Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

10 июня 2015 г. 06:35

310

5 Прощание с Рыбой

- Ты что-нибудь слышала о Прилепине?
- Даже читала.
- Какую книгу?
- "Обитель".
- Это что-то о чеченской войне?
- Нет, о Соловках.
- И?
- Не мое. Как в темноту погружаешься. Все ждешь просвета, а его нет. Темнее и темнее.


Беру. Смесь полного неприятия с болезненными уколами нежности абсолютного узнавания - первое в приоритете, после "Черной обезьяны". И не собиралась продолжать. Но как можно, дочь в шестнадцать прочла, а мне слабо? И помню визг вокруг этого романа. Отчего втемяшилось в голову, что о недавней войне? Не иначе, обрывок информации из биографии автора наложился на какую-то из рецензий, что краем глаза просматривала тогда. Я уже знаю, что по Солнцу он Рак, писатель с соединением Луны и Меркурия в Близнецах - хорошая способность переводить импульсы коллективного бессознательного на общедоступный язык, делать сакральное понятным, и еще - это понимание у женской аудитории (или у Внутренней Женщины, живущей в каждом).

А Венера во Льве, едва не стеллиума ждала в этом знаке, очень телесно, тактильно, осязаемо пишет, значит одна справилась. И Марс в Тельце, к таким грязная тяжелая работа сама льнет. Но они ее не боятся, могут делать. Терпеливо, хотя не быстро. С "Обителью" Солнце автора включается. Ты берешь книгу и спустя несколько секунд воды смыкаются над головой. Полное погружение. Никакого постепенного вхождения, никакого "пробовать ногой", ты там, внутри. И первое острое чувство уюта. Совершенно парадоксальное: нет и не может быть таких ощущений в чистилище, плавно переходящем в ад, о каком рассказывает этот человек. Однако же есть. Теплое мутное неприятно тесное убежище, утроба, обитель в значении "защита от мира". Как бы ни было скверно вонюче и скученно здесь, в наружном мире еще хуже.

Способность критического осмысления не вдруг возвращается. И вспоминаешь, что зарекалась четверть века назад (или чуть раньше) читать что бы то ни было на эту тему. Все, она закрыта для тебя "Крутым маршрутом" Евгении Гинзбург, книгой удивительно светлой, по диаметру к тому, о чем рассказывает. Хватит, ты наелась и объелась горечью тех лет и больше не хочешь. Да и не способен ни один из современников написать о таком. Но этот мальчик смог? Да потому что есть люди, в чью грудь бьется пепел Клааса. И куда им деваться? Только реагировать. Вот у Шарля де Костера, кстати, стеллиум как раз в огненном Льве, оттого и пепел бьется.

Летняя рачье-близнецово-львиная суть Прилепина проявит себя только с холодом. Он удивительно не дается писателю. Нет-нет, не подумайте худого, я целиком под очарованием его таланта и мастерства. И стилистически чистый восторг. Но мне не холодно от его холода, который должен бы сковывать и вымораживать в ледышку. А от влажного солоноватого тепла - да, совершенно аутентично. И рыбы, прилепинские рыбы - это отдельная песня, ах, была бы я литературоведом, написала бы исследование, посвященное рыбе в "Обители". О том, как безгласная из посылки, присланной мамой, становится средством коммуникации и налаживания мостов.

О том, как запах и вкус малосольной селедки вмещает всю чувственность на всех уровнях, сколько ее есть в мире. О тех, что босховыми чудовищами выпрыгивают изо рта и живота героев в массовом обращении на Секирке. И снова к холоду. Эта потрясающая сцена, для меня она стала кульминацией романа, как раз в момент, когда холод уже все живое должен выморозить в людях. а вот поди ж ты - влажное хлюпающее тепло обрушивается.

И что, наговорила тут семь верст до небёс, а о книге и не сказала ничего. Ну, потому что она огромная, колоссальная, она - целый мир и одной страничкой не опишешь всего. Стану возвращаться время от времени. Разными путями. Я только хочу сказать - это не темнота. И не свет. Это прощание с эпохой Рыб. Возможно, самое значительное из прощальных произведений.

