Ördögh Szilveszter / Сильвестер Эрдёг - венгерский писатель, журналист, переводчик.
Начал печататься с 1966 года.
Известность писателю принес первый сборник рассказов “Жеребенок” (“A csikó”, 1973), признанный лучшей книгой года. Его перу принадлежат романы и повести “Череп-гора” (“Koponyák hegye”, 1976), “Нет, вы не умрете” (“Bizony nem haltok meg”, 1979), “Упокоение Лазара” (“Lázár békéje”, 1985), сборник рассказов “Барабанная дробь снега” (“Dobol a hó: elbeszélések”, 1991), сборник эссе “Книга тоже читает меня” (“A könyv is olvas engem. Kísérletek befogadásra”, 1993), повесть “Безымянная могила” ("Koponyaüreg", 1994).
Автор о себе
Когда отец мой вернулся из французского плена, мать успела уже похоронить моего старшего брата. (Отец любил землю, работу и никогда не интересовался политикой; воевал он по принуждению.) Город бомбили, как вспоминала мать, у нее пропало молоко, и младенец надрывался от плача. Он умер в подвале, прожив всего две недели. Стоял октябрь, кладбище было овеяно миром и покоем; матери помнится, как отдыхавшие поблизости советские солдаты сняли фуражки при виде маленькой похоронной процессии; впереди шел мой дед, неся в старческих своих руках крошечный белый гробик.
Отец вернулся домой в 1946 году, уверенный, что сынишка, носивший его имя, уже бегает и говорит.
Может быть, как возмещение утраты, как обет за перенесенные страдания, а может быть, попросту не желая противиться радости, мать в 1947 году родила еще одного сына, а осенью 1948 года — меня, (Я смутно помню желание матери иметь дочку — ожидая меня, мать надеялась, что родится девочка, но в 1954 году она опять дала жизнь сыну, так что теперь нас трое братьев.)
Отец был из довольно зажиточных крестьян, Труженик он был неутомимый, работал не покладая рук. Однажды, в середине пятидесятых годов, мы взяли с собой на поле старый фотоаппарат, чтобы увековечить жатву. На этом снимке отец, полуголый, жнет, мать лишь на мгновенье вскинула взгляд — она собирает оставшиеся в поле колосья, а я, босой, в холщовых портах, стою, усмехаясь, на стерне, готовлюсь вязать сноп.
Мать была родом из бедной крестьянской семьи. Тщетно стремилась она учиться, хотела стать воспитательницей в детском саду или учительницей — ей не разрешили, дома нужны были и ее руки. А тогда всем повелевала нужда. Видно, ее неутоленная тяга к учению погнала нас, ее сыновей, в школу при народной власти, когда человека уже не по богатству ценили: пусть, по крайней мере, сыновья учатся, коли ей не довелось.
Полные противоречий и конфликтов годы сопровождали мое детство. Я учился играть на рояле, а на каникулах рыхлил, копал картошку (что греха таить, тогда я стыдился, что я из крестьянской, а не из рабочей семьи). В школьном хоре я пел о новом строе, а по воскресеньям ходил в церковь, продолжая семейную, «классовую» традицию; исповедовался во всех грехах, причащался, как того требует римско-католическая вера. Мать втайне мечтала — увы, напрасно, — чтобы я стал священником.
В шестидесятые годы наша жизнь коренным образом изменилась: отец вступил в кооператив, пришел конец тяжким трудам до седьмого пота; мы купили телевизор, затем автомашину. Я, в то время уже подросток, стремился во что бы то ни стало вырваться из тесных рамок классовых предрассудков и ограничений. Хотел стать актером-комиком. Я очень любил смех, хотел научить других смеяться, но сам по-настоящему смеяться еще не умел… (Дома было слишком безотрадно… Дед наложил на себя руки. Родители ссорились…) Я был очень застенчив и — увы — лишен актерских талантов.
Мне и до сих пор неизвестна причина, но как-то осенним вечером 1963 года я испытал неодолимую потребность уединиться в полутемной комнате и писать. (Я не собирался стать писателем. Да и не знал толком, что для этого нужно. Я честно усвоил то, чему учили в школе, за это честь и слава моим родителям. У нас в семье не было библиотеки, а если в страду мне случалось зачитаться, говорили обычно: «У барчука времени, как видно, пропасть».) В тот осенний вечер я излил на бумагу все, что меня мучило, чего я не мог понять. Чуть ли не оплакал самого себя — по-моему, так искренне, как может плакать подросток. (Теперь-то мне ясно, что корни моих страданий уходят в далекое прошлое.) Это мое первое творение получило премию на литературном конкурсе. Сперва родители даже гордились мной: «Из парня вышел толк». Но когда услышали передачу по радио, расстроились: «Нечего из избы сор выносить!»
Я и по сей день ощущаю груз этой мучительно прекрасной ответственности литератора.
