Больше рецензий

1 августа 2019 г. 06:39

2K

5

«Наша древняя столица» предназначена для детей, однако к её созданию Кончаловская подходит по-взрослому.
Охватывает поэма достаточно обширный период: с основания Москвы до подавления восстания Степана Разина.
Каждая глава – законченный рассказ о значимом для истории событии. И одновременно диалог с юным читателем. Автор словно бы предлагает ему прогуляться по современной Москве, дабы познакомиться со свидетельствами прошлого (разумеется, по современной Кончаловской Москве - с 50-х годов 20-го века часть реалий поменялась). Посочувствовать героям (каждая глава здесь и очень содержательна, и очень эмоциональна). Провести исторические параллели (чем, например, Сусанин не партизан, а Разин – не предшественник революционеров?).
Трактовка событий здесь советская. И это с одной стороны не позволяет облить историю грязью, с другой – сделать из неё патриархальный лубок. Москва здесь, прежде всего, столица России, где, начиная с Ивана Калиты, принимались судьбоносные для государства решения. Жизнь неоднократно ставила её на колени, однако ей всегда удавалось подняться на ноги. Сбросить татарское иго. Отстроиться после пожаров и разрушений. Разбить врагов и расширить территории. Покончить со Смутой. Вот только становление государства и развитие промышленности шли одновременно с закабалением народа и беспределом олигархата (кстати, в Европе, ненавидящей Россию как опасного конкурента, происходил сходный процесс), на что народ закономерно отвечал бунтами. Такая трактовка если не самая лучшая, то не самая бессмысленная. Хотя с Кончаловской можно спорить по поводу Годунова, Болотникова, роли духовенства на Руси - действительность была намного сложнее и циничней.
Герои поэмы – живые люди. По-своему обаятельные, по-своему многогранные. Автор с одинаковым мастерством рисует и собирательный образ девочки Марьяны, пострадавшей от нашествия Тохтамыша, и образ царя Ивана Грозного – во всём его противоречии. И вообще неоднократно подчёркивает, что наши предки были не глупее нас. Среди них были гениальные изобретатели. Были мудрые государственные деятели и полководцы. Были труженики и воины. Были борцы за новое общество. Было очень много хороших людей. И все эти люди оставили нам великую страну. Так что, юные читатели, будьте их достойны.
Впрочем, дадим слово Кончаловской:
Мы отчизне верно служим,
Ты — один из сыновей,
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог родине своей!
Ждёт тебя за труд награда —
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ничего нет лучше, краше
Милой родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом —
Слава им, борцам суровым!
СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ!

Комментарии


Если честно, я был очень удивлён, насколько объективно миссис Кончаловская описывает правление Ивана Грозного! Авторка подробно описала агрессию в отношении Казани, не забыла рассказать и о том, что именно в этот период была (между прочим, впервые в истории России) регулярная армия - стрелецкое войско, о появлении книгопечатания. Словом, Грозный показан отнюдь не так, как его было принято показывать в советские времена.
И можно даже простить авторке то, как она описывает Сусанина, который на самом деле (в наше время это доказано) является мифом.


Не будем забывать, что Казань того времени была осколком Золотой Орды, который необходимо было добивать.
А доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря) 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:



… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …
— Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619