Опубликовано: 15 января 2025 г., 07:00 Обновлено: 20 января 2025 г., 09:18

123K

Книги, которые перешли в общественное достояние в 2025 году

204 понравилось 16 комментариев 76 добавить в избранное

У нас с друзьями есть традиция: каждый год, едва отшумят новогодние праздники, мы вглядываемся в заокеанские дали, чтобы узнать, какие книги, фильмы, музыка, произведения искусства и культурные артефакты перешли в наступившем году в общественное достояние США. Уточню, российское законодательство в области авторского права сложнее и отличается от американского, порой очень сильно. Так, принятый в конце прошлого года Федеральный закон гласит, что произведения, прославляющие подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, допускается исполнять, транслировать, включать в другие объекты в любом объеме без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. Это важный момент, о котором нелишне знать.

Но вернемся к Североамериканским Штатам, согласно законам которых 1 января 2025 года тысячи произведений, созданных в 1929 году, перешли в общественное достояние, тем полностью освободив ревущие двадцатые и позволив будущим авторам переосмысливать хрестоматийные вещи с иной точки зрения, создавать с опорой на них новые произведения. Какие-то из этих новых могут казаться нездоровыми и пугающими, как это было со слэш-хоррором «Винни-Пух: кровь и мед», которого все мы ждали с легким ужасом (и куда большей брезгливостью) — ну, как перепачкает грязными лапами любимую с детства сказку ? Однако прошло уже два года с момента перехода книги Алана Александра Милна в общественное достояние, и она всё так же сияет на нашем небосклоне, а микробюджетный ужастик канул в безвестность.

o-o.png Раньше мы страдали от классики — теперь классика страдает от нас
Мы живем в удивительное время. Время переосмыслений классики и ее осовременивание, чтобы приблизить ее к народу. Так мы получаем несколько тенденций, которые мучают классиков и классику. Какие-то более успешно, какие-то менее. Что же мы, современные люди, делаем с классикой? Читать дальше

Другой, на сей раз позитивный, пример использования интеллектуальной собственности в 2024 году — роман Персиваля Эверетта «Джеймс» , который пересказывает марктвеновские «Приключения Гекльберри Финна» с точки зрения беглого раба Джима, друга мальчика. Роман получил Национальную книжную премию 2024 года и стал финалистом Букеровской премии. Признаюсь, я даже больше жду возможности прочесть его, чем книгу-лауреат «Орбиту» Саманты Харви . Известно, что Марк Твен хотел, чтобы авторские права сохранялись вечно — если бы всё обстояло так, стали бы его наследники подавать в суд на Эверетта? К счастью, нам не пришлось это выяснять.

Итак, книги, которые в 2025 году стали общественным достоянием.

«Шум и ярость» Уильяма Фолкнера

В заглавии строка из шекспировского «Макбета»: «Жизнь — это история, рассказанная идиотом, наполненная шумом и яростью и не значащая ничего». Между 29-м годом, когда книга увидела свет, и 49-м, в котором Фолкнер получил Нобелевскую премию, пролегли два десятилетия, действительно сверх меры наполненные шумом и яростью. Но тягучая проза писателя, с предложениями на абзац и абзацами на страницу, не стала менее великой (и более доступной для понимания).

«Прощай, оружие» Эрнеста Хемингуэя

История любви американского интербригадовца и медсестры Кэт на фоне Гражданской войны в Испании. Здесь, с точностью до наоборот: короткие предложения, одно-двухсложные слова, совершенная доступность восприятия его энергичной прозы обеспечила Хэму обожание читателей и культовый статус еще при жизни.

«Своя комната» Вирджинии Вульф

Знаковое эссе мирового движения за права женщин. Уточнение для тех, кто всё еще боится Вирджинии Вулф : ее публицистика и эссеистика намного проще, чем ее экспериментальная модернистская художественная проза, и читается как бестселлер.

«Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета

Эта вещь меньше других нуждается в представлении. Приключенческий роман с головокружительными сюжетными поворотами в жанре нуар о похождениях частного сыщика Сэма Спейда и статуэтке, принадлежавшей некогда мальтийскому ордену.

