испанский писатель, автор одного из самых знаменитых плутовских романов — «Гусмана де Альфараче» (1599—1605).
Кроме поэтического описания жизни святого Антония Падуанского и «Ortografia Castellana», сочиненной им во время одного из своих плаваний в Мексику, он прославился главным образом сатирическим романом «Гусман де Альфараче». Этот роман, вышедший сначала под названием «Светоч человеческой жизни», имел такой успех, что первая часть его немедленно была перепечатана в трех разных местах, а в следующие шесть лет выдержала 26 изданий в количестве 50000 экземпляров и переведена на французский и итальянский языки. Вторая часть вышла 1605 году. Роман Алемана принадлежит к наиболее прославленным испанским книгам золотого века, он породил множество подражаний и способствовал утверждению моды на воспроизведение литературой неприкрашенной действительности.
испанский писатель, автор одного из самых знаменитых плутовских романов — «Гусмана де Альфараче» (1599—1605). Кроме поэтического описания жизни святого Антония Падуанского и… Развернуть
Нил Со́рский (в миру Николай Майков) — православный святой, знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нём скудны и отрывочны. Память его празднуется 7 (20) мая в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Вологодских святых.
Родился в крестьянской семье; прозванье его было Майков. По другим данным - происходил из рода бояр Майковых. До поступления в монашество Нил Сорский занимался списыванием книг, был «скорописцем».
Более точные сведения о Ниле Сорском известны, когда он стал иноком. Постригся Нил Сорский в Кирилло-Белозерском монастыре, где со времён самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества.
Преподобный Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами; те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками (см. «заволжские старцы»).
Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и Афон, Нил Сорский особенно долго пробыл на Афоне, и едва ли не Афону был больше всего обязан созерцательным направлением своих идей.
По возвращении в Россию (между 1473 и 1489 гг.) Нил Сорский основывает скит (впоследствии Нило-Сорская пустынь), собирает около себя немногочисленных последователей, «которые были его нрава», и отдаётся замкнутой, уединённой жизни, интересуясь в особенности книжными занятиями.
Все действия свои он старается обосновать на непосредственных указаниях «божественного писания», как единственного источника познания нравственных и религиозных обязанностей человека.
Продолжая заниматься перепиской книг, он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике. Он списывает «с разных списков, тщася обрести правый», делает свод наиболее верного: сличая списки и находя в них «много неисправленна», старается исправить, «елико возможно его худому разуму».
Если иное место ему кажется «неправым», а исправить, не по чему, он оставляет в рукописи пробел, с заметкой на полях: «От зде в списках не право», или: «Аще где в ином переводе обрящется известнейше (правильнее) сего, тамо да чтется», — и оставляет так пустыми иногда целые страницы. Вообще он списывает только то, что «по возможному согласно разуму и истине».
Несмотря на свои книжные занятия и любовь к замкнутой, уединённой жизни, Нил Сорский принял участие в двух важнейших вопросах своего времени: об отношении к так наз. «новгородским еретикам» — ересь жидовствующих и о монастырских имениях. В первом случае его влияние (вместе с учителем его Паисием Ярославовым) мы можем только предполагать; во втором случае, напротив, он выступил инициатором. В деле о ереси жидовствующих и Паисий Ярославов, и Нил Сорский держались, по-видимому, более веротерпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе.
В 1489 г. новгородский архиерей Геннадий, вступая в борьбу с ересью жидовствующих и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учёными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хочет поговорить с учёными старцами и приглашает их даже к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия: кажется, они были не совсем таковы, как он желал.
По крайней мере, больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Нилом Сорским; к ним не обращается и главный борец с ересью, Иосиф Волоцкий. Между тем оба старца не относились к ереси безучастно: оба они присутствуют на соборе 1490 г., разбиравшем дело ереси жидовствующих, и едва ли не влияют на самое решение собора.
Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими кирилло-белозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества. Ревностным борцом за идею Нила Сорского выступил его ближайший «ученик», кн.-инок Вассиан Патрикеев (Вассиан Патрикеев Косой (до монашества — князь Василий Иванович Патрикеев).
Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 г. Перед кончиной Нил Сорский написал «Завещание», прося своих учеников «повергнуть тело его в пустыне, да изъедят é зверие и птица, понеже согрешило к Богу много и недостойно погребения». Ученики не исполнили этой просьбы: они с честью похоронили его.
Неизвестно, был ли Нил Сорский канонизован формально; в рукописях изредка встречаются следы службы ему (тропарь, кондак, икос), но, кажется, это было лишь местной попыткой, да и то не утвердившейся. Зато на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Нилом Сорским в заглавиях его немногочисленных сочинений осталось имя «великого старца».
Wikipedia.org
Нил Со́рский (в миру Николай Майков) — православный святой, знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нём скудны и отрывочны. Память его празднуется 7 (20) мая в день… Развернуть
Французский (провансальский) нотариус и антикварий. Брат М. Нострадамуса, автор сборника биографий трубадуров «Жизнеописания древних и славнейших провансальских поэтов» (1575).
Галилео Галилей (1564 - 1642) — философ, астроном, физик, изобретатель, конструктор.
Родился 15 февраля 1564 года в Пизе. В этом городе до 11 лет в биографии Галилео Галилея проходило обучение в школе. Затем переехал во Флоренцию, где учился в монастыре бенедиктинцев. После этого в жизни Галилея произошло поступление в Пизанский университет. Там на протяжении трех лет он изучал медицину, геометрию, философию, математику.
Будучи не в состоянии оплатить обучение, вернулся во Флоренцию, где вскоре познакомился с маркизом Монте. Именно он содействовал поступлению Галилея в Болонский университет на работу преподавателем математики. Затем в биографии Галилея проходило преподавание в Пизанском, а позже в Падуанском университете. Здесь был один из самых плодотворных периодов для ученого. Труд «Механика» Галилея вышел в 1593 году. В нем физик Галилео Галилей описал свои исследования падающих тел, маятника, выдвинул новые принципы движения, в противовес динамике Аристотеля.
