Тереза родилась 28 марта 1515 года в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеды, потомка семьи крещеных евреев. Кроме Терезы, у ее матери Беатрис д’Авила-и-Аумады была ещё одна дочь и семеро сыновей. У отца Терезы было также трое детей от первого брака. Полное имя Терезы — Тереса Санчес Сепеда д’Авила-и-Аумада. Семья Терезы была весьма знатна и богата и состояла в родстве со многими благороднейшими домами Кастилии.
В детстве Тереза была весьма впечатлительным ребенком и отличалась глубокой набожностью. Она уже в возрасте 6 лет выучилась читать. Несмотря на мысли о монастыре, Тереза в юности не оставалась в стороне от светских увлечений: она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Ее отец и слышать не хотел о монашестве: знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую и выгодную партию какому-нибудь знатному дворянину. Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг: она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения, приняв при этом монашеское имя Тереза Иисусова (Тереса де Хесус).
В первые годы в монастыре Тереза тяжело заболела: её разбил паралич, и её даже вернули из монастыря умирать в отчий дом. Однако Тереза сумела оправиться и вернулась в монастырь. Постепенно она превратилась из юной девушки в мудрую и зрелую монахиню, вокруг неё сформировался круг людей, обращавшихся к ней за духовными советами, как в монастыре, так и за его стенами. В этот круг входил и отец Терезы, примирившийся в конце концов с выбором дочери.
Вторая половина жизни Терезы была посвящена главным образом созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг. Её сподвижником был св. Хуан де ла Крус, испанский писатель и поэт, христианский мистик. Она умерла в 1582 году во время очередного путешествия, в монастыре Альба де Тормес.
Тереза родилась 28 марта 1515 года в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеды, потомка семьи крещеных евреев. Кроме Терезы, у ее матери Беатрис… Развернуть
Андреа Палладио — великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории.
Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника Пьетро «делла Гондола» (Pietro «della Gondola»).
В 1524 году переселился в Виченцу, где начал работать в камнерезной и скульптурной мастерской Бартоломео Кавацца из Соссано, печально известной скверными условиями работы. Дважды пытался оттуда сбежать — вторая попытка, в 1524 году, была удачной, и Палладио перебрался в Виченцу же на работу в мастерскую Сан-Бьяджо в квартале Педемуро. Её владельцы, Джованни ди Джакомо из Порлеццы и Джироламо Питтони из Луминьяно, были знаменитыми в Виченце скульпторами. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы.
В 1534 году (ему было 26 лет) его женой стала Аллеградонна, дочь плотника Маркантонио. У них родилось 5 детей: сыновья Леонида, Маркантонио, Орацио и Силла и дочь Зенобия.
В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. палладион — так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, по афинскому преданию, упала с неба и защищала город от врагов; именем Палладио сам Триссино впоследствии назвал небесного посланника в одной из своих эпических поэм). По совету Триссино будущий архитектор совершил свое первое путешествие в Рим, а по его возвращении гуманист стал его первым заказчиком.
При покровительстве Триссино мастер познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538—1540), Венецию (1538—1539), Рим (1541—1548; 1550—1554) и другие города. Опыт и творческие принципы Палладио сложились как под влиянием внимательного изучения Витрувия, так и изучения архитектуры и трактатов архитекторов XV в. и его современников (Леон Батиста Альберти, Джулио Романо, Дж. М. Фальконетто, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели).
С 1558 года архитектор работал в Венеции, где возвел ряд церквей, городских палаццо, общественных построек, по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. В 1570 года получил титул «виднейшего гражданина Венеции» («прото делла Серениссима»).
Андреа Палладио — великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории.
Родился в… Развернуть
Франческо Гвиччардини (итал. Francesco Guicciardini; 6 марта 1483, Флоренция — 22 мая 1540) — итальянский политический мыслитель и историк времён Высокого Возрождения. Родился во Флоренции.
Родом из богатой и знатной семьи, Гвиччардини учился в университетах Феррары и Падуи. Рано стал профессором права, но затем был отправлен послом Флоренции в Арагонское королевство, в Испанию. Затем был папским наместником в разных городах Италии - Болонье, Модене, Реджио, Романье. Всё время играл важную роль в политической жизни Италии, борясь за ограниченную монархию во Флоренции. Постоянная политическая борьба, заканчивавшаяся каждый раз провалом намерений Гвиччардини, привела к тому, что, оставив политику практическую, он занялся политикой теоретической, посвятив последние три года своей жизни созданию "Истории Италии", насыщенной богатым фактическим материалом, скомпонованным таким образом, что реальный политик всегда должен принимать сторону победителя и вовремя приспосабливаться к обстоятельствам.
Младший современник Макиавелли, он ещё в юности обратился к изучению прошлого родного города — Флоренции. В «Истории Флоренции» он изложил события с восстания чомпи 1378 г. и до 1509 г., когда писалось это сочинение, опубликованное лишь в 1859. Гвиччардини подверг тщательному анализу эволюцию политической системы — от пополанской демократии к тирании Медичи — придя к выводу, что оптимальной формой правления для Флоренции была бы олигархия, «правление лучших». Политические пристрастия не помешали ему, однако, точно оценить скрытые пружины государственной жизни Флорентийской республики, увидеть за изменениями структуры власти борьбу своекорыстных интересов отдельных группировок и влиятельных лиц из социальной верхушки. В отличие от Макиавелли, своего друга, которого он, впрочем, нередко критиковал, Гвиччардини не склонен был оправдывать систему единовластия ни при каких обстоятельствах — он оставался верным республиканским принципам, хотя и аристократической окраски, и в других своих сочинениях, в частности в диалоге «Об управлении Флоренцией».
В «Истории Италии», первом сочинении такого рода (опубликовано в 1561), Гвиччардини детально прослеживал политическую судьбу страны с 1492 по 1540 г., то есть того периода, когда она стала ареной международного военного конфликта, свидетелем которого был он сам. Он обращал внимание на роль правителей, мудрые или «плохо обдуманные» решения которых всегда отражались на положении народа, пытался выяснить глубинные причины политических и военных неудач итальянских государств. «Истории Италии» была опубликована спустя четверть века после её создания (1561—1564) и принесла Гвиччардини славу выдающегося историка. Макиавелли и Гвиччардини стали вершиной ренессансной историографии Италии, не получившей новых сильных импульсов развития в эпоху Позднего Возрождения и католической реакции, хотя заложенная ею традиция сказывалась на исторической мысли вплоть до начала XVII в.
Скончался во Флоренции.
Франческо Гвиччардини (итал. Francesco Guicciardini; 6 марта 1483, Флоренция — 22 мая 1540) — итальянский политический мыслитель и историк времён Высокого Возрождения. Родился… Развернуть
Джером Горсей - английский дворянин, дипломат, автор мемуаров по истории России XVI века, написанных на основе личных впечатлений.
Якопо Саннадзаро (итал. Jacopo Sannazaro) — итальянский поэт и писатель. Писал на латыни, тосканском и неаполитанском наречиях. Наиболее известен как автор написанного прозиметром романа «Аркадия» и поэмы «Рождение Девы».
Якопо Саннадзаро родился в 1458 в Неаполе. Его отец умер приблизительно 1462, отрочество Якопо Саннадзаро провел в Ночера-Инферьоре и в Сан-Чиприано-Пичентино. Сельская атмосфера этих мест украсила поэзию Саннадзаро. Был близок с гуманистом Джованни Понтано, являлся членом понтановской академии, в стенах которой Саннадзаро взял литературный псевдоним Actius Syncerus.
