10 июля 2022 г. 16:24

2K

5 На заре искусства

Здорово, что эта книга вышла именно сейчас, когда я планирую ознакомиться с двухтомником Людмилы Акимовой по истории искусства Древней Греции. Ведь она является своеобразным приквелом к нему, и уже здесь автор вводит читателя в курс дела относительно ключевых направлений древнегреческого искусства. В этой же работе речь идёт о протогреческом искусстве: то есть об искусстве тех регионов, которые позднее будут называться исторической Древней Грецией и относятся к бассейну Эгейского моря.
Книга получилась внушительная: 600 страниц увеличенного формата с большим количеством качественных глянцевых иллюстраций. Читать её - одно наслаждение, и я очень рада, что успела купить такое роскошное и малотиражное издание. Даже не вериться, что я её прочитала - настолько она огромная (2,5 кг).
Вообще, с работами Акимовой давно хотелось ознакомиться - привлекает также и то, что они очень редкие и не переиздаются. Но важно отметить, что это очень своеобразный автор: либо читатель ей доверяет, либо нет, потому что ссылками она пренебрегает, а теории выдвигает очень специфичные и порой вызывающие недоумение. Таков то ли стиль её изложения и мышления в целом, то ли это обработанные ею наработки других исследователей (они представлены в списке литературы, но прямые ссылки редко встречаются): создаётся впечатление, что Акимова находится под большим влиянием одновременно фрейдизма и юнгианства, а также мифологической школы. Все описанные ею божества произрастают из одного источника, коренящегося в человеческом сознании в виде архетипов, а те, в свою очередь, обусловлены сексуально-макабрическими мотивами. И эти божества, весьма древние, заключённые где-то глубоко в подсознании, выходят из него то в виде смутных образов, то олицетворяя собой абстрактные категории, то принимая поочерёдно зооморфный или антропоморфный облик. Звучать это может разумно, но описывает это автор так, что потребуется время, чтобы привыкнуть. Ничем не примечательный потрёпанный веками кувшин у неё является символом плодородного лона женщины, а еле заметный скол на нём обозначает её гениталии. Светлые пятнышки (то ли потёртости, то ли вполне незамысловатое украшение) являются знаком семени, оплодотворяющим женщину. И так со всеми рассматриваемыми экспонатами. Большинство из них выглядят настолько невзрачно, что невольно задумаешься, откуда автор всё это берёт, из недр какого больного сознания... Но её трактовка некоторых предметов заставляет всё-таки встать на позицию автора. Некоторые из них выглядят настолько странно и недвусмысленно, что уж никак не могут быть простыми предметами обихода, в них явно прослеживается именно то значение и символика, которые отмечает Акимова. Так что, может быть, и с другими, более простыми на первый взгляд вещами дело обстоит не так просто. Пожалуй, прежде чем приступать к таким исследованиям, хорошо бы почитать что-то на тему мышления древнего человека, какие идеи он может вкладывать в своё творчество и чем это обусловлено.
В целом же я чрезвычайно довольна прочитанным. "Искусство Эгейского мира" - прекрасно структурированная книга с красивым оформлением. Исследование чётко разделено по регионам, в каждом из которых автор хронологически рассматривает основные творческие тенденции в нескольких категориях: изобразительное искусство, архитектура, погребальный и храмовый ритуалы, украшения, предметы быта и т.д. Акимова также проводит связь между регионами: где, что и как повлияло (как в пределах Эгейского бассейна, так и с внешней стороны, например, древнеегипетское влияние). И, кроме того, подготавливает почву для перехода читателя к её дальнейшим работам (искусство Греции - архаика и классика). Стоит втянуться в её необычный стиль повествования, и эта книга окажется поинтереснее многой художественной литературы.

Комментарии

Чудовищно дорогая, наверно, эта книга?
+1 10.07.22
Вроде нет: я купила её с рук за 2000, для такой книги это нормальная цена. В магазине она тогда стоила от 2500, кажется. А сейчас от 3000.
+3 10.07.22