Больше рецензий

dirty_johnny

Эксперт

Наибанальнейший графоман

29 августа 2018 г. 00:15

3K

0.5 Из серии «Поиск волшебной кнопки»

Как ко мне попала эта книга? Конечно, случайно. Пффф! Еще бы я стал покупать такое.

История такая - май 2013. Поезд Минск-Москва, 4 человека в купе – украинец (западный, судя по всему – всю дорогу делал вид, что спит и с нами в контакт не вступал (телевизор не смотрю, западные украинцы всегда были своеобразными – это мои личные впечатления от поездок); а может парень просто хотел поспать – не суть) на верхней полке и мы, три алкаша: – молодая белоруска; - москвич, начальник какого-то отдела в Сбербанке и я, человек сомнительной этнической принадлежности). Поезд в ночь. Водка, пиво, покупка закуски у бабулек на станциях, горячие споры обо всем. Разговор зашел про менеджмент в России, про продажи, в частности. Сбербанковец в разгар спора извлек из сумки книгу и вручил мне в качестве аргумента. Детали тогдашнего спора уже выветрились из памяти.

Дома, через несколько дней, я ее открыл – на развороте ласково улыбался Герман Греф. Что-то там вступительное было от него. Ну, думаю, раз чиновник, посаженный сверху, это рекомендует – значит, говно стопроцентно. Это ведь не бизнесмен, поднимавший бизнес своими силами, пусть хотя бы и на пустом легком рынке 90-х. И уж тем более не успешный управленец высококонкурентного насыщенного рынка …надцатых Тем не менее, я прочел пару десятков страниц. Чувствую, какая-то муть и забросил. И правильно, черт побери, тогда сделал!

Второй подход произошел через пять лет – решил добить-таки «Капитал Маркса», осилить оставшиеся два тома + наконец-то дочитать смитовские Богатства наций. До кучи и Голдратта (конечно его рядом даже мысли нет ставить!).

Боже. Я в шоке. Я знаю, что 95 (по моим меркам 99) % людей - клинические дебилы, которые лучше умрут, но думать не станут, но тут просто вообще – нет слов…
Бл…дь! Очередной «гуру».

Смотрю и поражаюсь. Господи, люди, да снимите наконец очки, шоры , что у вас там? Король то голый! Неужели и правда вокруг столько дураков?

Черт бы вас побрал! Вот волосы на ногах видны, вот, простите, писька, ничем неприкрытая, болтается. Какие нафиг ультрасовременные сверхпрозрачные графеновые трубочные материалы?!! Г О Л Ы Й!
И точка.

Я понимаю, простые люди, которые не видели производства – им простительно. Работая в офисе, я знаю по опыту, что люди просто не понимают, что такое производство и абсолютно себе это не представляют. Я с этим постоянно сталкивался и сталкиваюсь.

Если без эмоций – о самой книге и содержимом. Единственный интересный момент – это показ (правда, не знаю, насколько он достоверен) академической среды в штатах. Конкретно – преподавателей бизнес-школ. То же MBA.

Все – дальше – полный провал.

Голдратт этот – ни разу не мыслитель, ни разу не настоящий исследователь, абсолютно нихрена не понимал в производстве. Это тезис.

Теперь подтверждение.

Голдратт пишет (устами своих героев) – бла бла бла…! статистически обоснованный принцип Парето (бедный Вильфредо!)» – все. Книгу можно закрывать. Автор – профан.

Какой на…р статистически обоснованный принцип Парето?!! 80/20?! Да нигде это соотношение не наблюдается. Какое статистическое обоснование, Голдратт? О чем ты? Одумайся (и покайся, грешник!).
Никакого принципа Парето сам Парето не создавал, придумал его кто-то из ушлых американцев уже после смерти бедного Вильфредо. И никаких 80/20 ни в одной области нет. Никакого статистического обоснования это не имеет. А сам принцип – большая часть усилий впустую – тривиальное, наибанальнейшее утверждение.

