Опубликовано: 18 мая 2018 г., 12:10 Обновлено: 18 мая 2018 г., 12:15
492
Уникальные девочки

Критик: Женя Янкина
Рецензия на книгу Представьте 6 девочек
Оценка: *
Демонический «русский интеллигент» из кровожадного рассказа Куприна имел обыкновение подкрадываться к невинным людям, любующимся пейзажем, и изрекать: «Какая чудная ночь, Катенька, не правда ли? А облака? Совсем как на картине. А ведь попробуй художник так нарисовать — ни за что не поверят». Нетрудно догадаться, как перекосило бы стандартного зануду-критика, открой он в некой параллельной реальности роман, где действующими лицами были бы сестры Митфорд: «Ну, разумеется... шесть девочек, аристократическое поместье в британской сельской глуши, чудаки-родители. Семейство Беннет на современный лад, очень оригинально. И что у нас с девочками? О господи ж ты боже мой. Одна подалась в коммунисты и сбежала из дому, другая — в фашисты, вышла замуж за Освальда Мосли и угодила в тюрьму, третья всю жизнь разводила кур, четвертая стала герцогиней, еще одна — ну да, конечно, противопоставление „коммунистка-фашистка“ уже есть, тихоня уже есть, значит, по законам жанра, должен еще быть человек-катастрофа — еще одна сестричка, значит, подружилась с Гитлером, а потом пустила себе пулю в голову. И зачали эту девочку в городе под названием Свастика, прелестно. И еще одна сестричка — ну, правильно, как же без этого? — стала знаменитой писательницей и всю их развеселую жизнь цинично отображает в изящной прозе. Живенько, ничего не скажешь. Но, извините, перебор». Да, в литературе с таким сюжетом смог бы справиться разве что виртуоз магического реализма вроде Маркеса или Рушди. Или очень добрый сатирик. Или совсем злой. Ну, а в жизни сестрам Митфорд — писательнице Нэнси, фашистке Диане, коммунистке Джессике, нацистке Юнити, птичнице Памеле и герцогине Деборе — на повествователя, который проследил бы за композицией, стилистическим единством и градусом безумия, рассчитывать не приходилось. И они просто проживали свои удивительные жизни как могли — уникальные девочки, невыносимо очаровательные нарушительницы спокойствия, чьи имена в середине прошлого столетия были нарицательными. «Представьте шесть девушек, шесть законченных индивидуалисток, и выпустите их в одну из самых взрывоопасных эпох мировой истории — вы получите сестер Митфорд. Этому социальному эксперименту позавидовал бы самый изобретательный исследователь, а интересен он во многом невозможностью его повторить. Никогда больше не будет шести таких девиц, воспитанных в такой манере и в такое время».
Документальный роман Лоры Томпсон можно читать как угодно — предварительно ознакомившись с «митфордианским феноменом», не знакомясь с ним, но прочитав «В поисках любви» и «Любовь в холодном климате» Нэнси Митфорд (не пугайтесь названий — это отличная беллетристика, по ощущениям — сильногазированная смесь Джейн Остин и Ивлина Во) — или вообще «на голубом глазу». В последнем случае на первых двадцати-тридцати страницах будет немного тяжело, но потом вы... просто втянетесь в это безумие. Томпсон поставила перед собой героическую задачу — рассказать шесть, мягко говоря, не самых кристально ясных биографий, изощренно переплетенных друг с другом и с европейской историей ХХ века, шесть историй, чьи главные герои всю дорогу что-то утаивают, что-то воображают, переплавляют реальность в литературу, путают реальность с литературой, клевещут, забывают, преувеличивают и просто врут, как пациенты доктора Хауса. Результат — феерический. Если вы думаете, что Кэрролл, Вудхаус и Фрай познакомили вас со всеми оттенками британской эксцентрики, приготовьтесь к расширению своей персональной вселенной. Лоре Томпсон удалось изготовить волшебную пилюлю, позволяющую читателю стать нужного размера, чтобы пролезть в зачарованный митфордианский мир — сумбурный, наивный, отчаянный, не всегда отличающий добрую сумасшедшинку от нечеловеческого цинизма, инфантильный, харизматичный, умный. Автор «Представьте 6 девочек» умеет быть одновременно частным детективом, популярным историком, хитроумным психологом и ехидной тетей, которая сейчас всеееее тебе как на духу расскажет про то, почему вон та вот так сказала, а вот эта сделала вот такую глупость, а остальные про все знали да ничего поделать не смогли. Иногда, когда Томпсон выстреливает по своим героиням совсем убойным термоядерным комментарием, просто пугаешься: господи, да что я тут делаю, зачем я сюда залез, это же и вправду перебор... Но через пару секунд митфордианский задор берет верх — и ты отважно лезешь дальше, вслед за бесстрашными сестричками.
«Эта уверенность в себе — спокойная и вместе с тем тверже алмаза, — она-то и завораживает, в особенности женщин. Аристократическая самоуверенность в изысканном женском варианте, которой современные женщины, хотя и обрели большую свободу, едва ли сумеют достичь. Казалось бы, настала пора для полной женской уверенности: мужчины вынуждены ходить вокруг нас на цыпочках, почтительно; современная культура убеждает, что мы можем выбрать себе любой путь в жизни; книги советуют ценить в себе все изъяны, однако стремиться при этом к совершенству... и все это нисколько не ободряет, скорее наоборот. Женщины оказались словно в гермокабине, постоянно должны быть настороже, особенно присматриваться к тому, как живут другие женщины — не лучше ли, чем ты сама. Может быть, нужно печь печенье или создать международную компанию? Внешне походить на лауреатку „Оскара“ или, напротив, восстать против тирании заботы о внешности? Сбривать волосы по всему телу или помещать в твиттере фотографии бунтарских подмышек? Стать домашней богиней, сладкой мамочкой, альфа-самкой, префеминистской, феминисткой, постфеминисткой, феминисткой, но из тех, кто не против подтяжки лица?.. Хаос. Казалось бы, ответ прост: будь собой. Но ведь так трудно понять, кто ты. Вот почему нас околдовывают Митфорды, столь уверенные в любом своем выборе, даже безумном».
* Оценка указана редакцией Livelib
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!