Я думала, что в 2024 присоединять Кубань к демократии уже неактуально, однако вот она: современная российская проза, изданная в условиях путинской диктатуры.
Упоминание расстрела в 1962 году участников митинга и бастующих рабочих электровозостроительного завода в Новочеркасске Ростовской области в книге Алексей Поляринов - Риф сделало творчество автора объектом моего внимания.
Читала я "Риф" в 2021 году и последовавшие с тех пор события требуют маленькой ремарки, что за личностью самого Алексея я не следила. Насколько пониманимаю теперь, автор эмигрировал. Никаких особых чувств у меня это событие не вызывает: каждый живет свою единственную жизнь со своей головой на плечах. И то, что касается моего опыта прочтения нового его романа, написанного, очевидно, в новых условиях, связано исключительно с моей оценкой затронутой темы, и мастерством, с которым автору удалось или не удалось, на мой взгляд, ее выразить.
Хорошо, что книгу озаглавили именно так. Мне текст романа показался тоже этаким кадавром: мертворожденным, скроенным наспех и выкинутым в мир чудовищем франкенштейна неотрефлексированной боли.
В завязке мы имеем довольную крепкую кинговскую страшилку: в Пятигорске дети выпускают некое первородное зло (или не зло) из бункера, и появляются они: загадочные мортальные аномалии. Реакция властей и жителей вполне прогнозируема и понятна: запретить, обезопасить, возвести в культ и все тому подобное. Здесь этот этап не в фокусе и мы скорее имеем дело с уже повзрослевшими героями и последствиями их деяния. Аномалия стала привычной, но до сих пор толком не изучена. Здесь по канонам жанра, как и полагается, рефлексия героев, скелеты в шкафу, и остросоциальный вопрос: что же есть зло, аномалия ли или деяния рук человеческих, а кадавры - лишь овеществленный образ общего человеческого горя.
Мне понравилась задумка самих кадавров: ярко представила их в родных ростовских степях под солнцем, довольно захватывающе. Могла бы получиться немного вторичная, в развязке даже банальная, но вполне себе неплохая история в антураже южных регионов нашей необъятной.
К моему сожалению, такой истории не случилось. Где-то в процессе написания началась война 2022 года, и автор решает не остановливаться на сочинении фантастического романа.
И тут бы дать старт срачу диванных политологов, но не в этот раз. Свою боль февраля 2022 я уже пережила и смотрю на собственное счастье жить в историческое время, насколько могу надеяться, трезвым взглядом.
И вижу халтуру. Вот именно халтуру, потому что записывать автора в разряд завсегдатаев канала "Жизнь насекомых" как-то не хочется пока.
Кажется, дети начали забывать румынского диктатора.
Где тоталитарное государство, Алексей?
Со слов персонажей можно было бы допустить, что поездка по России для них как особый круг ада. У меня же было ощущение, что я читаю записки школьника, который открыл для себя неожиданное: (внимание, внимание!) политические образования занимаются пропагандой, сокрытием внутренней информации и лоббированием финансовых интересов элит. Но кроме "наших", естественно. "Наши"-то за все хорошее и против всего плохого.
Вспомним, что у нас там из дофига актуальных репрессивных мер в страшной антиутопичной России:
1. Нельзя петь песни Земфиры в караоке, потому что теперь все хорошие люди - иноагенты (не сталкивалась, в интернетах пишут, что в реальности никто не запрещает);
2. Следствие над художницей, писавшей вульвы (в реальности оправдали девушку);
3. Закрытие некоего института (с иностранным финансированием, насколько помню, ну или по крайней мере товарищи очень быстренько в Европу перебрались) по изучению аномалий и арест директора.
Что с этим директором, если честно, я так и не поняла. По тексту романа за всеми сотрудниками, естественно, ФСБ через мессенджеры следят. Но репрессированная в 1937...ну, то есть арестованная в 2022 директор то ли уже расстреляна, то ли все еще переписывается с участниками кружка любителей паранормального и продолжает как-то изучать кадавров. Слишком сложная схема надзора за политзаключенными, я не разобралась, поправьте, если что;
3. "Уход" "Кока-Колы", кола теперь из Китая (сделаем вид, что заводы не поменяли торговую марку);
4. Уход "Макдональдса". В Пятигорске вместо мака теперь...полицейский участок.
Чувствуете силу этой перехватывающей дух аллюзии замены демократии на диктатуру? Каково!
А поклонение ангелу смерти? Сам дьявол ходит по России и забивает гвозди в нашу способность к эмпатии!
5. Разбазаривание земли (тут претензий от меня нет, хотя больше вопросов вызывает прямая продажа полезных ископаемых).
Так, что там еще...
Мне как-то обидно даже за наше государство стало. Автор не потрудился не то что что-то из актуальных и реальных дел и событий многострадальной родины описать, а банально сделать хотябы просто собирательный образ тоталитарного государства. Весь текст как будто списан из псевдолиберального канала ТГ, со всеми этими картами раздела и прочим.
К слову о революции на Кубани. Мне здесь занятным показалось путешествие героев по серпантину на юге Краснодара (именно города), который ведет прямиком в некие штольни, которое само по себе ясно демонстрирует, что Краснодар в романе появился явно после написания основного текста, иначе просто зачем эти географические крокозябры выдумывать? Забавно, что Республика Адыгея даже не звучит как регион конфликта. И почему, черт возьми, автор постояннно называет южные регионы черноземьем?
Странно, что Алексей не вспомнил, например, о пожаре в 2017 году в Ростове-на-Дону, в результате которого "случайно" выгорел целый неблагополучный район города с перспективным местоположением. И пикет был, и задержания, и реальные сроки ребятам дали. Чем не повод для начала революции? Но автор не читатель новостей, автор - писатель.
И все у нас в антураже 90х, и многолетний недострой, и дороги все в дырах, и серо-уныло, и всё на приметах и заговорах держится, и советские мозаики (в Ростове, кстати, в подземном переходе горожане отстаивали такие), и "шокают", и раки вам, и шашлыки.
Как и заметила его же героиня:
скатывался в стыдную, пасторальную чушь в духе "местные грамоте не обучены, но в них живет вековая мудрость, которой позавидует любой ученый муж!"
Ну, южный колорит же, ёпта. И менты здесь вот прям типичные менты, не сотрудники полиции, и доносы, и опасность повсюду. Галя, (через "гэ") ужас, шо творица!
Со слов героев. А на самом деле, всем, ну абсолютно всем на них плевать. Никто за ними не гонится. Никто не следит. И в этом есть что-то трагикомичное в своей нечаянной правдоподобности, не находите?
Отсюда моя оценка. Не из согласия или несогласия с политической позицией. А в гневе от того, что автор не потрудился углубиться ни в одну из затронутых тем. Хочешь сделать политическое заявление через текст, оставить память поколениям, взгляд мигранта на современность - так сядь и проработай! Зачем нужно было это бессильное нытье сдавать в печать? Хочешь показать, как люди переживают горе, тогда зачем этот антиутопичный бред в тексте?
Актуалочку в массы, да побыстрее. Я так эту работу вижу.
Роман и близко не стоит рядом с Юрий Домбровский - Факультет ненужных вещей, после которого и вопросом озадачишься, и в историческую литературу залезешь, вне зависимости от того, согласен с автором или нет. С Поляриновым даже спорить не о чем - обнять и пожалеть.
Алексей, так почему не в 1996м кадавры появились-то, а? Ведь все участники 2000го как раз родом из той политической гонки.