Комментарии


Вы прочитали. А почему, как вы думаете, Прилепин главным героем сделал не самого симпатичного человека, не политзаключенного, не священнослужителя, безвинно пострадавшего, которому можно было бы безоговорочно сочувствовать? ГГ убийца, без смягчающих обстоятельств, плывет по течению, ни к кому не привязан, да и конец бесславный. И через судьбу такого человека, рассказана история этого злосчастного места.


А почему, как вы думаете, Прилепин главным героем сделал не самого симпатичного человека, не политзаключенного

Тому может быть масса причин:
- во первых, это совершенно в стиле Прилепина - выбирать именно таких центральных героев, так он делал практически во всех своих прпоизведениях, что его герои далеко не самые симпатичные люди.
- во вторых он попросту не мог выбрать политзаключенного или свещеннослужителя ибо не уха ни рыла в их особенностях мышления и взглядов, а писать о том, чего не знает Прилепин не привык. Тем более фантазировать и этим подставляться.
- в-третьих он безусловно глубоко проработал книгу о Соловках Солоневича, и возможно, просто его художественно повторил, а многое на на это указывает.

Я его выбор считаю оправданным и одобряю.


Я тоже не возражаю против выбора, просто размышляю на тему. Другие книги Прилепина не читала, кое-что листала, но не заинтересовало в свое время.
А почему вы думаете, что он не мог бы с таким же успехом проработать материалы по политзаключенным или священнослужителям? Ведь очевидно, что тема его волнует, с материалом работать умеет.
Да, вероятно, этот комплекс причин и есть. Даете пищу для размышления. Спасибо за разъяснения.


А почему вы думаете, что он не мог бы с таким же успехом проработать материалы по политзаключенным или священнослужителям?

Мир идей и способность к анализу - точно не сильная сторона Прилепина-писателя. Этого он никогда в своем творчестве не проявлял. Он превосходноеное зеркало (Помните Лев Толстой как зеркало русской революции? Или уже не застали?) В этом романе сильно вторичное, но для большинства современных читателей этого вполне достаточно, тем более он действительно доказал, что с материалом работает прекрасно. Но вот только достоверного материала то о том как тогда думали скажем репрессированные священнослужители я что-то и не припомню, не было у них возможности его оставить потомкам.
Если вам действительно интересно, почему "Обитель" не так уж и хороша, не сильно отличаясь от приключенческого романа с ужасами в антураже, гляньте "Россию в концлагере" вышеупомянутого Солоневича, которая выше прилепинсчкого романа на две головы. Во первых абсолютной аутентичностью, а во вторых предпринятыми, и довольно глубокими, попытками анализа, что у Прилепина отсутствует напрочь. Авантюрные составляющие кстати вполне сравнимы, хоть у Солоневича и докуцментальный труд. Вот секса там правда нет.)))


Спасибо за подробный ответ. Да, мне интересен первоисточник, раз он был. Для большинства читателей, к которым себя отношу, неизвестен роман "Россия в концлагере". Посмотрю. Хоть там секса и нет, ну так и быть, обойдусь. ))


Ну не совсем так прямо, чтобы первоисточник, но параллели просматриваются. Первоисточник был бы, если бы Прилепин построил роман на авантюре, которую провернул Солоневич в Соловках К чести Прилепина, он не только не скрывал ни капельки близость своего романа книге Солоневича, но и ввел его в свой роман в качестве второстепенного персонажа. Помните? Это когда ГГ подвизался на ниве физкультуры.
Это вам большое спасибо, что дали повод высказаться)))


Много интересного рассказали. Получается, Прилепин отдал дань старшему коллеге по цеху, введя его в роман. И это правильно.


А Прилепин ИМХО вообще правильный мужик.)))
Забавно, что сейчас он пошел по тому же пути: Солоневич успешно сбежав из СССР, ударился в политологию и написал несколько нечитабельных политологических книг, едва ли интересных современному читателю, Прилепин сейчас тоже сильно политизирпован, примкнув к крымнашевцам, за что терпит нападки и презрение либералов.


