Больше рецензий

7 января 2019 г. 20:29

6K

4 Все время в гору и в компании демонов.

Признаюсь, после прочтения Безобразной герцогини Маргариты Маульташ, за эту книгу принималась без энтузиазма и тем большим было мое изумления от того, что роман об испанском художнике мне понравился. Полноте, да тот ли это Фейхтвангер, который при знакомстве бросил меня барахтаться в море незнакомых имен и мест? Тот же, только в этот раз и автор никуда не спешит и я лучше ориентируюсь в описываемых событиях. Так что роман воспринимался поэтично, увлекательно и романтично. А я лишний раз убедилась в том, что все познается в сравнении и всегда надо давать автору второй шанс, не судить по одной книге.

Знакомство с жизнеописанием Франсиско Гойи, вопреки названию, не обернулось тяжким путем. Наоборот, читалось с наслаждением и, несмотря на размеры, интерес удалось сохранить до последней страницы. К сюжету. К героям. К стилизации. Я не настаиваю на том, что угадала верно, но чудилось мне - автор при создании данной книги вдохновлялся классической испанской литературой периода расцвета. Немного озорного авантюризма Лопе де Веги, немного романтизма и горькой иронии Сервантеса. Богатая палитра персонажей - от идеалистов до пройдох, от ведьм до самоотверженно любящих.

Просто залежи ярких характеров! Одна своевольная красавица герцогиня Альба чего стоит. Всю жизнь ее подлинное лицо не давалось живописцу. Только решит Гойя, что понял ее суть, как она являет свой новый лик. Легко ей ускользать от пытливого взгляда, коль скоро у нее тридцать одно имя и у каждого имени - свое лицо. Я раньше не знала, почему в Испании не принято экономить на именах, но Фейхтвангер все доходчиво объяснил

Идальго имели право на шесть имен, гранды — на двенадцать, гранды первого ранга не были ограничены в количестве имен. Носить много имен было хорошо; это значило пользоваться заступничеством многих святых.
А какие люд рядом с герцогиней - муж, врач, любовники, соперница, дуэнья. Одни другого интереснее. Свекровь и вовсе удивила, оказавшись (пусть и до поры) редчайшей доброты человеком. С пониманием относящаяся к дерзким причудам невестки на том основании, что и сама была молода, любила пошалить. Обычно встречаешь иной подход - старики осуждают молодежь из-за того, в чем были грешны, а тут такая мудрость и благожелательное понимание. "Высокие, высокие отношения!" Пепа стремится быть похожей на чеховскую Душечку, заявляя оставившему ее Франсиско
Когда был жив мой покойный Фелипе и во времена адмирала меня интересовал флот. Когда моим другом были вы — живопись
Пусть это стремление не идет дальше слов и вызвано хладнокровным коварством расчетливого человека, своеобразного шарма характеру это добавляет. Автор щедр к своим героям, главным и второстепенным. Он рассказывает обо всех сторонах персонажей - и светлых, и темных, делая их максимально реалистичными, полными противоречивых свойств. И в первую очередь это относится к главному герою книги
Он мог подняться в чистую, небесную высь и погрузиться в грязную трясину. Он испытывал чистый и светлый восторг перед волшебным созвучием красок и тут же отбрасывал кисть, даже не вымыв ее, и шел утолять вожделение в объятиях потаскухи. Так уж устроен человек. Он жрет олья подрида и восхищается Веласкесом, горит огнем вдохновения и валяется в грязной постели уличной девки, которой платит за любовь пять реалов, рисует адских духов и обдумывает, как бы содрать с Давила на тысячу реалов больше за портрет.
Увлекательной показалась мне и картина мира, показанная Фейхтвангером. Эпоха перемен, когда пережив ураган революции во Франции, народы от бурь, которые принесла свобода, спешили укрыться в тихой пристани признанных авторитетов и послушания. Естественно безуспешно. Полный возврат был невозможен. Все уже подвергнуто сомнению - привилегии, абсолютизм, божественное происхождение власти, классовые различия, преимущественные права церкви и дворянства. И хотя провозвестников нового встречали в штыки, осмеивали, бросали в тюрьмы
немногие одаренные шли вперед, правда, неприметными шагами, прибегая ко всяческим уловкам, соглашаясь на всяческие жертвы, и они тащили за собой и хоть чуточку подтягивали вперед всю массу.
Также в этой книге в меру интриг и любовных перипетий, национального колорита и путешествий. История создания многих полотен Гойи и извилистый путь к пониманию того, должен ли художник чураться политики. Хорошая книга - яркая и познавательная!

Книга прочитана в рамках игры Русское лото.

Ветка комментариев


Ну и то хлеб)