Больше рецензий

26 сентября 2018 г. 00:09

981

3

Эта книга – настоящее чудовище Франкенштейна. Книга слеплена из кусков текста, не имеющих между собой ничего общего, кроме того, что повествуют они о Стамбуле. То это история о маленьком турецком мальчике, то вырезки из газет разных лет издания, то пересказ биографий писателей и художников, то размышления о рисовании и онанизме в жизни автора. Я так и не поняла в чем была необходимость так подробно раскрывать последнюю из тем. Эта информация должна была как-то приблизить меня к пониманию духа города?
Автор долго и муторно растекается по страницам мыслью, что Стамбул изображали в своем творчестве, в основном, западные писатели и художники, и что из произведений турецких авторов мы практически ничего не можем узнать о жизни города. Ирония в том, что из книги господина Памука мы тоже ничего не можем узнать о жизни города. Орхан Памук перечисляет много мест в Стамбуле, о которых толком ничего не рассказывает, концентрируясь исключительно на печали и черно-белой картинке. Поэтому с районами и улицами города не возникает никаких ассоциаций, и их названия ускользают из головы как же легко, как там оказались.
Все, что рассказано Памуком о Стамбуле вполне укладывается в его мысль:

«У города нет иного центра, кроме нас самих.»

Только поэтому Стамбул получился у него меланхоличным и черно-белым. И дело тут не в общем настроении горожан, как пытается представить это автор. Сильно сомневаюсь, что он вообще знаком с мировосприятием людей вне своей классовой прослойки.
Впрочем, не скажу, что книга однозначно плоха. Понравились главы, где можно подсмотреть быт семьи; узнать, как проходили уроки в турецкой школе; интересно рассказано про религию и богачей. Очень забавно читать вырезки из газет. И трогательно изображена история первой любви.
В остальном же я практически продиралась через текст, местами в обнимку с википедией.
Поэтому ставлю книге три звезды: вроде бы автор старался, проделал аналитическую работу, изучал творчество и биографии писателей и художников, так или иначе связанных со Стамбулом. С другой стороны, как-то не вяжутся в рамках одного произведения слишком личные мемуары и нудноватое введение в турецкое искусствоведение.
P.S. Спойлер для тех кто не бывал в Стамбуле: город в реальности намного живее, веселее и ярче, чем изображено в книге. Чтобы увидеть его меланхоличным, надо постараться.