Отслужив в армии, я поступил учиться и получил диплом преподавателя венгерской и французской литературы. Мне выпало счастье много путешествовать. Я побывал во Франции, Бельгии, Австрии, Вьетнаме, на Кубе, в Советском Союзе, в соседних с нами странах. Я всегда ощущал потребность в дружбе, и мне приятно сознание, что у меня есть друзья. Писательскому мастерству я учусь непрерывно. До сих пор вышло в свет три моих книги.
[В кн. 1980 «Посреди земли. Венгрия (сборник)» ]
Ördögh Szilveszter / Сильвестер Эрдёг - венгерский писатель, журналист, переводчик. Начал печататься с 1966 года.
Известность писателю принес первый сборник рассказов… Развернуть
Алехан Миталиер (настоящее имя – Алихан Муталиев) - прозаик, эссеист, по образованию филолог.
Родился в Казахстане в семье ингушских спецпереселенцев. После реабилитации репрессированных народов вернулся с семьей в Грозный. По образованию филолог, учился в аспирантуре МГУ у Н. И. Толстого. Научные интересы связаны с проблемой внутренней речи и древними религиозными воззрениями и обрядами чеченцев и ингушей. Параллельно занимался литературной деятельностью.
Его рассказы, эссе, лирические произведения публиковались в периодических изданиях и альманахах, удостаивались литературных премий.
В 1992 году покинул Россию. Жил и работал в Германии, Румынии, Украине, Молдове, странах Ближнего Востока. Последние годы живет в Венгрии, продолжает заниматься литературным творчеством, проявляет интерес к исследованиям истории, языка и культуры венгерского народа.
Алехан Миталиер (настоящее имя – Алихан Муталиев) - прозаик, эссеист, по образованию филолог. Родился в Казахстане в семье ингушских спецпереселенцев. После реабилитации… Развернуть
Имре (Эммерих) Кальман (венг. Kálmán Imre, нем. Emmerich Kalman; 24 октября 1882 — 30 октября 1953) — венгерский композитор, автор популярных оперетт: «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.
Имре Кальман родился в Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в еврейской семье торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein). Ещё в школе сменил фамилию на Кальман. Учился на пианиста, однако из-за артрита переключился на композицию. Окончил в Будапеште музыкальную академию, где с ним вместе учились Бела Барток и Золтан Кодаи.
В 1904 году Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете, одновременно много времени уделяя композиции.
Романсы и симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби, Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первая его оперетта (Tatárjárás, 1908, Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»).
В 1908 году Кальман переехал в Вену, где закрепил свой успех опереттой «Цыган-премьер» (1912).
В военный 1915 год появилась самая популярная оперетта Кальмана, «Королева чардаша (Сильва)». Её ставили даже на другой стороне фронта, в том числе — в России (изменив фамилии персонажей и место действия).
В 1920-е годы наибольший успех имели три оперетты Кальмана: «Баядера» (1921) (здесь, кроме традиционных для него вальсов и чардашей, Кальман решил освоить новые ритмы: фокстрот и шимми), затем «Марица» (1924) и «Принцесса цирка» (1926).
В 1930 году Кальман женился на юной русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой посвятил впоследствии оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын Карой и две дочери Лили и Ивонка.
В 1934 году Кальман был награждён французским орденом Почётного легиона.
После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал — сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии, две сестры Кальмана погибли в концлагерях.
1942: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.
После разгрома нацизма, зимой 1948/1949 года, Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара, затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж, где спустя 2 года умер. Похоронен, согласно завещанию, в Вене на Центральном кладбище. В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана. Изображен на австрийской почтовой марке 1982 года.
Имре (Эммерих) Кальман (венг. Kálmán Imre, нем. Emmerich Kalman; 24 октября 1882 — 30 октября 1953) — венгерский композитор, автор популярных оперетт: «Сильва», «Баядера»,… Развернуть
Автор увлекательных сказок (вышло более 10 книг), своеобразно-гротескных стихов, ряда радиопьес и сценариев для мультфильмов. Имя А. Мошони известно в Венгрии и детям, и их родителям, ее слава на родине сопоставима со славой Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского у нас в России.
Училась на пианистку, позже работала медсестрой, клерком и журналисткой. Писала статьи для “Gyermekunk” и адаптировала для театральной сцены сказки и романы.
Автор увлекательных сказок (вышло более 10 книг), своеобразно-гротескных стихов, ряда радиопьес и сценариев для мультфильмов. Имя А. Мошони известно в Венгрии и детям, и их… Развернуть
Габор Т. Санто (венг. Gábor T. Szántó) - венгерский писатель, сценарист, поэт, публицист и главный редактор венгерского еврейского ежемесячника Szombat. Дополнительная область его интересов - исследование и преподавание современной еврейской литературы.
Габор Т. Санто ( венг . Gábor T. Szántó) - венгерский писатель, сценарист, поэт, публицист и главный редактор венгерского еврейского ежемесячника Szombat. Дополнительная… Развернуть
Бела Иллеш - венгерский писатель: прозаик, драматург, журналист.
Детство провёл в Берегово (ныне Закарпатская область, Украина), воспоминания о чём нашли отображение в его романе «Карпатская рапсодия», изображавшем жизнь русинской, венгерской и еврейской общин края от конца австро-венгерского владычества до Чехословакии.