В течение многих лет преданно служил государям Арагонского дома. В 1483-85 он с Альфонсом II дважды участвовал во вторжениях в Папскую область. Он быстро достиг известности как поэт и стал придворным поэтом. После смерти его главного патрона, Альфонсо II (1495), в 1499 он получил виллу Мерджеллина возле Неаполя от Федериго. После того как Федериго потерял корону, Саннадзаро последовал за ним в изгнание во Францию в 1501, откуда вернулся после смерти Федериго в Плесси-ле-Тур (1504).
Последние годы поэт провел в Неаполе, где умер в 1530.
Творчество.
В качестве придворного поэта писал фарсы, комические монологи, развлекавшие придворное общество, любовную лирику в стиле Петрарки.
Роман «Аркадия», написанный прозиметром, автор начал в 1480-х гг. и завершил около 1489. «Аркадия» была опубликована в Венеции в 1504 году и (в сильно отредактированном виде) там же в 1524 году. Саннадзаро черпал вдохновение в работах античных авторов, писавших в пасторальном жанре — латинских (Вергилия, Кальпурний) и греческих («Идиллии» Феокрита). В центре повествования страдающий от любви поэт («Sincero»), который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии. В сельской Аркадии он пускается в странствия, прислушивась к любовным или печальным песням пастухов.
В 1526 году Саннадзаро опубликовал эпическую латинскую поэму «Рождение Девы» (De partu Virginis), обнаруживающую (в стиле и языке) влияние Вергилия. Несмотря на небольшой размер поэмы (около 1500 стихов), Саннадзаро работал над ней более 20 лет. Ныне «Рождение Девы» оценивается как образец духовно-религиозной лирики Ренессанса и выдающийся артефакт латинской поэзии как таковой в целом.
Якопо Саннадзаро (итал. Jacopo Sannazaro) — итальянский поэт и писатель. Писал на латыни, тосканском и неаполитанском наречиях. Наиболее известен как автор написанного… Развернуть
Альвар Нуньес Кабеса де Вака родился в дворянской семье предположительно в 1490 году. Кабеса де Вака получил классическое образование и был принят на государственную службу. В возрасте двадцати двух лет он участвовал в битве при Равенне, а затем некоторое время занимал пост военного коменданта города Гаэта близ Неаполя. В 1513 году Кабеса де Вака вернулся в Севилью и поступил на службу к герцогу из дома Медина-Сидония. В 1521 году снова попал в армию и отличился в битве при Памплоне.
Военный опыт и знание административного права позволили ему записаться альгвасилом и казначеем готовящейся экспедиции во Флориду. 17 июня 1527 года экспедиция, состоящая из пяти кораблей и шестисот человек, под руководством губернатора Панфило де Нарваэса вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда.
Зиму корабли простояли на Кубе и к побережью Флориды подошли только 12 апреля 1528 года. В прибрежном селенье индейцев тимуква Панфило де Нарваэс обнаружил золотую безделушку. Эта находка побудила губернатора оставить флот и углубиться в сельву Флориды на поиски золота, где многие конкистадоры погибли от голода, болезней и атак индейцев.
6 ноября 1528 года шестьдесят конкистадоров во главе с Кабеса де Вака потерпели кораблекрушение на острове индейцев каранкава у берегов современного Техаса. Индейцы отнеслись к пришельцам дружелюбно и помогли им выжить, но потом обратили всех в рабство. К началу следующего года голод, холода и болезни сократили число испанцев до пятнадцати человек.
Через год Кабеса де Вака был продан индейцам чорруко, жившим на материке, где его и ещё нескольких испанцев заставили постигать основы знахарства и шаманизма. Спустя шесть лет рабства испанцам удалось сбежать. Кабеса де Вака к тому времени выучил шесть индейских языков и получил репутацию великого целителя. Он повёл двух выживших соотечественников и негра-раба вглубь материка, в пути исцеляя больных и раненных индейцев. Вскоре к ним присоединилось множество почитателей, считавших конкистадора «сыном солнца».
Путешествие по Северной Америке длилось два года и закончилось в 1536 году. Пройдя пешком две тысячи лиг, конкистадоры оказались на северо-западе Мексики на территории Новой Галисии, принадлежавшей губернатору Нуньо де Гусману. Оттуда Кабеса де Вака и его спутники перебрались в Мехико.
9 августа 1537 года Кабеса де Вака прибыл в Лиссабон и сушей вернулся в семейное поместье в Эстремадуре. Его рассказы о том, что к северу от тех мест, где он был, живут более богатые индейские племена (Семь городов Сиболы), способствовал последующей организации экспедиций де Сото и Коронадо.
В 1539 году получил поручение исследовать реку Ла-Плата; в 1541 году захватил страну индейцев Гуарани и назвал ей провинцией Верой. Нуньес Кабеса де Вака был первым европейцем, побывавшем на реке Игуасу, и считается открывателем водопадов Игуасу. В 1542 году вступил в Асунсьон и несмотря на противодействие испанских колонистов, забрал в свои руки власть.
Когда он предпринял поиски сухопутного пути в Перу, его солдаты восстали и избрали другого губернатора. Кабеса Де Вака в оковах был отправлен в Испанию и приговорён к ссылке в Африку.
Во время процесса Кабеса де Вака в своё оправдание напечатал Naufragios de Álvar Núñez Cabeza de Vaca («Кораблекрушения Алвара Нуньеса Кабесы де Вака»), к которому его секретарь Педро Фернандес прибавил: «Comentarios de A. N. Adelantado y Gobernador de la provincia del Río de la Plata» (Вальядолид, 1555).
В дальнейшем был помилован Карлом V и вернулся на родину, получив должность члена верховного суда в Севилье. Умер Кабеса де Вака в 1559 году.
Альвар Нуньес Кабеса де Вака — испанский конкистадор, исследователь Нового Света, парагвайский губернатор. Был смещен и осужден. Современные историки полагают, что причиной падения была его необычайная для европейцев того времени доброжелательность по отношению к индейским племенам и сопротивление испанской элите, желавшей использовать местное население в качестве рабов.
Кабеса де Вака родился в провинции Эстремадура в семье идальго со скромными средствами в городе, которому обязано названием Херес, знаменитое крепленое вино. Он получил классическое образование и в 1512 году поступил на службу в войска Священной лиги, католического союза, образованного в борьбе за французский престол рядом стран и принял участие в нескольких военных кампаниях. Храбро сражался в битве при Равенне и вскоре был назначен военным комендантом итальянского города Гаэта близ Неаполя. Позже участвовал в военных конфликтах в Испании, потеряв отца и мать в восстании комунерос в 1520. В том же году он присягнул на верность герцогу Медина-Сидония.
Военный опыт и знание административного права позволили ему записаться альгвасилом и казначеем готовящейся экспедиции во Флориду. 17 июня 1527 года экспедиция, состоящая из пяти кораблей и шестисот человек, под руководством губернатора Панфило де Нарваэса вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда. Зиму корабли простояли на Кубе и к побережью Флориды подошли только 12 апреля 1528 года. В прибрежном селенье индейцев тимуква Панфило де Нарваэс обнаружил золотую безделушку. Эта находка побудила губернатора оставить флот и углубиться в сельву Флориды на поиски золота, где многие конкистадоры погибли от голода, болезней и атак индейцев. Добравшись на самодельных лодках до устья Миссисипи, большинство испанцев, среди которых был Панфило де Нарваэс, мощным течением были выброшены в открытое море. 6 ноября 1528 года шестьдесят конкистадоров во главе с Кабеса де Вака потерпели кораблекрушение на острове индейцев дакотов.
Индейцы отнеслись к пришельцам дружелюбно и помогли им выжить, но потом обратили всех в рабство. К началу следующего года голод, холода и болезни сократили число испанцев до 15 человек. Через год Кабеса де Вака был продан индейцам чорруко, жившим на материке, где его и ещё нескольких испанцев заставили постигать основы знахарства и шаманизма. Спустя шесть лет рабства испанцам удалось сбежать. Кабеса де Вака к тому времени выучил шесть индейских языков и получил репутацию великого целителя. Он повёл двух выживших соотечественников и негра-раба вглубь материка, в пути исцеляя больных и раненных индейцев. Вскоре к ним присоединилось множество почитателей, считавших конкистадора «сыном солнца».
