10 ноября 2021 г., 21:09

826

Обсуждение романа Агаты Кристи "Трагедия в трех актах"

53 понравилось 59 комментариев 1 добавить в избранное

Детективный роман Агаты Кристи "Трагедия в трех актах" (в России его часто переводят еще и как "Драма в трех актах") впервые увидел свет в 1934 году, в США. В произведении мы вновь встречаемся с любимцем публики, проницательным и чуточку тщеславным бельгийцем Эркюлем Пуаро. Критики единодушны в утверждении, что это гениальный роман и бессмертное творение Королевы детективов. Встречаются по поводу романа и довольно интересные версии. Так, например, в книге Лора Томпсон - Агата Кристи: Английская тайна выдвигается версия о том, что роман в какой-то мере имел и автобиографические черты. Напомню, что главной сюжетной линией является тема любви между зрелым, успешным мужчиной (сэр Чарлз Картрайт) и совсем еще юной девушкой Эгг. Так вот, в жизни писательницы был почти что аналогичный случай: в 1911 году, когда Агате было 20 лет, в нее влюбился 35-летний полковник Болтон Флетчер, который буквально преследовал ее, засыпал подарками и любовными письмами, а предложение выйти за него замуж сделал уже на 3-м свидании. Агата Кристи все же отказала перспективному жениху и никогда о том не жалела, но вот через книгу, через двадцать лет, выразила и другую точку зрения по этому вопросу:

«Леди Мэри, вы ведь не желаете, чтобы ваша дочь вышла замуж за человека вдвое ее старше?» — говорит один из персонажей матери Мими (Эгг). Ответ леди Мэри его удивил: «Возможно, это было бы даже лучше… В этом возрасте мужчины обычно не совершают безумств, грехи молодости позади, их уже не нужно опасаться…»

Из других интересных фактов, относящихся к роману, отметим присутствие на его страницах уже знакомого нам мистера Сатерсвейта (из сборника рассказов про мистера Кина) и полковника Джонсона (из книги "Рождество Эркюля Пуаро")

А чем вам запомнился и понравился роман Агаты Кристи с таким "театральным" заглавием? Удалось ли самостоятельно разгадать, в чем тут фокус? Кто из персонажей понравился, а кто не очень? Удалась ли автору задуманная театральная атмосфера?

Делитесь мнениями и оценками, ссылки на рецензии приветствуются)

В группу Ситтафорд Все обсуждения группы
53 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 59

r40-green.png
В прошлом месяце я прочитала роман "Купе смертников" Себастьена Жапризо. И автор одной из рецензий писал, что автор взял идею из одного из романов Агаты Кристи. Интересные бывают в жизни совпадения, теперь я знаю из какого именно романа. Совершается ряд убийств, и никто не может определить преступника, так как всё внимание сосредотачивается на первом преступлении. Считают, что именно первое убийство было главным, а последующие лишь следуют за ним с целью убрать свидетелей. Но на самом деле в обоих романах первая жертва выбрана случайно. И именно задуманная жертва при этом преступлении никак не должна была пострадать. Даже Эркюля Пуаро этот факт по началу сбивает с толку, он даже не сразу признал первую смерть убийством.

Darya_Bird,

Совершается ряд убийств, и никто не может определить преступника, так как всё внимание сосредотачивается на первом преступлении.

Идея хорошая в литературном плане, но на деле-то, получается, не сработала как надо: без этой "генеральной репетиции", возможно, второе убийство бы и не вызвало подозрений именно как убийство. Стакан с ядом быстренько ликвидировали и все такое...

Даже Эркюля Пуаро этот факт по началу сбивает с толку, он даже не сразу признал первую смерть убийством.

Вот это меня, кстати, весьма удивило в романе)

Anastasia246,

без этой "генеральной репетиции", возможно, второе убийство бы и не вызвало подозрений именно как убийство. Стакан с ядом быстренько ликвидировали и все такое...

да этот стакан с ядом сразу вызывал сомнения, понятно, что его легко было подменить.