Выпускник Будапештского университета - юридический факультет. В 1916 году получил докторскую степень в области права. Работал журналистом. Во время Первой мировой войны сражался на румынском, албанском и итальянском фронтах.
С юности участвовал в революционном движении. Член Коммунистической партии с 1919. Участник венгерской пролетарской революции 1919 г. После её поражения эмигрировал - в Вену.
В 1920—1921 годах работал журналистом на территории Подкарпатской Руси (ныне - территория Украины), состоял в Международной социалистической партии Подкарпатской Руси. За коммунистическую деятельность подвергался арестам, был выслан из Чехословакии.
С 1923 года жил в Советском Союзе, где начинал как рабочий, но вскоре занялся литературной деятельностью, стал романистом, был членом Секретариата Союза советских писателей. В 1925—33 секретарь Международного объединения революционных писателей.
Во время Второй мировой войны — боец Писательской роты, позже офицером сражался в рядах Красной Армии против фашистов. После освобождения Венгрии от фашизма в 1948 вернулся на родину и посвятил себя полностью писательской работе.
Драматургическую деятельность начал в 1920-х годах, находясь в эмиграции в СССР. Первая пьеса Б. Иллеша «Купите револьвер!» (1926, Театр Революции) написана под впечатлением венгерской революции 1919 года. В острой, экспрессионистской форме автор рисует картины жизни и борьбы политических эмигрантов, проживавших в Вене.
В 1959 году написал историко-революционную драму «Радуга» (1959, театр Народной армии, Будапешт), рассказывающую о событиях венгерской революции 1919 года.
Впечатления военных лет отразил в романе "Записки доктора Пала Утриуша" (1917). Роман "Тисса горит" (рус. пер. 1929—33, на венг. яз. 1957) воссоздаёт борьбу венгерских трудящихся в 1919 за советскую республику. Трилогия "Карпатская рапсодия" (рус. пер. 1941, на венг. яз. 1945) посвящена жизни и революционной борьбе трудящихся Закарпатья; роман "Обретение родины" (кн. 1—3, 1952—54, рус. пер. 1959) — событиям 2-й мировой войны 1939—45 и освобождению Венгрии.
Лауреат премии имени Кошута (1950, 1955).
Умер в Будапеште в 1974 году.
Бела Иллеш - венгерский писатель: прозаик, драматург, журналист. Детство провёл в Берегово (ныне Закарпатская область, Украина), воспоминания о чём нашли отображение в его… Развернуть
Имре Шаркади (венг. Imre Sarkadi; 13 августа 1921, Дебрецен — 12 апреля 1961, Будапешт) — венгерский прозаик, драматург, журналист.
Трудовую карьеру начал в 1941 году в Дебрецене помощником аптекаря. В 1943—1944 — типографским рабочим. В 1946 году он переехал в Будапешт и с этого времени занимался журналистикой.
В апреле 1961 года покончил жизнь самоубийством — выбросившись из окна. Одной из главных причин самоубийства Шаркади называют разочарование в социалистической действительности после Венгерского восстания 1956 года.
Имре Шаркади — талантливый представитель так называемого «поколения светлых ветров» — молодых венгерских литераторов, творчество которых развивалось после второй мировой войны, воспевавших социалистические перемены в послевоенной Венгрии.
Основная тема творчества писателя — жизнь венгерского села, трагические конфликты во времена авторитарного режима Хорти в Венгрии, проблемы переустройства села на социалистических началах.
В произведениях Имре Шаркади отражены социальные преобразования в республике, затронуты проблемы социалистической морали, показано становление нового человека в венгерском обществе.
В своих публицистических статьях поднимал острые проблемы, стоявшие перед венгерской литературой и искусством.
Писал пьесы для одного из будапештских театров.
Имре Шаркади (венг. Imre Sarkadi; 13 августа 1921, Дебрецен — 12 апреля 1961, Будапешт) — венгерский прозаик, драматург, журналист. Трудовую карьеру начал в 1941 году в… Развернуть
Ежи Енё Тершански / Йожи Енё Тершанский (венг. Józsi Jenö Tersánszky) - венгерский писатель, драматург, сценарист.
Учился на юридическом факультета родного города, планировал продолжить учебу в Будапештском университете, но в итоге не смог оплатить за обучение и был вынужден работать.
Начал писать чтобы облегчить свои денежные проблемы. Уже в 1911 году была издана первая книга рассказов.
Был добровольцем во время Первой мировой войны, попал в плен в Италии в 1918 году и вернулся в Будапешт только в начале августа 1919 года. Запечатлел свои военные переживания в романе "Viszontlátásra drága..." / "Прощай, дорогая...." (1916). С этим романом был связан первый настоящий успех писателя.
Симпатизировал Венгерской революции, после падения которой это вызвало нападки в эпоху Хорти. Лишения привели к тому, что он попытался покончить с собой, - бросился с моста в Дунай.