Путешествие по Северной Америке длилось два года и закончилось в 1536 году. Пройдя пешком две тысячи лиг, конкистадоры оказались на северо-западе Мексики на территории Новой Галисии, принадлежавшей губернатору Нуньо де Гусману. Оттуда Кабеса де Вака и его спутники перебрались в Мехико. 9 августа 1537 года Кабеса де Вака прибыл в Лиссабон и сушей вернулся в семейное поместье в Эстремадуре.
В 1540 Кабеса де Вака вернулся в Новый Свет в качестве аделантадо, губернатора-конкистадора, назначенного испанским королем. Ему предстояло отправиться в Новую Андалусию, губернаторство в Южной Америке на территории нынешней Аргентины, чтобы восстановить поселение, известное сегодня как Буэнос-Айрес. Однако у Кабесы возник конфликт с Доминго Мартинесом де Ирала, выборным генерал-капитаном Новой Андалусии, в руках которого была сосредоточена реальная власть. Он был арестован и в оковах отправлен в Испанию. Во время процесса де Вака в своё оправдание напечатал Naufragios de Alvar Nuñez Cabeza de Vaca («Кораблекрушения Алвара Нуньеса Кабесы де Вака»), к которому его секретарь Педро Фернандес прибавил: «Commentarios de A. N. Adelantado y Gobernador de la provincia del Rio de la Plata» (Вальядолид, 1555).
Кабеса Де Вака был приговорён к ссылке в Африку, но в дальнейшем был помилован Карлом V. Вернувшись на родину получил должность члена верховного суда в Севилье.
Альвар Нуньес Кабеса де Вака родился в дворянской семье предположительно в 1490 году. Кабеса де Вака получил классическое образование и был принят на государственную службу. В… Развернуть
Сэр Томас Уайетт (Sir Thomas Wyatt) родился в 1503 году в семье Генри и Энн Уайетт в замке Аллингтон графства Кент. Он получил образование в Кембридже и сразу выдвинулся благодаря своим исключительным талантам: Томас легко писал стихи, замечательно пел и играл на лютне, свободно и непринужденно говорил на нескольких языках, был силен и ловок в обращении с оружием. Приблизительно в 1520 году он женился на дочери лорда Кобхэма Элизабет Брук, которая через год родила ему сына. Уайетт стал довольно известен при дворе, и выполнил несколько иностранных миссий для Генриха VIII. В 1525 году Уайетт разошёлся с женой, обвинив ее в прелюбодеянии. В этом же году он встретился с юной Анной Болейн, к которой скорее всего испытывал любовное чувство. Король это видел и немного ревновал, но несмотря на это Уайетт был назначен губернатором Кале (1528-1530), куда сопровождал короля и Анну Болейн.
Как известно, Генрих VIII развёлся с первой женой, испанкой-католичкой Екатериной Арагонской (1485-1536) (Catherine of Aragon), поссорился из-за этого с папой Римским, объявил себя главой английской церкви и женился на Анне Болейн. Однако вскоре Анна и несколько ее предполагаемых любовников и сообщников в государственной измене были арестованы. Одновременно взяли и Томаса Уайетта. Анна Болейн взошла на эшафот, а Уайетту повезло; он был освобожден из Тауэра; потом отправлен с дипломатическим поручением к императору Священной Римской империи Карлу V (1500-1558) (Charles V). Дворцовые интриги и усилившаяся политическая борьба постоянно терзали Уайетта. В 1541 году возобновились старые обвинения в измене, оскорблении величества и в связях с представителями папы Римского. Но он чудом уцелел лишь для того, чтобы простудиться и умереть в Шерборне от скоротечной лихорадки в возрасте 39 лет. Его сопернику и коллеге по поэтическому искусству - графу Сёрри повезло меньше. Он был казнён перед самой смертью короля Генриха.
Сэр Томас Уайетт (Sir Thomas Wyatt) родился в 1503 году в семье Генри и Энн Уайетт в замке Аллингтон графства Кент. Он получил образование в Кембридже и сразу выдвинулся… Развернуть
Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон. Некоторые исследователи сравнивают масштаб Агриппы д’Обинье-поэта с вкладом в поэзию Шекспира и Мильтона.
Сын юриста Жана д’Обинье, сеньора де Бри. «Мать его умерла в родах, он был воспитан кальвинистом-отцом в духе строгого служения вере». Учился в Париже у гуманистаМатьё Бероальда. В 1562 году, когда гугеноты были изгнаны из города, вместе со своим наставником бежал в занятый реформатами Орлеан. В 1565 учился в протестантскомколлеже в Женеве у Теодора де Беза. В 1568 тайком покинул Бероальда, изготовив веревку из простыней, и примкнул к войску гугенотов.
Участие в религиозных войнах
Поступил на службу к Генриху Наваррскому. Ушел из Парижа за три дня до началаВарфоломеевской ночи. Вернулся ко двору в 1573, назначен королевским конюшим. Участвовал во многих сражениях, в том числе при Жарнаке и Монконтуре в 1569, при Кутра в 1587 и под Иври в 1590. Воевал в общей сложности тридцать лет; когда Генрих стал королём Франции, Агриппа д’Обинье взял в руки перо и ещё тридцать лет писал, оставив мемуары и художественную поэму о своём времени.
Творчество
Литературное творчество Агриппы д’Обинье обширно и разнообразно; как указывал в 2001 г. исследователь Г. Шренк, «полный список его сочинений ещё только предстоит составить».
«Весна»
Книга «Весна» (Le Printemps) включает в себя подборку стансов, од и сонетов: последние объединены в цикл «Гекатомба Диане» (L’Hécatombe à Diane, опубликован в 1874 г.), работа над которым началась ещё в 1571 году и продолжалась вплоть до 1620-х годов..
«Гекатомба Диане» включает сто сонетов, выдержанных в духе петраркизма и посвященных возлюбленной поэта в 1571—1573 годах Диане Сальвиати, племяннице Кассандры — возлюбленнойПьера Ронсара. Подражая в структурном отношении «Книге песен», воссоздавая портрет возлюбленной в соответствии с каноном Петрарки, Д’Обинье по существу устраняет подробно артикулированную итальянским поэтом философию любви и всецело сосредотачивается на двойственности чувства, «будучи раздираем между любовью и страданием». Трагический пафос «Весны», где Петрарка оказывается в значительной мере скорректирован кровавой поэтикой в духе Сенеки и библейской образностью, заметно отличает книгу от других памятников французского петраркизма.
Как указывал Ю. Б. Виппер, сонеты и особенно стансы Агриппы д’Обинье по своей интонации отличаются от аналогичных сочинений поэтов Плеяды и скорее перекликаются с творчеством Дю Бартаса:
Проза
Агриппе д’Обинье принадлежит также своеобразно трактующая традицию плутовского романа и вместе с тем предвосхищающая распространённый в XVII веке жанр «комического романа» книга «Приключения барона де Фенеста» (Les Aventures du baron de Faeneste, перые две книги вышли в 1617 году, третья в 1619, четвертая в 1630). По словам А. Д. Михайлова, «это, бесспорно, произведение итоговое. Здесь взгляд автора на мир, его жизненная и попросту житейская философия выражены с наибольшей прямотой, но выражены не агрессивно или хотя бы наступательно, а в известной мере примиренно с действительностью»[9]. Кроме того, Д’Обинье является автором незавершённого монументального трактата «Всеобщая история» (Histoire universelle, первый том вышел в 1618), охватывающего события французской и (в меньшей степени) европейской истории второй половины XVI века.
