Больше рецензий

17 марта 2019 г. 23:23

5K

5 Цифровая диктатура

Математическое мышление возведено до грани эстетического искусства, у которого сильно страдает перфекционизм, когда по одной улице все вместе ходят машины, люди и собаки. Перфекционизм, доведенный до одержимости, а потому уже теряющий свои эстетические черты, которые главный герой ему вначале приписывает.

«В моих глазах, в моих бровях странный ИКС. И я не могу его понять, дать ему цифровое выражение» — говорит главный герой. Его внутренним монологом автор нам демонстрирует глубоко математический подход исследования своих мыслей, но не гуманитарно-философский. Получается, что в государстве того будущего гуманитарные науки были отторгнуты в пользу математических? Чтобы математическое цифровое мышление владело нами везде и всюду? Чтобы даже наша поэзия была математической?

Идеал того общества будущего, которое описывает Замятин, в психиатрической терминологии называется навязчивой бредовой параноидальной идеей, которая заключается в стремлении вогнать всё-всё-всё в формулу одного-единственного и уникального математического уравнения. Люди того общества воспринимают мир через призму алгебраических и геометрических абстракций как живое существо, возвеличивая его жизнь. Это - настоящий культ.

Люди, населяющее это общество, считают что они достигли целей гуманизма в свою цифровую эпоху. Но в этом цифровом гуманизме они растеряли людские качества. Так чего эти люди в итоге больше достигли — решения противоречий людского существования или гуманизма? И равенство... Вот это равенство! Именно из-за неопределённости в ответе на этот вопрос равенство стало настолько запредельным, что оно достигло тошнотворной банальности. Эстетика математической цифры проповедуется в ущерб гуманитарной эстетике с целью её вытеснить последнюю.

Главный герой в течение сюжета пережил огромные перемены внутри себя: сначала он как конформист говорил «мы»; потом как бунтарь говорил «я»; затем как человек, исследовавший себя изнутри, снова начал говорить «мы» (применительно к «И»). Также поднимается в ходе повествования очень тонкая на самом деле грань между «свободой» и «заключением». Для разных человека в одно и то же время могут быть и тем, и другим.

Больше в этом романе запоминаются поднятые в нем глубокие философские вопросы (которые в своих рассуждениях выводит главный герой), чем сам сюжет. А также рассуждения о религии, поэзии и науке. На самом деле у романа очень и очень широкий публицистический охват. Лично я такой охват в рамках одного романа встретил впервые, и это произвело на меня неизгладимое впечатление «гигантизмом мысли» автора. В этом - очевидно - прелесть не столько одного этого романа, сколько русской классики вообще. Этим русская классика отличается от зарубежной. И может эта прелесть особенно замечательна тем, что она выходит такой спонтанной при написании романа?.. Потому что эта прелесть выскакивает, когда писатель пишет «по инерции»?..

На мой взгляд, недостатком является следующее. Сюжет в романе либо слишком мистичен, либо слишком абсурден. Как их («Д» и «И») за самые разные нарушения законов того общества до сих пор не арестовали и прилюдно не казнили? Даже после беспорядков из-за «И» на стадионе! Вот именно здесь - заикнёшься и не скажешь сразу - полный ли там «тоталитаризм» или нет? Или это просто логический огрех, который писатель допустил поневоле?

Цифровая община в стенах представляет собой религию поклонения Цифре. Зелёная община за стенами — тоже не менее религиозная: она поклоняется образу юноши по имени «Мефи». Обе общины схожи тем, что у обеих есть культ. Вопрос только в том состоит: у какой из этих двух общин идеология тонет в большей шизофрении?

Революция с захватом интеграла... Та, революция, которую нам показывает Замятин, есть истинная революция, несущая в себе коренной перелом общественного бытия, а не такая, какую мы видим во всём мире, тайно затеянных под руководством США — «цветную», «оранжевую».

Их предки верно поступили, что отвоевали в 200-летней войне свой идеал общества с цифровым будущим, какой после победы воплотили. В одном только они ошиблись — они посчитали себя за самое последнее число в математике. Нет последнего числа!..
Главный постулат любого («тоталитарного»?..) государства-партократа (неважно: в Цифре ли заключается его гос-религия [или идеология] или в зелёном «Мефи»), какой бы идеологией оно не горело, — в том, что у людей не должно быть фантазии и они должны стать механизмами, не имеющими мечтаний и не желающими перемен к чему-то новому. И они могут стать либо этакими «зелёными» старообрядческими механизмами, либо цифровыми и оцифрованными.

Исходя из сказанного о последнем математическом числе меня натолкнуло и на следующую мысль. Заранее извинюсь перед теми, кто посчитает, что я грубо перехожу от литературного анализа уже к политике. Сама мысль такова: мне пришёл в голову коммунизм. А коммунизм — это не вершина, которая - когда будет достигнута - должна вечно таковой вершиной и оставаться. Наоборот же! Это будет новая точка отсчета, откуда будет совершаться прыжок на новые вершины!.. И поэтому те, кто занимается фетишизацией коммунизма, на самом деле находятся от него дальше тех, кто его яростно критикует и пытается опровергнуть.

В этом романе поднимается очень важный философский вопрос: «Веришь ли ты в то, что знаешь?». Вопрос, фундаментально опровергающий достаточность обладания одним только знанием, сколь избыточным оно бы ни было, ведь оно ещё не способно сделать человека счастливым. И что это знание без какого-то внутреннего, не описываемого словами, чувства будет таким же сухим, как расфетишированная цифра в идеологии «Единого Государства».

Сейчас это особенно ярко доказывается в ту эпоху, в которой мы живём. В эпоху информационного перегруза личности, информационного подавления. Какая бы ни была идея, но если на ней сконцентрировано умственное помешательство, то это не сочувствие идее. Это просто впадение в уход от реальности.

Георгий Тюрин

Рецензия написана в ходе подготовки к обсуждению произведения на встрече новочеркасского литклуба "ИКАР"

https://www.livelib.ru/group/480-literaturnyj-klub-ikar-novocherkassk

Источник