Популярность и признание принес Тершанскому цикл повестей под названием «Марци Какук». В этом цикле, написанном в 20 — 30-е годы, автор, ничуть не смущаясь ни жанровыми канонами века, ни фарисейскими представлениями о нравственности, создал оригинальнейший образец плутовского романа, в котором поведал о похождениях «профессионального бездельника» и «блистательного прохвоста», бродяги и жизнелюба Марци по кличке Кукушка, невольно разоблачающего ханжество «благородного» буржуазного общества.
В 1923 году его интерес обратился к театру, а в 1932 году он даже организовал специальный театр - кабаре, где сам выступал в роли куплетиста и музыкального клоуна.
По-видимому это не давало необходимого достатка для возможности писать продолжения истории Кукушки Марци и для улучшения финансового состояния он опубликовал несколько детективов и детективных романов.
В 1940 году работал журналистом в журнале "Híd", а через два года здесь появился его роман "Félbolond".
В 1944 году получил поддельные удостоверения личности для беглых евреев, а после войны выступал в качестве музыканта в ночных клубах и барах, работая в отделе детской газеты венгерского радио.
С 1950 года не мог публиковаться из-за догматической литературной политики.
В 1955 году вернулся к литературной жизни с изданием своей книги избранных рассказов; в 1957 году опубликовал двухтомный сборник своих рассказов, названный "A tiroli kocsmáros".
Его последняя значительная работа, сборник воспоминаний "Nagy árnyakról bizalmasan" была опубликована в 1962 году, в котором он с некоторой иронией нарисовал портреты своих знаменитых литературных современников.
Ежи Енё Тершански / Йожи Енё Тершанский (венг. Józsi Jenö Tersánszky ) - венгерский писатель, драматург, сценарист. Учился на юридическом факультета родного города,… Развернуть
Джеймс Монро (James Munro) - литературный псевдоним автора Джеймса Митчелла (James Mitchell / James William Mitchell).
Еще имел псевдоним Патрик О. МакГуайр (Patrick O McGuire).
Джеймс Митчелл - британский сценарист, автор криминальных романов и шпионских триллеров.
Джеймс - сын рабочего судоверфи. Получил степени бакалавра и магистра в Оксфорде.
Под псевдонимом Джеймс Монро в конце 1960-х годов написал серию из четырех шпионских триллеров. Центральный персонаж - Джон Крейг (John Craig) - агент британской разведки MI-6. Романы - по отзывам прессы - "были жесткими, хорошо написанными и хорошо продуманными. В них был подлинно героический (и умный) главный герой, эксцентричный босс типа М и угрожающие злодеи". В современных англоязычных обзорах Джеймс Митчелл упоминается преимущественно как автор книг этой серии. К этому обычно добавляют, что он писал сценарии для ряда популярных ТВ-сериалов.
Джеймс Монро (James Munro) - литературный псевдоним автора Джеймса Митчелла (James Mitchell / James William Mitchell). Еще имел псевдоним Патрик О. МакГуайр (Patrick O… Развернуть
Миклош Месёй — венгерский поэт, прозаик, драматург, эссеист, автор книг для детей, один из наиболее значительных и авторитетных венгерских писателей второй половины XX века.
Окончил юридический факультет Будапештского университета (1942). В 1943—1944 был на фронте, дезертировал. После войны работал в газете родного города, служил редактором в Будапештском театре кукол. Дебютировал как прозаик в 1948.
Миклош Месёй — венгерский поэт, прозаик, драматург, эссеист, автор книг для детей, один из наиболее значительных и авторитетных венгерских писателей второй половины XX века.… Развернуть
Уи́льям Пенн — англо-американский политический, религиозный и общественный деятель, пацифист и проповедник веротерпимости. Один из отцов-основателей США и его первой столицы Филадельфии («город братской любви»). Автор множество произведений, в которых он призывал верующих присоединиться к духу первохристианства. :Его книга «Без креста нет короны», написаннпя им в тюрьме, стала классикой христианской литературы.
Уильям Пенн родился в семье аристократа-адмирала. Склонность к уединению, созерцанию проявлялась у мальчика еще в детские годы. Получив превосходное домашнеее образование, поступил в колледж, затем в Оксфордский университет. В студенческие годы его привлекло учение протестантского течения - квакерства, последователи которого отрицали официальную церковь, не признавали обрядовую сторону веры и считали высшим ее проявлением добродетель и внутренний свет. За увлечение квакерством Уильям был наказан изгнанием из дома.
В 1668 году Пенн становится проповедником на собранияхтогда же им была написана книга «Потрясение основ, или Отказ от воскресного богослужения». Следствием ее выхода стало 7-месячное заключение, но в этот период из-под его пера вышло сочинение, «Без креста нет венца». Когда Пенна выпустили на свободу, он не оставил проповеди, за что опять предстал перед судом, хотя на этот раз был оправдан присяжными.
