История оправдывает все, что угодно. Она абсолютно ничему не учит, ибо содержит в себе все, и в ней можно найти любые примеры. Она самый страшный продукт, который вырабатывает человеческий мозг!
Поль Валери «Взгляд на современный мир»
В 70-х годах, когда Робер Амбелен писал свои книги, пытаясь разоблачить крепко держащихся за официальную науку "благонамеренных людей консервативного склада", литература такого рода не блистала разнообразием, поэтому его книги производили сенсации. В наше время, когда каждый мало-мальски интересной исторический факт уже разобран по косточкам, Носовский и Фоменко поразили всех своей Новой Хронологией, а исторические романы называют history fiction, чтобы читатель не обольщался относительно правдивости исторической информации, откровения Робера Амбелена несколько потеряли актуальность. Но поскольку он разбирает в своей работе действительно интересные факты французской истории и делает это очень увлеченно и ооооочень скрупулёзно, его книги по-прежнему читаются с интересом.
Книгу можно условно разделить на три части по трем основным разбираемым в ней историческим событиям.
Первое – казнь великого магистра тамплиеров Жака де Моле королем Франции Филиппом Красивым. Проклятие магистра, произнесенное на костре в адрес своих мучителей, принесло Франции четырех умерших в течении одного десятилетия королей и угасание династии Капетингов. И последствия такого развития событий нанесли ей, как государству, несоизмеримый ни с чем вред. Об этом очень увлекательно и подробно написал Морис Дрюон в эпопее «Проклятые короли», на которую Амбелен даже ссылается в своей книге. Это прежде всего салический закон, который придумали специально, чтобы дочь короля Людовика Сварливого, который не сумел обзавестись наследником мужского пола, не могла занять французский престол. Все, кто читал Дрюона, помнят, что законность ее рождения была признана сомнительной из-за скандала Нельской башни, когда две французские принцессы, невестки Филиппа Красивого, были изобличены в измене своим мужьям, а еще одна – в потакании и пособничестве этим связям. Отсутствие прямых наследников французской короны позволило притязать на нее английскому королю Эдуарду III, который являлся внуком Филиппа Красивого, сыном Изабеллы, его дочери. А это в конечном итоге привело к Столетней войне, едва не стершей Францию с карты Европы.
И тут автор плавно переходит ко второй своей героине, Орлеанской деве Жанне д’Арк, которая, как известно, эту Францию спасла. Собственно, именно она и привлекла в свое время моё внимание к этой книге. Легенда о Жанне хорошо известна по многочисленным книгам и фильмам. Якобы простая сельская девушка Жанна услышала голоса святых, которые подсказали ей отправится к наследнику французского престола Карлу, убедить будущего короля в его законнорожденности, короновать в Реймсе и помочь изгнать англичан с французской земли. И самой повести в бой французское войско, которое под ее началом не знало поражений. После ряда впечатляющих побед французов, англичанам в одном из сражений удалось захватить ее в плен и после показательного процесса казнить, как ведьму, на костре.
Официальная историография объясняет эти невероятные события вмешательством Божественной воли и оправдательный процесс, проведенный спустя много лет после гибели Жанны, и причисление ее к лику святых, случившееся значительно позже, уже в ХХ веке, призваны убедить в этом всякого верующего католика. Но в наш скептический век хочется поискать вместе с Амбеленом какие-нибудь другие, более правдоподобные объяснения. И автор их находит. Он полагает, что Жанна была принцессой крови, незаконной дочерью королевы Франции Изабеллы Боварской и ее любовника Луи Орлеанского, брата короля. После ее рождения всем объявили, что ребенок скончался и отвезли девочку на воспитание в семью обедневших дворян д’Арков, где она росла и воспитывалась до 21 года. Кто был автором судьбоносной идеи о коронации Карла и освободительной войне, неизвестно, кто-то из королевского окружения, наверное. И тогда та легкость, с которой она проникла во дворец, получила аудиенцию у будущего Карла VII, а затем оружие, коней, амуницию и соратников для сражений становится понятной, ведь она была его сводной или даже родной сестрой! Тогда легко объяснимо, почему она владела рыцарским оружием, разбиралась в военном деле, непростой политической ситуации своего времени и вызывала благоговение у окружающих ее не самых воспитанных и галантных мужчин-воинов.
Далее Амбелен старается нам доказать, что сжечь, как ведьму, ее тоже не посмели бы, поскольку все и в том числе английский король Генрих VI знали, кто она такая. Был плен, потом то ли побег, то ли выкуп и достаточно долгая по меркам того времени жизнь в качестве дамы дез Армуаз, супруги рыцаря дез Армуаза, человека Карла. А на костер взошла какая-то другая несчастная с низко надвинутым на лицо капюшоном. Доказательств этому, как сетует сам автор, мало, виной тому время, изначальная тайна, в которой плелась вся эта интрига и яростное нежелание поклонников версии о «пастушке» признавать какую-либо другую точку зрения, вплоть до уничтожения подтверждающих ее документов. Но всё-таки кое-какие доказательства он приводит, а самое главное, на его стороне логика происходящего, поэтому в этом вопросе согласиться с ним очень хочется.
И третьим заявленным автором историческим фактом будет убийство короля Франции Генриха IV Франсуа Равальяком и расследование заговора, который привел к этой смерти. Официальная версия гласит, что Генрих IV был великим королем и погиб от руки фанатика. Амбелен доказывает, что он был еще более великим сластолюбцем, приносящим в жертву своим страстям государственные интересы, не гнушающимся покупать понравившихся ему девочек у родителей, опустошая государственную казну, что подчас сводило на нет все его таланты и искреннюю преданность и умения его маршалов. К тому же его фаворитки были алчны и служили послушными орудиями в руках заговорщиков, вдохновляемых Папой и испанской короной. Целью ставилось устранение короля и предотвращение его участия в «Великом плане» по переустройству Европы, авторами которого являлись самые таинственные люди того времени - розенкрейцеры.
Великое движение розенкрейцеров зародилось в конце XIV в., достигло расцвета и заявило о себе остальному миру в
XVII в. и в дальнейшем трансформировалось в социально-политическую доктрину зарождавшегося масонства в XVIII в.
И под конец автор еще немного поговорит о розенкрейцерах, об их «Великом плане», о преемственности традиций ордена тамплиеров и других монашеских орденов, об их прочных связях с алхимией. И даже разглядит связь между ними и прошлыми и будущими революциями.
На самом деле алхимическая традиция являлась своего рода условным знаком для выражения магической философии, лежавшей в основе их политической доктрины. Демонстрации алхимических опытов, как подлинных, так и фальсифицированных, служили лишь естественным обоснованием, доказательством справедливости политической теории и способствовали ее пропаганде в среде интеллектуальной элиты той эпохи.
Демонстрировавшимися опытами они стремились неопровержимо доказать, что идея революции является основополагающим принципом прогресса и развития в любой сфере.
И, хотя, на мой взгляд, в книге многовато свидетельств связей автора с французским бомондом и не относящихся впрямую к делу подробностей европейской генеалогии, после чтения этой книги тайн и секретов французской истории для меня стало чуть меньше :))