Идем дальше – это набившее оскомину «узкое горлышко» на производстве. Я работал на 5 или 6 производствах в разных качествах в разных городах – черная металлургия, тяжелое машиностроение, радиоэлектроника, пищевая упаковка, игровое оборудование – еще штук 20-30 (а то и все 50) предприятий почти по всей России посетил (кроме Дальнего Востока) – птицефабрики, мясокомбинаты, пекарни, заводы. Нигде, нигде нет такой проблемы! Такая проблема может быть только в офисе, когда какой-нибудь юрист или тупой ген. дир не может делегировать полномочия подписывать даже копеечные договора тому же ком. или фин. директору в свое отсутствие.

Да если заводское г будет кто-то брать больше чем его могут накатать станки имеющиеся – тут же докупят любое звено! Нет такой проблемы, произвести больше. Есть проблема сбыта.

И вообще – ничего нового здесь Голдратт не нашел – в бизнес-анализе это называется проблемой разрыва, к примеру.

Голдратт - дилетант и просто какой-то недалекий человек.

Он приводит (устами своего героя) пример с У-2 – мол, проект завершился в рекордно короткие сроки.
Откуда ты знаешь, что он завершился в рекордно короткие сроки? Это ведь сверхсекретный самолет. Кто и когда его там начал разрабатывать – тайна, покрытая мраком. Даже если ЦРУ/ Национальное агентство безопасности (или кто там курирует такие проекты) откроет свои архивы – где гарантии, что где-то там не затерялся еще один сверхсекретный документ, согласно которому этот самолет еще Линкольн планировал построить! Это ведь не публичная компания, торгующаяся на бирже! Это оборонные ведомства. Понимать надо такие вещи.

Голдратт упорно не хочет фиксировать внимание на проблеме качества самого менеджмента

Вот он пишет – есть некий Дон. Этому Дону чуть больше 30 и он супер-пупер-бизнесмен и супер-спец. Ок.
Супер спец. покупает сталелитейный завод, притом убыточный. Ни хрена не понимая в стали. Вообще. Книга написана в 1997 году. Там заводы-то в США сталелитейные к этому моменту остались вообще?

Причем, ладно бы этот Дон, как Гордон Гекко, собирался заниматься ликвидацией – тогда ок. Но Дон собирается сделать завод прибыльным. И ему это удается-таки (правда, в мечтах Голдратта только)!

По-моему – один из отличных примеров дилетантизма автора. Завод может иметь 1000 проблем – исчерпали сырьевую базу – уголь/сырье возить невыгодно стало издалека/оборудование износилось/издержки в условиях открытой конкуренции не дают выйти в плюс (китайцы/ русские продают по ценам, которые для американцев демпинговые) в принципе нерешаемых. Но Дон же умник – он все «сделает» как надо. Об этом чуть позже.

Еще один пример – профессор с учениками МБА обсуждает проект в Малайзии. Выясняется, что менеджмент компании заставил исполнителей по проекту работать с ненадежными поставщиками ради дешевизны, даже зная об их ненадежности (!), при этом этот менеджмент навязал заведомо нереалистичный график(!!!) – прям в книге об этом говорится устами героев.

Ну так вот оно – разбери этот кейс! Ты же сам его озвучил. Процентов 50 всех проблем из-за бестолкового владельца капитала/ менеджмента, который он нанимает и который некомпетентно принимает неэффективные решения!

Ну как же. Держите карман шире! Разве он скажет, что нужно было такому менеджменту/ таким владельцам компании по одному месту (а лучше по двум) настучать? Кто будет тогда покупать его книги/ нанимать его консультантом?

Третий пример – в завязке книги.

Вот у компании проблемы – разрабатывают модем 2 года, а выпускать нужно каждые полгода. Вопрос – рано или поздно сядем в лужу, что делать?

А может быть, попытаться сделать не говно очередное, а что-то действительно стоящее? Может тогда и не нужно будет выпускать каждые полгода новое – а продавать уже созданное несколько лет? Хотя бы поставить вопрос таким образом! И снова – нет.

