2 июня 2022 г., 07:49

389

В поисках русского детектива

26 понравилось 37 комментариев 4 добавить в избранное

Приглашаем к новой ветке обсуждений, исследования русского детектива

В последнее время происходят события, которые не позволяют остаться равнодушными или стоять в стороне. Не хочется давать скороспелые оценки кардинальным переменами и глобальным сдвигам, которые охватывают не только экономику, но напрямую касаются русской культуры и в целом восприятия мира.
Мы хотели бы присоединиться к движению, которое направленно на поиски собственной идентичности. Если проще говорить, в последнее время меня и многих моих друзей и коллег все больше интересует прошлое России, а в частности, русская жанровая литература. Ведь детектив или криминальный роман - это один из видов жанровой литературы. Но должен констатировать, что в этой области и в данный момент существует «голая степь».
Уверен, что абсолютное большинство современных читателей, хорошо знакомы с англо-американской литературой. Эти авторы востребованы, о них написано множество исследований. Немало исследований посвящено англоязычному и в частности британскому детективу.
Хотелось бы нечто подобное начать и в России, пусть пока своими силами. По мере возможности отыскивать и публиковать произведения, на базе которых формировалась русская культура. Причем начать с проторенного маршрута, т.е. вернуться ко всем хорошо известным произведениям русской литературы, многие из которых мы изучали в школе или читали потом уже во взрослом возрасте, а также искать «новые» малоизвестные, плохо-изученные романы и рассказы, повести и очерки русских писателей, которые в силу тех или иных причин оказались забытыми и невостребованными.
Многие сейчас думают, зачем ворошить прошлое, если забыто - значит все это малоинтересно, скучно и, наконец, плохо написанная литература. Проблема гораздо глубже. На примере советской идеологии мы видим, общество лишенное своих корней, своего прошлого, своей идентичности не может нормально идти в рост и главное состояться, нельзя «Новый мир» построить на песке. Думаю, что отказ от своего прошлого, от культурных достижений стал одним из факторов крушения советской идеологии, может быть не основным, но достаточно значимым.
Еще раз отмечу, что эти поиски удивительным образом идут в ногу с подобными проектами в англоязычной и французской культурах. Поэтому мы предлагаем, не отрицая и не отказываясь от своего советского прошлого еще раз вернуться, пристально взглянуть, окунуться в литературу XIX века.
Русский уголовный роман
Я согласен с утверждениями, что в русской литературе не было и не могло быть детектива. К сожалению, тот короткий период, когда в литературе был сформирован классический детектив (20-40 годы XX века), в Советском Союзе был запущен процесс искоренения всех неугодных форм и жанров, которых не хотели видеть в советском обществе. И тем не менее криминальный жанр прорывался даже в это непростое время. Отличный пример Леонид Леонов и его романы «Вор», «Барсуки».
После войны в советской литературе появляются сразу несколько направлений из криминальной литературы - прежде всего шпионские романы («Момент истины» Богомолова, «Щит и меч» Кожевникова и др.), также несмотря на запреты появляются милицейские детективы (Циклы об инспекторе Лосеве, Следователе Тихонове, Иване Данилове и множество других), кстати в американской литературе именно в этот период также появляется жанр полицейского детектива (Эд Макбейн). Никуда не деться, литература - это явление мирового порядка и в России всегда, пусть несколько позднее, проявляются тенденции характерные для мировой литературы.
Именно поэтому, мы хотим подхватить тренд, существующий в мировой литературе и обратить пристальное внимание на свое прошлое, на свою национальную литературу XIX века. Подчеркну! Именно жанровую, криминальную литературу!
Как я сказал выше, здесь настоящая «выжженная степь», хотя существует и мощный фундамент, а также замечательный образцы криминальной литературы. В качестве фундамента стоит отметить - «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, а также трудно не заметить двустволку оставленную Антоном Павловичем Чеховым, новеллу «Шведская спичка» и единственный роман «Драма на охоте». Это ружье не просто выстрелило, бабахнуло, на весь мир! А также произведения Лескова, Бунина и других хорошо известных русских писателей. Эти романы / повести / рассказы оказали влияние не только на русскую литературу, но и в целом на мировую культуру. Конечно, существуют и небольшие ростки, о которых мы не так хорошо знаем, например произведения Андрея Зарина, Всеволода Крестовского или Александра Шкляревского и многих других авторов. Повторю, что мы ищем не классические детективы, которых были лишены в 20-30е годы, интерес, к изучению которого в двухтысячные возродился с небывалой остротой. Главная цель наших поисков криминальный жанр, который появился в русской литературе, его основные направления, тенденции, авторы и, наконец, сами произведения. Гораздо интереснее искать и изучать произведения русской криминальной литературы, малоизвестные и забытые, казалось бы стертые со страниц исследований и учебников.
Параллели
Вы наверняка хорошо знаете большинство криминальных романов XIX века написанных в Англии и США: трилогия о Дюпене, некоторые романы Диккенса и Коллинза, Анна Грин, и Конан Дойл, который «родил» Шерлока Холмса, ставший идеальным образчиком невероятно успешного направления криминальной литературы под названием Детектив.
Хотя все эти авторы и их произведения появлялись с небольшой задержкой на русском языке и оказывались в центре внимания литераторов и критиков, не эти англоязычные писатели стали образчиками, на которые ориентировались российские сочинители криминальных историй.
Настоящим кумиром для русских стал Эмиль Габорио с его романами о Лекоке. Упоминание об этом герое можно найти практически в любом русском криминальном романе XIX века, начиная от Ивана Пономарева, который просто и без изысков назвал один из романов трилогии о Василии Ивановиче Кобылине «Русский Лекок», до загадочного Семена Панова, который лишь раз, словно вскользь упоминает о Лекоке в своих криминальных повестях, действие которых разворачивается в далекой от столичной и тем более французской жизни, в глухой русской деревне, среди простых крестьян.
Впрочем, вы видите, насколько поверхностны мои рассуждения, насколько далеки от идеала ваши познания в этих областях у вас.
А потому я предлагаю вам совместно погрузиться в изучение русской криминальной литературы и ее европейских параллелей. Для этого мы планируем обратить внимание на детективы Эмиля Габорио и большинство романов Фортюне де Буагобе, настоящего мастера детектива, чей талант вызывал настоящее восхищение и зависть у англосаксонских читателей, о чем свидетельствует простой факт - все 70 с лишним романов были переведены на английских и пользовались невероятной популярностью у британских и американских читателей. А также хорошо известные примеры из Бальзака, Гюго и Поля Феваля.
Это вводная статья с "философским" обоснованием необходимости идти этим путем, а как только наладится работа сервиса, мы опубликуем правила новой ветки обсуждений.