Мне понятно его стремление заниматься политикой, менять мир, стремиться улучшить жизнь. Опыт накопил, возраст подходящий, пришла пора делать дела. Кому, как не таким - умным, энергичным, с душой честной, правильным мужикам? Просто политика грязное дело, и всегда, будь тысячу раз прав иль виноват, найдутся противники и сторонники.
Очень нравится его отношение к женщине, к семье. Захожу на его сайт иногда, чтоб посмотреть фотографии. Правда хороши?
картинка Risha7


Вы позволите?
А это сколько-нибудь важно, на какие именно источники опирался автор, создавая произведение? То есть, важно кому-то, кроме литературоведов?

Помню, девочкой очень удивилась, узнав, что Гамлет основой имеет практически совпадающий по сюжету эпизод из хроник(?). Не помню уже, что в точности, но прочла. Всего только и помню. что прототип тамошнего Клавдия пытался определить степень здравомыслия пасынка, наблюдая за его поведением за столом: станет выковыривать кусочки мяса из зубов и съедать - точно с глузду съехал. Воспитанный аристократ, который комильфо, выковыряет и выбросит.


Ах, ну да, не дорассказала. Тамошний Гамлет узнал о коварных в отношении себя планов и мясо с зубочистки-то подъел. Перехитрил. Побрил брадобрея.


А это сколько-нибудь важно, на какие именно источники опирался автор, создавая произведение?

Для меня, читателя, совершенно нет, не важно в большинстве случаев. Но тут произведение историческое, да еще из истории моей страны, и мне интересно, что я читаю, фантастические измышления автора об эпохе отцов или дедов или роман, передающий дух и реалии этой эпохи. В случае "Обители" автор с задачей справился на отлично, за что ему честь и хвала.


А я очень много потеряю в ваших глазах, если скажу, что не видела последнего фильма Михалкова?

Скорее выиграете.))) Ибо цените свое время.
Мое амбициозное и неумеренное поглощение всего-что-на слуху лишь от избытка свободного времени.


Возможно, вы так отдыхаете? Я книгами.


Было бы мне от чего уставать)))


А это плохо?
Я не устаю, когда занимаюсь тем. что нравится. А от безделья всегда уставала сильно. Такой парадокс. У вас не то же?


ой, мамочки, представила господина Прилепина в виде Дульцинеи


Ой, не могу, смеюсь.)
"Обитель" не читала, но и пройти мимо не могла.


хорошая способность переводить импульсы коллективного бессознательного на общедоступный язык, делать сакральное понятным, и еще - это понимание у женской аудитории


Вот думаю, может, потому я его и не воспринимаю совсем, что у него кругом это самое коллективное бессознательное прет, причем агрессивно-мужское и довольно пакостное. А я слишком мало женщина, чтобы это оценить.


Сильно сказано! Но ведь и вправду у него именно так. Спасибо вам за формулировку.)))


Это другое, чем в "Саньке", "Обезьяне" или "Восьмерке". "Обитель" - вообще другое. Не женское и не мужское, человеческое.

Все, чем мир, молодой и богатый
Окружил человека, любя.
По старинному долгу солдата
Я обязан беречь от тебя




Даже в пекле надежда заводится,
Если в адские вхожа края
Матерь Божия, богородица,
Непорочная дева моя
...
И глядя, как кричит и колотится
Оголтелое это зверье
Я скажу: Ты права, Богородица
Да прославится имя твое"


Я поверил, что сердце -
Глубокий колодец свободы.
Но в глубоких колодцах
Вода тяжела и черна.
Я готов дожидаться,
Мучительно плещутся воды.
Я бадью опускаю
До самого темного дна.

Как удачно, что нашла по ссылке эту давнюю рецензию. Как раз недавно прочла Обитель и пребываю под большим впечатлением, а также в легком недоумении от рецензий большинства критиков.
Опять нахожу у вас созвучное мнение и интереснейший анализ.


Приятно совпасть во мнении. "Обитель" великая книга.