Здесь хороший пример с Windows XP. XP выпустили в 2001 или 2000, не помню уже. И она оказалась насколько простой и удобной, что пользователи не захотели переходить ни на Висту, ни на 7-ку. Зачем? Смысл? К примеру, я в прошлом году купил себе Windows 8.1 на desktop, при том, что 10-ка уже два года как вышла. Но зачем мне дерьмовая 10-тка?

Зачем выпускать дерьмовые модемы каждые полгода?! А?

Голдратт несет откровенную чушь

К примеру – профессор спрашивает на занятии у «производственников» - «как вы оцениваете время по проекту». Тут начинается цирк. «Мы спрашиваем специалистов, сколько занимает та или иная работа». Смех, да и только. Да никто никогда не спрашивает электрика, сколько займет монтаж той или иной панели. Планы рисуются от балды менеджментом, который эту панель отродясь в своей жизни не видел. Я это видел своими глазами столько раз. Спрашиваю очередного «управленца» на совещании – почему ты решил, что набор инструкций по этому сегменту ПО можно написать за такое-то время. Ответ – «нуу…потому что». Я говорю – я работал техническим писателем, писал инструкции – вот выкладки – это столько-то времени, это столько-то времени. На меня смотрят тупыми глазами. Занавес. Он осознал, что давал оценку от балды? Ага, щас.
Какие там 200% подстраховки закладывет тот или иной специалист. Голдратт, о чем ты? Господи. Что за чушь. Да я в проектах как норму рассматриваю, если менеджмент/ собственник предприятия хотя бы в два раза от реальных сроки занижает. Часто вообще озвучиваются сроки в 4-5 раз меньше необходимых. Из-за дилетантизма и полного незнания процессов. Ну и алчность, конечно, куда без нее.

Сферические кони в вакууме

Когда автор начинает рассуждать о технологических процессах – просто уши вянут.
Все знают анекдот про сферических коней в вакууме?

Голдратт постоянно использует этих сферических коней. Все физические процессы он описывает легко и просто цифровыми аналогиями.

К примеру – реальный процесс имеет старт, разгон, рабочий участок, спад и остановку. В зависимости от марки станка/ конвейера/ времени работы (цикла) еще чего угодно, этот рабочий участок может быть и 80% и 30%.

Есть красящий станок конвеерный. Загрузили краску, загрузили банки/ стаканчики/ etc. запустили. Из 1000 банок 50 первых окрасилось плохо, 900 окрасили как нужно, 50 – одна из красок кончилась раньше времени. Бывает такое. Итого – 10% в брак. Технология такая. У Голдрата все с легкой руки – 100%. А ведь бывают заказы как на 10 000, так и на 300 единиц (условных) – и в каждом случае станок будет в брак отправлять разное количество. Здесь нужно не только методы управления, тут нужно перестраивать саму систему взаимодействия с клиентом, к примеру, выбивая заказы больших партий etc.

Станок начал резать лист 800*1500, тут же он у него режется 800*1000, без остановки стана. Это где такое в реальности может быть?

Этот как рассматривать движение автомобиля без учета участков разгона и торможения. Едешь себе на 120 – раз, повернул на 90% направо и дальше поехал, не снижая скорости.

Сферические кони в вакууме.

Или описывает автор проблемы купленного супербизнесменом Доном сталетитейного прозводства.
Склад забит ржавой продукцией. Автор, ты в курсе, что есть процесс легирования, протравливание, термическая обработка? Никто чистое железо не катает.

Или – «склады были забиты, потому что использовалось старое ПО 70-х годов». Чувак, набивший всем оскомину, но дико популярный уже много лет SAP берет свои корни как раз в 70-х. Что 1С, что другие ERP системы – это наборы таблиц с небольшими вариациями. Считать, что использование той или иной системы ERP может забить склад ненужной продукцией может только дурак. А до компьютеров как складами управляли? Вспоминается Бад Фокс из Уолл Стритт 1987 года – «Мы внедрим везде компьютеры, и авиалиния станет прибыльной». Смех, да и только.