Преимущественное внимание здесь уделено деятельности протестантов и роли самого автора в происходивших событиях; Агриппа Д’Обинье затрагивает также политику Рима, Испании,Англии, Турции и России. Д’Обинье написал также несколько циркулировавших в рукописях религиозно-политических памфлетов, в том числе «Католическое вероисповедание сьёра де Санси» (La Confession catholique du sieur de Sancy, 1597, опубл. 1660), где едко высмеивается перешедший в католицизм видный политический деятель и дипломат Никола де Арлэ, сьёр де Санси.
Впервые опубликованная в 1729 году и представляющая собой своего рода дополнение к «Всеобщей истории» автобиографическая книга «Жизнь, рассказанная его детям» (Sa Vie a ses enfants, 1617—1630) содержит ценный материал по истории гражданских войн во Франции
взято с википедии
Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец… Развернуть
Бартоломе́ де Лас Ка́сас — испанский писатель, священник-доминиканец (с 1522 г.), первый постоянный епископ Чьяпаса и историк Нового Света. Разделял гуманистические убеждения Франсиско де Виториа. Считается одним из первых борцов за права человека. Известен своей борьбой против зверств в отношении коренного населения Америки со стороны испанских колонистов. В 2000 году Католическая церковь начала процесс по его беатификации - обряд причисления к лику блаженных.
Бартоломе де Лас Касас происходил из семьи евреев, обращенных в христианство. Его отец Педро в 1502 году эмигрировал с сыном на карибский остров Эспаньола. Через 8 лет Бартоломе стал священником и работал миссионером в племени араваков (таи́но) на Кубе. Лас Касас подробно изучил культуру коренных американцев, особенно в карибских странах. В его описаниях вождей племен «касиков», «бохиков» - шаманов или священнослужителей, «ни-таи́но» (знать) и «набориа» (простые люди) четко просматривается структура феодального общества. 30 ноября 1511 г. он услышал проповедь доминиканца, обвинявшего конкистадоров в негуманном отношении к коренным жителям. Этот день стал поворотным в жизни Бартоломе — он начинает борьбу за права индейцев. Предпринятой им в 1520-1521 гг. попытке создать более справедливое колониальное общество в Венесуэле воспрепятствовали соседи-колонизаторы, которые смогли организовать против него восстание коренного населения.
Во время своих неоднократных поездок в Испанию де Лас Касас сыграл значительную роль во временной отмене правил «энкомьенда» (encomienda), которые установили рабский труд в испанской Америке. Он смог поднять большой диспут 1550 года в Вальядолиде между собой и сторонником колонизаторов, Хуаном Гинесом де Сепульведой (Juan Ginés de Sepúlveda). Представленный королю Испании Филиппу II, де Лас Касас объяснил, что поддерживал варварские действия, когда впервые прибыл в Новый Свет. Но вскоре убедился, эти ужасные деяния со временем приведут к краху самой Испании, как божественное возмездие. По его мнению, обязанность испанцев — не умерщвление индейцев, а обращение их в христианство, и тогда они станут преданными подданными Испании. Чтобы избавить их от бремени рабства, Лас Касас предложил вместо них привозить в Америку негров из Африки. Во многом благодаря его усилиям в 1542 году были приняты Новые законы в защиту индейцев в колониях.
Лас Касас написал монументальный труд "История Индий" (Historia de las Indias), был редактором опубликованного судового журнала Христофора Колумба. В книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» (исп. Brevísima relación de la destrucción de las Indias), опубликованной в 1552 году, приводится яркое описание зверств, творимых конкистадорами в Америке : на Антильских островах, в Центральной Америке и на территориях, которые сегодня относятся к Мексике. Свидетелем многих событий он был сам, другие воспроизвел со слов очевидцев. В последней своей книге "De thesauris in Peru" он страстно отстаивает права коренных жителей Перу против обращения в рабство коренного населения ранней испанской Конкистой. Он также ставит под сомнение право собственности Испании на сокровища из выкупа, уплаченного за освобождение правителя инков Атауальпы, на ценности, изъятые из мест захоронений индейцев.
Хотя в Испании в то время возобладала энкомьенда, выгодная высшим слоям испанских колонизаторов, труды де Лас Касаса не пропали даром. Они были переведены и переизданы по всей Европе. Его отчёты стали ядром чёрной легенды о зверствах испанских колонизаторов, оказали существенное влияние на представления Монтеня о Новом свете и способствовали складыванию в европейской литературе образа индейца, как "благородного дикаря".
Бартоломе́ де Лас Ка́сас — испанский писатель, священник-доминиканец (с 1522 г.), первый постоянный епископ Чьяпаса и историк Нового Света. Разделял гуманистические убеждения… Развернуть
Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха. В раннем возрасте был отдан в монастырь Нотр-Дам д'Анже ордена кармелитов для получения образования, где и принял монашеский обет (в 1549 г. сбросил монашескую рясу). В середине 1540-х гг. был послан кармелитами в Париж для обучения. В университете он изучал схоластическую философию, а в Королевском колледже (в будущем «Колледж де Франс») – древние языки.
В 1556 г. Жан Боден поступил на юридический факультет Тулузского университета для изучения гражданского права. После окончания некоторое время преподавал там римское право (1559–1561 гг.).
В 1561 г. Жан Боден переехал в Париж, чтобы заниматься адвокатской практикой. Однако в действительности он работал на разных судебных должностях.
Известность приходит к Бодену в 1566 г., после публикации работы «Метод лёгкого изучения истории». В этом труде он не только размышляет об истории человечества, но и формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, получившего развитие через десять лет. Там же он утверждает, что общество формируется под влиянием общественной среды и представляет собой сумму кровно-хозяйственных союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же – круговое вращение.
В 1568 г. Боден был избран депутатом от Анже на собрания Генеральных штатов в Нарбонне. В начале 1570-х приобрел доверие Карла IX (Валуа); занимал должность докладчика Государственного совета. Заподозренный в кальвинизме он едва избежал расправы во время Варфоломеевской ночи. В первые годы правления Генриха III, брата Карла IX, находился в фаворе при дворе. В 1576 г. на собрании Генеральных штатов в Блуа Боден энергично выступил в защиту политики веротерпимости вопреки мнению большинства депутатов.
В том же 1576 г. году он издал свой самый знаменитый трактат, посвященный теории государства, – «Шесть книг о государстве». В нем, отрицая божественное происхождение власти монарха, Жан Боден обосновывал идею конституционной монархии и принцип неделимости государственного суверенитета, защищал веротерпимость, признавал право народа на убийство тирана. Причину политических переворотов он видел в имущественном неравенстве. По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) представляет собой вершину экономического, социального и культурно-исторического развития цивилизации.
В дальнейшем Жан Боден сблизился с младшим братом короля, Эркюлем Франсуа (Франциск) де Валуа (герцог Алансонский и Анжуйский), вождем партии «политиков», выступавшей за преодоление религиозных разногласий ради единства и мира в государстве. В 1580 г. Боден сопровождал герцога в Лондон ко двору Елизаветы I. В том же 1580 г. в свет вышло его сочинение «Демономания колдунов», в котором он доказывал реальность колдовства и призывал власти решительно с ним бороться.
В мае 1587 г. Жану Бодену по наследству от тестя достался пост королевского прокурора Лана. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести. Например, он отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но при этом, по его собственным признаниям, Боден принимал участие в процессах над 200 женщинами по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.
Через некоторое время Жан Боден стал мэром города Лан, причём на этом посту он прослужил два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился.
В марте 1589 г. он подчинился приказу Парижского парламента и присягнул Католической лиге, поднявшей мятеж против Генриха III, объясняя свои действия тем, что король превратился в «тирана», нарушившего права подданных. В то же время как прокурор Ланаон пытался противодействовать эксцессам католиков-фанатиков.
