Вручение 21 ноября 2013 г.

Вечером 21 ноября 2013 года в Российском Академическом Молодежном Театре состоялась Шестая торжественная церемония вручения премии в области научно-популярной литературы «Просветитель».

Торжественная церемония, состоявшаяся в театре РАМТ, объединила выдающихся ученых, популяризаторов науки, исследователей, писателей, научных журналистов, критиков и поклонников жанра нон-фикшн. В фойе театра гости могли приобрести книги, вошедшие в шорт-лист этого года, по ценам издательств.Ведущей вечера стала Татьяна Геворкян – актриса, журналист и ведущая программы «Новости культуры» на телеканале «Культура». Открыл церемонию музыкальный эксцентрик Денис Клопов, который исполнил шедевры мировой музыки на уникальном инструменте – собранной им за несколько лет коллекции стеклянных бокалов, а после этого сыграл на лазерной арфе.

После этого член жюри премии, японист Александр Мещеряков, объявил лауреата в номинации «За лучшую биографию», введенной в этой году. Два финалиста Сергей Беляков («Гумилев, сын Гумилева») и Борис Тененбаум («Великий Черчилль») получили денежные сертификаты в размере 40 тыс. руб. Победителем стал Максим Чертанов, автор книги «Дарвин» в серии «Жизнь замечательных людей». Оказалось, что под этим псевдонимом скрывалась очаровательная и искрометно остроумная женщина (пожелавшая, впрочем, сохранить тайну имени). Ее денежный приз составил 80 тыс. руб.

В этом году жюри премии учредило специальный приз «За беззаветное служение делу Просветительства», который был присужден лингвисту Максиму Кронгаузу. Награду вручал математик, лауреат премии «Просветитель-2010» Владимир Успенский.

И, наконец, для раскрытия главной интриги вечера, на сцену пригласили члена жюри премии Евгения Бунимовича. Победителем в номинации «Естественные и точные науки» стал Дмитрий Жуков – автор книги «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей».

Лауреата в номинации «Гуманитарные науки» объявил Илья Колмановский. Победителем стал Виктор Сонькин – автор книги «Здесь был Рим».

Лауреаты премии получают денежное вознаграждение в размере 700 тыс. руб., финалисты получают по 100 тысяч. Издателей книг лауреатов наградят денежным сертификатом на 130 тыс. руб. на продвижение книг на рынке.

Страна: Россия Место проведения: театр РАМТ, Москва Дата проведения: 21 ноября 2013 г.