Читаю, читаю это говно, и вдруг до меня дошло – ба! Да это же поиск «волшебной кнопки»! Из серии – «как каждый день менять королев красоты как перчатки, будучи безработным алкашом на пособии» или «как заработать миллиард, не поднимая задницу с дивана».

В книге этот «Дон» внедряет на заводе «революционный методы управления (за авторством Голдратта, есс-но)» и все сразу начинает работать – сталелитейный завод стал приносить прибыль вместо убытков. Причем автор подчеркивает – что Дон никого не уволил, никого не сократил. Чудо, не иначе.

Т.е. вчера мы перекладывали красные бумажки из белой коробки в оранжевую, сегодня стали из синей в желтую и все! Эврика – нашлись новые клиенты (откуда, интересно, им взяться на насыщенном рынке?), рабочие добровольно согласились урезать себе зарплаты, директора добровольно отказались вводить липовые должности вице-президентов для своих детей и т.д. и т.п. – наступило счастье.

Смех, да и только. Это даже наивным назвать нельзя. Это идиотизм чистой воды. Какой-нибудь производственник прочитает – просто не поверит, что эту галиматью кто-то рассматривает серьезно.
«Стоит только начать вставать утром с правой ноги, а затем четко завтракать в интервале 8.15-8.30 – все будет хорошо»

Я прочитал половину этого «шедевра» и понял, что нужно поберечь себя. Больше читать не буду это говно.

Самое интересное – почему все так ищут волшебную кнопку эту?

Сейчас до меня дошло.

Мир ведь полон постоянных ограничений – куда ни сунься – везде лимиты. И, самое главное, человек, практически, с этими обстоятельствами не в силах бороться и уж тем более победить, увы. Отсюда ожидание чуда.

Также как бедняк-работяга старается лучше работать, в заведомо бесперспективной надежде разбогатеть (а как? – как ни работай – выше ЗП своей не получишь никак, но если это признать здравым умом – что остается? лезь в петлю от безысходности?). Нет у него капитала, чтобы перейти через барьер наниматель – наемный работник.

А у обладателя капитала другая проблема – ну нет мозгов, нет идей, нет конъюнктуры на рынке (падает рынок, к примеру).

И те, и другие искатели волшебной кнопки не готовы признать, что есть безвыходные ситуации и в принципе нерешаемые проблемы. Как с тем приснопамятным заводом сталелитейным.

Вот стоит завод в США. Построили его в начале 20-го века, рядом было месторождение руды и в соседнем штате через 100 км было месторождение угля. Век прошел, оба месторождения выработаны, возить руду с ближайшего месторождения через 4 штата невыгодно. Рабочим ЗП за вредность давай надбавки, китайский и русский импорт в полтора раза (условные цифры) дешевле себестоимости местной стали. Какие тут могут помочь танцы с бубном? Какие нахрен методы оптимизации?! Нет решения. Только ликвидация с распродажей станков, земли.

В общем – в задницу этого очередного гуру.

Ветка комментариев


Спасибо за шикарную рецензию! А можете посоветовать что-нибудь почитать по теме менеджменте, бизнесса или управлению проектами в IT? Возможно Вам попадалось что-нибудь стоящее :)


Вы задали интересный вопрос.
Хочу поделиться мыслями по теме.

На мой субъективный взгляд, а на истину в высшей инстанции я не претендую – все авторы таких книг – это либо откровенные шарлатаны, либо люди недалекие. И в том, и в другом случае, их работы ничего не стоят.

Но давайте, как в школе, попробуем пройти от противного. Допустим, книгу выпустил человек, у которого что-то действительно получилось – достичь каких-то значительных, по сравнению с другими, результатов.

Возникает ряд вопросов.
1. Когда писалась книга, а, самое главное, когда происходила деятельность автора.

