В этой части учебника "Schritte" в качестве главных героев выступает уже известная читателю семья Бауманн, а также приехавшая на языковые курсы из Польши Лара и канадец Тим. Все эти персонажи фигурировали в части А1.1 и примерно с той же самой периодичностью появляются и в А1.2. Главным героем, пожалуй, выступает Лара: об остальных мы узнаём ровно настолько, насколько они появляются в повседневности Лары.
Учебник по-прежнему на высоте: я не перестаю удивляться тому, как здорово придумали авторы "Schritte", оформив процесс обучения в виде фото- и видео-истории с событиями из жизни этих персонажей. В других учебниках я не встречала такой последовательной задумки: некоторые персонажи могут присутствовать и изредка появляться, но линейного повествования о них нет, а чаще всего всё ограничивается просто случайными фотографиями, создающими впечатление интегрированности лексики в реальную жизнь. Здесь же каждая глава начинается с озвученной фото-истории, к которой прилагаются видеоматериалы. В съёмках принимали участие реальные немецкие актёры, так что снято всё на достойном уровне. Здорово, что главы по-настоящему продуманы и имеют последовательность: изучая каждую новую главу, читатель продвигается вперёд в истории персонажей, узнавая о них что-то новое, развитие не стоит на месте. И в конце этой части есть даже неожиданный финал. Неплохо для учебника: обычно такие достоинства обнаруживаются у художественной литературы, а "Schritte" оформлен так, чтобы у обучающегося не пропадал интерес.
Тематические блоки, увы, не столь интересны, но обучение на то и обучение. Авторы учебника всё же постарались преподнести не самые увлекательные темы максимально расслабленно и эффективно. Заданий на проработку пройденного материала очень много: они направлены как на работу в группе (разные игры, тематические постановки, видео- и аудио-тренировки), так и самостоятельно - в практическом разделе учебника. Есть и онлайн-материалы. Стоит отметить, что авторы постарались сделать отработку не монотонной, они предлагают использовать новую лексику и грамматику в разных контекстах (что на начальном этапе, конечно, непросто), а не бесконечно зазубривать одни и те же клише и диалоги.
Большинство тем во второй части уровня А1 посвящены насущным, бытовым ситуациям, которые вызывают наибольше затруднение: необходимость объясниться в бесконечных бюрократических учреждениях, в больнице, в около-профессиональной сфере (например, отправить мотивационное письмо или просто рассказать о своей профессии), сориентироваться в городе, купить необходимую вещь и решить спорный вопрос, если, допустим, вещь ненадлежащего качества и её нужно вернуть в магазин. В качестве своеобразного отдыха выступает заключительная глава - "Праздники". Хоть и она имеет, в первую очередь, практическое значение: пригласить на празднование, поздравить с каким-либо событием. И всё же здесь есть дополнительная полезная информация о праздниках и традициях в Германии - она, правда, преподнесена очень сухо, рассказывается только о том, как проходят некоторые праздники и какие они имеют особенности, но об истории этих праздников (большинство из которых религиозные) - ни слова.
Итак, если первая часть "Schritte" годилась исключительно для "выживания" в немецкоязычной стране, то здесь читатель взлетает уже повыше и даже заглядывает в такие дебри, как немецкая бюрократия. Учебник помогает даже немного разобраться в том, что ждёт в этих дебрях (а не просто предлагает зазубрить фразы из разговорника, чтобы обратиться к сотруднику за справкой, а потом её не понять). В общем, "Schritte" - это полноценная поддержка в немецкоязычной среде, а если есть тот, кто ещё и проведёт читателя по этому учебнику, поможет отработать предлагаемые ситуации и посвятит в нюансы - так вообще замечательно. К сожалению, вдохновить немецкой культурой и привить к ней любовь этот учебно-методический комплекс не способен, так как чересчур сух, абстрактен и дистанцирован. Подобный учебник с некоторыми доработками можно было бы создать для изучения любого языка, ничего специфически немецкого тут нет. Это просто очень талантливо составленный учебник (в плане помощи в достижении нужной цели, а в данном случае предполагаемая цель - это сдать международный языковой экзамен на уровень А1), который идеален именно в рамках достижения указанной цели.