Вот это меня, кстати, весьма удивило в романе)

Совершенно не похоже на Пуаро. Обычно он так не отбрасывает варианты смерти.
Мне его присутствия в этом романе не хватило. Вначале чуть мелькнул и уже в конце только появился. И кстати он прав, если бы первый бокал с отравленным коктейлем достался ему, преступления остались бы не раскрытыми. Убийце немного не повезло.

Возможно,потому, что ошеломляющий способ убийства для меня не стал неожиданностью я и поставила 4, а не 5. Прочти я этот роман первым все могло бы сложиться иначе. Убийцу я почему-то стала подозревать с первых строк романа. Ещё до всех происшествий.

Darya_Bird,

Убийцу я почему-то стала подозревать с первых строк романа. Ещё до всех происшествий.

Да, особенно с его любовью к театральным эффектам...

Anastasia246, Тут наверное, самое название романа непроизвольно наталкивает на эту мысль.

Леди Агата в этом романе дала много подсказок на личность убийцы. Я догадалась довольно быстро. Единственно не был понятен мотив. Но как говорится "шерше ля фам". Ради чего ещё мужчина может пойти на преступление.)

N_V_Madigozhina, Согласна.) Но вроде проблем с деньгами не было.)

_ Евгения _, Дык это я просто бросила реплику в ответ на Ваш риторический вопрос про женщин!)

_ Евгения _,

Я догадалась довольно быстро. Единственно не был понятен мотив.

Вот и у меня также. Особенно в отношении пастора...

Читала этот роман раньше, несколько лет назад, поэтому помнила, кто убийца. Сейчас, перечитывая, ужасалась, до какой степени бесчеловечным и фальшивым леди Агата изобразила человека актёрской профессии. Это же надо, поубивав троих людей с разным к ним отношением (одного - наугад, другого - близкого друга с детства, третью - совершенно незнакомую женщину), ещё и изображать из себя сыщика! Актёр Картрайт заигрался так, что ничего настоящего от него не осталось, маска на маске. Выглядит он жалко.

OlgaZadvornova, Человек-хамелеон. С одной стороны - огромный талант так уметь перевоплощаться, а с другой стороны - возможно полное отсутствие человечности и есть цена такого таланта.

ChydoSandra, Талант его недобрый)
А по большому счёту, никчёмный. Что-то я не помню упоминаний о его великих ролях)
Так, какой-то сыщик, какой-то морской волк) в малозначащих пьесах, типа "Маленькая собачка смеялась"
Не знаю, отвратителен мне этот персонаж))))

OlgaZadvornova, Мне тоже отвратителен, но его умение мгновенно перевоплощаться было отмечено. Не зря мисс Уиллс распознала в нём дворецкого при посещении за несколько секунд только по манере подавать блюдо.

ChydoSandra, Ну да, согласна. Видимо, он очень наблюдателен и с хорошей памятью, способностью перенимать характерные манеры типажей - дворецкого, моряка и т.д.

OlgaZadvornova, Вы хорошо заметили, что у Чарльза талант перенимать форму, но не содержание. Он играл не Чехова или Ибсена, а в "приятственных" старомодных пьесах.

ChydoSandra,

огромный талант так уметь перевоплощаться, а с другой стороны - возможно полное отсутствие человечности и есть цена такого таланта.

Спасибо за интересную мысль!

Anastasia246, Ну не знаю, например, мой любимый Евгений Миронов, играл и Идиота Достоевского и маньяка в фильме " Охота на пиранью", и Хлестакова и еще много кого. И человек он, судя по всему, нормальный по нравственным качествам и талантливый как актер.

N_V_Madigozhina, Я же это не применительно ко всем актерам или вообще талантливым людям имела в виду, а именно к конкретному персонажу.

OlgaZadvornova,

ещё и изображать из себя сыщика!

Негодяй негодяем, а актер все-таки талантливый. Даже самого Пуаро поначалу водил за нос)

OlgaZadvornova, Мне странно, что Картрайт предпочел совершить 3 преступления вместо того, чтобы как-то избавить мир живых от жены.

Пуаро не дал ему еще и совершить 4-ое преступление - двоеженство.

