7 апреля 2019 г., 15:30

816

Наталья Кочеткова о романе «Опосредованно» Алексея Сальникова

13 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Наталья Кочеткова
Рецензия на книгу Опосредованно
Оценка: r30-gray.png
*

Алексей Сальников — такое же большое литературное открытие последнего времени, как незадолго до него — Гузель Яхина. Слава пришла к писателю после мрачной фантасмагории «на раене» «Петровы в гриппе и вокруг него», следом был издан еще более резкий, почти чернушный, но обаятельный роман «Отдел» (на самом деле он и есть дебютный), а теперь уже без всяких хронологических прыжков издана третья книга Сальникова — «Опосредованно».

Идея романа поначалу кажется абсолютно сорокинской: герои живут в мире, в котором некоторые стихи приравнены к наркотикам и штырят не слабее — дело доходит до сердечных приступов и летальных исходов. Но воплощение этой идеи — абсолютно сальниковское. На сцене его любимые «маленькие люди»: девушка Лена живет с матерью и бабушкой в Нижнем Тагиле. Бабушка потом умирает, мать устраивает свою личную жизнь, а старший брат подруги случайно подсаживает Лену на «литру», то есть поэтический наркотик — читаешь стишок и наступает приход.

В результате жизнь Лены как бы раздваивается. В одной — она окончит пединститут, будет работать учителем математики в школе, переедет в Екатеринбург, выйдет замуж за неплохого и довольно успешного парня Володю, родит дочерей-двойняшек, окончательно испортит отношения с матерью. В другой: от простого потребления «литры» она перейдет к производству, сама начнет писать такие стихи, которые нужным образом воздействуют на сознание, продавать их за убедительные деньги, переживать кайф и ломку.

Все было бы отлично, но только первая Лена со второй не соотносятся никак, кроме того, что это, если верить Алексею Сальникову, один и тот же человек. Трип и «мысль семейная» не хотят идти в романе рука об руку. Более того, вторая половина книги с перипетиями семейной жизни Лены затмит, отодвинет на второй план ее поэтическо-наркотические опыты. И каждый раз, когда они изредка будут всплывать в тексте (надо же довести сюжетную линию до конца), станут восприниматься как нечто чужеродное.

Автору не отказать в остроумии идеи и оригинальности размышлений об истории российской словесности (нет-нет, никакого академизма — чистый стеб), но сплавить высокую литературу и быт школьной учительницы математики из Нижнего Тагила в нечто единое и новое, как это получилось с «Петровыми», к сожалению, не удалось.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Lenta.ru
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

13 понравилось 0 добавить в избранное