Свою позицию в религиозных вопросах, основанную на принципе свободы совести и веротерпимости, Боден выразил в трактате «Семичастный разговор», завершенном в 1593 г. Из-за смелости идей труд был опубликован лишь в XIX в.
В 1593 г. после принятия католицизма Генрихом IV (Бурбоном), Жан Боден порвал с Католической лигой и перешел на сторону короля, увидев в нем достойного монарха, способного восстановить мир и порядок во Франции.
В середине 1590-х Боден написал натурфилософское сочинение «Зрелище природы», где показал себя сторонником традиционной геоцентрической (аристотелевско-птолемеевской) картины мира. В сочинении «Диалог семи человек» (1593 г., но опубликовано после смерти) Боден защищал идею естественной религии.
Жан Боден умер от чумы в Лане в 1596 г.
Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха. В раннем возрасте был отдан в монастырь Нотр-Дам д'Анже ордена кармелитов для получения образования, где и принял монашеский… Развернуть
Маттео Банделло — выдающийся итальянский писатель XVI века. Автор 214 новелл, в том числе исходных текстов «Ромео и Джульетты», «Много шума из ничего», «Цимбелина» и «Двенадцатой ночи» Вильяма Шекспира, а также «Герцогини Амальфи» Джона Уэбстера. Кроме того, им вдохновлялись испанские писатели Лопе де Вега и Сервантес.
Маттео Банделло родился в Кастельнуово-Скривия в Пьемонте в дворянской семье. Его отец Джованни Франческо был придворным Сфорца, с падением которого в 1499 году он бежал в Рим под покровительство Просперо и Помпео Колонна. Многие его родственники были священниками и богословами. С 12 лет Маттео учился в Милане в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие и потом в университете в Павии. В 1500 г. принял монашеские обеты, в 20-летнем возрасте вступил в доминиканский орден, хотя продолжал вести активную светскую жизнь. Много путешествовал, сопровождая дядю, генерала ордена, бывал при дворах государей Северной Италии д’Эсте, Сфорца и Бентивольо, завязал многочисленные знакомства в аристократических кругах. После кончины дяди в 1506 г. возвращается в монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, где остается до 1526 года.
Живя с этого времени постоянно в Милане, Маттео стал завсегдатаем светских и литературных собраний у Ипполиты Сфорца Бентивольо. После битвы при Мариньяно в 1515 году, будучи тесно связанным со свергнутой династией Сфорца, бежал к гостеприимному двору Франческо II Гонзага и Изабеллы д’Эсте. После реставрации Сфорца в 1522 году возвращается в Милан, а 3 года спустя, когда город оказывается завоеванным испанцами, снова оказывается у мантуанцев Франческо III Гонзага, внука Изабеллы. С 1538 по 1541 гг. опять живет в Мантуе, где стал учителем Лукреции Гонзага, которой посвящает много стихов. Затем он переходит на службу к Джованни далле Банде Нере и, наконец, к веронскому «капитану» Чезаре Фрегозо, генуэзскому дворянину, который сражался под флагом Венецианской республики. Фрегозо оказался французским шпионом и погиб в засаде, а Банделло сопровождал его вдову в изгнание в городок Бассенс в Аквитании (Франция). Поскольку в годы борьбы Испании и Франции за господство в Италии Банделло принял сторону французского короля, то после поражения французской армии в битве при Павии (1525), как сторонник французов, он потерял свои имения. Позднее французский король Генрих II, при дворе которого он пробыл 2 года, сделал его епископом Ажена (1550). Эту должность Банделло будет занимать, возможно, до самой смерти, пользуясь вниманием со стороны деятелей французского Ренессанса.
***
Банделло является автором 214 новелл — это главный литературный труд его жизни. Из одной его новеллы «Ромео и Джульетта» Шекспир почерпнул сюжет своей трагедии. Новеллы были изданы Лукке в 1554 году (три первых тома); четвёртый посмертный — в Лионе в 1573 году. «В этих новеллах Банделло выступает искусным изобразителем жизни итальянского общества Чинквеченто (XVI в.) и в духе своего времени отдает дань сентиментально-чувствительному и „кровавому“ жанрам. Популярность Банделло была очень значительна». Это — «безыскусственная картина нравов и общественной жизни его времени, много читались и переводились на иностранные языки, хотя они не блещут ни особенной талантливостью, ни отделкой и местами отличаются крайним цинизмом». В дальнейшем новеллы издавались сокращенно, лишь в 18 веке вышли полные издания (4 т., Лонд., 1740; 9 т., Лонд., 1791—93; г., Милан, 1813—14; 4 т., Турин, 1853 г.); в 1818-9 гг. в немецком переводе Адриана вышли лишь те «из сочинений Банделло, которые могли быть напечатаны без ущерба для нравственного чувства читателей».
Литературовед С. В. Логиш отмечает: «Новеллы не имеют сюжетного обрамления, подобно „Декамерону“ Боккаччо, — они сопровождаются описанием мест и ситуаций, которые автор имел возможность наблюдать во время своих поездок и службы у различных синьоров и военачальников. Кроме этого, Банделло не следует какому-либо тематическому принципу или схожести ситуаций. Он сам подчеркивает это, заявляя, что новеллы не являются „продолжением некой длинной истории“, а представляют собой „смесь разных происшествий, по-разному случавшихся, в разных местах и в разное время, с участием разных людей“. Каждой новелле предшествует введение в форме письма-посвящения, адресованного одному из современных персонажей, в котором автор рассказывает, при каких обстоятельствах он узнал о том, о чем повествует в новелле. Письма-посвящения имеют большое значение для понимания всего замысла, так как в них писатель устанавливает прямую связь с реальностью своего времени и придает правдоподобие описанным историям. Новеллы изобилуют историческими и бытовыми деталями и отражают праздничную атмосферу различных дворов эпохи Возрождения. Нередко автор использует краткие вставные новеллы, которые иногда находят развернутое продолжение в следующей новелле, устанавливая между ними определенную тематическую связь».
Принято выделять несколько источников сюжета у Банделло: « „Новеллино“ 13 века, творчество Дж. Боккаччо, новеллы 14 века, — из них писатель заимствует традиционные темы и сюжеты; однако он использует и современную новеллистику, фольклорный материал, истории из повседневной жизни, рассказы об известных личностях и путевые заметки. Тон повествования может колебаться от комического до трагического либо патетического, в центре новеллы могут быть интриги, насмешка, героические приключения, волшебные либо сказочные превращения. Наиболее привлекательны для автора сюжеты исторического и любовного содержания, которые нередко имеют трагическую развязку. В целом Банделло стремится к тому, чтобы его новеллы были приятны придворной публике и навели на размышления о прочитанном». Из прочих сочинений его были напечатаны: «Canti delle lodi della S. Lucrezia Gonzaga» (Ажан, 1545 г.); «Rime» (изд. Косты, Typ., 1816 г.) и подражание «Гекубе» Эврипида (изд. Манзи, Рим, 1813 г.)
«Банделло является автором многочисленных стихотворных сочинений, однако он сам называл свои поэтические опыты „плохо отшлифованной бумагой“, оставаясь в рамках галантно-куртуазной тематики. Они были написаны с 1531 по 1538 гг., изданы в 1545 г. и состояли из 11 „Песен во хвалу госпожи Лукреции Гонзага“ („Canti XI delle lodi della signora Lucrezia Gonzaga“) и капитулов в терцинах „Три Парки“ („Le tre Parche“). Кроме них, перу Банделло принадлежат „Некоторые фрагменты Стихотворений“ („Alcuni fragmenti delle Rime“), в 1544 г. посвященные королеве Маргарите Наваррской (они были обнаружены только в 1816 г.)»
