Александр Алексеевич Плещеев — русский писатель, драматург, журналист, театральный критик, историк балета. Издатель газет и журналов. Эмигрант, во время Гражданской войны уехал во Францию. Автор 3-х книг, 30 пьес, рассказов, мемуаров.
Александр Плещеев родился в семье известного поэта Алексея Николаевича Плещеева, окончил Первую Санкт-Петербургскую гимназию. Выступал в качестве драматического актёра на сценах Малого театра в Москве и Александринском театра в Санкт-Петербурге. Печататься начинает в 1876 году, Сотрудничал с газетами «Петербургский листок», «Московский листок», «Музыкальный свет», «Петербургские ведомости», «Новое время» и др.
Александром Плещеевым были написаны около 30 пьес, пять из которых представлены на сцене Александринского театра, а остальные в основном в театре Литературно-художественного общества. Среди них комедия «В своей роли», о жизни самих актёров. В его литературное наследие входят различные рассказы, путевые очерки, мемуары о русских актёрах и писателях, среди которых И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Д. В. Григорович, М. Е. Салтыков, А. П. Чехов, М. Горький, А. Н. Плещеев, С. Я. Надсон, Н. А. Морозов.
Плещеев издавал газеты, а позднее журнала «Театральный мирок» (1884—1886), газеты «Петербургский дневник театрала» (1903—1905), журнал «Невод» (1906—1907). Автор книги первой книги об истории балета в России с XVII до конца XIX века «Наш балет (1673—1896)» (1896). В 1919 году эмигрировал во Францию, где продолжал работать как театральный критик, мемуарист. В Париже издал книги «Под сенью кулис» (1936) и «Сергей Лифарь» (1938).
Александр Алексеевич Плещеев — русский писатель, драматург, журналист, театральный критик, историк балета. Издатель газет и журналов. Эмигрант, во время Гражданской войны… Развернуть
Карамзин Николай Михайлович - российский историк, писатель, реформатор русского языка; журналист и издатель.
Детство, учение, окружение
Родился в семье помещика среднего достатка Симбирской губернии М. Е. Карамзина. Рано потерял мать. С самого раннего детства начал читать книги из библиотеки своей матери, французские романы, «Римскую историю» Ш. Роллена, сочинения Ф. Эмина и др. Получив первоначальное образование дома, учился в дворянском пансионе в Симбирске, затем — в одном из лучших частных пансионов профессора Московского университета И. М. Шадена, где в 1779-1880 изучал языки; слушал также лекции в Московском университете.
В 1781 начал службу в Преображенском полку в Петербурге, где подружился с А. И. и И. И. Дмитриевыми. Это — время не только напряженных интеллектуальных занятий, но и удовольствий светской жизни. После смерти отца Карамзин вышел в отставку в 1784 поручиком и более никогда не служил, что воспринималось в тогдашнем обществе как вызов. После недолгого пребывания в Симбирске, где он вступил в масонскую ложу, Карамзин переехал в Москву и был введен в круг Н. И. Новикова, поселился в доме, принадлежавшем новиковскому Дружескому ученому обществу (1785).
1785-1789 — годы общения с Новиковым, в это же время он также сблизился с семьей Плещеевых, а с Н. И. Плещеевой его долгие годы связывала нежная платоническая дружба. Карамзин издает свои первые переводы и оригинальные сочинения, в которых отчетливо виден интерес к европейской и русской истории. Карамзин — автор и один из издателей первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1787-1789), основанного Новиковым. Чувство благодарности и глубокого уважения к Новикову Карамзин сохранит на всю жизнь, выступая в последующие годы в его защиту.
Европейское путешествие, литературная и издательская деятельность
Карамзин не был расположен к мистической стороне масонства, оставаясь сторонником его деятельно-просветительского направления. Возможно, охлаждение к масонству стало одной из причин отъезда Карамзина в Европу, в которой он провел более года (1789-90), посетив Германию, Швейцарию, Францию и Англию, где он встречался и беседовал (кроме влиятельных масонов) с европейскими «властителями умов»: И. Кантом, И. Г. Гердером, Ш. Бонне, И. К. Лафатером, Ж. Ф. Мармонтелем и др., посещал музеи, театры, светские салоны. В Париже он слушал в Национальном собрании О. Г. Мирабо, М. Робеспьера и др., видел многих выдающихся политических деятелей и со многими был знаком. Видимо, революционный Париж показал Карамзину, насколько сильно на человека может воздействовать слово: печатное, когда парижане с живейшим интересом читали памфлеты и листовки, газеты; устное, когда выступали революционные ораторы и возникала полемика (опыт, которого нельзя было приобрести в России).
Об английском парламентаризме Карамзин был не слишком восторженного мнения (возможно, идя по стопам Руссо), но очень высоко ставил тот уровень цивилизованности, на котором находилось английское общество в целом.
«Московский журнал» и «Вестник Европы»
Вернувшись в Москву, Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех у читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791-92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.
Откликом Карамзина на переворот 11 марта 1801 года и восшествие на престол Александра I стало воспринимавшееся как собрание примеров молодому монарху «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1802), где Карамзин выразил свои взгляды о существе монархии в России и обязанностях монарха и его подданных.
Интерес к истории мировой и отечественной, древней и новой, событиям сегодняшнего дня превалирует в публикациях первого в России общественно-политического и литературно-художественного журнала «Вестник Европы», издававшегося Карамзиным в 1802-03. Он опубликовал здесь и несколько сочинений по русской средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы», «Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» и др.), свидетельствующих о замысле масштабного исторического труда, а читателям журнала предлагались отдельные его сюжеты, что позволяло изучать читательское восприятие, совершенствовать приемы и методы исследования, которые затем будут использованы в «Истории государства Российского».
Исторические труды
В 1801 Карамзин женился на Е. И. Протасовой, умершей через год. Вторым браком Карамзин был женат на сводной сестре П. А. Вяземского, Е. А. Колывановой (1804), с которой прожил счастливо до конца дней, найдя в ней не только преданную жену и заботливую мать, но и друга и помощника в исторических занятиях.
В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были открыты библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского», оказавшей значительное влияние на русскую историческую науку и литературу, позволяющей видеть в ней одно из заметных культурно-формирующих явлений не только всего 19 в., но и 20. Начав с древнейших времен и первых упоминаний о славянах, Карамзин успел довести «Историю» до Смутного времени. Это составило 12 томов текста высоких литературных достоинств, сопровождавшихся более чем 6 тыс. исторических примечаний, в которых были опубликованы и проанализированы исторические источники, сочинения европейских и отечественных авторов.
При жизни Карамзина «История» успела выйти двумя изданиями. Три тысячи экземпляров первых 8 томов первого издания были раскуплены меньше чем за месяц — «пример единственный в нашей земле», по словам Пушкина. После 1818 Карамзин опубликовал 9-11 тома, последний, 12 том вышел уже после смерти историографа. «История» несколько раз издавалась в 19 в., а в конце 1980—1990-х годов вышло более десяти современных изданий.
Взгляд Карамзина на обустройство России
В 1811 по просьбе великой княгини Екатерины Павловны Карамзин написал записку «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой изложил свои представления об идеальном устройстве Российского государства и подверг резкой критике политику Александра I и его ближайших предшественников: Павла I, Екатерину II и Петра I. В 19 в. эта записка не была ни разу опубликована полностью и расходилось в рукописных списках. В советское время она воспринималась как реакция крайне консервативного дворянства на реформы М. М. Сперанского, однако при первой полной публикации записки в 1988 Ю. М. Лотман вскрыл ее более глубокое содержание. Карамзин в этом документе выступил с критикой неподготовленных реформ бюрократического характера, проводимых сверху. Записка остается в творчестве Карамзина самым полным выражением его политических взглядов.
Карамзин тяжело пережил кончину Александра I и особенно восстание декабристов, которому был свидетелем. Это отняло последние жизненные силы, и медленно угасавший историограф скончался в мае 1826.
Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось каких-либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался как высочайший нравственный авторитет; это отношение к нему остается неизменным до сих пор.
Карамзин Николай Михайлович - российский историк, писатель, реформатор русского языка; журналист и издатель. Детство, учение, окружение
Родился в семье помещика среднего… Развернуть
Родился 3 (15) ноября 1823 года (по другим сведениям 28 октября (9 ноября) 1823 или 1824) в селе Лупандино Ярославского уезда Ярославской губернии. Сын богатого помещика (ротмистра), происходившего из малороссийского дворянства. Карнович получил хорошее домашнее образование (свободно владел восемью языками), затем он окончил курс в Санкт-Петербургском педагогическом институте. За три года до окончания учёбы у Карновича умер отец, оставив большие долги. В результате после окончания учёбы в 1844 году Карновичу пришлось зарабатывать себе на жизнь, несмотря на желание заниматься литературой, которую пришлось оставить на полтора десятка лет. По другой версии, Карнович, убеждённый в бесчеловечности крепостного права и предпочитая жить службой, дал крестьянам вольную и остался в стеснённых обстоятельствах.
