19 марта 2019 г., 16:41
2K
Галина Юзефович о романе «Элмет» Фионы Мозли
Критик: Галина Юзефович
Рецензия на книгу Элмет
Оценка: *
Небольшой изящный роман прошлогодней букеровской финалистки Фионы Мозли открывается цитатой из поэта Теда Хьюза, в которой Элмет называется последним независимым кельтским королевством на территории Англии. Этот образ — ключ к пониманию всей книги, в очередной раз, но на совершенно новый лад обращающейся к близкой едва ли не каждому русскому читателю теме «какую страну потеряли».
14-летний Дэниэл, его 15-летняя сестра Кэти и их суровый отец (все герои здесь зовут его «Папа»), зарабатывающий на жизнь участием в подпольных боксерских поединках, переезжают в леса Йоркшира после смерти бабушки, с которой дети жили до этого. Отец своими руками строит дом на ничейной земле, и там, в сердце древней чащи, они поселяются вдали от мира, свободные, гордые, нищие и беззаботные. Домосед и мечтатель Дэниэл берет на себя нехитрые заботы по хозяйству, в то время как Кэти, унаследовавшая необузданный нрав отца, охотится или просто носится по полям, подобно дикому животному.
Могучий Папа заводит друзей среди местных фермеров и арендаторов, которым не раз пригождается его физическая сила, бесстрашие и природная нетерпимость к любой несправедливости, а одна из соседок — рыжеволосая Вивьен (это имя однозначно отсылает к едва ли не самому загадочному персонажу Артуровского цикла — Владычице озера леди Вивиан) — становится Дэниэлу другом и наставницей. Однако мирной жизни Дэниэла и его семьи приходит конец, когда в их владения вторгается местный толстосум по фамилии Прайс, желающий не столько прибрать к рукам ничтожное имущество Папы и его детей, сколько сломить в них волю к независимости.
Дебютный роман Фионы Мозли буквально пронизан ностальгическими мотивами кельтской мифологии — от уже упомянутой Артурианы и сказаний об Обитателях Холмов до легенд о Робин Гуде (конечно же, чернобородый Папа похож на благородного разбойника из Шервудского леса). Вполне реалистичная и современная история обреченного, трагического и потому по-настоящему величественного противостояния своевольного аутсайдера с одной стороны и прозаичного современного мира с другой становится для Мозли способом вспомнить, почтить и оплакать «старую добрую Англию», исчезнувшую под волнами модернизации подобно земле Лионесс из старинных баллад. И хотя подобный прием трудно назвать по-настоящему оригинальным, автор «Элмета» находит для своей ностальгии и романтической тоски по прошлому какую-то удивительно поэтичную, щемящую, и гармоничную форму.
* Оценка указана редакцией Livelib
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!