Благодаря своему увлечению астрономией Галилей доказал истинность гелиоцентрической модели строения мира. Затем сам сконструировал телескоп. Страсть Галилео Галилея к астрономии позволила ему открыть многие небесные объекты. К ученому приходит слава, признание. Затем он переезжает во Флоренцию, становится советником при тосканском дворе. Там биография Галилея также наполнена исследованиями.
Философия Галилея об устройстве мира противоречит Святому писанию. Пропагандируя учение Коперника, он попадает под суд инквизиции, где вынужден был произнести текст отречения. Недолго пробыв в тюрьме, отправляется на родину. Кинематика, сопротивление материалов было описано в последнем труде Галилея «Беседы и математические доказательства двух новых наук». Галилей изобрел циркуль, гидростатические весы, термометр, микроскоп, а также многое другое.
Галилео Галилей (1564 - 1642) — философ, астроном, физик, изобретатель, конструктор. Родился 15 февраля 1564 года в Пизе. В этом городе до 11 лет в биографии Галилео Галилея… Развернуть
Тимуридский и индийский правитель, полководец, основатель государства Великих Моголов (1526) в Индии. Известен также как поэт и писатель.
Имя Бабур означает «лев, полководец, барс".
Бабур происходил из рода Тимуридов и был прямым потомком Тамерлана, отец его Умар шейх был правнуком третьего сына Тимура Миран-шаха. Тамерлан, в свою очередь, происходил из рода Барлас.
Казахстанский историк Юдин утверждал, что моголы были тюркоязычными племенами.
В британском востоковедении Бабур считался барлас-тюрком
В индийской историографии он считается чагатайским тюрком.
Отец Бабура — Омар-Шейх Мирза, его отец — Абу Сеид Мирза — Султан Мухаммед Мирза — Миран-шах — Тамерлан. Его мать, Кутлуг Нигорханым, чингизидка, была дочерью могулистанского правителя Юнусхана. Сестра Бабура Ханзаде была замужем за Шейбани-ханом.
В возрасте около 12 лет унаследовал от отца престол Ферганы. Его отец Омар-шейх погиб 9 июня 1494 года в возрасте 39 лет. Бабур в течение многих лет вёл междоусобную борьбу с другими представителями знати.
Умер Бабур 26 декабря 1530 года в Агре от дизентерии. Также существует версия, что основатель династии страдал иерсиниозом. Согласно его завещанию, его останки были перенесены в Кабул в сад, им основанный. Позже здесь был построен мавзолей.
Его наследником стал старший сын Хумаюн.
Имя Захириддина Мухаммада Бабура в истории Узбекистана стоит наравне с такими деятелями политики и военного дела как Джалоддин Мангуберды, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои. Тимуридский царевич, создавший империю Бабуридов в Индии (в западных источниках «Империя великих моголов»), был преданным сыном своей Родины и до конца своих дней боролся за её благополучие.
Бабур родился в семье тимуридского принца Умаршейха – правителя Ферганской области в 1483 году. В возрасте 12 лет, в результате трагической гибели своего отца, он становится новым правителем и вступает в жестокую борьбу за власть в Мавераннахре. В течение 1494-1496 гг., будучи еще подростком, он участвует в сражениях за Самарканд и впервые встречается на поле боя со своим самым сильным врагом – Шейбаниханом, который оказал огромное влияние на дальнейшую судьбу Бабура.
Большую часть своей жизни Бабур провёл в военных походах и сражениях.
Наряду со своей военной и политической деятельностью Бобур был великим поэтом, чьи рубаи (лирические четверостишия) восхищают и вдохновляют многих людей и сегодня. Его перу принадлежит одно из самых известных в мировой литературе восточных произведений «Бабур-наме».
«Бабур-наме» - это личные дневники Бабура, которые он вел на протяжении всей жизни, собранные в одно произведение самим Бабуром. «Бабур-наме» - это не только описание личной жизни автора, но и ценный источник по изучению истории, культуры, быта народов, флоры и фауны тех областей, которые посещал Бобур.
Тимуридский и индийский правитель, полководец, основатель государства Великих Моголов (1526) в Индии. Известен также как поэт и писатель.
Имя Бабур означает «лев, полководец,… Развернуть
Каби́р, Каби́р Дас (Сант Кабир Сахиб, хинди: कबीर, панджаби: ਕਬੀਰ, урду: کبير) (1440, Бенарес, Пенджаб — 1518, Индия) — средневековый индийский поэт-мистик, поэт-сант, выдающийся реформатор движения бхакти, классик литературы хинди. Основоположник учения сурат-шабд-йоги и её Учительско-ученической линии преемственности[1][2][3]. Его имя хорошо известно в Индии.
В истории религиозной мысли Индии Кабир занимает уникальное место. Для хинду он бхакта-святой, для мусульман — пир, для сикхов — бхагат, для членов ордена кабирпантх, в настоящее время более 1 млн последователей его идей, — аватара, которому сооружены храмы, главный из них «Кабир чаура матх» в Бенаресе. Для неоведантистов он покровитель Универсальной религии или Религии Человека. В прогрессивных кругах Индии Кабира признают как поэта-реформатора, открытого врага брахманизма и кастовых различий, института неприкасаемых и всех форм социальной дискриминации, как певца индо-мусульманского единства.
Также гимны Кабира, как авторитетные источники Истины включены в священную книгу сикхов «Адигрантх», или «Гуру Грантх Сахиб», составление которой было завершено в 1604 году при пятом гуру сикхов — Арджуне.
Духовная поэзия Кабира давала эстетическое приобщение человека к миру божественному, духовно поднимала человека средневековой Индии, заставляло его задуматься над смыслом бытия, своего места и назначения на земле. Кабировская поэзия ниргун-бхакти, вобрала в себя гуманистические идеи философии веданты, демократическую идеологию традиций сиддхов и натхов, и идеи мистической любви суфизма.