С 1845 по 1849 год Евгений Карнович служил преподавателем сначала в Тульской гимназии, затем в одной из гимназий Калужской губернии. К этому времени относятся его первые публикации — переводы с греческого комедий Аристофана «Облака» («Пантеон», 1845, кн. 1) и «Лизистрата» («Библиотека для чтения», 1845, т. 73), а также оригинальные стихотворения. Одновременно со службой в гимназии Карнович с 1847 года служил правителем дел в Калужском статистическом комитете и редактировал неофициальную часть Калужских губернских ведомостей.
В 1850 или 1851 году Карнович перебрался в Вильну, где поступил на службу в должности правителя дел в канцелярии попечителя Виленского учебного округа. В 1854 году он был произведён в коллежские советники. С 1856 года Карнович был членом-сотрудником Виленской археологической комиссии.
В 1859 году Карнович вышел в отставку и поселился в Санкт-Петербурге, где до конца жизни был директором тюремного комитета, состоя также членом петербургского Статистического комитета, Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным, Русского географического общества. Карнович, до того уже сумевший напечатать несколько статей и очерков в периодике, всецело занялся литературной деятельностью.
Дебютировав в печати в 1845 году, Карнович после переезда в Петербург занялся напряжённым литературным трудом. С 1860 года стали появляться в разных газетах и журналах многочисленные его статьи публицистические, юридические, исторические, критические и беллетристические.
В 1858—1861 годах вёл отдел «Современное обозрение» в журнале «Современник». В 1861—1862 годах издавал еженедельный журнал «Мировой посредник»; с 1865 по 1871 год был постоянным сотрудником газеты «Голос»; в 1875—1876 годах редактировал «Биржевые ведомости», в 1881—1882 годы — журнал «Отголоски».
В последние годы Карнович занялся исключительно историей, печатая статьи в «Историческом вестнике», «Неделе», «Русской мысли», «Народной школе» и «Нови». Написал ряд исторических романов, посвящённых истории России в XVII—XVIII веках.
Умер 25 октября (6 ноября) 1885 года, дослужившись до статского советника. Похоронен на средства Литературного фонда на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Родился 3 (15) ноября 1823 года (по другим сведениям 28 октября (9 ноября) 1823 или 1824) в селе Лупандино Ярославского уезда Ярославской губернии. Сын богатого помещика… Развернуть
Василий Михайлович Сретенский - литературный псевдоним историка Константина Анатольевича Соловьёва.
Пушкин Александр Сергеевич - русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Родился 6 июня (по старому стилю - 26 мая) 1799 года в Москве, в небогатой дворянской семье, однако числившую в предках и бояр времен чуть ли не Александра Невского, и "царского арапа" Абрама Петровича Ганнибала. В детские годы великого поэта большое влияние на него оказал дядя, Василий Львович Пушкин, знавший несколько языков, знакомый с поэтами и сам не чуждый литературным занятиям. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски; летние месяцы он проводил у бабушки под Москвой. 19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей, и одним из первых воспитанников лицея стал Александр Пушкин. Шесть лицейских лет коренным образом повлияли на него: он сформировался как поэт, свидетельством чему - высоко отмеченное Г.Р.Державиным стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" и участие в литературном кружке "Арзамас", - а атмосфера свободомыслия и революционных идей во многом определили впоследствии гражданскую позицию многих лицеистов, в том числе и самого Пушкина.
По окончании в 1817 году лицея Александр Сергеевич Пушкин получил назначение в Коллегию иностранных дел. Впрочем, чиновничья служба мало интересует поэта, и он окунается в бурную петербургскую жизнь, вступает в литературно-театральное общество "Зеленая лампа", сочиняет проникнутые идеалами свободы стихи и острые эпиграммы. Крупнейшим поэтическим произведением Пушкина стала поэма "Руслан и Людмила", опубликованная в 1820 году и вызвавшая яростные споры. Выпады против власть предержащих не остались без внимания, и в мае 1820 года, под видом служебного перемещения, поэта, по сути, высылают из столицы. Пушкин отправляется на Кавказ, потом в Крым, живет в Кишиневе и Одессе, встречается с будущими декабристами. В "южный" период творчества расцвел романтизм Пушкина, и произведения этих лет укрепили за ним славу первого русского поэта благодаря ярким характерам и непревзойденному мастерству, а также созвучности настроениям передовых общественных кругов. Написаны "Кинжал", "Кавказский пленник", "Демон", "Гаврилиада", "Цыганы", начат "Евгений Онегин". Но в творчестве поэта зреет кризис, связанный с разочарованием в просветительской идее торжества разума и раздумьями о трагических поражениях революционных движений в Европе.
В июле 1824 года, как неблагонадежного и вследствие стычек с начальством, в частности с графом М.С.Воронцовым - за женой которого Е.К.Воронцовой Пушкин ухаживал, - поэта высылают в псковское имение Михайловское под надзор родителей. И здесь возникает ряд шедевров, таких как "Подражания Корану", "Я помню чудное мгновенье", "Пророк", трагедия "Борис Годунов". После разгрома восстания декабристов в сентябре 1826 года Пушкин вызван в Москву, где происходит беседа между ним и новым царем Николаем I. Хотя поэт и не скрывал от царя, что, окажись в декабре в Петербурге, тоже вышел бы на Сенатскую, тот объявил о своем покровительстве и об освобождении его от обычной цензуры и намекнул на перспективу либеральных реформ и возможное прощение осужденных, убеждая сотрудничать с властью в интересах прогресса. Пушкин решил пойти навстречу царю, полагая этот шаг соглашением на равных... В эти годы в творчестве Пушкина пробуждается интерес к истории России, к личности царя-преобразователя Петра I, примеру которого поэт призывает следовать нынешнего монарха. Он создает "Стансы", "Полтаву", начинает "Арапа Петра Великого".
В 1830 году Пушкин повторно сватается к Наталии Николаевне Гончаровой и получает согласие на брак, а осенью того же года отправляется по имущественным делам в Болдино, где его на три месяца задерживают холерные карантины. Эта первая "болдинская осень" стала наивысшей точкой пушкинского творчества: достаточно назвать немногие произведения, вышедшие тогда из-под пера великого писателя - "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Сказка о попе и работнике его Балде", "Бесы", "Элегия", "Прощание"... И вторая "болдинская осень", 1833 года, когда на обратном пути с Волги и Урала Пушкин вновь заехал в имение, по значению не уступает первой: "История Пугачева", "Медный всадник", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Осень". Начатую в Болдине повесть "Пиковая дама" он срочно дописывает и печатает в журнале "Библиотека для чтения", платившем ему по высшим ставкам. Но Пушкин все равно испытывает крайнее стеснение в средствах: светские обязанности, рождение детей требуют немалых расходов, а последние книги большого дохода не принесли. И после гибели поэта его долги будут оплачены из казны... Кроме того, в 1836 году, несмотря на нападки реакционной прессы, несмотря на критику, заявляющую о конце эпохи Пушкина, он начинает издавать журнал "Современник", который тоже не улучшил финансовых дел.
К концу 1836 года подспудно зревший конфликт между "вольнодумцем камер-юнкером Пушкиным" и враждебными ему высшим светом и бюрократической знатью вылился в анонимные письма, оскорбительные для чести жены поэта и его самого. В результате произошло открытое столкновение Пушкина с поклонником его жены, французским эмигрантом Дантесом, и утром 27 января (8 февраля - по новому стилю) в предместье Петербурга, на Черной речке, состоялась дуэль. Пушкин был ранен в живот и через двое суток умер.
Гибель поэта стала национальной трагедией.: "Солнце русской Поэзии закатилось",- так сказал в некрологе В.Ф.Одоевский. Однако вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен, и творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в Санкт-Петербурге.
Семья А.С.Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского. В одном из стихотворений Пушкин написал:
"Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов..."
Здесь автор намекает на прошлое многих царских фаворитов. В одном из писем 1831 года поэт признается: "... я черезвычано дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них." Также с уважением и любовью Пушкин относился к своим родитедям, бабушке, дяде, сестре и брату, людям своеобразной индивидуальности. Он также глубоко и нежно любил жену и детей.
Пушкин Александр Сергеевич - русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один… Развернуть
Георгий Дмитриевич Гу́лиа — русский и абхазский писатель, журналист, сценарист и художник. Член редакционной коллегии «Литературной газеты». Автор романов, повестей и биографий, рассказов, юморесок и статей.
Георгий Гулиа родился в семье основоположника новой абхазской литературы, одного из создателей современной абхазской письменности Дмитрия Иосифовича Гулиа. Окончив Закавказский институт инженеров путей сообщения, Георгий работал по специальности, участвовал в строительстве Черноморской железной дороги. Но уже в юности у него проявились творческие способности, он занимался еще и журналистикой, живописью, графикой. В 1930 года вышла его первая повесть «На скате», затем «Месть» (1936). Рассказы и повести для детей изданы в сборнике «Рассказы у костра». В 1938-45 гг. — начальник Управления по делам искусств при Совете народных Комиссаров Абхазской АССР,
После Великой Отечественной войны Георгия Гулиа приглашают работать в редакцию «Литературной газеты» в Москву. В 1947 году он решил написать крупное произведение, посвященное жизни современной абхазской молодежи. Он ездил по городам и селам Абхазии, знакомился с людьми, собирал материал и через год роман «Весна в Сакене» был опубликован в журнале «Новый мир». Закрепил успех, выпустив тематически связанные книги «Добрый город» и «Кама». Вместе с «Весной в Сакене» они составили трилогию «Друзья из Сакена» в окончательной редакции 1954 года. Прошлому абхазского народа посвящены повесть «Чёрные гости» (1950), роман «Водоворот» (1959).