Перед смертью отца в 1670 г. состоялось их примирение, и сын получил громадное наследство, которое направил на популяризацию квакерства. В отцовских документах Пенн обнаружил долговую претензию государству на огромную сумму и в счет долга получил от короля Карла II большие владения в Северной Америке. Так возникла Пенсильвания, а в 1683 г. - ее столица Филадельфия. Пенсильвания, по замыслу Пенна, должна была стать прибежищем для людей, которых преследовали за их религиозные убеждения, вне зависимости от вероисповедания и национальности. На эти земли быстро стекались новые поселенцы, и уже скоро население перевалило за 200 тыс. человек. Территория жила по собственной конституции и системе самоуправления.
Когда Пенн вернулся в Англию из Америки, Яков II отнесся к нему благосклонно, что впоследствии сыграло с ним злую шутку, когда Стюартов свергли. На какое-то время у Пенна отнимали управление колонией и несколько раз предъявляли обвинение в политических интригах, но оправдывали. В 1701 г. он на протяжении двух лет жил в Пенсильвании, при этом его расходы на территорию оказались просто огромными и превратились в долги: земля сначала была заложена, а в 1712 г. продана английскому правительству.
Уи́льям Пенн — англо-американский политический, религиозный и общественный деятель, пацифист и проповедник веротерпимости. Один из отцов-основателей США и его первой столицы… Развернуть
Szabó Miklós / Сабо Миклош - автор ряда книг, Венгрия. Рзведчик, ВНР.
Известны и описаны с разными - диаметрально противоположными - оценками, как минимум, два эпизода его внедрения в среду венгерской эмиграции после Второй мировой войны: в Страсбурге (1957. A strassburgi magyar forradalmi tanács tagja voltam / Я был членом Венгерского революционного совета в Страсбурге - брошюра, авт. М. Сабо) и в Вене (1955-57) - подробные мемуары / воспоминания были опубликованы почти 20 лет спустя: Csendes háború, visszaemlékezés, 1984 / Тихая война, 1987.
Долгое время считался в Венгрии эмигрантом (предателем - по мнению коллег по эмиграции: он передал венгерской разведке данные об их контр-правительственных замыслах и персоналиях). Вернувшись из Австрии на родину, Сабо "носил" маску "разочаровавшегося эмигранта". О том, что он был внедённым агентом, было рассказано только в книге "Тихая война". Сложно определить, что в этих текстах правда, а что - часть "легенды".
В названной выше брошюре Сабо рассказывает о себе:
Я родился 27 октября 1922 года. Моя бабушка и дедушка были фермерами, мой отец был солдатом в Первую Мировую. Он умер в 1932 году.
Учился в Будапеште, с января 1942 года до октября 1943 года я работал в области техники - точная механика и оптика. В 1943 был призван в армию.
Я принимал участие с 1942 в антигитлеровских ячейках - это было духовное сопротивление. В 1944 году принял участие в вооруженном сопротивлении против немецких оккупантов.
В 1945 году я стал членом Временного Национального Собрания по списку партии независимых мелких фермеров, был заместителем главы этой партии. Партия была частью оппозиции, поэтому её действия вынуждены были уйти по большей части в подполье, и так я жил в течение более чем трех лет. Многие товарищи были арестованы в июле 1949 года, и я тоже был в следственном изоляторе, интернирован - сентябрь 1953.
После моего освобождения я снова начал работать в технико-механической компании Metropolitan Precision. В январе 1955 был уволен - из-за моей прошлой "политики". Работал на случайных рабочих местах, чтоб кормиться. Я эмигрировал в Вену в декабре 1955 года.
Напоминаю: это написано в 1957, за много лет до книги - мемуаров разведчика, вышедшей в 1984...
О том, кем он был - героем-разведчиком или "героем" времён Яноша Кадара (тогдашний фактический руководитель Венгерской народной республики) - споры в Венгрии не утихают и сейчас, теперь уже в Сети. Это, однако, не добавляет достоверных данных о самой персоне - Миклоше Сабо: всё, что говорится сегодня, - это мнения и оценки.
Szabó Miklós / Сабо Миклош - автор ряда книг, Венгрия. Рзведчик, ВНР.
Известны и описаны с разными - диаметрально противоположными - оценками, как минимум, два эпизода его… Развернуть
Бела Балаж (венг. Balázs Béla; наст. имя и фамилия Герберт Бауэр, венг. Bauer Herbert, 4 августа 1884, Сегед, — 17 мая 1949, Будапешт) — венгерский писатель, поэт, драматург, сценарист, теоретик кино; доктор философских наук.