Гуманитарный блок

Лауреат
Виктор Сонькин 4.5
Эта книга возникла на стыке двух главных увлечений автора — античности и путешествий. Ее можно читать как путеводитель, а можно — как рассказ об одном из главных мест на земле. Автор стремился следовать по стопам просвещенных дилетантов, влюбленных в Вечный город, — Гёте, Байрона, Гоголя, Диккенса, Марка Твена, Павла Муратова, Петра Вайля. Столица всевластных пап, жемчужина Ренессанса и барокко, город Микеланджело и Бернини будет просвечивать почти сквозь каждую страницу, но основное содержание книги «Здесь был Рим» — это рассказ о древних временах, о городе Ромула, Цезаря и Нерона.
Вера Мильчина 4.3
Париж первой половины XIX века был и похож, и не похож на современную столицу Франции. С одной стороны, это был город роскошных магазинов и блестящих витрин, с оживленным движением городского транспорта и даже "пробками" на улицах. С другой стороны, здесь по мостовой лились потоки грязи, а во дворах содержали коров, свиней и домашнюю птицу. Книга историка русско-французских культурных связей Веры Мильчиной - это подробное и увлекательное описание самых разных сторон парижской жизни в позапрошлом столетии. Как складывался день и год жителей Парижа в 1814-1848 годах? Как парижане торговали и как ходили за покупками? как ели в кафе и в ресторанах? как принимали ванну и как играли в карты? как развлекались и, по выражению русского мемуариста, "зевали по улицам"? как читали газеты и на чем ездили по городу? что смотрели в театрах и музеях? где учились и где молились? Ответы на эти и многие другие вопросы содержатся в книге, куда включены пространные фрагменты из записок русских путешественников и очерков французских бытописателей первой половины XIX века.
Дмитрий Копелев 4.5
Книга петербургского историка Дмитрия Копелева посвящена эпохе великих географических открытий и последующей борьбы за господство в Мировом океане.
Она сочетает в себе научную точность, обилие информации (более 700 библиографических источников на нескольких языках) с увлекательным стилем живого рассказа, точными психологическими характеристиками и любопытнейшими, ранее не известными русскоязычному читателю историческими подробностями.
Вы узнаете о многозначности и неоднородности понятия "пиратство", его исторической и идеологической подоплеке, о повседневной, будничной жизни его "героев", разочаруетесь в распространенных мифах и найдете новое очарование в реальных историях.
Текст сопровождают более 300 иллюстраций, в том числе таких всемирно известных художников, как Рубенс, Ван Дейк, Босх.
Александр Васькин 4.3
На обложке этой книги неслучайно помещен рисунок из серии "Русские казаки в Париже", передающий необыкновенно мирную атмосферу присутствия российской армии во французской столице в 1814 году. Это совершенно несравнимо с тем, как вели себя солдаты Наполеона в Москве в 1812 году, устроив в Первопрестольной сущий погром и ободрав древнюю русскую столицу как липку. Именно о жизни Москвы в том героическом году и повествуется в этой книге: подготовка города к войне, неожиданная его сдача Наполеону, а затем вынужденное самосожжение Первопрестольной, жизнь москвичей во время оккупации, сидение Наполеона на Москве и его безуспешные попытки заключить перемирие, грабежи и варварство вражеских солдат, разорение православных храмов и дворянских усадеб...
А еще психологический портрет московского генерал-губернатора Ростопчина, явившегося катализатором событий двухсотлетней давности, его отношения с Кутузовым и Александром I, подробности создания воздушного шара для борьбы с французами, шпионская сеть в Москве, дело Верещагина, история первого мэра Москвы, тяжелая участь русских раненых, попытка французов перед их бегством окончательно "добить" Москву... Об этом и многом другом рассказывает историк Москвы, писатель Александр Васькин.
Книга снабжена именным указателем.
Альфред Кох, Пётр Авен 4.3
С начала 90 х гг., когда за реформу экономики России взялась команда Егора Гайдара, прошло уже немало времени, но до сих пор не утихают споры, насколько свое­временными и правильными они были. Спас ли Гайдар Россию от голода и гражданской войны или таких рисков не было? Можно ли было подождать с освобождением цен или это была неизбежность? Были ли альтернативы команде Гайдара и ее либеральному курсу? Что на самом деле разрушило Советский Союз? Почему в стране так и не была построена настоящая либеральная экономика и реформы «застряли» на полпути? Что ждет нас в будущем?
Эти и другие важные события из истории России обсуждают сами участники реформ 90 х. Впервые они со всей откровенностью рассказывают об успехах и неудачах, об экономике и власти, о выборах и Ельцине и — самое главное — о личности Егора Гайдара, который навсегда останется знаменем этих реформ.
Балабуха Андрей Дмитриевич 0.0
История, конечно, наука, однако она перенасыщена мифами. Прошлое полнится людьми, безвинно проклятыми и оклеветанными или, наоборот, незаслуженно возвеличенными.

Проще всего, не задумываясь, верить школьному учебник у или даже историческому роману. Труднее (но зато и увлекательнее!) размашисто вычеркивать из истории века и тысячелетия, объявляя бывшее небывшим, а выдумку — фактом. Но самое интересное — раскапывать правду, скрытую под привычным одеянием мифов, вольготно живущих на просторах многих стран и более чем трех тысячелетий.