В группу Ситтафорд Все обсуждения группы
26 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 37

А как Вам Элизабет Ролле? Русская писательница с английским псевдонимом пишет неплохие стилизации под английский классический детектив. Да, все оборачиваемся на Запад. Но писать под "судью Ди" гораздо сложнее!))) Для этого сначала нужно изучить китайский язык и ознакомиться с этой древней культурой...

5 ответов

Как и обещала - Иван Путилин - Сорок лет среди грабителей и убийц

Наш Видок, хотя писал и много позже)))

4 ответа

"Неожиданно, пару лет назад, обнаружил, что меня совершено не увлекают западные фильмы и сериалы. " Ну-у, они очень разные ... Я бы не обобщала.

5 ответов

Только хотела предложить Чехова и Достоевского, так как то же "Преступление и наказание" прям очень в тему. Да и у Чехова есть масса вполне детективных элементов. А они оказывается уже есть в тегах.
Еще Алексея Толстого можно посмотреть. Я немного у него читала, но он такой разноплановый, наверняка и детективные истории у него тоже есть.

14 ответов

Интересуюсь этой темой с детства, поэтому добавлю немного своих соображений. Жанр детектива любил со своим товарищем со школьного возраста: это конечно Шерлок Холмс, про него собирали все книги, затем к ним добавился комиссар Мегрэ и Пуаро, про которых тоже коллекционировали книги, смотрели фильмы (позднее записывали на видеокассеты). Помимо этого вырезали и собирали детективные загадки из журнала "Наука и жизнь": инспектор Варнике, детектив Людовик и даже тупой инспектор Робийяр. Слышали о Пинкертоне, но конечно прочитать о нем было нигде не найти, только и слышно было "пинкертоновщина". И наверно как и у многих сразу возникал вопрос: а где же наши? Были? Оазалось что были.
Теперь то понятно, что у русского детектива в ХХ веке шансов не было никаких. Дело в том, что после революции в руководстве страны были сплошь ранее судимые, отсидевшие зачастую не по одному сроку, и зуб на полицию имели пребольшой. Поэтому позитивное изображение полицейских чиновников практически исключалось. Только в виде "сатрапов, палачей, душителей свободы, псов режима". Про Путилина мы знали исключительно то, что он собирал материалы по незаконной деятельности Чернышевского. Это мы сейчас понимаем, что он просто делал свою работу и делал это профессионально. А тогда он был что? Правильно "сатрап, палач, душитель свободы". Ну какие тут публикации его рассказов? С остальными писателями, пишущими о деятельности полиции ровно та же история.
Это Холмсу повезло, во первых экзотика, за рубежом, частный сыщик, буржуазному режиму не служил, можно и публиковать, экранизировать. Да и то не всё. Вот "Долина страха", который не печатали типа "уж совсем слабенький роман". А может вы всё таки читателям дадите судить о его достоинствах? Да фиг с два. Зато там действует агент Пинкертона (которого потом Мориарти завалил). А агентство Пинкертона замазано в шпионаже против рабочего движения в Америке. Это опять мы понимаем, что они частные агенты, работали на того кто их нанимает. Но тем не менее "сатрапы, палачи, душители свободы". Поэтому попробуй что-то издай или напиши про сыщиков - сразу клеймо на лоб "пинкертоновщина". (Когда стали переиздавать выпуски про Пинкертона, я их все собрал, перечитал, чего же там такого не такого? Да нет, интересно, добротно, "пропаганды насилия" в меру, тема же такая, про криминал, в детстве думаю вообще бы в восторге был.)
Поэтому посыл моего опуса банален, не надо лишать читателей и детей таких книг, читатель сам разберётся что интересно, что нет, да и патриотический момент присутствует, "вот мол, были и у нас книги не хуже Холмса". Что совершеннейшая правда.

1 ответ

В библиографию русских уголовных романов предлагаю добавить превосходный роман Амфитеатрова

рецензия.

Читайте также