В возрасте шести лет переехал с семьёй в Левочу ныне в восточной Словакии, но после смерти отца, учителя гимназии Симона Бауэра, с матерью вернулся в Сегед. В 1902 поступил в Будапештский научный университет имени Петера Пазманя. В общежитии Коллегиума Лоранда Этвёша его соседом по комнате был будущий композитор Золтан Кодай. Окончив университет в 1906, отправился продолжать учёбу за границей. Так, в Берлинском университете он посещал лекции Георга Зиммеля и других всемирно известных учёных. В Берлине одновременно работал над своей первой книгой — «Эстетикой смерти» (венг. Halálesztétika)
Первая публикация его стихов состоялась в 1908 в антологии «Завтра» (венг. Holnap Antológia). В то время был последовательным поэтом-символистом, печатался в основанном Эндре Ади журнале «Запад» (венг. Nyugat). В 1909 на сцене поставлено его первое драматическое произведение — пьеса «Доктор Маргит Сельпаль» (венг. Doktor Szélpál Margit). В 1910 написал одноактную драму-мистерию в стихах «Замок герцога Синяя Борода». По замыслу автора, пьеса была не только самостоятельным произведением, но и готовым оперным либретто для Золтана Кодая. Однако присутствовавший при чтении пьесы Бела Барток был настолько захвачен этим замыслом, что Балаж отдал этот текст ему. Так появилась единственная опера Бартока.
В 1911—1912 путешествовал по Европе, жил в Италии, Париже и Берлине; в это же время вышли первые сборники его стихов. В 1914 добровольцем ушёл на фронт; его военные дневники, рисующие мрачные картины ужасающих армейских будней, увидели свет в 1916. Балаж, близко знакомый с большинством деятелей Венгерской коммунистической партии и участвовавший в «Воскресном кружке» Дьёрдя Лукача, наряду с такими деятелями венгерской культуры, как Бела Фогараши, Фредерик Антал, Арнольд Хаузер, приветствовал установление в Венгрии советской власти, вошёл в состав Директории революционных писателей и работал в Наркомате просвещения Венгерской советской республики. После разгрома режима эмигрировал из страны, выехав, подобно многим другим венгерским социалистам, в Вену, где сотрудничал в целом ряде немецко- и венгерскоязычных изданий, издавал поэзию, а также труды по киноведению (включая «Видимого человека»).
С 1926 жил и работал в Берлине, где сотрудничал с Георгом Вильгельмом Пабстом и Эрвином Пискатором. Находясь в Германии, вступил в местную Компартию. В конце 1930 по приглашению советских писателей уехал из Берлина в Москву. В 1931—1945 годах Балаж жил в СССР, где мог свободно писать и ставить пьесы о периоде Венгерской советской республики, преподавал в киношколе. С 1938 — ведущий сотрудник газеты «Новый голос» (венг. Új Hang), издававшейся в Москве на венгерском языке.
В эти годы формировались его реалистические позиции, которые отразились в таких произведениях, как роман «Невозможные люди» (1930, на немецком языке, русский перевод вышел в 1930, а венгерская версия — в 1965 году), автобиографический роман «Юность мечтателя» (1948), пьеса «Моцарт» (1941), сборники стихов «Лети, моё слово» (1944), «Мой путь» (1945; премия имени Кошута, 1949).
Балаж уделял немало внимания киноискусству. Ему принадлежат книги о кино «Видимый человек» (1924, на немецком языке, русский перевод опубликован в 1925, а венгерский вариант, «Látható ember», — в 1958 году), «Дух фильма» (1930, на немецком языке, русский перевод 1935 года), «Искусство кино» (1945).
Балаж — автор нескольких киносценариев. Он был одним из сценаристов таких фильмов, как «Трёхгрошовая опера»[2] Г. В. Пабста по пьесе Бертольда Брехта, «Голубой свет» Лени Рифеншаль (1932), «Где-то в Европе» (1947, режиссёр — Геза фон Радваньи).
Был близким другом философа-марксиста Дьёрдя Лукача.
Бела Балаж (венг. Balázs Béla; наст. имя и фамилия Герберт Бауэр, венг. Bauer Herbert, 4 августа 1884, Сегед, — 17 мая 1949, Будапешт) — венгерский писатель, поэт, драматург,… Развернуть
Геза Мароци — венгерский шахматист, гроссмейстер (1950), один из сильнейших в мире в первом десятилетии XX века.
По образованию математик и технолог. Продолжительное время работал инженером. Познакомился с шахматами в 15 лет. Играя с лучшими будапештскими шахматистами, скоро достиг силы мастера.
Официальное звание мастера получил лишь на побочном турнире в Гастингсе в 1895 году. С тех пор вплоть до 1908 года регулярно принимал участие почти во всех крупных турнирах и, за исключением Венского гамбитного турнира 1903, неизменно входил в группу победителей. Брал первые призы в Монте-Карло (1902), Остенде (1905), Бармене (1908, вместе с Яновским), Вене (1908, вместе с Дурасом и Шлехтером). После 1908 отошёл от шахмат и вернулся к участию в турнирах только после Первой мировой войны. Его единственным крупным успехом в этот период является первый приз в Карлсбаде (1923, вместе с Алехиным и Боголюбовым).
Мароци известен прежде всего как шахматист оборонительного стиля (на одном из турниров 1920-х годов он свёл все партии вничью, что дало повод говорить о «ничейной смерти» шахмат) и мастер эндшпиля. Прекрасно проявил себя в таких вошедших в то время в моду дебютах, как французская и сицилианская защиты.