Мы живем (наверное, последние лет 200) в эпоху быстрой смены технологий.
В 97 году в квартиру родителей ставили проводной телефон, параллельно уже были пейджеры, в начале 2001 у обеспеченных людей уже были сотовые, в 2004-2006 годах сотовые телефоны появились у всех – появилась шутка «сотовый позабыл в метро». в 2018-2019 родители отказались от проводного телефона. Прошло всего 20 лет.

Я еще помню, как в 80-х я был в шоке от пиксельного самолета из квадратиков, который летел и куда-то там стрелял. Дискеты, уже через пару лет флешки, диски. Интернет по карточкам через телефон, ADSL казалось чудом. В начале 2000 работал с немецким прокатным станком 1920 годов на электрореле – его демонтировали в том же году. Через 6 лет уже программировал контроллеры сименсовские там же.

Вокруг за последние лет 20 умерли целые направления бизнеса – печатные машинки, пейджеры, мыльницы.

Т.е. чем человек занимался – может быть, это направление уже просто мертво.

2. В какой среде работал автор. Есть разные страты. Вы не можете прийти утром к бригаде стропальщиков на заводе и сказать им: «Коллеги, доброе утро, давайте приступать к работе», люди посмотрят и подумают, это что за *идор еще. Нужно сказать: «Здаров, мужики, ну чо бл., почапали». Аналогично, если вы скажете: «Здарова, мужики» в офисе какого-нибудь банка, особенно в столицах, на вас посмотрят, как на деревенщину. Разные среды – совершенно разные методы управления. Разная мотивация.

3. каким был рынок – в 90е можно было привозить любое говно и его раскупали. Попробуйте привезти сегодня что-то в страну – нужно будет такие выкрутасы выдумывать с раскруткой, и не факт, что будет выхлоп.

Тут сразу 3 показательных кейса из личного опыта. 1 Завод пластиковой упаковки: в начале 2000 построили и зашли на рынок – рынок был заполнен импортом – перебили просто по цене в 3-4 раза ниже и заняли 25% рынка. В конце 2000 купили станок за 10 млн. евро (менеджмент принял решение на основании аналитической записки в полстраницы А4, сделанной дизайнером (!!!) – до сих пор храню в архиве) и сели в лужу – вокруг полно станков китайских в лизинг и потребителю плевать на «высокое немецкое качество» лотков – одноразовый пластик – это одноразовый пластик. Не обанкротились только благодаря административному ресурсу. Но менеджмент успел поувольнять несколько наборов отдела продаж, сначала уволив старичков, отпахавших по 8 - 9 лет.

2 2010-2011 годы – директор одной конторы в Москве позвал «уладить дела» в конторе – в 90-е он организовал контору, которая заправляла картриджи и прочее подобное. Прошло 20 лет, а он ничего не менял. Приехал, подумал я. Кому ты теперь нужен?

3 Примерно эти же годы – беседую с менеджментов двух контор разных – обе возили ноутбуки с 90-х – жалуются на продажников – мол, зажрались и продажи упали. Они так и не поняли, что просто рынок поменялся.

4. Какой был старт у автора/ какие связи. Люди любят приписывать себе успех, иногда осознанно, иногда сами искренне верят в свои «уникальные» способности. Я работал с сетями, в том числе, федеральными – 3 из 4-х были на откатах, последняя на связях директора, аналогично с крупными промышленными предприятиями. Причем, помню историю со скандалом в Siemens (хотя мировой лидер) - турбины с откатами на рынке США (если память не изменяет) – т.е. это не только наш рынок. Сам возил откаты лично, поэтому информация из первых рук. Даже один раз вывел откатчицу на чистую воду – показал переписку с ней ее директору – ее уволили.

5. В каком поколении работал автор.
Для тихого поколения, пережившего голод в Великую депрессию, показались бы глупыми методы привлечения бебибумеров, миллениалы смотрят с недоумением на бебибумеров с их затариванием квартирами и прочим барахлом, зумеры и прочие …меры – эти вообще без смартфона жизни не представляют – «здесь и сейчас хотим много денег и путешествовать».