Тему современности продолжили романы Гулиа «Каштановый дом» (1961) и «Пока вращается земля...» (1962). Первый из них, написан в форме записок учительницы, выпускницы университета, приехавшей работать в абхазское селение Дубовая роща; там ее ждет много нового, необычного, иная жизнь со своими традициями, интересные, самобытные люди. Второй роман посвящен ученым: его главный герой - вирусолог Иконников работает в Институте экспериментальной патологии и терапии в Сухуми. В романе ставятся важные и злободневные вопросы морали, этики человеческих взаимоотношений, долга ученого, научного работника, затрагиваются и проблемы современного искусства и литературы.
В дальнейшем Г. Гулиа переходит к жанру исторического и историко-биографического романа. Начало положили произведения из истории Абхазии времен русско-турецких войн XIX века «Черные гости» (1950) и «Водоворот» (1959). Затем писатель пишет художественную биографию своего отца «Дмитрий Гулиа. Повесть о моем отце» (1963). Вершиной исторической романистики автора стала трилогия «Фараон Эхнатон», «Человек из Афин. Хроника в шести книгах» и «Сулла», вышедшая в 1969-71 гг.
В 1970-80-е годы Георгий Гулиа создает небольшие, пересыпанные блестками юмора, остроумия рассказы и новеллы, вошедших в многочисленные сборники его «малой прозы», сатирический сборник «Вертолёт и горный дух» . Он продолжает писать о своей родине Абхазии, жизни земляков, работает над новыми историческими произведениями. Создает романы об эпохе викингов («Сага о Кари, сыне Гуннара»), пунических войн («Ганнибал, сын Гамилькара»), художественные биографии Александра Блока, Михаила Лермонтова, Омара Хайяма, Рембрандта.
Г. Д. Гулиа по его завещанию похоронен в центре Сухума.
Георгий Дмитриевич Гу́лиа — русский и абхазский писатель, журналист, сценарист и художник. Член редакционной коллегии «Литературной газеты». Автор романов, повестей… Развернуть
Эдвард Ги́ббон (англ. Edward Gibbon; 1737, близ Лондона, Великобритания — 1794, Лозанна, Швейцария) — английский историк. Родился в Патни 27 апреля 1737. Воспитывался дома, а также посещал частные школы, в 1748-1750 учился в Вестминстер-скул. Слабое здоровье препятствовало посещению школ, поэтому образование было в основном получено Эдуардом самостоятельно, из книг, которых он прочел неимоверное количество.
Мемуары (англ. Memoirs of my life and writings) и письма Гиббона дают богатый материал для его биографии. Историк принадлежал к древнему роду, от которого, впрочем, не получил «ни славы, ни позора». Из ближайших предков Гиббона особенно выдающимся был его умный дед, успешно ведший обширные торговые предприятия. Отец весьма неудачно занимался сельским хозяйством. Детство Гиббона, хилого от природы, прошло довольно беспорядочно: болезненность мешала систематическим занятиям, но помогала, приковывая ребенка надолго к постели или комнате, развитию в нём охоты к чтению. Мальчик увлекался путешествиями, причём познакомился весьма обстоятельно и с историей Востока. Результатом этого знакомства была попытка на 16 году написать «Век Сезостриса».
При поступлении в Оксфордский университет в 1752 году он имел массу сведений по истории турок и сарацин, римлян и греков. В университете он стал заниматься богословием и под влиянием этих занятий перешёл из англиканства в католицизм. Обрядовая сторона католического вероисповедания на него сильно подействовала. К тому же чтение сочинений Боссюэ: «История разновидностей английского протестантизма» (фр. Histoire des variations des églises protestantes) и «Объяснение католического учения» (фр. Exposition de la doctrine catholique) убедило его в превосходстве католического учения над протестантским.
За перемену вероисповедания он был удален из университета и отправлен отцом к кальвинистскому пастору Павильяру в Лозанну. В Лозанне ему пришлось страшно скучать, вследствие незнания французского языка, и переносить материальные лишения. В нём стал ослабевать благородный пыл, с которым он намеревался пожертвовать собой ради интересов веры и истины, и он начал чистосердечно искать какой-нибудь «разумный» повод для возвращения на лоно англиканства. Благодаря одному аргументу пастора Павильяра против пресуществления, Гиббон снова перешёл в протестантство.
В Лозанне Гиббон познакомился с Сюзанной Кюршо (впоследствии Неккер), дочерью бедного пастора; сближению их воспрепятствовал отец Гиббона, который вызвал сына в Англию. Пятилетнее пребывание в Лозанне было важно для Гиббона и в других отношениях: здесь он отлично освоился с французским языком и литературой и, бывая часто в кругу французских энциклопедистов, освободился от многих английских предрассудков и познакомился с интеллектуальным движением, происходившим тогда во Франции.
В 1758 году Гиббон поступил капитаном в английские войска, набранные по случаю Семилетней войны. Знакомство с военным делом отразилось впоследствии в его мастерских описаниях походов Юлиана, Велисария и Нарсеса. Поездка в Рим определила его призвание: «15 октября 1764 года, — пишет Гиббон, — сидя на развалинах Капитолия, я углубился в мечты о величии древнего Рима, а в это же время у ног моих босоногие католические монахи пели вечерню на развалинах храма Юпитера: в эту-то минуту во мне блеснула в первый раз мысль написать историю падения и разрушения Рима». Вернувшись в Англию, Гиббон был избран в члены парламента, но не принимал активного участия в политических делах.
В 1760-1762 Гиббон служил в подразделении самообороны в Южном Гэмпшире. Его первая книга - Этюд об изучении литературы (Essai sur l'tude de la litrature) была опубликована в 1761. Гиббон вел дневник (изданный Д.Лоу в 1929 под названием Дневник Гиббона до 1763, Gibbon's Journal to 1763). Когда в 1763 Семилетняя война была окончена, он отправился в Париж, а затем в Лозанну. Дневник, который он вел в то время, был опубликован Ж.Боннаром в 1945 (Дневник Гиббона в Лозанне, Le Journal de Gibbon Lausanne). Затем будущий историк отправился в Италию, где задумал написать большой труд по истории Рима. В Риме он познакомился с Джоном Холройдом, будущим лордом Шеффилдом, ставшим его близким другом.
С 1765 он жил с отцом в Беритоне, вместе с Девердю работал над журналом 'Литературные памятники Великобритании' ('Mmoires littraires de la Grande Bretagne'), два выпуска которого были изданы в 1768 и 1769. В 1770 Гиббон опубликовал анонимно Критические замечания к шестой книге Энеиды (Critical Observations on the Sixth Book of the Aeneid). Первый том Истории упадка и разрушения Римской империи вышел в 1776. Книга имела грандиозный успех, хотя некоторые критические статьи вынудили его написать в 1779 ответ: В защиту некоторых мест... в Упадке и разрушении Римской империи (A Vindication of Some Passages in the... Decline and Fall of the Roman Empire). Второй и третий тома книги вышли в свет в 1781.
Гиббон, сторонник лорда Норта, был членом парламента в 1774-1784 и главой Совета по торговле с 1779. В июле 1779 он написал в защиту внешнеполитического курса Меморандум против обвинений со стороны французского двора (Mmoire justificatif pour servir de rponse l'expos de la cour de France). Когда Совет по торговле был упразднен в 1782, Гиббону пришлось экономить средства, и он решил переехать в Лозанну, где жил в доме Девердю 'Ла Грот' в 1783-1793, вернувшись ненадолго в Англию в 1787-1788, чтобы проследить за выходом последних трех томов Упадка и разрушения. Смерть Девердю вскоре после его возвращения, собственное шаткое здоровье, угроза мирной жизни со стороны французских войск омрачили последние годы Гиббона. В 1793 он спешно вернулся в Англию, чтобы поддержать лорда Шеффилда после кончины его супруги. Впоследствии Гиббон жил то в Лондоне, то в Шеффилд-парке в Суссексе. Умер Гиббон в Лондоне 16 января 1794.
Эдвард Ги́ббон (англ. Edward Gibbon; 1737, близ Лондона, Великобритания — 1794, Лозанна, Швейцария) — английский историк. Родился в Патни 27 апреля 1737. Воспитывался дома, а… Развернуть
Василий Васильевич Болотов (1853-1900) - рус. правосл. историк церкви; окончил Осташковское духовное уч-ще и Тверскую ДС, а затем СПб.ДА (1879). Еще в студенч. годы поражал всех «изумительным знанием Свящ. Писания и свободным чтением по латинскому, греческому, немецкому и французскому тексту». Знал евр., сир., араб. и др. древние языки. Магистерская дисс. Б. «Учение Оригена о Святой Троице» (СПб., 1879) была защищена в 1879 и явилась настоящим событием в рус. церк.-историч. науке. Б. был профессором древней церк. истории в СПб.ДА. «Как профессор и лектор В.В. поражал своих слушателей способностью и прямо искусством живого, творческого художественного воспроизведения прошлой жизни». Его труд был поистине подвижническим, а кончина — кончиной праведника («Христос идет» — были его предсмертные слова).
