Больше рецензий

MironGetz

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июля 2019 г. 12:41

3K

1 Старушонка через "ё"

В последнее время мой аккаунт на ЛайвЛибе вдруг стал пользоваться дикой популярностью. Каждый день 1-2 пользователя пытаются добавить меня в друзья. Я грешным делом подумал, что их заинтересовали мои рецензии и истории, ан нет — ни одного текста эти "друзья" не лайкнули. А я ведь по образованию юрист, по профессии редактор, и твердо знаю, что "в этой жизни ничего не бывает просто так — даже овцы в тулупах". Короче, попытался я этих "друзей" как-то классифицировать. Найти объединяющий их всех признак. Посмотрел аккаунты и обнаружил, что у каждого из них среди рецензий был минимум один восторженный отзыв на книгу некоего Франца Вертфоллена.

Меня, конечно, и сам псевдоним смутил — терпеть не могу вычурность и претенциозность. Однако текстики этого Франца полистал. Поди знай, я тут морду от псевдонима ворочу, а вдруг это и впрямь новый Гоголь родился. Вон какая прорва народу его взахлёб хвалит.

Увы, но оказалось, что рецензию и писать-то не о чем. Тексты от псевдонима не слишком отличаются. Звенящая пустота с претензией на многозначительность и потуги построить повествование на (копирайт Довлатова) "выпирающих рёбрах подтекста".

При этом автор, которого сейчас так бессовестно пиарят на ЛайвЛибе, не в ладах с русским языком. Видно, что он читал книги, видно, что он жутко хочет быть оригинальным и ниспровергать основы, да вот беда — для ниспровержения масштаба личности не достаёт, а для экспериментов с языком — элементарного литературного слуха. Отсутствие слуха убедительнее всего доказывает вертфолленовская "водоросля" (имеется в виду "водоросль"), от которой человека со слухом мгновенно стошнит. И подобные доказательства литературной глухоты встречаются у Вертфоллена почти на каждой странице. "Водоросля", кстати, напомнила мне одну из любимых цитат, в которой Довлатов пишет о своей матери, профессиональном корректоре:

У неё, если можно так выразиться, было этическое чувство правописания. Она, например, говорила про кого-то:
– Знаешь, он из тех, кто пишет "вообще" через дефис…
Что означало крайнюю меру нравственного падения.
О человеке же пустом, легкомысленном, но симпатичном говорилось:
– Так, старушонка через "ё"…

Кроме того, у Вертфоллена есть и другая проблема, катастрофическая для творчества. Штука в том, что он явно не слышал о совете, который зубр американской литературы Шервуд Андерсон дал когда-то новичку по фамилии Фолкнер: писать о том, что знаешь.

Судя по тексту, автор человек не старый. Чувствуется, что ни жизненным опытом, ни знаниями сильно не обременен. Однако писать берется обо всем. Лёгкость в замыслах просто необыкновенная. Тут и Европа в промежутке между двумя мировыми войнами, и оккупированная Польша времен Второй мировой, и Норвегия то ли десятого, то ли девятого века, и нон-фикшн на тему "лучше быть богатым, чем мертвым". А в итоге за словесами, которыми описаны все перечисленные миры, нет ничего. Чёрные буковки на белой бумаге равны сами себе.

Я долго думал, что же мне напоминает вся эта писанина. Не покидало ощущение, что где-то я что-то подобное уже читал. И когда я увидел в биографии автора упоминание о парижском университете, меня вдруг осенило: да это ведь знаменитый блогер Елизавета Пескова, специалист по всему на свете и дочь пресс-секретаря президента РФ. Вот в ее текстах ровно то же сочетание напыщенности, уверенности в собственной значимости, убежденности в ценности своего высказывания и — пустоты.

Ветка комментариев


Огромное вам спасибо!