3 сентября 2018 г., 14:37

2K

Василий Владимирский о романе «Ритуал» Адама Нэвилла

9 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Василий Владимирский
Рецензия на книгу Ритуал
Оценка: r40-green.png
*

Непроходимая чаща, девственный лес, где не ступала нога человека — эта универсальная метафора входит в «типовой набор» самых популярных образов, востребованных писателями-фантастами, от Толкина с его «Властелином Колец» до братьев Стругацких с «Улиткой на склоне». В «Ритуале» та же история. Герои Адама Нэвилла, «земную жизнь пройдя до половины», очутились в сумрачном лесу, в Шведском Национальном заповеднике: махнули на край света, чтобы провести совместный отпуск среди дикой природы, вдали от лондонской суеты, — и опрометчиво свернули с натоптанной туристической тропы, заблудились в трех соснах. Дальше все по классике: холод, голод, обезвоживание (как это возможно летом в северном лесу — не спрашивайте), давно назревшее выяснение отношений с мордобоем, ночевка в ветхой лесной хижине среди жутких охотничьих трофеев. Ну а потом несчастных потеряшек одного за другим начинает убивать нечто, веками таившееся под пологом древнего леса: не то языческий бог, не то демон, не то кровожадный стихийный дух, соскучившийся по свежей человечинке.

В 2012 году роман «Ритуал» о трагической судьбе четырех английских туристов принес автору премию имени Августа Дарлета за лучшее произведение в жанре ужасов, а в 2017-м был экранизирован каналом Netflix — именно кадр из фильма украшает обложку этого издания. Надо заметить, Адам Нэвилл писатель своеобразный: и в «Ритуале», и в не менее известных «Судных днях» он рассказывает историю просто, линейно, немногословно, не злоупотребляя читательским терпением.

Но при всей внешней бесхитростности его романы очень удобно интерпретировать с психоаналитической, культурологической, философской позиций — они отлично вписываются в этот непростой контекст. Обреченный туристический поход, из которого суждено вернуться только одному герою, сумевшему вовремя раскроить несколько юношеских (и несколько очень-очень старых) черепов, — что это, метафора запоздалой инициации? Зубастый и рогатый лесной бог — манифестация подсознательного? А заповедный лес посреди густонаселенной страны с высочайшим уровнем жизни — он что символизирует? В своих книгах Адам Нэвилл не раскрывает подтекст — ни словом, ни намеком, оставляя простор для грядущих исследователей. Поневоле задумаешься: может, тут как в известном анекдоте про девичий сон и доктора Фрейда: банан — это просто банан?

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Горький
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

9 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!