6. В какой стране работал автор. У разных народностей даже в рамках одной страны бывает куча различий в менталитете.

7. В какой предметной области работал автор. Хороший пример с гибкими методологиями и вотерфоллом. По гибким методологиям контора от заказчика принимает запросы на изменения в любое время проекта.

2 примера из производства, чтобы было легче понять. 1 Приходит заказчик и говорит – давайте сделаем ракету на 3 человек. Контора соглашается, разрабатывает. Через полгода приходит заказчик и говорит – ой, а давайте сделаем ракету на 6 человек, я подумал, просчитал, получается, что ракета на 3 мне не выгодна. Контора смотрит на заказчика, как на идиота и говорит – вы что, в своем уме? На 6 человек нужно увеличить топливные баки, состав обшивки, обтекатели, перерабатывать двигатели – это вообще новый проект.

2 Заказчик – мэрия города. Приходит и дает заказ на лавки из двух секций. Через месяц приходит и говорит – давайте лавки из трех секций. Контора – хорошо, оплатите короткие перекладины (мы уже их купили), оплатите длинные и дополнительную стойку к лавке – сделаем. Т.е. простые проекты можно делать, с оговорками, по гибким методологиям, сложные – только вотерфолл.

У всех методов есть очень узкие рамки применения. Они не универсальны.

С ПО история та же. Программа, которая показывает на карте пиццерии, легко дополняется туалетами. Программа, которая управляет сложным объектом, при добавлении блоков, может по стоимости вырасти в разы, и в разы может вырасти срок реализации проекта. Но дуракам закон не писан, они даже на сложных проектах пытаются использовать гибкие методологии. Тех. писа нет – один человек из команды заболел – все встало, все у него в голове, документацию то толком не пишет никто. Сам в такое попадал не раз. В итоге приходилось делать работу за себя и еще за 10 человек.

И т.д. и т.п.

То, что работало (если работало) 10 лет назад, сегодня может уже не работать – изменилась среда, поколение, насыщенность рынка, технологии. В итоге – даже если у человека что-то такое действительно получилось – скорее всего, сейчас работать на будет.

В моей практике, у людей, у которых что-то действительно выдающееся в сфере бизнеса получалось, были: а) хороший старт в виде денег/ связей родителей б) хорошая конъюнктура на рынке в моменте в) удача.

Т.е. одного таланта мало – нужны обязательно удачный старт и удачное время. Даже более того – иногда можно быть посредственностью, но попасть в нужное время и нужное место (рынок стран Варшавского договора в 90-е) и хорошо подняться.

Но предположим, что нашелся какой-то гений, который сумел сломать систему и добился всего вопреки отсутствию денег, связей, на насыщенном рынке – какой резон ему тратить кучу времени на написание книг? Вы рецензии пишете – сколько времени занимает, сами можете видеть. Умножьте на 300-500 страниц – нужно будет богатому и успешному человеку столько своего времени тратить? Он свое эго уже давно удовлетворил. А структурировать текст – это тоже нужно еще уметь.

И даже если напишет – а свои способности гениальный человек тоже через книгу сможет передать?

Итого, имеем то, что имеем – компиляции написанного в Штатах в 40-50-60-е годы прошлого века, откровенный бред, шарлатанство.

Я любую книгу «Как ….» воспринимаю как «Как стать успешным и богатым (т.е. одним из единиц), будучи Иваном Ивановым, одним из сотен миллионов. Ответ – никак.

Как стать Илоном Маском/ Биллом Гейтсом/ Дональдом Трампом/ Стивом Джобсом – ответ – никак. У папы первого рудники в Африке, у другого предки/ связи во власти, третий из семьи миллионеров, у партнера четвертого, Стива Возняка, папа – разработчик систем наведения в Lockheed Martin. Вроде и ребята талантливые, но – старт приличный и удачная конъюнктура.