По словам *Тураева, друга и коллеги Б., он поднял уровень науки в академии на новую ступень. Посмертно изданные его «Лекции по истории древней Церкви» (СПб., 1907-18, т.1-4) стали классич. образцом правосл. и одновременно строго науч. метода исследования.
Родился 31.12.1853. Сын нищей поповны, бывшей замужем за дьячком Осташковского собора. Отец утонул за полтора года до рождения сына в Селигере, загоняя стадо гусей. Вернулась в родное село Кравотынь. Унаследовал от матери фотографическую память -- ничего не мог забыть. С детства книжник, посещая осташковскую синагогу, выучил еврейский, вообще способности к языкам. С юности признан был всеми как "знайка", причем без возмущения. Целомудренен: "Всегда ровный, всегда приветливый, всегда готовый побеседовать и рассказать что-либо, никогда не куривший и не пивший ни водки, ни вина, и в то же время всегда находившийся среди товарищей, позволявших себе иногда слова и действия не одобрительные ... он невольно всех располгаал в свою пользу. Ни от кого он не сторонился, никому не сказал слова порицания или осуждения. Напротив, показывая вид, что ничего не видит и не слышит, он шутил, цитировал Гомера, Цицерона, припоминал какие-либо случаи из своей жизни и, вообще говоря, и сам благодушествовал и других заставлял благодушествовать" (XVII). Кандидатская и магистерская об Оригене. Превосходство было столь несомненно, что после смерти Чельцова в марте 1878 Болотова, студента третьего курса, делают профессором в обход преподовавшего у Болотова же латынь А.И.Садова -- но при этом отношения с Садовым не испортились. Доктора получил по совокупности. Членкор.27.5.1899 умерла его мать, через десять месяцев он сам, вопреки ожиданию докторов. аскет. Скрытен. Bene vixit, qui bene latuit. Не любил петь в храме, но долгие службы отстаивал все. Жил в скромной двухкомнатной квартире, набитой книгами.
Усердные труды, сидячий образ жизни привели к тяжелым последствиям — со временем у него развилось хроническое воспаление почек, осложненное болезнью печени и сердца, которая быстро и неожиданно для всех свела его в могилу. Василий Васильевич Болотов скончался 5 апреля, в среду Страстной недели, 1900 года и был погребен на Никольском кладбище Александро-Не-вской Лавры.
«Будучи как церковный историк богословом по профессии, — писал профессор А.И. Бриллиантов, — он не только весьма был далек от пренебрежительного отношения к светской учености, но самим делом доказывал признание высокого значения ее. Но в то же время, с уважением и интересом относясь к светским наукам, высшую цель их он видел в свободном служении богословию как высшей науке в системе человеческих знаний».
Последние слова: "Христос идет, Бог идет. Иду ко Христу" - ВРХД, 168, с. 118.
[http://krotov.info/spravki/history_bio/19_bio/bolotov.html : А. Мень, А. И. Сидоров)
Василий Васильевич Болотов (1853-1900) - рус. правосл. историк церкви; окончил Осташковское духовное уч-ще и Тверскую ДС, а затем СПб.ДА (1879). Еще в студенч. годы поражал… Развернуть
Александр Владимирович Кургатников - российский прозаик, драматург, сценарист, историк.
В годы войны находился в эвакуации. В 1953 году окончил школу, а в 1959 году Электротехнический институт связи им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. В течении тринадцати лет работал в проектно-изыскательском институте Гипроспецгаз инженером, руководителем группы.
В 1968 году напечатан первый рассказ /журнал «Новый мир»/, в 1971-м поставлена в Ленинградском ТЮЗе пьеса «А вот что бы ты выбрал…» /режиссер Л. Додин/; в 1976-м году в том же театре состоялась премьера пьесы «В гостях у донны Анны» /режиссер З. Корогодский/. В 1978 году Малый театр СССР осуществил постановку драмы «Вина»; в театре им. Гоголя /Москва/ и в театре им. Ленинского комсомола /Ленинград/ поставлена пьеса «Ракурсы». Все пьесы широко шли в театрах страны.
С 1978 года член Союза писателей СССР, с 1992 года в Союзе писателей Санкт-Петербурга и в Российском союзе писателей.
По сценариям писателя созданы художественные кинофильмы «Что бы ты выбрал?…» /режиссер Динара Асанова/, «Эхо дальнего взрыва» /режиссер В. Морозов/, а так же ряд радиоспектаклей.
В 1990 году в издательстве «Советский писатель» выходит сборник пьес «Практически счастливый человек».
В 1970е – 2000е годы в журналах «Новый мир» и «Нева» и других публикуются рассказы, эссе и повесть автора, издается сборник прозы «Ночная утопия» /издательство журнала «Нева»/.
В 1997 году выходит книга «Суд над Сократом», второе издание 2000год /издательство «Алетейя» СПб/.
В 2001 году издана книга «Императорский Михайловский театр» /Информационно-издательское агентство «ЛИК»/.
С начала девяностых годов прошлого века автор много работал в жанре исторической прозы: книга «Русская старина» /1996 г. издательство РИК «Культура» Москва и информационно-издательское агентство «ЛИК» СПб/; в 1998 году основывает серию «Роковые годы России» – книги «Год 1740» и «Год 1796», издания 1998 и 2012 годов /информационно-издательское агентство «ЛИК»/.
В последние годы жизни написаны воспоминания о З. Я Корогодском, Антонине Шурановой, Б.Н. Никольском, Э. Л. Линецкой, Александре Косс (жена ― переводчик и прозаик А. М. Косс (1934–2010)).
Александр Владимирович Кургатников - российский прозаик, драматург, сценарист, историк. В годы войны находился в эвакуации. В 1953 году окончил школу, а в 1959 году… Развернуть
Российский историк, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН.
Окончил исторический факультет Московского государственного университета по кафедре истории России XIX — начала XX веков (1990), аспирантуру. Кандидат исторических наук (1994, диссертация посвящена генералу Н. Н. Обручеву, научный руководитель Н. С. Киняпина).
С 1992 — ассистент, с 1997 — доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета МГУ.
Автор работ по внешней и военной политике России. Биограф генерала Обручева — начальника Главного штаба Русской армии при императоре Александре III. Также занимается историей оппозиционного движения в последние годы правления императора Николая II. Изучает деятельность генерала М. В. Алексеева, одного из руководителей русской армии в период Первой мировой войны. Имеет научные публикации на русском, английском, сербском, польском и японских языках.
С 2005 — советник Управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами администрации Президента России. В 2006 награждён памятной медалью Ереванского лингвистического университета им. Брюсова, посвященной 70-летию университета (при его содействии Армению в 2005—2006 посетили известные преподаватели ряда московских вузов, которые прочитали лекции армянским студентам).
С января 2013 г. — заместитель по науке декана факультета государственного управления МГУ.
Окончил исторический факультет Московского государственного университета по кафедре истории России XIX — начала XX веков (1990), аспирантуру. Кандидат исторических наук (1994,… Развернуть
Людмила Григорьевна Салдадзе — советская писательница, драматург, сценарист, кинорежиссер. Исследователь жизни и творчества великого учёного, врача, философа и поэта Абу-Али Ибн Сины (Авиценны).
Людмила Салдадзе родилась в русско-грузинской семье. Мать певицы Анастасии, была замужем за актером Владимиром Протасенко. Окончила факультет режиссера художественного кино Всесоюзного гос.института кинематографии (ВГИК), мастерская Сергея Герасимова. Работала в республиках Средней Азии. Близка с патриархом Грузии.
Людмила Григорьевна Салдадзе — советская писательница, драматург, сценарист, кинорежиссер. Исследователь жизни и творчества великого учёного, врача, философа и поэта… Развернуть
Пётр Георгиевич Паламарчук (20 декабря 1955 года — 14 февраля 1998 года) — советский и российский писатель, литературовед, историк, юрист, кандидат юридических наук.
Использовал псевдонимы: В. Денисов, В. Д. Носов, Семён Звонарёв.
Родился в семье военного моряка, Героя Советского Союза; дед по отцу — малороссийский литератор, писавший под псевдонимом М. Чечель; дед по матери — маршал П. Кошевой.
В 1978 году окончил МГИМО, затем работал в Институте государства и права Академии наук. Защитил кандидатскую диссертацию по теме исторических прав России на Арктику (1982).
Долгое время Паламарчук был вынужден печататься под различными псевдонимами в эмигрантских изданиях «Вече», «Континент», «Посев», «Русское Возрождение», «Русская мысль». За рубежом вышли книги Паламарчука «Ключ к Гоголю» (Лондон, 1985) и 4-томник «Сорок сороков. Иллюстрированная история всех московских церквей» (Париж, 1988—90). В это время на родине Паламарчук мог заниматься лишь публикаторской деятельностью: он выпустил в 1984 «Избранную прозу» Г. Р. Державина, в 1987 — «Избранную прозу» К. Н. Батюшкова, в 1985 стал составителем сборника «Гоголь: история и современность». Паламарчук является также автором критико-биографического и в известной мере художественного исследования «Александр Солженицын: Путеводитель», опубликованного впервые в альманахе «Кубань» (1989. № 2—5).