Каби́р, Каби́р Дас (Сант Кабир Сахиб, хинди: कबीर, панджаби: ਕਬੀਰ, урду: کبير) (1440, Бенарес, Пенджаб — 1518, Индия) — средневековый индийский поэт-мистик, поэт-сант,… Развернуть
Николас де Шарьяр, скандально известный писатель периода, когда Высокое Возрождение приходит на смену Средним векам. Его трактат стал классикой европейского эротического романа, он предваряет работы более известных маркиза де Сада и Мирабо.
Николас де Шарьяр , скандально известный писатель периода, когда Высокое Возрождение приходит на смену Средним векам. Его трактат стал классикой европейского эротического… Развернуть
ЧОН ЧХОЛЬ (настоящее имя; литературное имя — Сонган) — корейский поэт, политический деятель.
Родился в знатной семье. Занимал высокие государственные посты. Неоднократно подвергался опале, несмотря на родство с правящим домом. Оставил семь томов сочинений на ханмуне (стихи и проза) — «Сонган чип». Ему же принадлежит первый в корейской литературе авторский поэтический сборник на корейском языке — «Сонган каса», включающий более восьмидесяти сиджо и пять каса. Более всего известен как автор каса. Творческой манере Чхоля, напоминающей манеру Ли Бо (влияние которого ощутимо в произв. Чона Чхоля), свойственны масштабность, экспрессивность и динамизм. В первой каса «Квандонские напевы» («Квандон пёльгок», 1580) содержится описание восьми прославленных пейзажей гор Кымгансан. Родной природе посвящена каса «Сонсанские напевы» («Сонсан пёльгок», 1585—87). Ощущение близости к природе, восхищение ее красотой, которыми пронизаны эти поэмы, имеют в корейской культуре даосские истоки. В стансах «Приглашая к вину» («Чанджинджуса») поэт говорит о разочаровании в жизни и воспевает вино. Наиболее известные каса — «Тоскую о милом» («Самиин гок») и «Продолжаю тосковать о милом» («Сок миин гок», 1585—87). Написанные в традициях народных лирических песен, они трактовались офиц. традицией только как поэтич. послания опального поэта к своему государю. Каса Ч. Ч. были высоко оценены его современниками и дали основание деятелям корейской культуры последующих веков (Ким Ман Чжун) в условиях двуязычия, когда официально признанной была литература на ханмуне, выступить в защиту прав поэзии на родном языке.
ЧОН ЧХОЛЬ (настоящее имя; литературное имя — Сонган) — корейский поэт, политический деятель.
Родился в знатной семье. Занимал высокие государственные посты. Неоднократно… Развернуть
Ферна́н Ме́ндеш Пи́нту (порт. Fernão Mendes Pinto; 1509—1583) — португальский писатель и путешественник, прославившийся записками о своих странствиях, полными преувеличений и небылиц. Его воспоминания «Странствие» (Peregrinação) принадлежат к памятникам португальской литературы.
Передача имени
В XVI веке как в Португалии, так и в Бразилии имя произносилось одинаково — Фернан Мендес Пинту. К настоящему времени после выделения вариантов португальского языка произношение изменилось: современное произношение в Португалии — Фернан Мендеш Пинту ([fɨɾˈnɐ̃w̃ ˈmẽdɨʃ ˈpĩtu] или в устаревшей записи [fərʹnɐ̃w̃ ʹmẽdəʃ ʹpĩtu][источник не указан 28 дней]); согласно одному из вариантов современного произношения Бразилии — Фернан Менджис Пинту ([fɪɾˈnɐ̃ʊ ˈmẽd͡ʒdɪs ˈpĩtʊ]), однако, согласно португальско-русской практической транскрипции, этот вариант излишней фонетической транскрипции не используется, и вместо него для бразильского варианта рекомендуется передача имени Фернан Мендис Пинту. В словарях Portugal (1911) и Lello (1974) в наименованиях статей о путешественнике последняя фамилия выступает на первом месте: Pinto (Fernão Mendes).
Биография
Точная дата рождения Фернана Мендеша Пинту неизвестна. Год рождения определяется приблизительно со слов самого писателя в начале гл. I «Странствия». Дата 13 декабря 1521 года хорошо запомнилась Пинту, потому что в этот день дядя привёз его из отцовского дома в Лиссабон, а было ему тогда 10 или 12 лет от роду. Тогда же в Португалии проходила церемония преломления щитов по смерти короля Мануэла I Счастливого. О предшествующих событиях писатель ничего не смог вспомнить, поскольку начал работать над своим трудом в преклонном возрасте в 1569 году после возвращения на родину. В семье отца жилось бедно, и дядя принял участие в судьбе мальчика, определив его в услужение знатной даме.
Согласно «Странствию», Пинту полтора года находился в доме знатной дамы. Там произошло какое-то страшное событие, и паренёк подвергся смертельной опасности. Спасая свою жизнь, он попал на корабль, который был захвачен французскими корсарами. После удивительно случайного и удачного спасения Мендеш Пинту попал в Сетубал, где четыре года служил знатному господину Франсишку де Фариа (Francisco de Faria), по рекомендации которого стал камергером у дона Жорже де Ланкастра. Через полтора года ввиду маленького жалования Пинту, как и многие молодые люди его времени, решил отправиться на поиски удачи в Индию.
Из шестнадцати лет (1521—1537) с момента прибытия в Лиссабон до отъезда в Индию о девяти годах своей жизни этого периода писатель умалчивает. Из письма св. Франциска Ксаверия португальскому королю Жуану III, написанному в 1551 году, известно, что у Мендеша Пинту было два брата: Антониу и Áлвару. Морские странствия Мендеша Пинту начались в 1537 году, когда от отправился в Индию. В 1538 году в составе одной из экспедиций он попал в Красное море. Дальнейшие путешествия по Азии продолжались 21 год.
Согласно тому, что написано в последней главе «Странствия», 22 сентября 1558 года Пинту возвратился в Лиссабон. В надежде получить компенсацию или пенсию за свою службу португальской короне Пинту провёл при королевском дворе четыре с половиной года. Разуверившись в успешном решении вопроса по своему ходатайству, путешественник покинул Лиссабон.