Маттео Банделло — выдающийся итальянский писатель XVI века. Автор 214 новелл, в том числе исходных текстов «Ромео и Джульетты», «Много шума из ничего», «Цимбелина» и… Развернуть
Николай Коперник — польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Родился в Торуне в купеческой семье, рано лишился родителей. Торунь вошёл в состав Польши всего за несколько лет до рождения Коперника, до этого же город носил имя Торн и был частью Пруссии, принадлежавшей Тевтонскому Ордену.
Мать его была немкой (Barbara Watzenrode), национальность отца неясна, однако известно, что он был уроженцем Кракова.
В семье Коперника, кроме Николая, были ещё трое детей: Андрей, впоследствии каноник в Вармии, и две сестры: Барбара и Катерина. Барбара ушла в монастырь, а Катерина вышла замуж и родила пятерых детей, к которым Николай Коперник был очень привязан и заботился о них до конца своей жизни.
Потеряв 9-летним ребёнком отца и оставшись на попечении дяди по матери, каноника Лукаша Ватценроде, Коперник в 1491 году поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие, но особенно его привлекала астрономия.
По окончании университета (1494) Коперник не получил никакого учёного звания, и семейный совет решил, что ему предстоит духовная карьера. Веским доводом в пользу такого выбора было то, что дядя-покровитель как раз был возведен в сан епископа.
Для продолжения образования Коперник уехал в Италию (1497) и поступил в Болонский университет. Помимо богословия, права и древних языков, он имел там возможность заниматься и астрономией. Небезынтересно отметить, что одним из профессоров в Болонье был тогда Сципион дель Ферро, с открытий которого началось возрождение европейской математики. Тем временем, благодаря стараниям дяди, в Польше Коперника заочно избрали каноником в епархии Вармии.
В 1500 году Коперник оставил университет, вновь не получив никакого диплома или звания, и уехал в Рим, В воспоминаниях Ретика говорится, что Коперник преподавал в римском университете ряд дисциплин, включая астрономию, однако другие биографы подвергают этот факт сомнению. Затем, после кратковременного пребывания на родине, уехал в Падуанский университет и продолжил изучение медицины.
В 1503 году Коперник, наконец, завершил своё образование, сдал в Ферраре экзамены, получил диплом и учёную степень доктора канонического права. Он не спешил возвращаться и, с разрешения дяди-епископа, следующие три года занимался медициной в Падуе.
В 1506 году Коперник получил известие, возможно, надуманное, о болезни дяди. Он покинул Италию и возвратился на родину. Следующие 6 лет он провёл в епископском замке Гейльсберг, занимаясь астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове. Одновременно являлся врачом, секретарём и доверенным лицом дяди Лукаша.
В 1512 году умер дядя-епископ. Коперник переехал во Фромборк, маленький городок на берегу Вислинского залива, где он всё это время числился каноником, и приступил к своим духовным обязанностям. Научные исследования он, однако, не бросил. Северо-западная башня крепости стала обсерваторией.
Уже в 1500-е годы замысел новой астрономической системы сложился у него вполне ясно. Он начал писать книгу с описанием новой модели мира, обсуждая свои идеи с друзьями, среди которых немало его единомышленников (например, Тидеман Гизе, епископ Кульмский). В эти годы (примерно 1503—1512) Коперник распространял среди друзей рукописный конспект своей теории: Commentariolus, или «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям»), а его ученик Ретик опубликовал ясное изложение гелиоцентрической системы в 1539 году. По-видимому, слухи о новой теории широко разошлись уже в 1520-х годах. Работа над главным трудом — «О вращении небесных сфер» — продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, готовил новые астрономические расчётные таблицы.
Слухи о новом выдающемся астрономе ширились в Европе. Существует версия, не подтверждённая документально, что папа Лев X пригласил Коперника принять участие в подготовке календарной реформы (1514, реализована только в 1582 году), но он вежливо отказался.
Когда было нужно, Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту в Польше была введена новая монетная система, а в городе Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Лично, как врач, занимался борьбой с эпидемией чумы 1519 года. Во время польско-тевтонской войны (1519—1521) организовал успешную оборону епископства от тевтонов. По окончании конфликта Коперник принимал участие в мирных переговорах (1525), завершившихся созданием на орденских землях первого протестантского государства — герцогства Пруссия, вассала польской короны.
В 1531 году 58-летний Коперник удалился от дел и сосредоточился на завершении своей книги. Одновременно он занимался медицинской практикой (безвозмездно). Верный Ретик постоянно хлопотал о скорейшем издании труда Коперника, но оно продвигалось медленно. В 1542 году состояние учёного значительно ухудшилось, наступил паралич правой половины тела.
Коперник скончался 24 мая 1543 года в возрасте 70 лет от инсульта. Некоторые биографы (например, Тидеман Гизе) утверждают, что автор незадолго до смерти успел увидеть свой труд напечатанным. Но другие доказывают, что это было невозможно, так как последние месяцы жизни Коперник находился в тяжёлой коме.
Книга Коперника осталась как выдающийся памятник человеческой мысли.
Николай Коперник — польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало… Развернуть
Ян Кохано́вский — польский поэт эпохи Возрождения, первый великий национальный поэт.
Происходит из шляхетской семьи; отец Пётр Кохановский был судьёй в Сандомеже. С 1544 учился в Краковской академии, затем Кёнигсбергском (1551—1552) и Падуанском университетах.
В Италии писал небольшие произведения на латыни. В 1555—1556 жил в Кёнигсберге, в 1556—1559 совершил ещё две поездки в Италию. Через Францию и Германию вернулся в Польшу. Жил при дворах вельмож. При содействии канцлера Петра Мышковского был приближен ко двору короля Сигизмунда II Августа и в 1564 был назначен королевским секретарём. После смерти Сигизмунда II Августа был сторонником Генриха Валуа и после его бегства из Польши удалился от двора.
В 1574 обосновался в унаследованном от отца имении Чарноляс, где вёл жизнь помещика. Умер в Люблине, похоронен в Зволене (город неподалёку от Чарноляса). В деревне, где провёл последние десять лет жизни Кохановский, действует Музей Яна Кохановского.
(ru.wikipedia.org)
Ян Кохано́вский — польский поэт эпохи Возрождения, первый великий национальный поэт. Происходит из шляхетской семьи; отец Пётр Кохановский был судьёй в Сандомеже. С 1544 учился… Развернуть
Диего де Ланда Кальдерон (исп. Diego de Landa Calderón; 17 марта 1524, Сифуэнтес, Испания — 1579, Мерида, Мексика) — второй епископ Юкатана.
Родился в Сифуэнтесе-де-Алькарриа, происходил из знатного рода Кальдеронов. В 1541 г. принял монашество в францисканском монастыре San Juan de los Reyes в Толедо. В августе 1549 г. отправился миссионером на Юкатан в числе пяти францисканцев, отобранных Николасом де Альбалатом. Благодаря выдающимся способностям, сразу сделался помощником настоятеля вновь основанного монастыря Сан-Антонио в Исамале. Служил учителем детей знатных родов майя, насильственно обращённых в христианство. В 1553 г. стал аббатом Сан-Антонио и вскоре стал «хранителем» (custodio) Юкатанской миссии. В 1561 г., после слияния Юкатана и Гватемалы в одну епархию, сделался главой францисканского ордена в этой церковной провинции (принципиалом).
В 1562 г. учредил инквизицию на Юкатане, обнаружив отпадение от христианства недавно крещёных индейцев. 12 июля 1562 г. в Мани состоялось знаменитое аутодафе, где были уничтожены многочисленные памятники культуры и литературы майя. Это вызвало недовольство Франсиско де Тораля (Francisco de Toral), тогдашнего епископа Юкатана и провинциала (главы ордена) францисканцев, и в 1564 г. Ланда пришлось отправиться в Испанию отчитываться в своей деятельности. Он был оправдан и в 1573 г. назначен епископом Мериды, на смену скончавшемуся Торалю. Скончался в монастыре Сан-Франсиско в Мериде, «окружённый ореолом святости» (по выражению Когольюдо).