Люди не готовы к тому, что есть нулевые решения у огромного множества задач и ситуаций. Мы живем в крайне ограниченном мире. Это только внешне кажется, что везде окна возможностей. Это иллюзия.

Такой пример. У человека рост 155 см. Он идеален для работы жокеем, но звездой NBA он стать не сможет. Никак. Диаметрально противоположный пример – человек ростом 220 см. Скаковая лошадь с ним до финиша вряд ли доедет – т.е. жокеем ему никак не стать, но он может стать профи в баскетболе.

Есть хороший фильм про продажи - Glengarry glen ross. Его любят крутить всякие «коучи» по продажам, умалчивая, правда, что продажникам просто давали плохие лиды, а кем работает герой Алека Болдуина, и вообще не понятно – может такой же наемный «коуч». В пьесе Мэмета его вообще не было в оригинальной.

Как работает рынок акций – 2 хороших фильма – Wall street 1987 года и Бойлерная. Чтобы заработать на акциях есть только один способ – инсайдерская торговля, то бишь – мошенничество. Либо просто откровенное мошенничество. Законопослушные брокеры - посредственный доход.

Еще хорошая книга - Принципы научного менеджмента Тейлора. Правда, читал ее лет 20 назад. Может быть, сейчас и иначе на нее взглянул бы.

Я читаю книги по бизнесу. Но только исследования. Исследователь никогда не будет называть книгу «Как сделать что-то чтобы», т.к., будучи человеком адекватным, понимает, что все люди разные, способности разные:
- кто-то более здоровый, кто-то менее;
- у кого-то мозги хорошие, у кого-то слабые (пример из понятной области ПО – у игры требования 16 Гб оперативки, ее никак не запустить на ПК с 4 Гб – тоже с людьми, нет логического процессора в голове – человек даже законы физики понять не в состоянии, аналогично с математикой – «железо» мозговое не тянет.
- рост, вес, харизма – одного все слушают с открытым ртом, другой даже на 5 минут внимание привлечь не может;
- один – прирожденный оратор, другой косноязычен;
- один интроверт, другой экстраверт.

И т.д. и т.п. Хорошая поговорка – что русскому хорошо, то немцу - смерть.

Да и цели такой исследователь себе не ставит – научить кого-то чему-то. Интересно рассказать о каком-то открытии. Даже названия книг говорят о многом.
Тот же Тейлор – «Принципы научного менеджмента». Не как стать крутым менеджером или богатым и знаменитым. А просто описание явления какого-то.

Я как-то планировал написать книгу про продажи – 10 лет назад задумал, поезд там же. Только схема глав и наброски – зачем это мне, и кто ЦА – т.к. итог – продажами не заработаешь, если ты честный и порядочный (или, хотя бы, стремишься им быть). Кому это нужно? Название планировал дать такое «Путешествие на край продаж». Кто такое будет покупать? Да и времени на это нет.

С исследованиями тоже нужно быть осторожным.

Вот сейчас читаю Шваба «Stakeholder Capitalism» - процентов 75 уже прочел, одна вода. «Давайте построим капитализм всеобщего блага. Фирмы не будут гнаться за прибылью, а власть будет слушать народ» Такая наивность. Я подозревал, что он пустышка, но было интересно изучить «изнутри». Там же его биография – папа – директор завода в Швейцарии (или Германии?) всю жизнь «учится» в университетах, организовывает форумы.

Еще читаю Хазин «Лестница в небо». Книга о власти. И, что характерно, название не «Как стать императором Вселенной (не привлекая внимания санитаров)», а «Лестница в небо».
Пока только в начале, пока неплохо. Интересно даже. Много нового для себя открыл. Хотя, Хазин тоже не мальчик с улицы, часто делает странные высказывания. Тоже фильтровать нужно.

Ну и да, еще раз - не воспринимайте все вышенаписанное, как попытку дать советы. Тем более, как советы «гуру». Я не гуру – просто поделился мыслями по теме.