а Вивьен Ли, прекрасно выложилась в роль Бланш Дюбуа, и даже получила за эту роль "Оскара")
пысы: как речь заходит о фильмах, меня не остановить!))))
бывает)))
да... иначе я их, фильмы смотрю так... рассеяно, могу и лежа на диване, с закрытыми глазами... картинки и все... но если зацепили, то, я все внимание.:)
как речь заходит о фильмах, меня не остановить!)
не страшно))
знаешь, я тоже также смотрю неинтересные фильмы))) даже бывает включаешь что-то для фона, чтобы не скучно было готовить, прибираться... и тд)))
не первый раз уже, находим, общие черты.:)))
сестра?))))))
ахах, похоже на то))) ага)))
это здорово!!)
это здорово!!)
да!))
Ооо, Марлон *томно закатываю глаза*
По-моему, он гениален везде! Мой самый любимый актер) а чего стоят Апокалипсис сегодня и Крестный отец (пользуясь случаем, передаю привет Алёне под прикрытием Аль Пачино encinesnowy :D)
А вот Сайонару я кстати так и не видела, хотя с моей-то любовью к Брандо и всему японскому.. Пошла качать))
ооо да. и я его обожаю!!) очень харизматичный! да, и "Крестного" он классно сыграл)
да ты что!! обязательно посмотри!))) один из моих любимых фильмов!) просто шедевр) скажи потом свое мнение, интересно, как тебе, понравится или нет)
а вот я "Апокалипсис сегодня" не видела 0_о шок, тоже срочно исправляюсь!!
Говорю тебе все то же самое по поводу "Апокалипсиса.." :D Легендарный фильм!
Чувство юмора оно такое, у каждого свое.))
У Чехова оно было едким, как я понимаю.) не знаю, правильно ли...
я из книги Станиславского, будто с ним познакомилась)
и меня, слегка просветила.;))
скорее не едким, а своеобразным) даже не знаю, как объяснить... ))
с другой стороны, главное, что оно было.;))
это точно))
Я эту книгу тоже читала) помню, что хотела передохнуть от турецкой литературы, а там все началось с беглой турчанки, что удивительно в книге про Станиславского)))
Кончено же, нет имени более значимого для современного драматического искусства, чем Станиславский - сколько звезд мирового кинематографа взошло благодаря нему! За ним, наверное, идет Немирович-Данченко, но между ними большое расстояние все-таки.
P.S. Твоих рецензий в ленте у меня нет! Вижу их, только если на твою страничку зайти. Вчера аналогично было с другим человеком на ЛЛ - там я вообще 5 рецензий пропустила :/ Мою тоже не все видят, как я понимаю
да, и я прочла для разнообразия, не всё же детективы читать)))
да всё нормально, я так и подумала, что ты их не видишь, ну, не из вредности же ты не заходишь!))
А я читала на театральной волне)) я из театральный столицы России, так что новосибирец своей жизни без театра не представляет))
ну вдруг)))) такое тут все дебильное, что не знаешь что думать уже
да не, Алён, ты нормальная) в тебе я не сомневаюсь)
Бывает был нормальный, а потом бац! и кукушка съехала, ты мне, если че, говори
ахах, ну если чё обязательно скажу)))
У меня часто во время просмотра современных фильмов включается внутренний Станиславский со своим не верю))
Очень здорово, когда кто-то так ответственно и даже страстно подходит к любимому делу, такие люди всегда восхищают и вдохновляют
и я так же!! да и вообще для меня в фильмах одно из главных это актёрская игра - люблю наблюдать за мимикой, за тем, как актёр вжился в роль, и если не вижу этого - для меня кино пустое))
да, с таких людей надо брать пример, правда, с моей прокрастинацией и вечной ленью, это оочень сложно))