"Живые картины" - это книга о времени, которое человек носит в себе: прошлое для героев важнее настоящего.
Тексты объединены темой смерти, соприкосновения с нею. Самые важные "картины" - блокада Ленинграда, "города-дистрофика" (цитата из Бианки). У выживших - комплекс прощателя:
Выпустить из себя (стихи) значило простить.
Выпустить и простить - как из плена.
Кого прощать-то? Ледяной город? Ледяной век? Ледяного себя в этом веке?
Прощение занимало целую жизнь.
Жизнь превращалась в заколдованный спешкой чемодан: кроме работы прощения, туда уже ничего не помещалось. Прощение как-то неловко преломлялось, изгибалось и становилось чуть ли не томлением по прошедшему.
И простить невозможно. Механизм "сломался". Тайна превращается в чудовище, которое поедает человека.
Финальный текст-пьеса -… Развернуть
Для того, чтобы понять просторы души Павла Пепперштейна, нужно один раз написать рецензию, потом дать айпаду заглючить и удалить написанное, а затем написать еще раз. Что я и делаю.
После второй для меня книги автора, я укрепился во мнении, что именно с него мне нужно брать пример при написании литературных текстов. Отталкиваться от его стиля... Мои ранние недо-тексты как раз похожи на рассказы автора, просто он в разы лучше. Самое интересное, что черпать у Пепперштейна я хотел бы именно его стиль повествования: ты все понимаешь, метафизические бредни остаются бреднями, но ты хоть можешь представить картинку происходящего перед глазами. После Мамлеева меня так сразу от концептуальщины не отпустило, решил ненадолго продлить погружение и прочитать эту странную короткую повесть.
"Пражская… Развернуть
Александр Генис – популярный автор, которого с удовольствием публикуют в глянцевых мужских журналах и приглашают в качестве колумниста интернет-СМИ. Когда-то он работал в соавторстве с Петром Вайлем, огромной глыбой в саде камней русской литературы. Мастерское владение русским языком и отличное чувство юмора в совокупности дают достойный результат раз за разом, о чём бы ни писал автор. Издатели обещают под обложкой детальную инструкцию по извлечению наслаждения из книг, но при этом немного лукавят: всё же «Камасутра книжника» - это просто сборник эссе на тему чтения, в котором нет особой структурированности или, тем более, свода правил. Однако увидеть новые горизонты всё же позволит. Даже такие давно пройденные романы, как «Война и мир», «Преступление и наказание», открываются с новой… Развернуть
Сложно признавать за писателем способность меняться. Кажется, он должен всегда быть таким, какой он тебе полюбился. Наверное, поэтому многие и не любят немертвых писателей. Черт их знает, что они там выкинут, куда заведет их кривая.
Здесь вроде бы все на месте. На месте Советский союз, как вечный враг, на месте книжки и смешные истории из рижской юности автора, даже байки про Довлатова есть в количестве. Казалось бы, все условия для приятного чтения. Несколько часов гедонизма с умным собеседником, все как любят девочки.
Но раздражает.
Сначала исподволь, а потом все сильнее и сильнее.
Есть за что зацепиться, есть с чем согласиться, есть с чем поспорить. Но самое лучше, что можно сделать с этой книжкой - это уснуть с ней на диване в воскресный вечер. А потом закрыть и не дочитывать.
Генис… Развернуть
То, что на эту книгу Евгения написала рецензию (внутреннюю?) Ирина Служевская – мужественная женщина, известный трифоново-, ахматово-, мандельштамо-, макушинско- и еще кое-кого-достойновед – добавляет вистов.
Евгений создал обманку. Его стиль заведомо беллетристичен, нетороплив, обволакивает, как жара. Словно читателю какой-то хитрый среднеазиат лениво бурчит и бурчит в ухо. Купаешься в образах и метафорах, неторопливо идешь по сюжету, цокаешь.
А потом – бац, а ты уже лицом к стенке вместе с героем.