Остаток своих дней провёл в Кинта де Вале ду Розал (Quinta de Vale do Rosal), где обосновался в 1569 или 1570 году (или в 1562 году?), женился и имел двух дочерей. Здесь он до 1578 года записывал воспоминания о своих невероятных приключениях. Известие о назначении маленькой, но долгожданной пенсии пришло через 3 месяца после смерти Мендеша Пинту, когда Филипп II стал португальским королём, хотя некоторые авторы указывают, что пенсия была получена при жизни Пинту.
Путешествия
С 1537 по 1558 годы Фернан Мендеш Пинту путешествовал по многим странам Азии и Дальнего Востока. Вне пределов Португалии находился в течение 21 года. По пути в Гоа (Индия) побывал в Эфиопии и Ормузе. Обосновавшись с 1539 года в Малакке, устанавливал дипломатические отношения с неизвестными ранее португальцам королевствами региона. За это время мореход посетил мусульманские королевства Суматры, Сиам, Китай, Кохинхину, Бирму и Японию. В Китае Пинту был приговорён к одному году тяжёлых работ на строительстве Великой Китайской стены, но отработал часть срока, поскольку был захвачен в плен татарами.
В своих опасных приключениях путешественник часто балансировал на грани жизни и смерти. По его собственным словам, он 13 раз был пленён и 17 раз попадал в рабство. За всё время пребывания в Азии Пинту приходилось бывать солдатом, негоциантом, пиратом, послом, миссионером, и даже целителем.
Япония
Фернан Мендеш Пинту был одним из первых достигших Японии европейцев. Достоверно неизвестна ни точная дата прибытия португальских первооткрывателей в Японию, ни кто из них первым высадился на острове Танегасима. В данном случае вопрос первенства остаётся открытым. Не исключается возможность, что до 1542 года Японию могли посетить другие португальские путешественники.
В одно и то же время в Японию были отправлены две португальские экспедиции, которые, следуя различными маршрутами, по мнению португальского историка Кардеал Сарайва (Cardeal Saraiva) могли одновременно достичь японских островов то ли в 1542 году, то ли в 1543 году. Это могли быть корабли мореплавателей Антониу да Мота (António da Mota), Франсишку Зеймоту (Francisco Zeimoto) или Антониу Пейшоту (António Peixoto). Выдающийся востоковед иезуит Шурхаммер (Georg Otto Schurhammer, 1882—1971) на основании критического анализа португальских и японских источников пришёл к выводу, что португальцы впервые достигли Японии в 1543 году, а Фернан Мендеш Пинту никогда не бывал там ранее 1544 года.
Фернан Мендеш Пинту, Нэцкэ, XIX век
Мендеш Пинту побывал в Японии 4 раза, последнее путешествие завершилось в 1556 году. Принято считать, что команда Пинту впервые продемонстрировала японцам огнестрельное оружие — аркебузу. Впечатление японцев от эффективности выстрелов во время охоты португальцев описаны путешественником в его воспоминаниях.
Ферна́н Ме́ндеш Пи́нту (порт. Fernão Mendes Pinto ; 1509—1583) — португальский писатель и путешественник, прославившийся записками о своих странствиях, полными преувеличений и… Развернуть
Итальянский математик, один из основоположников современных принципов бухгалтерии.
Крупнейший европейский алгебраист XV века, автор трактатов «Сумма арифметики» (энциклопедический расчётный справочник) и «Божественная пропорция», положившего начало теории пропорционирования в архитектуре.
Итальянский математик, один из основоположников современных принципов бухгалтерии.
Крупнейший европейский алгебраист XV века, автор трактатов «Сумма арифметики»… Развернуть
Томас Кид (англ. Thomas Kyd; 1558, Лондон, крещён 6 ноября — умер в 1594, похоронен 15 августа 1594) — английский драматург.
С 1565 года Томас учится в Мерчант-Тэйлорз-скул.
Его дальнейшую судьбу можно восстановить только лишь по фрагментам. Вероятно, закончив учиться, он встал на путь своего отца, работавшего нотариусом.
В 1580-е годы Кид начинает переводить пьесы и создавать свои.
В 1587—1593 годах состоял на службе у какого-то аристократа, а в 1591 году, на паях, снимал квартиру вместе с К. Марло. Через два года из-за знакомства с Марло у Томаса начались неприятности — он был заподозрен в антигосударственной деятельности; затем его обвинили в атеистических взглядах на мир; Кида арестовали, а затем и пытали. Однако в скором времени его выпустили из заключения; но прожил он после всех этих событий не более года.
Этим перечнем исчерпываются все биографические сведения.
Его литературная деятельность очень значительна. Как переводчик Тассо и Гарнье, и как оригинальный драматург оказал большое влияние на развитие елизаветинской драмы. Он строил текст пьесы, еще в значительной мере связанный заданиями повествовательного характера, на игре страстей и столкновении личных интересов. Правда, делал он это довольно грубо, зачастую механически подражая образцам, данным Сенекой, но для своего времени творчество Кида было сценическим переворотом.
Из пьес К. сохранились: "Испанская трагедия" (первая часть — в отрывках), "Солиман и Персида" (авторство оспаривалось), "Убийство Джона Бревена", "Трагедия мистера Ардена оф Февершем" (до середины XIX в. приписывалась Шекспиру; авторство ее удалось установить лишь в самое последнее время).
Кидом же была написана трагедия "Гамлет" или "Месть Гамлета", легшая в основу одноименной трагедии Шекспира. Текст этого произведения — так называемого "Пра-Гамлета" — не сохранился, если не считать вместе с рядом современных критиков, что немецкий текст трагедии "Наказанный братоубийца" (рукопись 1626) является записью-переводом пьесы Кида, завезенной английскими актерами в Германию во время гастролей.
