Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

12 мая 2019 г. 08:52

844

4.5 Здесь и сейчас

Индейцы все еще иногда слушали Евангелие; ручку магнитофона крутили дети. Сначала я был очень этому рад, но вскоре стало ясно, что им было интересна только казнь Иоанна Предтечи: «Ух ты, голову отрубили! Давай еще раз послушаем!»


Курица или яйцо; материя или идея; бытие определяет сознание или наоборот; не мы такие, жизнь такая или с тобой случается то, чего подсознательно ждешь? Любой из этих вопросов, подспудно занимающий всякого человека на протяжении жизни. а в определенные моменты обретающих остроту необычайную - любой из них неактуален для индейцев пираха, амазонского племени, численностью меньше полутысячи человек.

Они находятся на самой примитивной ступени развития, племя без вождя, иерархии и ритуалов. Ведут жизнь собирателей. рыболовов и охотников. Почти не различают степеней родства, потому не имеют запрета на инцест, радостно совокупляясь со всеми желающими, гомосексуальность так же естественна у пираха, как в природе. Запрета на секс с чужаками тоже нет, что помогает избежать вырождения. Не имеют счета и не могут ему научиться по причине отсутствия в их картине мира необходимости считать: различают "один" и "больше"; не различают "целое" и "часть".

Считают сон смертельно опасным, потому спят мало и порционно - по полчаса через примерно каждые шесть часов бодрствования; самая распространенная формула прощания, вроде нашего "пока" - "не спи, кругом змеи". не делают припасов и часто не идут на охоту, даже когда голодны, предпочитая поболтать и посмеяться с друзьями. Смеются и улыбаются намного чаще нас с вами и в целом ощущают себя более счастливыми. Называют себя прямыми, в отличии от всех остальных "кривоголовых".

В их картине мира прошлое до воспоминаний старейшего человека в племени (около сорока пяти лет) и будущее отсутствуют как категории, есть "здесь" и "сейчас", а потому нет и космогонических мифов, и ни одному миссионеру не удалось обратить в христианство ни одного пираха, хотя попытки не прекращаются. Того, что не мог видеть ты сам, не существовало, Иисуса, Магомета, Будды не было, потому что нет человека,который мог бы сегодня свидетельствовать их деяния. Спасение души когда-то потом не занимает пираха, потому что будущее еще не наступило. Чего изначально нет у прямых людей, тому, стал-быть, у кривоголовых и учиться не стоит.

Антрополог, лингвист. миссионер Дэниэл Эверетт,проживший среди пираха в общей сложности больше семи лет, убежден, что причина кроется в языке. Язык пираха не знает рекурсии. объясняю кратко: это подмножество внутри множества; понятие, включающее в себя другое понятие или группу понятий; вложение в высказывание, содержащее внутри себя другое высказывание, часто автономное, но соединенное с основным явными или скрытыми связями причинности. Непонятно? Тогда так: "А это веселая птица синица, которая часто ворует пшеницу,которая в темном чулане хранится,в доме, который построил Джек". Вот этот стишок - пример высокой рекурсивности, у пираха все в точности наоборот.

Рассказ. которым пираха станет описывать происшествие прозвучит примерно так: Вот иду на охоту. Собака учуяла. Собака побежала туда. Эта она собака завизжала. Ягуар был там. Ягуар убил собаку. Я стрелял в ягуара. Этот он ягуар мертвый. нет не троглодиты и нет, не убожество. Язык, тяготеющий к простым конструкциям, музыкален и компенсирует синтаксическую малость тоновой передачей малейших оттенков значения. Кстати, женский и мужской языки пираха тоже имеют незначительные, но заметные фонетические отличия. а как вы думали, вода дырочку найдет и в любом внешнем примитиве все-таки уместится сложное, например за счет такого рода рекурсии, казалось бы, напрочь отрицаемой этим языком. Так что все-таки первично, язык или его носители? Курица или яйцо, материальное или идеальное?

С благодарностью Librevista

Источник

Комментарии


Если интересно, в Институте языкознания в свое время был организован круглый стол по этой книге: http://iling-ran.ru/main/news/170308_everett. Забавное наблюдение в выступлении Кибрика: «почему Эверетт говорит об отсутствии рекурсии? Она ведь в самом названии книги — просто синтаксически не выражена, что вполне нормально для разговорной речи: не спи, (потому что) кругом змеи».


Какая красота. Вот и по некоторым косвенным признаках склоняюсь к тому, что рекурсия есть (хотя кривыми путями и совсем не так изящно).
Посмотрю обсуждение, спасибо.


У меня есть большое подозрение, что рассказы о племени, которое не умеет считать, и о языке без рекурсии происходят из плохого уровня изучения этих людей.
Изучали пираха в основном миссионеры, а их первейшей задачей было спасти их заблудшие души. Ни одного исследователя без Библии в руках там никогда вроде бы не было. Как поняли, так и рассказали. А поняли-то плохо. Сильно сомневаюсь, например, что можно покупать порох и дробь у европейцев, не имея понятия о счёте.
И зря миссионеры не рассказали индейцам о Ветхом Завете. Он им наверняка понравился бы больше, чем Евангелие. Там, по крайней мере, ассортимент вариантов казни намного шире :)))


Напрасно вы так, Эверетт серьезный полевой исследователь. И он из тех очень немногих, кто овладел языком пираха.

Там есть забавный эпизод. когда к ставшим своего рода модным лингвистическим феноменом, пираха. во множестве устремились исследователи, один из них торжествующе сказал, что теперь может предъявить миру космогонический миф пираха. Вот, мол, запись, расшифровывай. Одному из индейцев поставили магнитофонную запись голоса Эверетта, который тот принял за разговор по рации, индейцы видели, как белые люди разговаривают. И тот в ответ на предложение рассказать о том, с чего пошел мир, начал говорить: Дэн, ты когда приедешь? У меня мука кончилась. У меня ребенок болеет. Привези лекарства. Так что в тот раз скептикам, желающим уесть Эверетта было обломись, но попытки не прекращаются.

А сам автор в эпилоге признается, что изверился и сложил с себя миссию. И для человека верующего признаться в отходе от конфессии почти так же тяжело, как гомосексуалисту признаться в своей перверсии. У него распалась семья и многое переменилось вследствие этого признания.


Может быть, Эверетт и великий исследователь, но я читал критику его работы с пираха. Деталей не помню, но критика была весьма убедительной.
Всегда полезен взгляд с противоположных сторон. Именно поэтому при защите диссертаций всегда присутствует оппонент, а при причислении человека к лику святых -- адвокат дьявола. Одного мнения самого Эверетта маловато :)


Я знаю о том, что Эверетт подвергался серьезной критике. Это нормально и вписывается в парадигму. А то, что такого рода дискуссии часто превращаются в коллективную травлю одного с сошкой многими с ложкой, тут уж дело десятое.


Мне показалось, что это нормальная научная дискуссия. Без неё наука не может работать :)


Хорошо. поверю вам, сама я пока не выбрала времени прочесть, да теперь уж и не стану,вы мне очень хорошо объяснили.


Сам вот еще не дошел, но рад что понравилось))


Тебе тоже понравится, не сомневаюсь.