«Золотая чаша» Джона Стейнбека

Дебютный роман Джона Стейнбека о пиратах сильно уступает уровеню «Гроздьев гнева» , «О мышах и людях» , «К востоку от Эдема» и «Путешествий с Чарли в поисках Америки» . Хотя допускаю, что из этого может получиться увлекательное кино.

«Тайна семи циферблатов» Агаты Кристи

Не самый известный роман Королевы детектива, в котором следствие ведут не мисс Марпл и не Эркюль Пуаро, но еще один из сквозных героев Кристи , не обретший культового статуса, интендант Баттл. Это самые значимые литературные новости.

В 1929 году в кино состоялось первое появление диснеевских персонажей морячка Попая и Тинтина, которые не стали у нас такими известными, как Микки Маус. Сказать по правде, я гуглила о них, когда читала в прошлом году «Сферу» Дэйва Эггерса, герои которых то и дело пересылают друг другу селфи в кепочке Попая. Сам Микки Маус в 1929 сказал первые слова, и легендарные режиссеры от Альфреда Хичкока до Джона Форда сняли свои первые звуковые фильмы.

В музыке в достояние общественности перешли «Болеро» Мориса Равеля, «Американец в Париже» Джона Гершвина и «Поющие под дождем» Насио Херба Брауна. И — это может показаться вам более интересным — «Сердце» Петра Лещенко. То самое: «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь...»

В живописи «Озаренные удовольствия», «Вместилище желания» и «Великий мастурбатор» раннего Дали, который в 1929 только что переехал из Испании в Париж, а также «Вероломство образов» Рене Магритта — знаменитая трубка, которая «Это не трубка». С ней был спорный момент по дате публикации, потому что авторский вариант 1928 несколько отличался от финального, появившегося годом позже.

Также в общественное достояние перешли некоторые картины Фриды Кало и Анри Матисса.

В науке: «Доказательства Тьюринга» Алана Тьюринга, «Сопротивление злу силой» философа Ивана Ильина (Российская империя, Швейцария), исследования по генетике Надежды Добровольской-Завадской (Российская империя, Франция).

То, о чем я рассказала, — лишь верхушка айсберга из многих тысяч произведений, и то, что показалось наиболее интересным лично мне, чем я захотела поделится с вами. Если есть что-то, что кажется значимым вам, а я пропустила, добавляйте в комментариях, буду рада.

Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская

В группу Новости Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

204 понравилось 76 добавить в избранное

Читайте также

Комментарии 16

Что сказать? Лишнее доказательство глубокой вторичности колониальной России. И к правам в России- с принятием ьольшевистскооо акта 1918г о ликвидации частной собственности, права дореволюционных авторов также были ликвидированы

1 ответ

Я вот тоже «Джеймса» как-то больше хочу прочитать. Я следила за ходом Букера в этом году. Мне показалось, именно «Джеймс» был фаворитом многих читателей, судя по комментариям. Многие были разочарованы победой «Орбиты». Но пока ни то, ни другое ни читала - судить сложно.

Это Италия, а не Испания в «Прощай, оружие» 
4 ответа
   Ещё раз о том же ,как сказал мой друг однажды ,- официально мы только рождаемся и умираем

Шикарный список! Не уверен, что в нашем бытии что-то изменится от того, что очередная часть истинных шедевров перешла в общественное состояние США, но где-то в глубине души всё-таки приятно. ))

3 ответа

Переход в общественное достояние происходит через семьдесят лет после смерти автора, поэтому на все перечисленные книги (кроме В. Вульф) авторское право сохраняется.


В общественное достояние переходит оригинал текста, а вот сделанные в России переводы все еще защищены авторским правом. Поэтому дешевле издавать книги нашим издателям не станет. Да и в связи с ценой на печать и в целом ценами на всё не думаю что вдруг книга Вульф или Хемингуэя станет стоить 300₽ против 1000₽ за все остальные. Увы. Там где казалось бы можно сделать что-то дешевле, в нашей стране парадоксально только дорожает. Никогда еще не видела падения цен, всю жизнь с моего детства цены на всё вокруг только растут.

Американский хлам, нам от него ни жарко, ни холодно...

Другие статьи