Обычно мотивом преступления у Агаты Кристи становятся большие деньги, но здесь все по-другому : преступника ведут к цели… нежные чувства. Нет, никаких извращений, любовь он испытывает отнюдь не к своим жертвам. Это не "коллекционер" Фаулза, хотя и не такой уж однолюб!)))
В романе несколько весьма интересных персонажей, чьи характеры и внешность запоминаются сразу. Преступные приемы не новы, тут же вспоминаются другие произведения классиков детективного жанра — видно, что убийца читал немало криминальной литературы. И долго вживался в роль "идеального" преступника... Я его угадала довольно быстро.

N_V_Madigozhina,

преступника ведут к цели… нежные чувства

Да, весьма необычно для Агаты Кристи, притом еще и чувства-то взаимные)

Это не "коллекционер" Фаулза

Эх, все никак не дойду до знаменитого романа...

убийца читал немало криминальной литературы. И долго вживался в роль "идеального" преступника...

Этому актеру любая роль по плечу...

Anastasia246, Ерунда этот Фаулз, на мой взгляд. И "Коллекционер" не исключение. Но есть любители...

N_V_Madigozhina, Я просто столько о нем слышала - и хорошего, и плохого, - что хочется уже наконец составить собственное мнение...

Первый раз я прочитала этот роман в ноябре 2012 года - как раз 9 лет назад. Была в диком восторге. Ну никак у меня мозг на такую схему преступления не мог извернуться. Сейчас перечитала, хотя вообще не очень люблю перечитывать детективы, когда хорошо помню сюжет, и осталась не в меньшем восторге даже уже зная кто, как и почему. Для меня этот детектив один из любимых у Агаты Кристи.

Ну и конечно же не могу не отметить шикарный диалог в конце:

Мистер Саттертуэйт заметно приободрился. Внезапно его поразила какая‑то мысль, у него даже челюсть отвисла.

- Боже мой! - вскричал он. - До меня только сейчас дошло! Ведь отравленный коктейль мог выпить любой из нас! Это мог быть я!

- Нет, друг мой, все могло обернуться куда хуже.

- Как?!

- Это мог быть я, - сказал Эркюль Пуаро.

Как это точно характеризует характер Эркюля Пуаро!

ChydoSandra, Да, диалог шикарный! Остроумный и запоминающийся. Хорошая точка в конце произведения)

ChydoSandra,

перечитала, хотя вообще не очень люблю перечитывать детективы, когда хорошо помню сюжет, и осталась не в меньшем восторге даже уже зная кто, как и почему

У меня со многими книгами Кристи так. Они всегда чуточку больше, чем просто детективы)

Как это точно характеризует характер Эркюля Пуаро!

Пуаро неподражаем в любой ситуации и в любом романе)

Anastasia246, Не люблю только, когда он подталкивает преступника к самоубийству. Это бывает тогда, когда с уликами плоховато...

N_V_Madigozhina, Так если ж плохо с уликами, то чего нервничать преступнику? Вот если наоборот улик целый вагон, тогда да, преступник не видит для себя иного выхода...

Anastasia246, Преступник -то не знает, много или мало у Пуаро улик... вот и нервничает. Мне вчера один знакомый сказал, что в одном из детективов Пуаро подал оружие преступнику, рекомендуя застрелиться, а убийца взял его и чуть не убил самого Пуаро. Что -то мне такой роман не попадался... Приятель сказал. что " забыл название"!)

ChydoSandra, Или все-таки его чувство юмора, не знаю.

А вот я сейчас подумала. Пуаро и Марпл вроде бы никогда не играли чужих ролей. Ну, прикидывались наивными и простыми, но это так, по мелочи. А вот Холмс - другое дело. Помните, как он поражал милягу Ватсона? Даже старушкой притворился, даже бродягой каким -то. Даже роль преступника попытался исполнить, но это у него получилось плохо - ботинок, кажется, оставил на месте преступления. Или все -таки успел сжечь? Уже не помню. Но ,короче, пытался актерствовать, в отличие от усатого бельгийца.

N_V_Madigozhina, Холмс вообще более деятельный и соответственно методы у него другие, он сочетает активные действия с дедукцией. Перевоплощается он по-моему всегда мастерски. А Пуаро вроде всегда про себя отмечает, что его сила именно в работе серых клеточек. Мы в рамках группы в прошлом году обсуждали роман Агата Кристи - Большая четверка (сборник) , где он предстал перед нами более деятельным, чем обычно, - и никому его такой образ не понравился (обсуждение). Ну а мисс Марпл насколько я помню часто жалуется на свой возраст и болячки, так что ей уже не по статусу актерствовать.