Геза Мароци — венгерский шахматист, гроссмейстер (1950), один из сильнейших в мире в первом десятилетии XX века. По образованию математик и технолог. Продолжительное время… Развернуть
Ласло Дарваши — венгерский писатель и журналист. Один из ведущих и наиболее читаемых венгерских рассказчиков и романистов.
Дарваши в 1986 году окончил Педагогическую академию в Сегеде и до 1989 года работал учителем начальных классо. Затем стал сотрудником ежедневной газеты Сегеда Délmagyarország, а в 1990 году участвовал в создании литературного журнала «Помпеи», где работал до 1998 года.
Пишет для литературного журнала Élet és Irodalom с 1993 года. По содержанию занимается футбольными репортажами, телекритикой и фельетонами.
Свои первые короткие прозаические произведения он начал писать под псевдонимом, а в 1991 году начал публиковать короткую прозу и повести под своим именем.
Дарваши сейчас живет в Будапеште.
Ласло Дарваши — венгерский писатель и журналист. Один из ведущих и наиболее читаемых венгерских рассказчиков и романистов. Дарваши в 1986 году окончил Педагогическую академию… Развернуть
Йожеф Дебрецени был венгерским писателем, поэтом и журналистом, который провел большую часть своей жизни в Югославии. Он был редактором венгерской ежедневной газеты «Напло» и «Иннеп» в Будапеште, откуда его уволили из-за антиеврейского законодательства. 1 мая 1944 года он был депортирован в Освенцим после трех лет принудительного труда. Позже он работал в венгерских СМИ югославского региона Воеводина, а также в ведущих белградских газетах. Он был удостоен Премии Хида, высшей награды в области венгерской литературы в бывшей Югославии.
Йожеф Дебрецени был венгерским писателем, поэтом и журналистом, который провел большую часть своей жизни в Югославии. Он был редактором венгерской ежедневной газеты «Напло» и… Развернуть
Оттокар Чернин фон унд цу Худениц — австро-венгерский дипломат и государственный деятель, граф.
Геза Рохейм (венг. Róheim Géza; 12 сентября 1891, Будапешт — 7 июня 1953, Нью-Йорк) — венгро-американский психоаналитик, этнограф и антрополог фрейдомарксистского толка. Проводил полевые исследования в Центральной Австралии, Северной Америке, Африке, на острове Норманби (Меланезия) и Новой Гвинее. Один из создателей психоаналитической антропологии.
Изучал географию и антропологию в университетах Берлина, Лейпцига и Будапешта. Среди его учителей были Феликс фон Лушан и Пауль Эренрейх. После возвращения в Венгрию в 1914 году получил степень доктора в областях географии, истории восточных народов и английской филологии. В 1915—1916 годах прошёл курс дидактического психоанализа у известнейшего венгерского психоаналитика Шандора Ференци. В 1919 году стал первым профессором антропологии в Будапештском университете.
Во время учёбы приобщился к трудам Зигмунда Фрейда, оказавшим серьёзное влияние на его мировоззрение; впоследствии одним из первых профессионально применял фрейдистский психоанализ к изучению сохранившихся до наших дней первобытных культур. В 1921 году был отмечен самим Фрейдом за статью, посвящённую «Эдиповому комплексу».
В первую крупную этнографическую экспедицию отправился в 1928 году. Финансирование предоставила принцесса греческая и датская Мари Бонапарт, известная последовательница Фрейда. По пути в Австралию спутники Рохейма сделали остановку в принадлежащем французам Джибути (Французский Берег Сомали). В феврале 1929 года экспедиция прибыла в Австралию и направилась в центральные регионы континента, где изучала психоаналитические и антропологические особенности племён аборигенов аранда и лоритья. После возвращения в Аделаиду Рохейм высадился в Порт-Морсби на Папуа-Новой Гвинее, а оттуда отбыл на меланезийский остров Норманби. В Америке исследователи изучали индейцев, живущих в резервации юма на мексикано-американской границе. В апреле 1931 года Рохейм вернулся в Будапешт.
В 1932—1938 годах преподавал психоанализ и антропологию в Будапештском институте психоанализа. В 1938 году, в условиях диктатуры Миклоша Хорти и нарастания нестабильности в Европе накануне Второй мировой войны, в силу еврейского происхождения был вынужден покинуть Венгрию и эмигрировал в Соединённые Штаты. Поступил на работу в государственной лечебнице в Вустере (штат Массачусетс), затем занимался частной психоаналитической практикой в Нью-Йорке, с 1940 года преподавал в Нью-йоркском психоаналитическом институте. Находясь в США, совершал непродолжительные поездки к индейцам навахо.
Геза Рохейм (венг. Róheim Géza; 12 сентября 1891, Будапешт — 7 июня 1953, Нью-Йорк) — венгро-американский психоаналитик, этнограф и антрополог фрейдомарксистского толка.… Развернуть
Сью́зен (Жу́жа) По́лгар (англ. Susan Polgar, урождённая венг. Polgár Zsuzsa) (р. 19 апреля 1969, Будапешт, Венгрия) — венгерская, затем американская шахматистка, восьмая чемпионка мира с 1996 до 1999 года. Заслуженный тренер ФИДЕ (2004).