Де Ланда известен как отличный знаток языка майя, нравов и обычаев этого народа. Исправил и дополнил грамматику юкатека, созданную Луисом де Вильяльпандо. Написал катехизис и сборник проповедей на языке майя. Архив Ланда бесследно исчез после изгнания монахов из Мериды в 1820 г.
Важнейшим трудом Ланда считается «Сообщение о делах в Юкатане» (Relación de las cosas de Yucatán), написанное в Испании около 1566 г. Судя по содержанию текста, де Ланда работал над этим трудом не менее 15 лет, так как календарные знаки, приводимые им, относятся к 1553 г. Вернувшись в Мериду, де Ланда взял рукопись с собой. Вскоре с рукописи была снята копия и отправлена в Испанию. Полным текстом де Ланда пользовались историки XVII в.: Антонио де Эррера-и-Тордесильяс, Васкес де Эспиноса и Диeго Лопес де Когольюдо (1609—1670), автор «Истории Юкатана» и первый биограф де Ланда.
В Испании в 1616 г. неизвестно кем была сделана сокращённая копия «Сообщения о делах в Юкатане», написанная тремя разными почерками. Писцы-копировщики сохранили существенные части труда де Ланда, а третий из них добавил «Критические замечания» и апологетику испанского владычества. В 1862 г. эту рукопись обнаружил в Мадриде великий майянист Шарль Этьен Брассёр де Бурбур, опубликовавший в 1864 г. испанский текст и собственный французский перевод с разбивкой на главы, которая используется по сей день.
Полагая, что использование миссионерами языка майя ускорит обращение индейцев в христианство, де Ланда решил изобрести свой собственный «алфавит майя». При помощи двух иероглифически грамотных индейцев, он составил список соответствий между майяскими иероглифами и испанскими буквами. Де Ланда не знал, что письменность майя была не алфавитной, а логосиллабической, а помогавшие ему майя в некоторых случаях записывали не произношение испанских букв, а их название (например, be, hache, ka, cu). Всего де Ландой было записано 27 знаков (плюс 3 знака в примерах написания слов), которые, по его мнению, соответствовали буквам испанского алфавита. Де Ланда также принимал участие в создании латинской письменности для юкатекского языка — вероятно, первой латинской письменности для мезоамериканских индейцев.
Диего де Ланда Кальдерон (исп. Diego de Landa Calderón ; 17 марта 1524, Сифуэнтес, Испания — 1579, Мерида, Мексика) — второй епископ Юкатана. Родился в… Развернуть
Миддлтон Томас (англ. Thomas Middleton) — английский поэт и драматург якобинской эпохи.
Родился в семье лондонского каменщика.
В 1598 был зачислен в Оксфордский университет, но ученой степени, по-видимому, так и не получил.
Студентом опубликовал несколько стихотворений.
К 1601 году вернулся в Лондон и начал писать для театра. Первые пьесы Миддлтона (написанные совместно с Томасом Деккером и другими драматургами) утрачены.
С 1615 Миддлтон сотрудничает с сильнейшей в то время труппой - "Слугами его величества".
Оказавшись в 1611-1612 в долгах, с 1613 стал подрабатывать сочинением текстов для городских празднеств и в 1620 году был назначен официальным хронистом Лондона.
Умер Миддлтон в Ньюингтон-Баттсе, пригороде Лондона.
Миддлтон Томас (англ. Thomas Middleton) — английский поэт и драматург якобинской эпохи. Родился в семье лондонского каменщика. В 1598 был зачислен в Оксфордский университет,… Развернуть
О жизни Лабе известно довольно мало. Дочь лионского канатчика (отсюда прозвище «Прекрасная канатчица», фр. La belle Cordière). Она вышла замуж за богатого канатчика и фабриканта Перрена, и её дом стал центром образованного общества в Лионе.
Жизнь Луизы Лабе прошла в Лионе и его окрестностях. В ее время Лион стал крупным промышленным и торговым центром. Кроме того через него проходили пути из Парижа в Италию, которая была культурным лидером эпохи Возрождения. Итальянское влияние в Лионе было очень заметным.
Луиза Лабе была дочерью Лионского фабриканта-канатчика и была выдана замуж за его коллегу по цеху. Так как она по свидетельству всех окружающих была ещё и чрезвычайно привлекательна за ней закрепилось устойчивое прозвище Прекрасная канатчица. Настоящая фамилия её отца Шарли или Шарльё. Первым браком он женился на вдове фабриканта-канатчика Лабэ и унаследовал от нее вместе с фабрикой и фамилию. Луиза была дочерью от второго брака. Её мать умерла в 1525 году, третьим браком отец женился на молодой девушке. Сведений об отношениях Луизы с мачехой не сохранилось, нет оснований считать, что они были конфликтными, так как Луиза получила прекрасное образование.
Превосходное образование, которое получила Луиза, было по-видимому обеспечено финансовыми возможностями отца, отвечало наиболее передовым гуманитарным идеям эпохи Возрождения, но в определенном смысле было уникальным, так как такое образование могли получить считанные единицы. Давая такое образование дочери, отец в известной мере перешагивал через традиционные воззрения окружающей среды. Её образование, включало в себя широкий круг гуманитарных познаний, доступных лучшим умам этой эпохи. Она знала греческий, латынь и итальянский языки. Познакомилась с философскими, историческими и литературными произведениями, как античного мира, так и новой итальянской литературы, в том числе с поэзией Данте и Петрарки. Одним из её учителей был Морис Сэв, известнейший поэт Лиона этой эпохи, он навсегда остался её другом и ввёл девушку в круг литераторов и художников. Другой обязательной частью образование были обучение пению и игре на музыкальных инструментах. Любимым инструментом Луизы стала лютня. Но, что было поистине необычным, Луиза вместе со старшим братом обучалась и мужским занятиям: гимнастике, фехтованию, верховой езде.
В возрасте 20 лет в 1542 году Луиза уже была замужем за коллегой своего отца, также канатчиком, человеком уже не молодым, не очень богатым и не образованным. Однако он, по-видимому, предоставлял жене большую свободу. Луиза вела открытый и свободный образ жизни, её дом посещали литераторы, музыканты и художники. Некоторые исследователи даже утверждали, что у нее был литературный салон, но это видимо некоторое преувеличение, так как её основные гости бывали в Лионе эпизодически, проездом. Кроме того, по отдельным репликам видно, что её образ жизни осуждался многими окружающими, а в эпоху салонов, такое поведение уже стало принятой в обществе нормой.
Одним из её знакомых стал известный французский поэт Оливье де Маньи, который был проездом в Лионе. Он стал основным предметом ее любовной лирики. Его ответное чувство к ней было видимо недолгим. Исследователи узнают её в некоторых его стихах, но этот поэт увлекался многими женщинами.
В 1555 году поэтесса решила издать свои сочинения. Известный лионский издатель Жан де Турн издал её книгу, а следующем году выпустил ещё два издания. Видимо она пользовалась спросом. В 1556 году её книгу издал в Руане Жан Гару.
О её жизни с 1556 до 1565 года известно очень мало. Однако из общего исторического фона ясно, что это была несчастливая эпоха. Религиозные войны привели к повышению налогов. Известно, что в 1557 году обанкротился её муж. Супруги переехали в Персьё-ан-Домб, маленькое имение, наследство матери Луизы. Лион был захвачен гугенотами и стал ареной столкновений. В 1564 году в Лионе была эпидемия чумы. от нее умерли брат Луизы и ее друг Морис Сэв. Луиза тоже тяжело болела в это время, но чем не известно, во всяком случае он выжила в эпидемию, видимо это была тяжелая и продолжительная болезнь. Её поддерживал её друг адвокат Томазо Фортини. Весной 1566 года она скончалась и была похоронена по католическому обряду тайно ночью, так как в городе господствовали гугеноты. Томазо Фортини заказал ей могильный камень, но он пропал, так что могила её не известна.