ChydoSandra, Не обижайте нас, старушек! Бабушка завсегда может прикинуться дедушкой, если бородушка отрастет...)

ChydoSandra,

ей уже не по статусу актерствовать

ей и без актерства удается мастерски выведывать у всех нужную информацию)

N_V_Madigozhina, Так Пуаро слишком тщеславен, чтобы играть роли каких-то других людей. Он, похоже, упивается своей ролью гениального сыщика всех времен)

Это было первое прочтение этого романа. Вначале чуть смутило его название: подумалось отчего-то, что действительно будет драматургическое произведение, но нет (вот все эти театральные эффекты и отсылки к театру только порядком раздражали).

Как детектив мне роман не понравился, скучноватым показался (как мог Пуаро не признатть в первой смерти убийство?). Да и преступника угадала почти что сразу (редкое для меня явление в отношении детективов Кристи). Зато понравился как любовный роман, интересно было следить за развитием взаимоотношений влюбленных).

Много ярких, харизматичных, запоминающихся персонажей: секретарь Милрей, женщина-драматург, Оливер, подстроивший аварию...

r40-green.png рецензия

Anastasia246, Персонажи все действительно очень яркие!

А ещё мне показалось, что мисс Уиллс могла быть прообразом Верити Бердвуд из романов Дженнифер Роу. Непримечательная, но очень проницательная личность, которая этакий синий чулок в компании, но всё видит, подмечает и делает правильные выводы. Это конечно скорее моя фантазия, но эти две женщины у меня теперь стойко ассоциируются друг с другом.

Anastasia246, Соглашусь, что в этот раз более яркими, живыми и запоминающимися вышли именно женские персонажи.

Согласна, персонажи очень интересные, любовная линия хороша, но как мотив все-таки не очень убеждает, ждешь чего-нибудь более злого…

Ольга Озерцова,

ждешь чего-нибудь более злого…

да, ждешь чего-то в духе привычной Агаты Кристи...

Агата Кристи тонкими штрихами показала в романе суть персонажей. Пожилой священник оказался мудрым и терпеливым человеком. Миссис Дейкерс - отличный профессионал и бизнес-леди. Вот леди Мэри не такая уж милая дама. Автор тонко намекнула, что брак с Оливером нежелателен из-за корней молодого человека.  Опыт и житейская мудрость могли бы подсказать леди Мэри навести справки о прошлом Картрайта, узнать сплетни.

Aurelia-R,

Опыт и житейская мудрость могли бы подсказать леди Мэри навести справки о прошлом Картрайта, узнать сплетни

Кстати, да. Только вряд ли бы она много бы узнала: он вон как подстраховался, даже фамилию сменил.

Anastasia246, Сэр Бартоломью, Энджела Сатклифф были знакомы с Чарльзом с юности.

Привет! А я с рецензией :) Книгу оценила на r45-green.png Мне очень понравилось, как выписаны психологические портреты героев. Пуаро ведь постоянно твердит о том, что психология - основа его успеха в сыщицком деле? Ну вот, в этот раз такой взгляд имеет под собой основу - преступник явно имеет проблемы с психикой. Кстати, мне понравилось, как в финале Пуаро доверительно рассказывает о некоторых своих психологических трюках.
Это один из редких случаев, когда мне самостоятельно удалось определить, кто же преступник в книге! *ура-ура!* Понимаете, это действительно очень театральный детектив - в смысле, действие происходит не на сцене, но укладывается в рамки определенного сценария. Не в том дело, что у меня так уж развита наблюдательность - хотя хотелось бы в это верить! - но что-то подобное я уже встречала (а сейчас я прям мисс Марпл :)) В литературе описаны похожие случаи: один из романов Жапризо (не буду портить интриги, говоря, какой), ну и... "Джейн Эйр". Понимаете, что ещё настораживает: Агата Кристи прямо-таки подсовывает нам убийцу с первых же строк романа. Так что начинаешь думать: а почему бы и нет?

Читайте также