Первая публикация Паламарчука в России — повесть «Един Державин» («Литературная учеба». 1982. № 4), в которой, широко используя архаический язык XVIII в., автор размышляет о тайнах жизни и смерти, опираясь на творчество поэта. Эта повесть, выйдя отдельным изданием в 1986, была удостоена всесоюзной премии за лучшую первую книгу молодого писателя.
Свою задачу Паламарчук видел в том, чтобы художественно отобразить необычайный поворот между 1960 и 1988: между обещаниями Н. С. Хрущева показать по телевизору «последнего русского попа» и «в основном построить коммунизм» и начавшимся в 80-х всеобщим сокрушением идеи коммунизма, сопровождавшимся впервые открытым всенародным празднованием Тысячелетия русского Православия.
Образ подвижника ХХ в. архиепископа Иоанна (Максимовича) — в центре романа «Нет. Да» (1995).
Пётр Георгиевич Паламарчук (20 декабря 1955 года — 14 февраля 1998 года) — советский и российский писатель, литературовед, историк, юрист, кандидат юридических наук.… Развернуть
Профессор русской истории в московской духовной академии и в московском университете (в последнем — с 1879 г.); в настоящее время состоит председателем Московского общества истории и древностей. Во время существования в Москве высших женских курсов, профессор К. читал на них лекции по русской истории, а после закрытия этих курсов участвовал в организованных московскими профессорами публичных лекциях. Не особенно многочисленные, но богатые содержанием ученые исследования К., из ряда которых особенно выдается его докторская диссертация («Боярская дума»), посвящены по преимуществу разъяснению основных вопросов истории управления и социального строя московского государства XV—XVII вв. Широкий размах исследования, охватывающего наиболее существенные стороны жизни государства и общества в их взаимной связи, редкий дар критического анализа, доходящего иногда до мелочности, но приводящего к богатым результатам, блестящий талант изложения — все эти особенности трудов К., давно признанные специальной критикой, помогли ему обогатить науку русской истории рядом новых и ценных обобщений и выдвинули его самого на одно из первых мест среди ее исследователей.
Помимо научных работ, К. выступал со статьями популярного и публицистического характера, помещая их, главным, образом в «Русской Мысли». Сохраняя и здесь свойственный ему талант изложения, К. отходил в этих статьях все далее и далее от научной почвы, хотя и пытался удержать ее за собой. Отличительной их чертой служит националистический оттенок взглядов автора, стоящий в тесной связи с идеализацией московской старины XVI—XVII вв. и оптимистическим отношением к современной русской действительности.
Профессор русской истории в московской духовной академии и в московском университете (в последнем — с 1879 г.); в настоящее время состоит председателем Московского общества… Развернуть
Моммзен родился в семье провинциального пастора, талантливым юношей поступил на юридический факультет Кильского университета и в 1843 году завершил учёбу блестящей защитой докторской диссертации по римскому законодательству. Получив право на научную командировку, Моммзен 4 года путешествовал по Италии, изучая и копируя исторические источники, относящиеся к 1-му тысячелетию до н. э. По результатам исследований он опубликовал серию статей, что сделало его имя известным в научных кругах и позволило продолжать начатую работу. За несколько поездок Моммзен, сначала один, затем с друзьями и учениками, собрал, обработал и систематизировал более 100 тысяч документов по истории Древнего Рима — их издание началось в 1863 г. и разместилось в 20 томах. Возвратившись в 1848 году в Киль, Моммзен принял участие в восстании против датских властей так как Шлезвиг-Гольштейн тогда принадлежал Дании и был ранен во время уличного сражения. После подавления восстания оставаться в Киле было опасно, и Моммзен принял приглашение Лейпцигского университета. Однако в 1851 г. за повторное участие в политических выступлениях его лишили кафедры и запретили преподавание в Саксонии. 2 года Моммзен читал лекции в Цюрихском университете, затем в Бреслау. В 1858 г. он навсегда переселился в Берлин и возглавил в Университете Фридриха Вильгельма кафедру древней истории, однако продолжал заниматься одновременно политикой: в 1861—1866 гг. он был депутатом прусского ландтага, а в 1873—1879 — германского рейхстага. В то же время Моммзен многие годы был секретарём Берлинской академии наук и членом иностранных академий.
Моммзен родился в семье провинциального пастора, талантливым юношей поступил на юридический факультет Кильского университета и в 1843 году завершил учёбу блестящей защитой… Развернуть
Николай Карлович Шильдер — русский военный деятель, историк.
Из дворян Витебской губернии. Сын военного инженера генерала Карла Андреевича Шильдера. Окончил Пажеский корпус в 1860 году, Николаевскую инженерную академию в 1862 году. В 1863 году был назначен адъютантом к Э. И. Тотлебену, в то время товарищу генерал-инспектора по инженерной части.
Полковник (1872). В 1870-е годы состоял для особых поручений при Главном инженерном управлении. С 1877 года вновь служил под руководством Э. И. Тотлебена, принимал участие в Русско-турецкой войне 1877—1878, в частности, в осаде и взятии Плевны. После назначения Тотлебена главнокомандующим состоял при нём для особых поручений. Генерал-майор (1878).
В 1879 году перешёл в гражданскую службу. Был директором Гатчинского Николаевского сиротского института, Гатчинской женской гимназии. В 1879—1886 годах был помощником редактора «Инженерного журнала».
В 1886 году был назначен начальником Николаевской инженерной академии. Генерал-лейтенант (30.08.1893).
12 июля 1899 года был назначен директором Публичной библиотеки и оставался в этой должности до смерти. При нём было завершено строительство нового здания — Воротиловского корпуса, открыт новый читальный зал.
Похоронен на Митрофаниевском кладбище.
Николай Карлович Шильдер — русский военный деятель, историк. Из дворян Витебской губернии. Сын военного инженера генерала Карла Андреевича Шильдера. Окончил Пажеский корпус в… Развернуть
Граф Альберт Вандаль (правильно Альбер) — французский писатель, историк, доктор юридических наук. Член Французской академии. Католик. Общественный деятель, член Лиги французского Отечества.
Альберт Вандаль был профессором истории дипломатии в École Libre де наук Politiques. Основной темой его исследований являлись франко-русские отношения XVIII — начала XIXвеков. Его первым ученым трудом была книга "Императрица Елизавета и Людовик XV" (1882), посвященная вопросу возникновения франко-русских отношений и первой попытке франко-русского союза во времена от Петра Великого до его дочери Елизаветы I.Другая работа — о французском посольстве Людовика XV на Востоке, миссии маркиза де Вильнева в России, 1728-1741. Будучи апологетом внешней и внутренней политики Наполеона I, свои лучшие работы Вандаль посвятил наполеоновскому периоду в истории Франции. Похоронен на кладбище Берси.
Граф Альберт Вандаль (правильно Альбер) — французский писатель, историк, доктор юридических наук. Член Французской академии. Католик. Общественный деятель, член Лиги… Развернуть
Ахмет Аминович Ярлыкапов (род. 19 марта 1970, с. Терекли-Мектеб, Ногайский район, Дагестанская АССР, РСФСР, СССР) — российский исламовед, антрополог религии, этнолог, кавказовед. Кандидат исторических наук. Один из авторов «Большой Российской энциклопедии», «Энциклопедии для детей», энциклопедического словаря «Ислам на территории бывшей Российской империи» и словаря «Религии и народы современной России».
Родился 19 марта 1970 года в селе Терекли-Мектеб Ногайского района Дагестанской АССР в семье педагогов[1].
После окончания Терекли-Мектебской средней школы проходил службу в армии.
В 1995 году с отличием окончил исторический факультет Ростовского государственного университета[1][2]. Затем учился в аспирантуре Отдела этнографии Средней Азии и Казахстана Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, где в 1999 году под научным руководством В. Н. Басилова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Ислам у степных ногайцев в XX веке (Историко-этнографическое исследование)»[1][2].
С 1999 по апрель 2000 года — ответственный секретарь духовно-просветительского журнала «Мусульмане»[2].
В 1999—2014 годах — старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН[1][2].
С сентября 2000 года по сентябрь 2012 года работал старшим преподавателем и доцентом в Учебно-научном центре изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (УНЦ ИР РГГУ)[1][2].
В 2009—2012 годах — исполнительный директор Ассоциации этнографов и антропологов России[2].
С 1 сентября 2014 года — старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России[2][3].
Область научных интересов: этнография (этнология и антропология), религиоведение, исламоведение, современные этнополитические и этноконфессиональные процессы, население Северного Кавказа и Дагестана[1].
Владеет английским, немецким и турецким языками.
Ахмет Аминович Ярлыкапов (род. 19 марта 1970, с. Терекли-Мектеб, Ногайский район, Дагестанская АССР, РСФСР, СССР) — российский исламовед, антрополог религии, этнолог,… Развернуть
Лаймен Фрэнк Баум — американский писатель, «создатель» волшебной страны Оз. Всемирно известный классик детской литературы, чьи книги были десятки раз экранизированы, породили множество подражаний и пародий.