«Сумерки снимают крышку с раскаленной кастрюли города»
Главный герой оказывается на самой линии. Народный Вожатый, Геббельс (Касымов) стремятся минимизировать счастье в Коштыртостане, чтобы жизнь простых смертных (людишек) проходила, не оставляя следа. Обыдляющий «ящик», статуи, стихи вождя… Развернуть
Книга занятная. Однозначно вызывает эйфорию у т.н. "деколонизаторов" и батхёрт у т.н. "шизопатриотов". Но ценностные ориентиры самого Сорокина непонятны. Себя он точно не показывает в книге: прячется за туманом словесности. Хотя - не, я вру: он себя показывает в рассказе про жизнь отчужденных удов при дворе какой-то нео-дворянки. Тот самый уд, от лица которого ведется повествование, и есть крестраж личности автора.
Короче, Сорокин нам не друг, но Сорокин нам хороший алармист и идеологический спарринг-партнер в мастерстве создания дискурсов и нарративов. И, какой бы он был пакостник, он, блин, талантливый пакостник.
Представьте, что вы просыпаетесь и не помните, кто вы, какой вы, где вы и зачем. Страшно? Мне бы было страшно.
Евгений Водолазкин, русский Умберто Эко, невероятно изысканно обыгрывает эту ситуацию, позволяя своему герою блуждать вслепую между 1900 и 1999 годом в поисках себя.
"Авиатор" - это своего рода летопись, которая восстанавливается по страничке, опираясь не столько на ключевые события, сколько на звуки, запахи, биение сердца.
Удивительно красивая, классическая манера повествования, а форма дневника как нельзя лучше позволяет наблюдать, как изменились люди, жизнь и ход времени.
Собственно говоря, время, на мой взгляд, и является главным героем романа. Человек тесно связан со временем, он не просто живёт на фоне эпохи - время словно проходит сквозь него, придавая импульс его… Развернуть
Ребят, это эпик.
Книга меня реально буквально измучила. Не оставила равнодушным? Куда там. Вызвала самые яркие эмоции.
Сперва она меня мило очаровала. Мило, да. Как очаровывает Петербург в начале мая, с его красными знамёнами на Невском в честь Дня Победы.
Потом она меня разочаровала (линией про внучку любимой главного героя).
Потом она меня огорчила (концовка печальна).
Дочитав, я впал в ступор. А потом началось злое бешенство. Убрал книгу, и твёрдо решил, что избавлюсь от неё (отдам, продам). Мне было досадно, что автор мною, как мне тогда казалось, манипулировал. Что заставил меня испытать весь этот спектр.
Но прошло время... И я смог оценить всю глубину произведения. Осмыслил. Успокоился. И понял, что автор не манипулировал, просто... Просто он талантливо пишет. Просто его текст пропитан… Развернуть
Почему стоит прочитать "Южнорусское Овчарово" Лоры Белоиван? Сейчас расскажу!
• Насладиться потрясающе образным русским языком. Причем, не изысканно-рафинированным, а сочно-народным, кое-где с уместным матерком. Там утро "приседает на корточки", море в отлив "раздевает дно догола", а поэтично "съеденные – кем? весной! – сугробы" в одном предложении соседствуют со "сранью господней" на деревенских дорогах.
• В книге смешные и живые персонажи. В основном, местные деревенские. Дед Костик вместо самогона производит "ночную сгущенку", которой дом можно освещать. А Петр Ефимович продает односельчанам излишки рассады папайи и пугает топором плодовые деревья, чтоб урожай дали побольше. Игнатьич ведёт беседы с паучихой, а Самосвалыч волочёт в хозяйство брус с надписью "ебная п".
• В деревне… Развернуть
"Что-то с памятью моей стало. Все, что было не со мной - помню". Необычайно созвучно! Всколыхнулся такой пласт воспоминаний, и "курильщик" этот из детства... Философские же отступления и литературные эссе делали чтение не только ностальгическим, но и познавательным. Именно эти вставки и помогли органично соединить "что же будет с Родиной и с нами". Если бы возникла идея воссоздать историю своего рода, то хотелось бы именно вот так написать .