Именно этому и посвящена книга известного петербургского писателя Андрея Балабухи, полностью оправдывающая свое название, ибо миф живуч: на него можно сколько угодно покушаться, но умрет он лишь в свой час и своей смертью...
Дина Годер 4.5
Что такое "визуальный театр", о котором в последние годы говорят так много? Термин странный, но любителям современного театра его пояснять не нужно: речь идет о спектаклях, которые говорят со зрителем прежде всего с помощью сценических картин, а не сюжета, визуальных образов, а не текста. Этот театр существует на границах жанров, соединяя драму с современным изобразительным искусством, с танцем, цирком и куклами, с опытом брутальных уличных шоу вместе с высокими видео- и медиатехнологиями.
Георгий Дерлугьян 4.1
Макросоциология занимается соединением в понятную и логически проверяемую картину ключевых точек на изменчивом и хаотичном ландшафте реальной истории человечества. Сегодня здесь продолжается работа на основном стволе классической теории, восходящей к аналитическому материализму (но не идеологиям) Адама Смита, Карла Маркса, Макса Вебера, Йозефа Шумпетера и Фернана Броделя. Профессор-консультант РАНХиГС при Президенте РФ и профессор Нью-Йоркского университета Георгий Дерлугьян рассказывает, как его наука ищет ответы на большие и интересные вопросы. Откуда в древней истории столько развалившихся "затерянных" цивилизаций, и зачем обитатели острова Пасхи воздвигали гигантские статуи? Почему капитализм прорвался на крайнем западе Евразии, а не в Арабском халифате? Как из партии большевиков выросла непредусмотренная самим Максом Вебером харизматическая бюрократия? Почему в результате ее эрозии правящей элитой России стала не либеральная интеллигенция, не директорский корпус и не класс частных капиталистов, а некая "суверенная бюрократия"? И, наконец, откуда берется сама наука?
Николай Злобин 4.2
После прочтения этой книги станет окончательно понятно, что никто из нас не знал о том, как живет Америка и как жить в Америке. Живые зарисовки автора о том, как устроена жизнь простых американцев от ежедневных бытовых вещей до принятия больших решений. Например, регистрации автомобиля или выбора школы для детей; покупки дома или аренды жилья; механизма поступления в колледж или поиска работы и выбора президента или губернатора. От отношения людей к сексу и большой политике до ежедневной домашней жизни и стандартных проблем, с которыми сталкиваются все, кто живет или приезжает в США.
Вяч. Вс. Иванов 3.6
Эта книга - о теории и истории письма.
Происхождение самых ранних - неалфавитных - систем письма на Ближнем Востоке (таких, как клинопись и египетская иероглифика) выглядит теперь по-иному в свете новых открытий. Сравнительно недавно оказалось, например, что почти десять тысяч лет назад, чтобы сосчитать головы скота или меры зерна, делали небольшие скульптурные фигурки: шарики, конусы, пирамидки. При пересылке с гонцом сами фигурки клались в конверты, а на конверте - во избежание мошенничества - оттискивали те же геометрические образы. Так из оттисков фигурок на глине возникает клинопись. На этот процесс ушли тысячелетия.
Древнее письмо Передней Азии многими чертами совпадает не только с похожими типами письма на востоке (Китай), но и с особенностями иероглифов майя. Объясняется ли сходство удаленных друг от друга систем распространением из одного центра? Будущее покажет.
Более поздняя система письма - алфавитная, - развиваясь внутри иероглифической, по сути, от нее отличается. Различиям между алфавитными и неалфавитными системами письма посвящена большая часть книги.
История письма - вопрос для автора очень личный. Поэтому открытия и дешифровки отдельных языков (Малой и Центральной Азии) описаны на фоне его собственной научной биографии. Огромная роль в развитии этой интереснейшей области отводится многим выдающимся русским ученым двух прошлых веков.
В эпилоге разные системы письма соотнесены с работой определенных зон мозга согласно современной нейропсихологии.
В книгу включены задачи по дешифровке - занятию, которое не может не увлечь любого. Ведь дешифровка - это настоящий детектив. Она лежит в основе изучения всех систем письма.
А в целом книга погружает читателя в огромный пласт истории культуры.
1 2 3