Фрэнк, родившийся 15 мая 1856 года, имел очень мало шансов на то, чтобы вообще дожить до трех лет. Врачи уже на первом году его жизни не стали скрывать от родителей правду: у малыша врожденный порок сердца. И спасти его может только спокойная, размеренная и счастливая жизнь, желательно не в большом городе, а сельской местности.
К моменту рождения Фрэнка Бенджамин был бондарем, изготавливал бочки для нефти. Именно те, которые назывались «баррелями» из-за того, что именно столько нефти в них помещалось. Но седьмой ребенок стал словно счастливым талисманом – вскоре папаша Баум из бондаря стал продавцом черного золота, причем, его дела пошли в гору настолько стремительно, что он стал богатым в течение короткого времени.
Вот только дети были его головной болью. Четверо умерли, не прожив и нескольких лет, а пятеро, в конце концов, стали взрослыми, но, увы и ах, до преклонных лет дожил только Фрэнк. Но тогда, на заре молодости Бенджамина и Синтии, им казалось, что главная их задача – помочь больному седьмому ребенку.
Они с него разве только пылинки не сдували. Он жил на ранчо, хотя у отца был свой дом в Нью-Йорке, большую часть времени посвящал прогулкам, причем в равной степени переносил и жару, и холод. Бен мог позволить, чтобы учителя сами приезжали к Фрэнку, в школу он не ходил. Он был такой книгочей, что уже вскоре одолел всю отнюдь не маленькую библиотеку отца. Больше всего мальчишке нравились Чарльз Диккенс и Уильям Теккерей. Диккенс к этому моменту был еще жив, так что все новинки, которые выходили из-под пера классика, тут же доставлялись Фрэнку. Кстати, подобное увлечение сына было предметом особой гордости Бена. Он всем говорил: «Мой Фрэнк эти книги как орешки щелкает!» Хотя согласитесь – мастер психологического романа Диккенс «по зубам» далеко не каждому взрослому…
Печатная машинка – лучший подарок.
4-й день рождения Фрэнка стал для него, пожалуй, одним из самых счастливых дней! Отец пришел в комнату к сыну с самого утра и принес ему весьма крупный подарок. Когда мальчишка развернул бумагу, он ахнул: это была печатная машинка! Довольно большая редкость в то время. Надо ли говорить, что в тот же день Фрэнк со своим младшим братишкой уже обрадовал родителей первой семейной газетой. А дальше газета, позже переросшая в журнал, начала выпускаться регулярно. В ней помимо семейной хроники была и беллетристика – Фрэнк часто писал сказки для младших…
Неугомонный Фрэнк
В 17 лет будущий писатель стал выпускать уже вполне взрослый журнал. Так как его вторым после книг увлечением была филателия, то страницы нового издания были посвящены истории марок, различным аукционам, а также путешествиям.
Сам Фрэнк был поистине неугомонным – кем он только не работал в юности. Начинал с репортера, был директором книжного магазина, два года учился в военном училище, где испытал почти физическое отвращение к муштре. Потом решил стать фермером, выращивал домашнюю птицу, а заодно и выпускал журнал посвященный птицеводству. Но вскоре эта довольно «неэстетичная» работа ему надоела. Он вернулся в город, стал продюсером ряда театров, несколько раз выходил на сцену, играя в спектаклях.
Он был легок на слова, а большая эрудиция и начитанность делали его интересным, запоминающимся собеседником. Бен и Синтия (родители писателя) очень гордились сыном, полагая, что их Фрэнк в жизни не пропадет. Тем более, что он был достаточно целеустремлен и упрям, сказывалась шотландско-ирландская закваска…
В 1881 году Фрэнк влюбился в очаровательную Мод. «Конфетно-букетный» период несколько подзатянулся, несколько легкомысленный молодой человек, витающий в облаках, не казался родителям Мод исключительно удачной партией. Но, во-первых, девушка заявила, что ни за кого другого, кроме Фрэнка, не пойдет, а, во-вторых, он как-никак был сыном богатого нефтяного магната, так что вполне мог обеспечить будущее их дочери. Если бы они знали, что упрямец Фрэнки скорее пойдет просить милостыню, чем возьмет деньги у родителей, они бы, возможно, и подумали бы. Но молодой Баум придерживался таких позиций, что он должен состояться сам, ведь отец тоже когда-то начинал с нуля…
Как бы там ни было 9 ноября 1882 года Фрэнк и Мод поженились. У них родилось четверо детей, для которых, Баум, собственно и начал писать сказки. Вернее сказать, они вначале были устными. Стоит ли говорить, что дети слушали Фрэнка с раскрытыми ртами, ведь он очень любил сочинять добрые сказки, в его рассказах всегда добро брало вверх над злом. А, кроме того, Фрэнк признавался Мод, что очень не хочет, чтобы дети учились жизни на «злых сказках братьев Гримм».
Первой книгой, которую Фрэнк официально выпустил в 1899 году, были «Сказки дядюшки Гусака». В память о том, как он в юности выращивал рождественских гусей. Детям сказки очень понравились, но так как старшие были уже не малышами, они указали родителю на некоторое несоответствие. Мол, нам хочется знать о волшебных приключениях, а дядюшка Гусак «привязан» к птичьему двору.
Фрэнк вместе с семьей переехал в штат Южная Дакота в 1888 году, где он работал в газете. Затем в 1891 семья переехала в Чикаго, Фрэнк Баум и там стал работать журналистом.В 1899 году выпустил свою первую книгу "Сказки дядюшки Гусака", а год спустя, в 1900 году, была опубликована наиболее известная за всю биографию Фрэнка Баум книга «Волшебник страны Оз» (The Wonderful Wizard of Oz), рассказ о маленькой девочке, снесенной торнадо на волшебную землю Оз (известная в России по пересказу А. М. Волкова под названием "Волшебник Изумрудного города"). Инсценировка книги Фрэнка Баум была выполнена в 1902 году, используя эту историю в 1938 году был снят чрезвычайно популярный кинофильм.Всего Лаймен Ф. Баум написал о стране Оз 14 повестей, во всех из которых особое значение придается таким американским добродетелям, как практичность, самостоятельность, толерантность и эгалитаризм.
Возможно, он написал бы еще больше, но смерть от сердечного приступа спутала все карты Придворного Историка Страны Оз. Однако читательская любовь превратила точку в многоточие. В том же 1919 году издательство "Рейли и Ли", специализирующееся на выпуске истории о Стране Оз, поручило двадцатилетней журналистке из Филадельфии Рут Пламли Томпсон продолжить сериал. Задачу свою Рут Томпсон выполнила неплохо, а что касается количества вышедших из-под ее пера названий, то здесь она превзошла самого Баума. Традиция "продолжательства" не заглохла - эстафету принимали самые разные литераторы. Попытал удачи в этой области и иллюстратор большинства прижизненных изданий Баума Джон Нил, предложивший читателям три своих повести.
Персонажи Баума - девочка Дороти, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев - по своей популярности могут соперничать с такими любимцами детей и взрослых, как Алиса и Винни-Пух, хоббиты и Питер Пэн.
Знаменитый американский фантаст Рей Бредбери, горячий поклонник сериала Баума, отмечал, что в этих сказках "сплошные сладкие булочки, мед и летние каникулы". Кэрроловская Страна Чудес по сравнению со страной Оз - остывшая каша арифметика в шесть утра, обливания ледяной водой и долгие сидения за партой". По мысли Бредбери, Страну Чудес предпочитают интеллектуалы, а мечтатели выбирают Страну Оз: "Страна Чудес - это то, какие мы есть, а Страна Оз - то, какими желали бы стать".
Лаймен Фрэнк Баум — американский писатель, «создатель» волшебной страны Оз. Всемирно известный классик детской литературы, чьи книги были десятки раз экранизированы, породили… Развернуть
Александр Александрович Бушков — известный российский писатель, публицист, переводчик. Работает в жанрах фолк-хистори, боевик, детектив, ужасы, научная фантастика, фэнтези, исторический ревизионизм. Автор публицистики на историческую тематику, несколько переводов рассказов польских фантастов. Член Союза писателей России. Совокупный тираж его литературных произведений составляет свыше 17 млн. экземпляров.
По утверждению самого Александра Бушкова, его предки восходят к литвинам. В 1972 году его семья переехала на жительство в Абакан, Республика Хакасия. Учёба в средней школе ему давалась трудно, поэтому от высшего образования он отказался. Однако регулярно занимался самообразованием, прочёл большое количество книг. Работал почтальоном по доставке телеграмм, грузчиком, страховым агентом, рабочим геофизической экспедиции, сотрудником в газете Хакасского обкома КПСС и зав. литом в Хакасском драматическом театре.
Писать А. Бушков начал в конце 1970-х гг., в середине 1980-х он переехал в Красноярск, где полностью занялся писательской деятельностью. В 1986 году в Красноярском книжном издательстве вышла его первая книга — сборник повестей и рассказов в жанре фантастики. В годы перестройки он выступал как публицист правого толка. До гибели главы Красноярского края Александра Лебедя в 2002 году был советника губернатора.