Слава Кида покоилась на "Испанской трагедии", в просторечии — "Старый Иеронимо". Она выдержала двенадцать изданий, шла беспрерывно до самого закрытия театров и рассеяния актеров, положив основание разновидности трагедии мести. Ряд сцен ее нашел отражение в "Гамлете" Шекспира, и редкая драма или комедия елизаветинского театра обходится без ссылок на "Испанскую трагедию" или цитаты из нее.
Кид много потрудился над переработкой старых драматических текстов, прошедших в дальнейшем иные редакции. Его рука видна в "Тимоне Афинском" и в "Ромео и Джульете".
Стиль Кида и его идеология связаны с деградировавшим в то время феодализмом. Буржуазные влияния сказываются в стремлении трактовать реалистические сюжеты и исходить из подлинных уголовных процессов ("Убийство Джона Бревена" и "Арден"), В этом смысле он — первый реалист елизаветинской драматургии.
Томас Кид (англ. Thomas Kyd; 1558, Лондон, крещён 6 ноября — умер в 1594, похоронен 15 августа 1594) — английский драматург.
С 1565 года Томас учится в Мерчант-Тэйлорз-скул.… Развернуть
Тернер Сирил — английский драматург эпохи позднего Ренессанса, младший современник Шекспира, чьи произведения пользовались значительным успехом во время правления короля Якова (Иакова) I Английского.
Как и о многих других авторов той поры, сведения о его жизни малоизвестны. Считается, что он мог быть сыном капитана Ричарда Тернера, служившего в Нидерландах. Сам Сирил прослужил там с 1613 по 1616 гг. и участвовал в неудачной морской экспедиции сэра Эдварда Сэсила по захвату испанского порта Кадис и судов с сокровищами находящимися в нем.
Перечень дошедших до нас произведений С.Тернера достаточно скуден. Среди них элегия на смерть сына короля Якова I принца Генри (“A Griefe on the Death of Prince Henrie, Expressed in a Broken Elegie”, 1613).
Эта элегия была издана вместе с двумя другими поэмами Джона Уэбстера (John Webster) и Томаса Хейвуда (Thomas Haywood) в сборнике под названием “Three Elegies on the Most Lamented Death of Prince Henry”.
Его считают автором нескольких пьес написанных в популярном для конца XVI — начала XVII вв. жанре «кровавой трагедии». Изданная анонимно «Трагедия мстителя» (“The Revengers Tragaedie”, 1607 и 1608 г.) была представлена труппой «Слуги Его Величества короля».
Авторство трагедии было приписано Тернеру в 1656 году Эдвардом Арчером. Исследователи придерживались этой версии вплоть до конца XIX в., пока не появилась гипотеза об авторстве Томаса Мидлтона. Возможно соавторство Тернера с Мидлтоном. Споры по этому поводу не прекращаются до сих пор, хотя большинство современных исследователей склоняются к авторству Мидлтона.
«Трагедия мстителя» — более завершенное и совершенное произведение, нежели написанная несколькими годами позже «Трагедия атеиста, или Месть честного человека» (“The Atheists Tragedie; or, The Honest Mans Revenge”, ок. 1611). Здесь авторство Тернера признано бесспорно.
Тернеру приписывают авторство еще одной не дошедшей до нас трагикомедии — «Благородный» (“The Nobleman”, 1612).
Долгое время готический ужас кровавых трагедий Тернера отпугивал современных режиссеров, которые воздерживались от их постановок. С начала 1980-х «Трагедия мстителя» стала достаточно часто ставиться на театральных подмостках. В 2003 году культовый английский режиссер Алекс Кокс (Alex Cox) снял художественный фильм «Трагедия мстителя» (“Revengers Tragedy”) в эстетике киберпанка.
«Трагедия атеиста» остается малоинтересной для современного театра, что дает основание полагать, что «Трагедия мстителя» является единственным произведением, позволяющим Тернеру оставаться заметным в ряду более успешных и признанных драматургов — современников Шекспира.
Тернер Сирил — английский драматург эпохи позднего Ренессанса, младший современник Шекспира, чьи произведения пользовались значительным успехом во время правления короля… Развернуть
Один из первых крупных шотландских поэтов эпохи Возрождения. Роберт Генрисон, по-видимому, обучался в Сент-Эндрюсском университете, а позднее в Париже. В зрелом возрасте он преподавал право в университете Глазго и был директором школы в Данфермлинском аббатстве. Работал также нотариусом.
Генрисон стал первым крупным шотландским поэтом, творившем не на гэльском или английском, а на собственно шотландском языке равнинной части страны. В своих произведениях, «Завещание Крессиды» (англ. The Testament of Cresseid), «Орфей и Эвридика» (англ. Orpheus and Eurydice), «Моральные Басни» (англ. The Morall Fabillis), Генрисон отстаивал гуманистические идеалы Ренессанса. Его поэмы создавались под сильным влиянием Чосера. Творчество Генрисона отличается мастерством раскрытия взаимосвязей проблем добра и зла, души и тела, а также своеобразной иронией в освещении серьёзных тем. (с)
Один из первых крупных шотландских поэтов эпохи Возрождения. Роберт Генрисон, по-видимому, обучался в Сент-Эндрюсском университете, а позднее в Париже. В зрелом возрасте он… Развернуть
Луиджи Корнаро — венецианский аристократ из побочной ветви влиятельного рода Корнаро, принадлежность к которому (и право на соответствующие привилегии) его семья безуспешно пыталась доказать, известный как автор трудов, посвящённых правильному питанию в форме разгрузочной диеты.
В молодости Корнаро вёл свободную и неумеренную жизнь, и к 35 годам оказался на краю могилы. После этого он обратился к крайней умеренности, и впоследствии обобщил свой опыт в четырёх трудах, написанных и изданных в Падуе, университет которой в то время была известен, как европейский центр медицинского образования. На момент их написания автору было 83, 86, 91 и 95 лет соответственно. Основная идея написанных изысканным языком трудов сводилась к тому, что для достижения долголетия есть следует не более, чем требуется для простого поддержания жизнедеятельности организма. Рацион Корнаро состоял из легкого вина (по другим данным, виноградного сока) и куриных яиц, и то и другое в крайне незначительном количестве.
