Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

21 марта 2019 г. 11:25

512

4 Слово энта

Книги из серии ЖЗЛ редко бывают хорошими. И от того, что литературный истеблишмент регулярно отмечает беллетризованные биографии престижными премиями, лучше не становятся. За редкими исключениями (Данилкин с его врожденным умением держать дистанцию), автору не удается проскочить между сциллой восторженного преклонения перед героем и харибдой ернического запанибратства с ним. То и другое от неминуемой самоидентификации с предметом изображения. Невозможно не полюбить и не стремиться во всем оправдать того, кого очень хорошо знаешь; биограф отменно знаком с героем по определению; в замечательных людей харизма встроена изначально, не подпасть под обаяние сильной личности почти невозможно.

В свете этой особенности, от степени благоговейности отношение автора биографии к самому себе, будет зависеть взятый им с героем тон. Для Быкова, например, характерно внешне иронично-снисходительное отношение к собственному творчеству при истовом служении и глубочайшем внутреннем пиетете к нему, но в биографии Пастернака меня, читателя, оскорбила легковесная фамильярность - бросила читать с первой четверти, надолго отвратившись от писаний Дмитрия Львовича, лишь много позже сумела оценить масштаб его титанической работы. Прилепин к себе относится серьезно, книга о Леониде Леонове пронизана жемчужно-серым отсветом этой серьезности. Начало почти озадачивает, имеющий представление об уникальном прилепинском стиле, не узнает, где в этих обтекаемо-унифицированных гладких фразах любимого писателя. Со второй четверти понимаешь - все от осознания серьезности задачи, от опасения сделать неправильно: чересчур увлечься беллетризацией в ущерб фактологии или наоборот, пересушить, сделать одной из нечитаемых монографий, напрочь снивелировав элемент художественного.

До самого конца это останется добротной, в меру интересной биографией, которая даст исчерпывающее представление о перипетиях судьбы и творческого пути советского классика: обласканного, опального, гонимого, прощенного и вознесенного к высочайшему фавору, что не мешало ему и в самые лучезарные времена становиться объектом злобных нападок. Одного из основоположников мировой экологической литературы, это не оговорка, именно мировой - вот, когда сетующим на местечковость современной русской словесности неплохо бы вспомнить о незаслуженно забытых пророках в своем отечестве. Человека, всеми возможными способами избегавшего участия в травле собратьев по перу, во времена и в условиях, когда периодическое побивание камнями одного-двух себе подобных обрело статус ритуала (боже, только не меня!) Глубоко разочарованного в проекте "человек", чей уровень уважения к роду людскому отменно характеризует "человечина" - так он нас называет. Но нет, не по аналогии с бараниной, говядиной и свининой, скорее с древесиной, и в этом ярчайшее проявление глубокой экологичности леоновского миропонимания - поставить венец творенья на один уровень с растениями. Патриарха, до конца жизни продолжавшего с истовостью неофита трудиться над opus magnum своей жизни.

"Подельник эпохи" хорошая книга, но сейчас я хочу сказать о другом, за биографию Леонова Прилепин взялся по совету Дмитрия Быкова, чья теория творческих инкарнаций достаточно широко известна и как он все угадал! Потому что в этом случае, имеющий глаза, не может не видеть сходства между тем, кого описывают и тем, кто описывает. Тот же, достаточно ранний, взлет, оригинальность, собственный уникальный стиль, пристальное внимание к темам, далеким от магистрального направления и умение показать их значимость Та же обласканность властью предержащей на старте, попадание в кластер избранников, и (это будет позже) необъяснимая опала, травля. Вот честно, не читала "Письма товарищу Сталину" и не могу высказаться по его поводу сколько-нибудь определенно, но довольно того, что я знаю сложную, непрочитанную так, как она того заслуживает "Обитель", великий роман, который априори снимает с Прилепина любые упреки с латентном сталинизме, антисемитизме, ксенофобии и Бог знает в чем еще, в чем поспешила обвинить его либеральная общественность. Люди, склонные к буквализму, не готовы воспринять сложного и разветвленного. В этом смысле, может оно и к лучшему, что количество читателей "Обители" почти совпадает с числом прочитавших "Пирамиду" (я о настоящем чтении, не о ридерс-дайджест; говорю серьезно, потому что у законодательницы нынешних литературных мнений довелось видеть довольно плоское и однобокое суждение об "Обители").

Что ж, Евгений Николаевич, доброго вам пути по оврагам и буеракам судьбы творческого предшественника. Вы, как и он, совсем не мой писатель,. Не самая большая ваша поклонница, но я понимаю толк в книгах. Того, что вы сделали для судьбы нации "Обителью" невозможно переоценить. А ее не было бы, когда бы не "Пирамида" Земной поклон.

Ветка комментариев


А-а, ты все об Обители?
Теперь, по прошествии нескольких лет, я даже с большей уверенностью могу назвать этот роман великим. В добавление к бесспорным художественным достоинствам (книгу интересно читать, с русского на понятный), это еще мощнейший вклад в изживание коллективной травмы ХХ века.


Равным я с не меньшей уверенностью могу назвать этот роман вторичным.)))
А ты сама "Россию в концлагере" прочла?
Занимательности, познавательности и мыслей там заметно больше, чем у Прилепина, поверь.


По меньшей мере некорректно обвинять произведение во вторичности, не приводя возможных источников.

Солоневич не интересует. Лагерная проза, изданная общим тиражом 700 экземпляров и удостоившаяся двадцати трех отзывов на ЛЛ только потому, что наша с тобой общая знакомая затыкала ею прорехи в игровых заданиях, в бытность судьей, не интересна по определению.


Как это не приводя? Прилепин и не скрывает, что использовал Солоневича, у него он там даже в персонажах.
И "Россия в концлагере" это такая же лагерная проза как "Психолог в концлагере".


Использовать в качестве источника документальные материалы, равно как и художественные, нормальная практика серьезного подхода к делу (если только оно не ограничивается огульными обвинениями в адрес чего-то). Привлечение информации сторонних источников говорит не о вторичности, но о вдумчивой, скрупулезной работе с материалом. В неменьшей степени источником могла служить (и послужила) леоновская "Пирамида" и еще десятки, а может сотни книг. Живых свидетелей к 2014-му, сколько понимаю, немного осталось., а тех, что в здравом уме и трезвой памяти, того меньше.


Да, поработал хорошо, и написал хорошо, но от этого не легче. Я не увидел ничего интересного вне Солоневича. Но как ты правильно написала, для больших тиражей, читай масс самое то.)))


Солоневичем исчерпывается твое знакомство с темой Соловков? Я читала письма оттуда Павла Флоренского, серьезная книга, написанная человеком не в пример более масштабных дарований и значения, внутренняя структура соловецкого лагеря описана там довольно подробно, но знакомство с этим документальным источником лишь подчеркивает очевидность художественных достоинств. яркости и оригинальности "Обители"


Извини, а в чем оригинальность?


У меня в тексте выше есть ссылка на отзыв, в нем сказано больше, чем достаточно. Повторять не вижу смысла.


Ну не первый круг и не последний.)))


Да ты, я вижу, оптимист))


Да из тех, кто считает, что жизнь всегда наполовину полна.)))


И ты не одинок.
Жму вашу лапу, доблестный Черепах.


Так наполним стакан
Всем чем жизнь хороша
Где и страсти вулкан
И чем чем тешна душа