Больше рецензий

yuliapa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 августа 2019 г. 00:25

377

3 Как мы с Константин Сергеичем читали "Борна"

Человек устроен странно и сам себя толком не знает. В кишечнике у него какие-то микробы, которые живут своей жизнью, в мозгу синапсы, которые соединяют либо не соединяют клетки, способствуя забыванию всего на свете. А вот еще у меня внутри есть такая штука, я ее называю "Синдром Станиславского". Эта штука включается, когда я читаю - включается всегда, хочу я этого или не хочу - и иногда по своей какой-то логике вдруг начинает пищать "не верю! не верю!"

Должна сказать, что во время чтения "Борна" у меня просто уши закладывало от этого писка. Ужас просто, до чего неправдоподобная книжка :) Тут вы, конечно, будете с меня смеяться и говорить, что летающий медведь размером с трехэтажный дом - это условность и нечего придираться. Но я не про медведя. И даже не про то, что он когда-то был человеком, а потом вот превратился. Бывает. Мы еще с детства привыкли к этой мысли - принцесса целует, мужик превращается в медведя и т.д. И я не про всякую шушеру, которая населяет недра Компании и может, к примеру, будучи превращенным в плащ, сделать человека невидимым. Эка невидаль, мой синдром Станиславского такого никогда не замечает. Он реагирует на другое.

Когда человек устал, голоден или болен, у него очень сильно притупляются все чувства. Мир его сужается до самого необходимого. Эмоций у него становится очень мало. Эмпатии тоже. Мыслей тоже. И чем тяжелее бедняжке, тем меньше у него всего лишнего. Поэтому самое неправдоподобное в книге про Борна - это богатый внутренний мир героини. И богатая палитра ее переживаний. Когда главные герои, пораненые и еле живые, долго-долго пробираются по каким-то катакомбам, а потом, приползя куда-то, не находят двери... и главный герой "начинает впадать в панику"... мой синдром Станиславского просто зашкаливает. А когда героиня, выбравшись из передряги, говорит: "Возвращаться оказалось ничуть не легче, даже труднее. И единственная истина, которую я вынесла из этой борьбы, это то, что вся моя жизнь – борьба. Истина эта помогла мне в том сером, нудном состоянии тоски и запредельных усилий", мне хочется на писать автору романа письмо. И там будет написано: "Дорогой автор, вы, наверное, не в курсе, но если человек по-настоящему замучился, то он из своего состояния истин не выводит!" ну и так далее. Во время чтения меня все время преследовало ощущение, что Вандермеер нагромождает одну кровавую историю на другую и один фонтан переживаний на другой, чтобы получше взять меня за живое, а я вижу только брызги клюквенного сока. И чем больше этого сока, тем меньше я могу переживать за героев.

Немножко фактических нестыковок. Героине на момент событий 28 лет. Она живет в Балконных Утесах не так давно - судя по всему - а прибыла она сюда с родителями и все воспоминания у нее остались как у девочки. А где же подростковый период, взросление? Мне кажется, что когда в мире происходят такие пертурбации и семья находится в бегстве, подрастающие дети становятся неформальными лидерами маленькой ячейки. Они более приспособлены к ситуации, они более выносливы и ловки. Где-то после двадцати героиня уже должна была бы руководить своими родителями, а не наоборот. Ну и кажется очевидным, что если человек практически с детства скитается по миру, голодая и с трудом выживая, моральные нормы у него совсем другие, чем у человека "нашего общества". А у Рахили из особенностей только то, что она выносливая; в остальном у нее представления о добре и зле мало отличаются от наших. Скелеты в комнате Борна ее шокируют, представьте себе!

После всех этих придирок надо признать, что книгу я до конца дочитала. А это значит, чем-то она меня все-таки забрала. Из всех героев Борн был самый интересный. Абсолютно адекватный, естественный. Мне хотелось узнать, чем его история закончится. И финал мне понравился - умное существо поняло, что любопытство сгубило кошку и отказалось развиваться. Разумно! В этом плане человечеству надо бы у биотехов поучиться.