Помимо этого, Корнаро серьезно интересовался архитектурой и гидравликой, предлагал проекты фонтанов, плотин и тому подобного. Он был также известен, как покровитель деятелей искусства. (источник)
Луиджи Корнаро — венецианский аристократ из побочной ветви влиятельного рода Корнаро, принадлежность к которому (и право на соответствующие привилегии) его семья безуспешно… Развернуть
Хинес Перес де Ита (исп. Ginés Pérez de Hita; 1544(?), Мула(?), Мурсия, Испания — 1619(?), Барселона) — испанский писатель и хронист, один из основоположников жанра исторического романа в Европе.
Точных данных о жизни писателя сохранилось немного. Хинес Перес де Ита родился около 1544 года. Он был родом из провинции Мурсия. По косвенным данным предполагают, что Перес де Ита появился а свет в городке Мула, где фамилия Ита была одной из самых распространенных. В 1569—1571 годах был участником подавления восстания морисков. Если верить его мемуарам, в этой истребительной войне Перес де Ита проявил большое благородство духа и гуманность. Позже он с гордостью вспоминал, что при разрушении испанцами города Феликс ему удалось спасти двадцать женщин и грудного ребенка. По окончании войны вернулся в Мурсию. В 1572 г. написал поэму (рифмованную хронику) «Книга о жителях и подвигах города Лорка». Широкой известности поэма не заслужила, в настоящее время рукопись хранится в Национальной библиотеке в Мадриде. Второй поэтический опыт — поэма «Семнадцать книг Дареса о Троянской войне». Это произведение является переложением испанской «Троянской хроники» Педро Нуньеса Дельгадо, которая сама была переложением латинской «Истории разрушения Трои» Гвидо делле Колонне (конец XIII века). Рукопись (предположительно, автограф) этой поэмы датируется 1596 годом и находится в той же Национальной библиотеке. «Троянская война» также не принесла автору особой славы. Однако напечатанная в это же время в Сарагосе прозаическая «Повесть о раздорах Сегри и Абенсеррахов» пользовалась огромным успехом. Уже к 1631-му году книгу издали 21 раз, а к концу XVII века известно 33 её издания. Эта повесть о последних годах гибнущей мусульманской Гранады, где уходящая рыцарская романтика сплеталась с мавританским колоритом и историческими описаниями Андалусии, является одним из первых (а, возможно, и первым) европейским историческим романом.
После этого Перес де Ита берется за свою последнюю книгу. Новое произведение во многом носит мемуарный характер и является уже не поэтической фантазией, а хроникой, повествующей о реальных событиях войны против морисков, участником которой был сам автор. Тем не менее, пользуясь успехом «Повести о Сегри и Абенсеррахах», автор называет свою хронику «Вторая часть гражданских войн в Гранаде», и с этих пор два разножанровых произведения существуют совместно как первая и вторая части книги «Гражданские войны в Гранаде». В предисловии к изданию «Повести» 1595 года говорится о предшествующем издании 1588 года, вышедшем в Алькале, а в некоторых документах начала XVII века упоминаются три части «Гражданских войн в Гранаде», однако о существовании более раннего издания (либо еще одного произведения) никакой достоверной информации нет.
Дата смерти Химена Переса де Иты неизвестна, предполагают, что он скончался около 1619 года.
Испанский писатель и хронист, один из основоположников жанра исторического романа в Европе.
Точных данных о жизни писателя сохранилось немного. Хинес Перес де Ита родился около 1544 года. Он был родом из провинции Мурсия. По косвенным данным предполагают, что Перес де Ита появился а свет в городке Мула, где фамилия Ита была одной из самых распространенных. В 1569—1571 годах был участником подавления восстания морисков. Если верить его мемуарам, в этой истребительной войне Перес де Ита проявил большое благородство духа и гуманность. Позже он с гордостью вспоминал, что при разрушении испанцами города Феликс ему удалось спасти двадцать женщин и грудного ребенка. По окончании войны вернулся в Мурсию. В 1572 г. написал поэму (рифмованную хронику) «Книга о жителях и подвигах города Лорка». Широкой известности поэма не заслужила, в настоящее время рукопись хранится в Национальной библиотеке в Мадриде. Второй поэтический опыт — поэма «Семнадцать книг Дареса о Троянской войне». Это произведение является переложением испанской «Троянской хроники» Педро Нуньеса Дельгадо, которая сама была переложением латинской «Истории разрушения Трои» Гвидо делле Колонне (конец XIII века). Рукопись (предположительно, автограф) этой поэмы датируется 1596 годом и находится в той же Национальной библиотеке. «Троянская война» также не принесла автору особой славы. Однако напечатанная в это же время в Сарагосе прозаическая «Повесть о раздорах Сегри́ и Абенсеррахов» пользовалась огромным успехом. Уже к 1631-му году книгу издали 21 раз, а к концу XVII века известно 33 её издания. Эта повесть о последних годах гибнущей мусульманской Гранады, где уходящая рыцарская романтика сплеталась с мавританским колоритом и историческими описаниями Андалусии, является одним из первых (а, возможно, и первым) европейским историческим романом.
После этого Перес де Ита берется за свою последнюю книгу. Новое произведение во многом носит мемуарный характер и является уже не поэтической фантазией, а хроникой, повествующей о реальных событиях войны против морисков, участником которой был сам автор. Тем не менее, пользуясь успехом «Повести о Сегри́ и Абенсеррахах», автор называет свою хронику «Вторая часть гражданских войн в Гранаде», и с этих пор два разножанровых произведения существуют совместно как первая и вторая части книги «Гражданские войны в Гранаде». В предисловии к изданию «Повести» 1595 года говорится о предшествующем издании 1588 года, вышедшем в Алькале, а в некоторых документах начала XVII века упоминаются три части «Гражданских войн в Гранаде»[1], однако о существовании более раннего издания (либо еще одного произведения) никакой достоверной информации нет.