Несчастная любовь к молодому дворянину (по-видимому, ещё до замужества) вызвала её пламенные стихотворения — 3 элегии и 24 сонета. Они появились, вместе с прекрасной аллегорией: «Débat de Folie et d’Amour» (Спор Безумия и Любви), в её «Oeuvres» («Сочинениях»), в 1555 (новое изд. П., 1887). Сонеты Лабе — одни из первых, по времени, на французском языке. В её творчестве (как и у других французских поэтов Возрождения: Маро, Ронсара и его «Плеяды», Дю Белле) несомненно влияние итальянской поэзии, прежде всего Петрарки.
О жизни Лабе известно довольно мало. Дочь лионского канатчика (отсюда прозвище «Прекрасная канатчица», фр. La belle Cordière). Она вышла замуж за богатого канатчика и фабриканта… Развернуть
Васко да Гама — португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий.
Командующий экспедицией, которая впервые в истории прошла морским путём из Европы в Индию. Граф Видигейра (с 1519 года). Губернатор Португальской Индии, вице-король Индии (1524).
Васко да Гама — португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий экспедицией, которая впервые в истории прошла морским путём из Европы в Индию.… Развернуть
Жак Маржерет — профессиональный французский солдат-наёмник, автор ценного литературного источника о Русском государстве начала XVII века.
Служил французскому королю Генриху IV, затем австрийскому, трансильванскому и польскому монархам. В 1600 году Маржерет поступил на русскую службу в чине капитана, под его началом находился отряд иностранных наёмников. 21 января 1605 года этот отряд участвовал в сражении при Добрыничах с войсками Лжедмитрия I, в котором Маржерет отличился. Через некоторое время он перешёл на сторону самозванца, командовал отрядом иноземной стражи в Кремле. После гибели Лжедмитрия и вступления на престол Василия Шуйского Маржерет в сентябре 1606 года покинул Россию. В течение двух лет он жил во Франции, где написал и опубликовал своё произведение о Русском государстве — «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского».
В 1608 году Маржерет вернулся в Россию и поступил на службу к Лжедмитрию II, а впоследствии — к польскому королю Сигизмунду III. Под командованием гетмана Станислава Жолкевского он принял участие в Клушинской битве 24 июня 1610 года, в которой войска Василия Шуйского потерпели сокрушительное поражение. В марте 1611 года Маржерет участвовал в подавлении восстания москвичей против интервентов и в разрушении Москвы. Осенью 1611 года Маржерет навсегда покинул Россию.
Труд Маржерета «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» считается ценным историческим источником, содержащим сведения о политических событиях в России с 1590 по сентябрь 1606 года, о правительственных учреждениях, войске Русского царства, о быте русского народа, о природе и населении России. Лжедмитрия I Маржерет действительно считал чудесным образом спасшимся сыном Ивана Грозного.
Жак Маржерет — профессиональный французский солдат-наёмник, автор ценного литературного источника о Русском государстве начала XVII века. Служил французскому королю Генриху IV,… Развернуть
Секунд Иоанн (настоящее имя и фамилия Ян Эверартс, нидерл. Johann Nico Everaerts) — нидерландский поэт.
Ян Эверартс был сыном голландского юриста Николауса Эверартса, друга Эразма Роттердамского . Два его старших брата Николай Грудий и Адриан Марий были поэтами.
Первое латинское стихотворение написал в возрасте 10 лет.
Вместе со своим братом учился в Бурже, изучал право у итальянского юриста Андреа Альчиато и получил степень лиценциата в 1533 году. Два года служил секретарём у архиепископа Толедо.
После смерти Секунда братья собрали и издали все его произведения.
Известен своим сборником «Поцелуи» (Basia, около 1535 года, издан в 1539 году) на латинском языке, составленным из 19 полиметрических поэм, созданных под влиянием поэзии Катулла. В этом сборнике стихов Секунд представил «поэтический образец ренессансной гармонии чувственности». Они вызвали множество подражаний не только поэтов-соотечественников Секунда (Ян Лернуций, Ян ван дер Дус и др.), но и поэтов Плеяды (и, прежде всего, П. Ронсара), Дж. Флетчера, В. Драммонда, Дж. Марино, Дж. Б. Маньяно и Г. Муртола.
Мотивы поэзии Секунда использовались Шекспиром, Б. Джонсоном, М. Опицем и другими. Монтень в «Опытах» упоминает «Поцелуи» в ряду новейших произведений, «достойных развлечь читателей».
Также Секунд является автором писем, путевых заметок, трёх сборников элегий, эпиграмм, од, сильв и других стихов.
Свои произведения он посвятил Томасу Мору, Эразму, Карлу V, Франциску I.
А. С. Пушкин перевёл эпиграмму Секунда в 1814 году (с французского перевода Жана Батиста Руссо).
Полный перевод «Поцелуев» был сделан в 1983 году Михаилом Леоновичем Гаспаровым .
Секунд Иоанн (настоящее имя и фамилия Ян Эверартс, нидерл. Johann Nico Everaerts) — нидерландский поэт. Ян Эверартс был сыном голландского юриста Николауса Эверартса, друга… Развернуть
Преподобный Максим Грек (XV - XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505 - 1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.
Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось.
Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что "в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты". Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю "Главы поучительные к начальствующим правоверных", в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: "Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук". В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: "Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну..."
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение "Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении". Вот несколько слов из этого яркого сочинения: "Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа..." Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы Преподобного, на которой написаны тропарь и кондак ему.
Тропарь Максиму Греку, глас 8:
Зарею Духа облистаемь, /
витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, /
неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, /
пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, /
отонудуже ревности ради Всевидящаго /
отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник, /
страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, /
десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. /
И о нас ходатай буди непреложен, /
чтущих любовию святую память твою.
Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых. Pravoslavie.ru
Преподобный Максим Грек (XV - XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал… Развернуть
Джон Фокс — английский историк и мартиролог, автор труда «Actes and Monuments» (более известного как Книга мучеников Фокса).
Родился в обеспеченной семье, в шестнадцатилетнем возрасте поступил в колледж Брейсноуз в Оксфорде, спустя год перешёл в колледж Магдалины там же, где либо совершенствовался в латыни, либо был уже младшим преподавателем. В 1537 году получил степень бакалавра, с 1539 года преподавал логику в Оксфорде, в 1543 году получил степень магистра. В 1545 году подал в отставку из университета, перейдя в протестантизм и отправившись в Лондон, где стал домашним учителем детей герцога Норфолкского и был впоследствии рукоположён в диаконы англиканской церкви. В 1553 году из-за преследований был вынужден бежать за границу, возвратился в Лондон в 1559 году, после смерти Марии I и восшествия на престол Елизаветы I. В 1560 году был рукоположён в священники, отказался от большей части имущества и занимался в основном проповедями.
Фокс написал несколько реформатских трактатов. Его главный труд — «Книга мучеников Фокса» — формально посвящён истории всех христианских мучеников Западной Европы, но особое внимание в нём уделено английским протестантам, пострадавшим во время правлении королевы Марии I, и так называемым «протопротестантам» XIV века. Книга приобрела большую известность и уважение в среде английских пуритан и, как считается, на несколько столетий сформировала в значительной части английского общества враждебное отношение к католической церкви.
Джон Фокс — английский историк и мартиролог, автор труда «Actes and Monuments» (более известного как Книга мучеников Фокса). Родился в обеспеченной семье, в шестнадцатилетнем… Развернуть