Жужа Полгар родилась в еврейской семье в Будапеште. Все три ребёнка в семье — сёстры Жужа, София и Юдит — получили домашнее образование. Обучением детей занималась их мать Клара Полгар (урождённая Альтбергер, род. 1946) — учительница родом из села Вилок (теперь Закарпатская область Украины), окончившая университет в Ужгороде. С раннего детства детей обучал шахматам отец — психолог и педагог Ласло Полгар. Сёстры стали сильными шахматистками, Жужа Полгар — международный гроссмейстер, проживает со своим мужем в Нью-Йорке, США, Юдит Полгар гроссмейстер в Венгрии, а София Полгар (Косашвили) — международный мастер в Израиле.
Её называют Жужа Полгар: Жужа — уменьшительное от Жужанна (Zsuzsanna).
В январе 1991 года Полгар стала гроссмейстером среди мужчин. (Ранее этого звания добились Нона Гаприндашвили и Майя Чибурданидзе).
В 1996 году Полгар стала чемпионкой мира.
В 1999 ФИДЕ лишила Жужу Полгар звания чемпионки. Позднее она оспорила данное решение в суде и выиграла процесс, однако звание чемпионки мира было уже разыграно.
Сьюзен Полгар говорит, помимо венгерского, ещё на шести языках, включая эсперанто, на котором говорит с самого детства, немецкий, русский, испанский, английский и иврит.
Каналом National Geographic Channel о Сьюзане Полгар был снят документальный фильм «Мой выдающийся мозг: Сделайте из меня гения».
Сью́зен (Жу́жа) По́лгар (англ. Susan Polgar, урождённая венг. Polgár Zsuzsa) (р. 19 апреля 1969, Будапешт, Венгрия) — венгерская, затем американская шахматистка, восьмая… Развернуть
Клара Бихари (Klára Bihari) - венгерская писательница, поэтесса, сценарист. Лауреат национальной József Attila-díjas / Премии им. Йожефа Аттилы (1958) и других венгерских лит. премий.
Клара Бихари закончила учебу в школе в 1929 году в своем родном городе. Между 1935 и 1945 годами работала машинисткой, а затем посвятила себя писательской деятельности.
Её супруг Barát Endre / Эндре Барат (1907-1976) тоже был писателем.
Клара Бихари (Klára Bihari) - венгерская писательница, поэтесса, сценарист. Лауреат национальной József Attila-díjas / Премии им. Йожефа Аттилы (1958) и других венгерских… Развернуть
Ференц Каринти — венгерский писатель, драматург, журналист, литературный редактор и переводчик. Кандидат наук. Спортсменом, был чемпионом страны по водному поло.
Родился в семье известного венгерского писателя Фридьеша Каринти. В 1941-45 гг. изучал венгерскую, итальянскую и английскую филологию и литературу в Будапештском католическом университете Петера Пазманя. Затем окончил докторантуру по лингвистике, стал кандидатом наук (1945). Получив стипендию в 1947 году, стажировался во Франции, Швейцарии и Италии. В 1968-69 годах в качестве приглашённого профессора читал лекции в США. В 1972-76 посетил ряд стран, в том числе, США, Австралию, СССР и Кубу
В 1949-50 гг. Каринти работал литературным редактором и драматургом будапештских театров, в частности, Национального театра, а также в 1965-75 — городских театров Мишкольца, Сегеда и Дебрецена. В 1957-60 годах занимался переводом на венгерский язык произведений греческих, английских, итальянских и немецких авторов, включая произведения Макиавелли и Мольера.
Ференц Каринти — венгерский писатель, драматург, журналист, литературный редактор и переводчик. Кандидат наук. Спортсменом, был чемпионом страны по водному поло.
Родился в… Развернуть
Иштван Петровац (венг. István Petrovácz) - венгерский писатель, переводчик.
Входил в Ассоциацию венгерских писателей.
Был главным редактором издательства "Móra".
Шандор Чоори (венг. Sándor Csoóri) - венгерский поэт, прозаик, журналист, драматург, киносценарист, общественный деятель, правозащитник.
Родился в крестьянской семье. Учился в реформатской школе. Поступил в Будапештский университет, из-за болезни не доучился.
Дебютировал как поэт в 1953.
С начала 1960-х — один из лидеров интеллектуальной и политической оппозиции официальному курсу.
Работал в кино как сценарист, снят в эпизодической роли в фильме Миклоша Янчо Кантата (1963).
Во второй половине 1980-х — среди руководителей Венгерского демократического форума.
С 1988 активно работает в оппозиционном журнале "Hitel" ("Вера"), c 1992 — его главный редактор.
Отстаивал права венгерского меньшинства в различных странах мира, в 1991—2000 возглавлял Всемирный союз венгров.
Стихи Чоори выходили книгами на английском и шведском языках.
Шандор Чоори (венг. Sándor Csoóri ) - венгерский поэт, прозаик, журналист, драматург, киносценарист, общественный деятель, правозащитник. Родился в крестьянской семье.… Развернуть