Больше рецензий

9 марта 2019 г. 10:53

3K

5 Не корень из минус единицы, а роман, заставляющий задуматься.

Первая книга, написанная в жанре “антиутопия”, вдохновившая Оруэлла на написание шедеврального романа “1984”. Книга была запрещена в советский период. Стоимость в “Читай-городе” – всего-навсего 162 рубля. Не знаю насчёт Вас, но лично я пгосто-таки не мог пгойти мимо.
И знаете, покупкой доволен точно, а вот самой книгой – ещё больше. Такая добротая, мощная, оглушающая, аки артисты в подземных переходах, антиутопия, показывающая общество, так лелеемое всякими там бабувистами да эгалитаристами. Говорят, сначала нужно читать Замятина, а не Оруэлла: иначе не зацепит. Ничего подобного. Так вышло, что первой мне под руку подвернулась “1984”, потому что про неё трубят из каждой дырки в раковине. Да, понравилось, да, крутяк крутяцкий, но это никоим образом не перечёркивает того, что и “Мы” мне пришлось по душе. Несмотря на то, что Оруэлла воодушевило Замятинское творение, романы, как по мне, вышли уж точно не одинаковыми, как принято считать; хоть шампур взят один и тот же, шашлыки нанизаны разные. Как минимум главные герои: Д-503, может, и странен, но интересен, ведь его привлекает многое, чувства ему не чужды, да и мышление у него очень специфичное; а вот Уинстон Смит – просто мужик, брызжущий слюной на всё происходящее вокруг, но ничего не предпринимающий, а на уме у него и вовсе только одно: секс; долой Старшего Брата; трахаться; свергнуть деспота; засадить бы Джулии; плохое нынче время: кругом дебилы, а Старшего Брата гнать в шею! Впрочем, вернёмся к нашим баранам.
Книга Замятина хороша и продумана не только с точки зрения сюжета, но и языка. Всё произведение – это дневник главного героя: Д-503, строителя “Интеграла”. Он просто конспектирует всё произошедшее с ним за день, делится мыслишками по поводу этого, ведёт диалог с читателем, а если что неясно – поясняет в сносках. Ещё, кстати, искренне жалеет нас, о чём неоднократно говорит. Как я писал, здесь не привычные главы/части, а записи-конспекты с причудливыми названиями из трёх слов/словосочетаний. Например, вот Вам название первой записи: “Запись 1-я. Конспект: ОБЪЯВЛЕНИЕ. МУДРЕЙШАЯ ИЗ ЛИНИЙ. ПОЭМА”. Сначала я удивился, посчитав, мол, потом изменится, а енто – шутейка обыкновенная. Ан нет. Вот 2-я: “Запись 2-я. Конспект: БАЛЕТ. КВАДРАТНАЯ ГАРМОНИЯ. ИКС”. ГГ сразу же признаётся: “Я, Д-503, строитель “Интеграла”, - я только один из математиков Единого Государства. Моё привычное к цифрам перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю – точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это “МЫ” будет заглавием моих записей). И да, так и есть: Д-503 всего лишь записывает то, что видит и думает. Получаются куцые, неоконченные предложения, обрывающиеся фразы – видно: эмоции хлещут через край, бьют ключом, но слов у строителя для их выражения не хватает.

Вдруг крылья цепи, справа и слева, быстро загнулись – и нас – всё быстрее – как тяжёлая машина под гору – обжали кольцом – и к разинутым дверям, в дверь, внутрь…

Или вот ещё:

Откуда-то на миг в глаза мне – двоякоизогнутое, как буква S, тело, прозрачные крылья-уши – и уж его нет, сквозь землю – и я, один – среди секундных рук, ног – бегу…

Мир, в котором живут “ОНИ”, поистине жуток:
Во-первых, все дома прозрачные, из стекла. Не люблю, когда на меня пристально смотрит даже ОДИН человек, а тут, на виду у ВСЕХ…
Во-вторых, здесь строгий и общий для всех распорядок дня, нет ни одной нерасписанной минуты. В 5, 6 или 7 классе, помнится, нам задали прожить неделю, составив распорядок дня по часам и следуя ему – в первый же день всё ухнуло.
В-третьих, нет места для личности, она сведена к нумеру, а любое проявление признаков личности приравнивается к диссидентству и наказывается. Я только в Ремарковской “Искре жизни” видел номера вместо имени-фамилии, и то не у всех, и там о другом.
В-четвёртых, если человеку стрельнет в голову с кем-либо остаться наедине, то он должен взять талон на него, потом прийти с талоном и задвинуть шторы на сорок минут; ограничений нет. Представляете, Борат бы смог-таки взять талончик на Памеллу Андерсон.
В-пятых, душа и фантазия – это опасные болезни, а сон – тоже болезненное состояние, которого люди боятся как огня. Хух, теперь можно с чистым сердцем говорить всем, что любые сны – признак болезни, а не только мои наркоманские.
В-шестых, там, как в мире Хаксли, нет родителей: всех новорождённых сразу отдают на воспитание государству. Это называется детоводство. ГГ говорит, что мы странные, поскольку у нас есть и садоводство, и скотоводство, и коневодство, а детоводства по каким-то причинам нет.
Д-503 воспевает математику; она – его богиня. Он видит красоту в одинаковости общества, в котором живёт, в стройности и незыблемости таблицы умножения (не ошибаются только две вещи: смерть и таблица умножения), в тотальной несвободе, полном подчинении государству. Это заметно по его мышлению и лексике: частые сравнения с математическими значениями, алгебраическими функциями, неизвестными значениями. “Бег на месте – три, четыре. Красота среди бегущих: первых нет и отстающих”. Единственное, за что корит себя – волосатые руки. Ну, и классика жанра: потом Д-503 встречает женщину, меняющую его мировоззрение, да. Концовка, конечно, предсказуемая, но хорошая, не размытая. Все без исключения тут счастливы и готовы вечно целовать пятки и отдавать жизнь за Благодетеля. Хвала Благодетелю.
Когда у меня попросят совет по выбору книги для прочтения – предложу Замятина.
Запись 228. Конспект: “БОРОДА. КОРЕНЬ ЖЕНЬШЕНЯ. ТАК НИЗЯ”. картинка ShebchukPhotogenic