Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

21 марта 2019 г. 11:25

512

4 Слово энта

Книги из серии ЖЗЛ редко бывают хорошими. И от того, что литературный истеблишмент регулярно отмечает беллетризованные биографии престижными премиями, лучше не становятся. За редкими исключениями (Данилкин с его врожденным умением держать дистанцию), автору не удается проскочить между сциллой восторженного преклонения перед героем и харибдой ернического запанибратства с ним. То и другое от неминуемой самоидентификации с предметом изображения. Невозможно не полюбить и не стремиться во всем оправдать того, кого очень хорошо знаешь; биограф отменно знаком с героем по определению; в замечательных людей харизма встроена изначально, не подпасть под обаяние сильной личности почти невозможно.

В свете этой особенности, от степени благоговейности отношение автора биографии к самому себе, будет зависеть взятый им с героем тон. Для Быкова, например, характерно внешне иронично-снисходительное отношение к собственному творчеству при истовом служении и глубочайшем внутреннем пиетете к нему, но в биографии Пастернака меня, читателя, оскорбила легковесная фамильярность - бросила читать с первой четверти, надолго отвратившись от писаний Дмитрия Львовича, лишь много позже сумела оценить масштаб его титанической работы. Прилепин к себе относится серьезно, книга о Леониде Леонове пронизана жемчужно-серым отсветом этой серьезности. Начало почти озадачивает, имеющий представление об уникальном прилепинском стиле, не узнает, где в этих обтекаемо-унифицированных гладких фразах любимого писателя. Со второй четверти понимаешь - все от осознания серьезности задачи, от опасения сделать неправильно: чересчур увлечься беллетризацией в ущерб фактологии или наоборот, пересушить, сделать одной из нечитаемых монографий, напрочь снивелировав элемент художественного.

До самого конца это останется добротной, в меру интересной биографией, которая даст исчерпывающее представление о перипетиях судьбы и творческого пути советского классика: обласканного, опального, гонимого, прощенного и вознесенного к высочайшему фавору, что не мешало ему и в самые лучезарные времена становиться объектом злобных нападок. Одного из основоположников мировой экологической литературы, это не оговорка, именно мировой - вот, когда сетующим на местечковость современной русской словесности неплохо бы вспомнить о незаслуженно забытых пророках в своем отечестве. Человека, всеми возможными способами избегавшего участия в травле собратьев по перу, во времена и в условиях, когда периодическое побивание камнями одного-двух себе подобных обрело статус ритуала (боже, только не меня!) Глубоко разочарованного в проекте "человек", чей уровень уважения к роду людскому отменно характеризует "человечина" - так он нас называет. Но нет, не по аналогии с бараниной, говядиной и свининой, скорее с древесиной, и в этом ярчайшее проявление глубокой экологичности леоновского миропонимания - поставить венец творенья на один уровень с растениями. Патриарха, до конца жизни продолжавшего с истовостью неофита трудиться над opus magnum своей жизни.

"Подельник эпохи" хорошая книга, но сейчас я хочу сказать о другом, за биографию Леонова Прилепин взялся по совету Дмитрия Быкова, чья теория творческих инкарнаций достаточно широко известна и как он все угадал! Потому что в этом случае, имеющий глаза, не может не видеть сходства между тем, кого описывают и тем, кто описывает. Тот же, достаточно ранний, взлет, оригинальность, собственный уникальный стиль, пристальное внимание к темам, далеким от магистрального направления и умение показать их значимость Та же обласканность властью предержащей на старте, попадание в кластер избранников, и (это будет позже) необъяснимая опала, травля. Вот честно, не читала "Письма товарищу Сталину" и не могу высказаться по его поводу сколько-нибудь определенно, но довольно того, что я знаю сложную, непрочитанную так, как она того заслуживает "Обитель", великий роман, который априори снимает с Прилепина любые упреки с латентном сталинизме, антисемитизме, ксенофобии и Бог знает в чем еще, в чем поспешила обвинить его либеральная общественность. Люди, склонные к буквализму, не готовы воспринять сложного и разветвленного. В этом смысле, может оно и к лучшему, что количество читателей "Обители" почти совпадает с числом прочитавших "Пирамиду" (я о настоящем чтении, не о ридерс-дайджест; говорю серьезно, потому что у законодательницы нынешних литературных мнений довелось видеть довольно плоское и однобокое суждение об "Обители").

Что ж, Евгений Николаевич, доброго вам пути по оврагам и буеракам судьбы творческого предшественника. Вы, как и он, совсем не мой писатель,. Не самая большая ваша поклонница, но я понимаю толк в книгах. Того, что вы сделали для судьбы нации "Обителью" невозможно переоценить. А ее не было бы, когда бы не "Пирамида" Земной поклон.

Ветка комментариев


По меньшей мере некорректно обвинять произведение во вторичности, не приводя возможных источников.

Солоневич не интересует. Лагерная проза, изданная общим тиражом 700 экземпляров и удостоившаяся двадцати трех отзывов на ЛЛ только потому, что наша с тобой общая знакомая затыкала ею прорехи в игровых заданиях, в бытность судьей, не интересна по определению.


Как это не приводя? Прилепин и не скрывает, что использовал Солоневича, у него он там даже в персонажах.
И "Россия в концлагере" это такая же лагерная проза как "Психолог в концлагере".


Использовать в качестве источника документальные материалы, равно как и художественные, нормальная практика серьезного подхода к делу (если только оно не ограничивается огульными обвинениями в адрес чего-то). Привлечение информации сторонних источников говорит не о вторичности, но о вдумчивой, скрупулезной работе с материалом. В неменьшей степени источником могла служить (и послужила) леоновская "Пирамида" и еще десятки, а может сотни книг. Живых свидетелей к 2014-му, сколько понимаю, немного осталось., а тех, что в здравом уме и трезвой памяти, того меньше.


Да, поработал хорошо, и написал хорошо, но от этого не легче. Я не увидел ничего интересного вне Солоневича. Но как ты правильно написала, для больших тиражей, читай масс самое то.)))


Солоневичем исчерпывается твое знакомство с темой Соловков? Я читала письма оттуда Павла Флоренского, серьезная книга, написанная человеком не в пример более масштабных дарований и значения, внутренняя структура соловецкого лагеря описана там довольно подробно, но знакомство с этим документальным источником лишь подчеркивает очевидность художественных достоинств. яркости и оригинальности "Обители"


Извини, а в чем оригинальность?


У меня в тексте выше есть ссылка на отзыв, в нем сказано больше, чем достаточно. Повторять не вижу смысла.


Ну не первый круг и не последний.)))


Да ты, я вижу, оптимист))


Да из тех, кто считает, что жизнь всегда наполовину полна.)))


И ты не одинок.
Жму вашу лапу, доблестный Черепах.


Так наполним стакан
Всем чем жизнь хороша
Где и страсти вулкан
И чем чем тешна душа