ТВОРЧЕСТВО
Первая повесть Бушкова «Варяги без приглашения» была напечатана в 1981 году в журнале «Литературная учёба». В 1986 г. в Красноярском книжном издательстве вышла первая книга — «Стоять в огне», куда вошли 3 повести и 5 рассказов в жанре фантастики. Также произведения печатались в журналах «Урал» и «Вокруг света». Известность н получил в середине 1990-х, после выхода дилогии о Станиславе Свароге — «Рыцарь из ниоткуда» и «Летающие острова». Цикл книг о Свароге выходит до сих пор и, как говорит сам Александр Бушков, заканчивать в обозримом будущем выпуск полюбившейся читателям серии он не будет. К началу 2000-х автор достиг пика своей популярности. Кульминацией достижений Бушкова стало подписание договора с московскими продюсерами о правах на экранизацию, возможно, самого популярного произведения автора — боевика «Пиранья». По словам самого Бушкова, он не принимал участия в работе над киносценарием.
Бушков работает во многих жанрах: фэнтези, боевик, детектив, научная фантастика, альтернативная история, ужасы, детективная фантастика, историко-публицистическое исследование. Сам он утверждает, что написание книг воспринимает как работу, следовательно, не имеет права не писать или сделать для себя длительный творческий отдых. Он считает, что писатель должен творить независимо ни от чего, руководствуясь известным изречением «Ни дня без строчки!». А. Бушков признается, что пишет практически без перерывов и только так может держать себя в творческом тонусе. На вопрос «Пьёте ли Вы?» А. Бушков ответил, что месяц работает на износ, потом выпивает ведро водки, сутки приходит в себя и продолжает писать дальше. На вопрос «Как можно сохранить литературную ценность произведения при столь ударных темпах написания?» А. Бушков ответил, что Александр Дюма-отец написал за свою жизнь 300 книг. Из них известными стали четыре-пять.
Большинство героев повестей или романов А. Бушкова, в особенности герои Шантарского цикла — люди сильные, наделенные мощнейшей волей и ментальностью. Они постоянно попадают в различные проблемные ситуации критического характера, находясь на грани между жизнью и смертью, но благодаря специальной подготовке, обычно полученной на военной службе, а также исключительной вере в себя, собственную силу духа им удается пройти все испытания судьбы и победить врагов.
Базовый сюжет, постоянно повторяющийся в боевиках и фантастических книгах Бушкова — боевой поход (выполнение миссии, отход после миссии или бегство от сильного врага), который выполняет главный герой или небольшой сплочённый отряд под его предводительством. В фантастике автор отдаёт дань апокалиптике и постапокалиптике; начиная уже с «Анастасии» в его книгах регулярно встречаются описания миров, являющихся наследниками некогда погибшей высокоразвитой цивилизации.
Публицистика. Взгляды на исторические и биологические темы
Цикл произведений А. Бушкова под названием «Россия, которой не было» посвящён ревизии принятых в исторической науке концепций; к достижениям профессиональных историков он относится последовательно скептически и предлагает свою трактовку исторических событий (в ранних работах ряд его выводов соприкасается с выводами Анатолия Фоменко: тезис о тождестве Руси и Орды, русских князей и татарских ханов; в более поздних работах он от них отказался, и подвергает критике концепцию самого А. Т. Фоменко). Публицистические исследования Бушкова зачастую являются всего лишь популяризацией идей других авторов. От имени Бушкова издаётся также серия «Александр Бушков. Загадки истории», в которой печатаются авторы, излагающие «нетрадиционный» взгляд на исторические события.
Бушков критикует «интеллигенцию», считая что именно от этой категории людей на протяжении XIX—XX веков исходили наибольшие беды для России. Ему принадлежат слова: «Когда мы в России будем жить хорошо? Когда вся интеллигенция вымрет, пить начнем по графику, а всё остальное время работать как следует, а не как захочется».
А. Бушков крайне отрицательно относится к деятельности Петра I, считая его самым деструктивным правителем России из династии Романовых, наряду с Николаем II (которого он называет «ублюдком»). А. Бушков симпатизирует Путину, что прослеживается как в книге «Дом с привидениями. Хроника мутного времени», посвященной неоднозначным событиям 1991—2000 годов, так и в последней работе автора под названием «Владимир Путин. Полковник, ставший капитаном». В ней писатель сравнивает Путина с «антикризисным менеджером», а также с кардиналом Ришелье. В одном из интервью Бушков назвал Путина «отличным антикризисным управляющим».
Книга Бушкова «Планета призраков» — попытка такого же опровержения академических теорий и в биологии, где он обрушивается с критикой на дарвинизм, обвиняя учёных-эволюционистов в сговоре, подтасовке фактов, а также ставит под сомнение их психическую нормальность. Объявляются заведомо ложными реконструкции строения тела предков людей на том основании, что в руках учёных нет ни одного полного скелета такого существа (то есть, по сути, отвергается возможность использования в антропологии аналогий и принципа актуализма вообще). Приводятся примеры замалчивания «официальной наукой» материальных свидетельств гораздо более раннего появления человека современного типа (вплоть до нахождения останков человека в ненарушенных геологических слоях возрастом в десятки и даже сотни миллионов лет) и даже репрессий «научной мафии» в отношении учёных, настаивавших на исследовании таких свидетельств. Бушков крайне отрицательно относится к академику Н. И. Вавилову, противопоставляя ему академика Т. Д. Лысенко. В данной работе Бушков прямо заявляет, что считает библейскую истории происхождения Земли и человека более убедительной, нежели эволюционную теорию, то есть, фактически, объявляет себя сторонником креационизма.
В работе «Чингисхан: Неизвестная Азия» автор отказывается от высказанного «России, которой не было» согласия с теорией Фоменко и развивает теорию об азиатском происхождении русского народа, а также утверждает, что Чингисхан реально существовал, но был одним из тюркских ханов и не имеет никакого отношения к Монголии и монголам. По мнению Бушкова, восточные походы «татаро-монгол» просто выдуманы, а вот его завоевания в Европе — реальность. Параллельно автор снова обрушивается на историческую науку, в том числе на так называемый «европоцентризм» историков, представляющий собой безосновательное убеждение в первичности европейской цивилизации и восприятии Европы как единственного источника культуры, науки и цивилизации.
Его перу принадлежит несколько переводов рассказов польских фантастов в сборнике «Истребитель ведьм», рассказов Роберта Говарда («Крылья в ночи», «Пламень Ашшурбанипала»).
Критика
Исторические сочинения Бушкова подвергались ответной критике профессиональных историков. Так, Глеб Елисеев в статье «Историк России, которого не было» отмечает вульгаризацию взглядов оппонентов (точка зрения, подаваемая Бушковым как «официальная», на самом деле в науке не принята или является устаревшей), подмену аргументации вымышленными примерами, игнорирование исторических источников, противоречащих его концепции, далеко идущие отождествления (например, Рима с Китаем), построенные на поверхностной аналогии.
Историк Дмитрий Володихин причисляет исторические книги Бушкова к жанру фолк-хистори.
В области биологии Бушкова обвиняют в дилетантизме, замене анализа фактов апелляциями к бытовому здравому смыслу и логическим рассуждениям, базирующимся на недоказанных положениях. Отмечается, что критика Бушкова посвящена, в основном, устаревшим научным теориям и интерпретациям фактов и находок, сделанным до середины ХХ-го века. При этом Бушков, вслед за другими креационистами, неявно ставит знак равенства между первоначальным дарвинизмом полуторавековой давности вкупе с теориями Ламарка, и современной теорией эволюции, игнорируя произошедшие за последние десятилетия существенные изменения в научных представлениях о механизмах и ходе эволюции. Некоторые из приводимых Бушковым «сенсационных фактов», вроде пересекающихся дорожек следов человека и динозавров, являются просто старыми, давно опровергнутыми газетными утками. Он высказывает нелепые с точки зрения современной биологии утверждения, например, заявляет, что одновременное существование нескольких видов людей опровергает эволюцию человека (в действительности общепринятая в настоящее время теория состоит в том, что Homo sapiens вытеснил другие виды, возникшие более-менее одновременно с ним и некоторое время существовавшие параллельно). Обосновывая реальность «всемирного потопа», Бушков приводит цитаты 60-летней(!) давности, игнорируя современную теорию тектоники литосферных плит, как раз и дающую ответы на приводимые им «вопросы, ответить на которые наука бессильна».
Отдельной критике у Володихина подвергается манера повествования Бушкова: А. А. Бушков, автор детективных романов и классического произведения фолк-хистори «Россия, которой не было», уже в предисловии делит читательскую аудиторию на две части: «Те, кто привык механически принимать на веру всё, о чём гласят толстые, умные, написанные учёным языком книги, могут сразу же выбросить сей труд в мусорное ведро. „Россия, которой не было“ рассчитана на другую породу людей — тех, кто не чурается дерзкого полета фантазии, тех, кто старается доискаться до всего своим умом и рабскому следованию авторитетам предпочтет здравый смысл и логику». Так всякому скептически настроенному читателю исподволь навязывается комплекс вины, всякий сторонник научного знания попадает в разряд людей, лишенных «дерзкого полёта фантазии». Тот, кто выбрал эмоционально более выгодную позицию союзника автора, подсознательно настроен обходить вниманием даже очевидные фактические ошибки и просчеты в логике.
