28 января 2018 г., 16:40

3K

Василий Владимирский о романе «Артемида» Энди Вейера

10 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное
Критик: Василий Владимирский
Рецензия на книгу Артемида
Оценка: r40-green.png*

С тех пор как роман «Марсианин», опубликованный в электронном «самиздате», возглавил список американских бестселлеров, Энди Вейер превратился в икону для «self-published-writers» во всем мире. Правда, из виду обычно упускают, что на одного счастливчика приходятся десятки тысяч «самиздатчиков», неспособных, как ни тужься, заработать больше несколько сот долларов в год — но это уже совсем другая история. В принципе, после того как его книгу экранизировал сам Ридли Скотт, Вейер мог до конца жизни стричь купоны и почивать на лаврах, не написав ни строчки. Однако Эндрю рискнул войти в эту реку еще раз — и в 2017-м году выпустил в свет роман «Артемида».

Если помните, в «Марсианине» писатель обращался к почтенному (и нежно любимому авторами научной фантастики) жанру «космической робинзонады», перемежая скудное действие обильными научно-популярными вставками. В «Артемиде» Вейер следует традициям авантюрно-приключенческой прозы, но жюльверновскую максиму «поучать развлекая» не забывает. «Большевики сами создают себе трудности, а потом с блеском их преодолевают», — сказал когда-то Уинстон Черчилль. Главная героиня этого романа Джазмин Башара, девушка из семьи лунных мусульман, щедро одарена от природы в области естественных и точных наук, но едва ли слышала о существовании ВКП(б). Что не мешает Джаз действовать точно по черчиллевскому алгоритму. То есть сначала провести серию терактов, чуть не угробив все население колонии, а потом героически спасти соотечественников от бразильской мафии, которая грозит подмять под себя экономику лунного поселения (привет Йену Макдональду с его «Новой Луной»). Стойкое ощущение déjà vu: словно Роберт Энсон Хайнлайн восстал из могилы и, тряхнув стариной, сочинил еще одну книгу из подростковой «скрибнеровской» серии, обаятельную и незамысловатую историю, где прославляется инженерная смекалка, решительность, упорство и предприимчивость юных героев.

Джазмин чуть старше хайнлайновских персонажей, технических деталей в романе на порядок больше, разговоры о сексе откровеннее, а автор позволяет себе славный юморок в духе молодежных комедий двадцатилетней давности (современный Голливуд не одобрил бы): «— Ты хочешь сказать, мы друзья? — Конечно! — Вот здорово! У меня мало друзей. К тому же ты у меня единственный друг с сиськами». Но в целом это та же young adult fiction «золотого века» американской фантастики: семидесяти лет развития жанра как не бывало. Ну а чтобы развеять последние сомнения, Эндрю Вейер близко к тексту цитирует Хайнлайна: «Луна — та еще старая стерва». Хотя, конечно, читатели «Артемиды» до «The Moon Is a Harsh Mistress» дорастут еще не скоро.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Горький
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

10 понравилось 0 добавить в избранное