— Володихин, Д: «Место новой хронологии в фолк-хистори».
Александр Александрович Бушков — известный российский писатель, публицист, переводчик. Работает в жанрах фолк-хистори, боевик, детектив, ужасы, научная фантастика, фэнтези,… Развернуть
ЧЕРЧИЛЛЬ (Churchill) Уинстон Леонард Спенсер (1874-1965), премьер-министр Великобритании в 1940-45, 1951-55. До 1904 консерватор, затем либерал, с начала 20-х гг. снова консерватор, один из лидеров Консервативной партии. С 1908 неоднократно министр. В годы 2-й мировой войны Черчилль стал символом выдержки британского народа, предсказал ему "кровь, тяготы, слезы и пот". Черчилль выступал одним из инициаторов создания антигитлеровской коалиции с США и СССР и одновременно стремился ограничить влияние СССР в послевоенной Европе. В августе 1946 в речи "Пробудись, Европа!", произнесенной в Цюрихе, призвал к единству европейских стран-победителей и побежденных. В программной речи в Фултоне (США, 5.3.1946) Черчилль предупредил об угрозе тирании и тоталитаризма, исходящей из СССР, который создал "железный занавес" (от Щецина на Балтике до Триеста на Адриатике), и призвал к укреплению ООН, созданию особых отношений между Великобританией, США и другими странами с целью предотвращения новой войны и сохранения свободы и демократии. Сочинения историко-мемуарного характера. Нобелевская премия по литературе (1953).
Начало карьеры. Аристократическое происхождение (потомок первого герцога Мальборо) открыло Черчиллю путь в закрытое учебное заведение Харроу и училище Сэндхерст. Вступив в 1895 в армию, он принял участие в военных экспедициях в Индию и Судан. Во время Англо-бурской войны 1899-1902 был военным корреспондентом лондонской "Морнинг пост", попал в плен, откуда совершил дерзкий побег. По возвращении в Англию посвятил себя политической деятельности. Избранный в парламент от консервативной партии, он в 1904 перешел к либералам, мотивируя свой шаг несогласием с протекционистской программой Дж. Чемберлена. Как либеральный политик, Черчилль довольно быстро поднимался по служебной лестнице – в 1905-1911 он являлся попеременно парламентским заместителем министра колоний, министром торговли, министром внутренних дел; провел некоторые реформы в социальной области, рассматривая их как альтернативу социализму.
В годы 1-й мировой войны. Став военно-морским министром (1911-1915), Черчилль сосредоточил свои усилия на подготовке британского флота к будущей войне с Германией. Вместе с тем "восточная" стратегия Черчилля не была успешной: начатая в январе 1915 по его настоянию операция с целью захвата полуострова Галлиполи и Дарданелл потерпела полное фиаско, британские силы на море и на суше понесли значительные потери. Черчиллю пришлось покинуть адмиралтейство. В 1917 по предложению Д. Ллойд Джорджа был введен в состав коалиционного правительства. Возглавляя в 1918-1922 военное и авиационное министерства, Черчилль проявил себя убежденным противником Советской России и вдохновителем вооруженной борьбы с ней.
Между войнами. Послевоенный кризис либерализма, новые политические и международные условия побудили Черчилля вновь вернуться в консервативную партию. В качестве канцлера казначейства (1924-29) в правительстве С. Болдуина Черчилль осуществил выгодное финансовым кругам восстановление золотого паритета фунта стерлингов (1925). Впоследствии, выступив против предполагаемых политических уступок Индии, он порвал с Болдуином и его сторонниками. С 1931 и до сентября 1939 Черчилль занимал положение рядового члена парламента, дистанцировавшись от руководства консерваторов.1930-е годы – наиболее насыщенный период творчества и публичных выступлений Черчилля. В эти же годы проявился его незаурядный литературный дар. Он написал 6-томную, явно приукрашенную, историю жизни своего знаменитого предка "Мальборо" (1933-1938). Были замечены широкой читательской аудиторией его "Мысли и приключения" (1932), исторические портреты "Великие современники" (1939). Широкую известность получили также речи и выступления Черчилля, собранные в книгах "Пока Англия спала" (1938) и "Шаг за шагом" (1939). Развивая тему об угрозе перевооружения нацистского рейха и критикуя политику умиротворения Германии, Черчилль обходил стороной агрессивные акции фашистской Италии и Японии.
Звездный час. Расцвет политической и военной карьеры Черчилля начинается с 10 мая 1940, когда он становится главой национального правительства и одновременно министром обороны, лидером палаты общин, а с конца года – и лидером консервативной партии, сосредоточив в своих руках главные рычаги мобилизации страны на решительное ведение борьбы с гитлеровской Германией. Придя к власти в труднейший для Англии момент (ей угрожало вторжение немецких войск), Черчилль сумел коренным образом изменить положение – победоносная коалиция, в составе которой находилась Великобритания, нанесла сокрушительное поражение Германии. В активе премьер-министра – участие в многочисленных международных конференциях, в переговорах и переписке с руководителями США и СССР. В августе 1942 и октябре 1944 он встречался в Москве со Сталиным; неоднократно пересекал Атлантику для встреч с Ф. Рузвельтом. Черчилль принимал самое активное участие в судьбоносных Тегеранской конференции 1943 и Крымской конференции 1945, а также уже послевоенной Потсдамской конференции 1945. 8 мая именно Черчилль возвестил соотечественникам о полной безоговорочной капитуляции Германии. Во время войны и после ее окончания Черчилль не переставал доказывать необходимость самых тесных связей Великобритании с Америкой, особой ответственности англосаксов за будущее мира. Выступление Черчилля по лондонскому радио вечером 22 июня 1941 в поддержку Советского Союза, заключение союзного договора с СССР в мае 1942 и другие шаги отразили трезвое понимание им государственных интересов Британии в процессе борьбы с общим противником. Однако "периферийная" стратегия Черчилля – затягивание открытия второго фронта в Западной Европе, перенесение военных действий в район Средиземноморья, а также его стремление в конце войны ограничить рост влияния СССР и сферы его интересов серьезно осложнили англо-советские отношения.
Послевоенный период. После победы лейбористов на парламентских выборах в июле 1945 Черчилль вышел в отставку, но не прекратил активной политической деятельности. Выступая 5 марта 1946 в Фултоне (штат Миссури, США), он призвал западные демократии к единению перед лицом усиления угрозы со стороны СССР и мирового коммунизма, к созданию "братской ассоциации народов, говорящих по-английски". Черчилль недвусмысленно предупреждал об опасности, исходившей от советского тоталитарного режима, и в этой связи употребил ставшее впоследствии широкораспространенным выражение "железный занавес", который опустился между Восточной и Западной Европой. Правда, было подтверждено стремление британского народа к установлению длительного сотрудничества с Советским Союзом. Вскоре после вторичного избрания его премьер-министром (октябрь 1951), Черчилль, трезво оценив новое соотношение сил между Востоком и Западом в ядерных вооружениях, стал высказывать сомнения насчет целесообразности давления на СССР. Требования о развитии совместной западной обороны (с включением в нее западногерманских сил) сочетались в его дипломатии с предложениями поиска соглашения с СССР. В мае 1953 он огласил в палате общин свою концепцию "саммита наций" – подготовки и созыва конференции на высшем уровне. Покинув в апреле 1955 по состоянию здоровья правительство, Черчилль в последние годы жизни не играл активной роли в политике. Черчилль получил множество наград – национальных и иностранных, в т. ч. Нобелевскую премию по литературе (1953), Черчилль – автор шеститомного труда "Вторая мировая война" (1948-54), четырехтомной "Истории англоговорящих народов" (1956-58) и др. В том же 1953 королева Елизавета II наградила его высшим орденом Великобритании – орденом Подвязки; в 1963 стал почетным гражданином США. Историко-литературное наследство Черчилля огромно, а посвященные ему исследования и публицистические работы неисчислимы.
Книги:
Уинстон Черчилль. Вторая мировая война
Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. В шести томах. Книга первая. Том 1-2
Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. В шести томах. Книга вторая. Том 3-4
Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. В шести томах. Книга третья. Том 5-6
ЧЕРЧИЛЛЬ (Churchill) Уинстон Леонард Спенсер (1874-1965) , премьер-министр Великобритании в 1940-45, 1951-55. До 1904 консерватор, затем либерал, с начала 20-х гг. снова… Развернуть
Максим Викторович Коломиец — российский военный историк и писатель, автор книг по теме бронетехники времён Первой мировой войны и танков времён Великой Отечественной войны.
Научный сотрудник Центрального музея Вооружённых Сил, генеральный директор специализированного военно-исторического издательства ООО «Стратегия КМ».
Родился 31 декабря 1968 года в Москве.
С 1987 года по 1989 год служил в Советской Армии. В 1994 году закончил МГТУ им. Н. Э. Баумана. С того же года работает в Центральном музее Вооружённых Сил
В 1999 году основал издательство «Стратегия КМ», выпускающее иллюстрированный альманах «Фронтовая иллюстрация».
Максим Викторович Коломиец — российский военный историк и писатель, автор книг по теме бронетехники времён Первой мировой войны и танков времён Великой Отечественной войны.… Развернуть