Дата смерти Химена Переса де Иты неизвестна, предполагают, что он скончался около 1619 года.
Хинес Перес де Ита (исп. Ginés Pérez de Hita; 1544(?), Мула(?), Мурсия, Испания — 1619(?), Барселона) — испанский писатель и хронист, один из основоположников жанра… Развернуть
Пётр Петрей де Ерлезунда — шведский дипломат и историк. Путешественник и писатель о России. Его книга рядом с заимствованиями из разных источников, в особенности из Буссова, представляет и самостоятельные сведения. Например о 3-м самозванце, к которому ездил с поручением. Кроме того она интересна ещё потому, что передаёт взгляд русских того времени на Иоанна IV Грозного.
Родился в семье Петра Бенедикта Петрея, ректора соборной школы, позднее епископа Вестероса и Линчёпинга. Мать — Маргарита Якобсдоттер. Молодой человек был хорошо образован, хотя его выгнали из университета. На государственной службе с 1595 года. Четыре года служил в России, затем в 1608 и 1611 годах ездил в Москву в качестве посланника шведского короля Карла IX. В 1615 году написал на латыни Regin Muschowitici Sciographia (или Muschowitiske Cronika), которую сам же перевёл её в 1620 году на немецкий язык.
Пётр Петрей де Ерлезунда — шведский дипломат и историк. Путешественник и писатель о России. Его книга рядом с заимствованиями из разных источников, в особенности из Буссова,… Развернуть
Наапет Кучак (? – ок. 1592) — средневековый армянский поэт и лирик эпохи Возрождения. Писал айрены – песни-четверостишия о любви, изгнанниках («айрены скитаний»), философские «айрены раздумий»
Достоверных сведений о жизни поэта нет. По преданию Кучак, родился и жил в XVI веке в селе Хараконис, расположенном близ Вана.
Наапет Кучак писал айрены — песни, состоящие из четверостиший. Эту древнюю форму армянского стиха Кучак довёл до совершенства.
Большинство его айренов посвящено любви — земной, свободной от каких-либо догм. Но поэт видел и страдания народа, социальное неравенство, скорбел об армянах-изгнанниках («айрены скитаний»), философски осмысливал события и судьбы людей («айрены раздумий»). Демократическая и гуманистическая по сути, антифеодальная по своей направленности поэзия Кучака — вызов средневековому догматизму
Наапет Кучак (? – ок. 1592) — средневековый армянский поэт и лирик эпохи Возрождения. Писал айрены – песни-четверостишия о любви, изгнанниках («айрены скитаний»), философские… Развернуть
Преподобный Иосиф Волоцкий, в мире Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным - 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году - все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келлии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.
Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии. Как замечает жизнеописатель, он "зело ненавиде сквернословия и кощун, и смех бесчинный от младых лет".
В двадцать лет Иоанн избирает путь иноческих подвигов и, оставив родительский дом, уходит в пустынь, что была близ Тверского Саввина монастыря, к известному старцу, строгому аскету-подвижнику Варсонофию. Но монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими. По благословению старца Варсонофия, он уходит в Боровск, к преподобному Пафнутию Боровскому, постриженику старца Высоцкого монастыря Никиты, ученика преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Простота жизни святого старца, труды, которые он разделял со своей братией, и строгое исполнение монастырского устава соответствовали настроению души Иоанна. Преподобный Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и 13 февраля 1460 года постриг его в иночество с именем Иосиф. Так осуществилось самое большое желание Иоанна. С усердием и любовью нес молодой инок возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице; последнее послушание преподобный Иосиф исполнял с особенным тщанием, "питая и напояя больных, поднимая и постели устрояя, яко сам боля и чисте всем работая, яко Христови Самому служа". Великие духовные способности юного инока проявлялись в церковном чтении и пении. Он был одарен музыкально и владел голосом так, что "в церковных песнопениях и чтении толик бе, якоже ластовица и славий добро-гласный, услажаше слухи послушающих, якоже ин никтоже нигде-же". Преподобный Пафнутий вскоре поставил Иосифа экклесиархом в церкви, чтобы он наблюдал за исполнением церковного устава.
Около восемнадцати лет провел Иосиф в монастыре преподобного Пафнутия. Суровый подвиг иноческих послушаний под непосредственным руководством опытного игумена явился для него прекрасной духовной школой, воспитавшей в нем будущего искусного наставника и руководителя монастырской жизни. По кончине преподобного Пафнутия (+ 1 мая 1477 года) Иосиф был рукоположен во иеромонаха и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря.
Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Однако это встретило сильное противодействие со стороны большинства братии. Лишь семеро благочестивых иноков были единомысленны с игуменом. Преподобный Иосиф решил обойти русские общежительные монастыри, чтобы исследовать наилучшее устроение иноческой жизни. Вместе со старцем Герасимом он прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь, который представлял собой образец строгого подвижничества на началах общежительного устава. Знакомство с жизнью монастырей укрепило взгляды преподобного Иосифа. Но, возвратившись по воле князя в Боровский монастырь, преподобный Иосиф встретил прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда, решив основать новую обитель со строгим общежительным уставом, он с семью иноками-единомышленниками отправился в Волоколамск, в родные, с детства известные ему леса.
В Волоколамске в то время княжил благочестивый брат великого князя Иоанна III Борис Васильевич. Наслышанный о добродетельной жизни великого подвижника Иосифа, он радушно принял его и разрешил поселиться в пределах своего княжества при слиянии рек Струги и Сестры. Избрание этого места сопровождалось знаменательным явлением: налетевшая буря повалила лес на глазах изумленных путников, как бы расчищая место для будущей обители. Именно здесь в июне 1479 года подвижники воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Богоматери, освященную 15 августа 1479 года. Этот день и год вошли в историю как дата основания обители Успения Пресвятой Богородицы на Волоке Ламском, называемой впоследствии именем святого его основателя. Довольно скоро монастырь был отстроен. Много трудов положил при строительстве обители сам ее основатель. "Он был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил". Днем трудясь со всеми на монастырском строительстве, ночи он проводил в уединенной келейной молитве, всегда памятуя, что "похоти ленивого убивают" (Притч. 21, 25). Добрая слава о новом подвижнике привлекала к нему учеников. Число иноков скоро увеличилось до ста человек, и авва Иосиф во всем старался быть примером для своих иноков. Проповедуя во всем воздержание и умеренность, он внешне ничем не отличался от других - простое, холодное рубище было постоянной его одеждой, лапти из древесных лык служили ему обувью. Он прежде всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе наряду с другими, говорил поучения и последним выходил из церкви. Ночами святой игумен обходил монастырь и келлии, оберегая покой и молитвенное трезвение вверенной ему Богом братии; если доводилось ему услышать праздную беседу, он стуком в дверь извещал о своем присутствии и скромно удалялся.
Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им "Уставу", которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь: "и в хождении, и в словесех, и в делех". Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келлию, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст. Праздность рассматривалась аввой Иосифом как главное орудие диавольского прельщения. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, так что вскоре волоколамское книжное собрание стало одним из лучших среди русских монастырских библиотек.
С каждым годом обитель преподобного Иосифа все более благоустраивалась. В 1484 - 1485 годах на месте деревянного был сооружен каменный храм Успения Богоматери. Летом 1485 года его расписывали "хитрые живописцы русской земли" Дионисий Иконник с сыновьями Владимиром и Феодосием. В росписи церкви участвовали также племянники и ученики Преподобного иноки Досифей и Вассиан Топорковы. В 1504 году была заложена теплая трапезная церковь в честь святого Богоявления, затем сооружена колокольня и под нею - храм во Имя Пресвятой Богородицы Одигитрии.
Преподобный Иосиф воспитал целую школу знаменитых иноков. Одни из них прославили себя на поприще церковно-исторической деятельности - были "пастырями добрыми", других прославили труды просвещения, иные оставили по себе благоговейную память и были достойным примером для подражания своими благочестивыми иноческими подвигами. История сохранила для нас имена многих учеников и сподвижников преподобного игумена Волоколамского, впоследствии продолжавших развивать его идеи.
Жизнь святого аввы Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей (духоборческих, христоборческих, иконоборческих), так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия - великую книгу "Просветитель". Еще к святому равноапостольному Владимиру приходили из Хазарии проповедники, пытавшиеся совратить его в иудейство, но великий креститель Руси гневно отверг притязания раввинов. После этого, пишет преподобный Иосиф, "Русская великая земля пятьсот лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол, не привел скверного еврея в Великий Новгород". Со свитой Литовского князя Михаила Олельковича в Новгород прибыл в 1470 году иудейский проповедник Схария (Захария). Пользуясь несовершенством веры и учености некоторых клириков, Схария и его приспешники внушали малодушным недоверие к церковной иерархии, склоняли к мятежу против духовной власти, соблазняли "самовластием", то есть личным произволом каждого в делах веры и спасения. Постепенно соблазнявшихся толкали к полному отречению от Матери-Церкви, поруганию святых икон, отказу от почитания святых, являющегося основой народной нравственности. Наконец, вели ослепленных и обманутых к отрицанию спасительных Таинств и основных догматов Православия, вне которых нет Богопознания, нет жизни, нет спасения - догмата о Пресвятой Троице и догмата о Боговоплощении. Если бы не было принято решительных мер - "погибнуть всему православному христианству от еретических учений". Так был поставлен вопрос историей. Великий князь Иоанн III, обольщенный жидовствующими, пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами - одного в Успенском, другого - в Архангельском соборах Кремля, звал в Москву и самого ересиарха Схарию. Все приближенные князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Феодора Курицына, брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру великих московских святителей Петра, Алексия и Ионы был поставлен митрополит-еретик Зосима.
Борьбу с распространением ереси возглавили преподобный Иосиф и святитель Геннадий, епископ Новгородский (+ 1505; память 4 декабря). Первое свое послание преподобный Иосиф написал "О таинстве Пресвятой Троицы" еще будучи иноком Пафнутьева Боровского монастыря - в 1477 году. Успенский Волоколамский монастырь с самого начала стал духовным оплотом Православия в борьбе с ересью. Здесь написаны главные богословские творения святого аввы Иосифа, здесь возник "Просветитель", создавший ему славу великого отца и учителя Русской Церкви, здесь родились его пламенные противоеретические послания, или, как сам Преподобный скромно их называл, "тетрадки". Исповеднические труды преподобного Иосифа Волоцкого и святого архиепископа Геннадия увенчались успехом. В 1494 году был сведен со святительской кафедры еретик Зосима, в 1502 - 1504 гг. были соборно осуждены злейшие и нераскаявшиеся жидовствующие - хулители Святой Троицы, Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Церкви.
Существует мнение о разномыслии и несогласии двух великих руководителей русского иночества конца XV - XVI столетий - преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского (+ 1508; память 7 мая). Их представляют обычно в исторической литературе как возглавителей двух "противоположных" направлений в русской духовной жизни - внешнего делания и внутреннего созерцания. Это глубоко неверно. Преподобный Иосиф в своем "Уставе" дал синтез русской иноческой традиции, непрерывно идущей от афонского благословения преподобного Антония Печерского через преподобного Сергия Радонежского до наших дней. "Устав" пронизан требованием полного внутреннего перерождения человека, подчинения всей жизни задаче спасения и обожения не только каждого отдельного инока, но и соборного спасения всего человеческого рода. Большое место в "Уставе" занимает требование от монахов непрерывного труда в соединении с внутренней и церковной молитвой: "никогда монаху праздным не быть". Труд, как "соборное дело", представлял для Иосифа самую сущность церковности - веру, воплощенную в добрых делах, осуществленную молитву. С другой стороны, преподобный Нил Сорский, сам подвизавшийся несколько лет на Афоне, принес оттуда учение о созерцательной жизни и "умной молитве", как средстве исихастского служения иноков миру, как постоянном духовном делании, в сочетании с необходимым для своего жизнеобеспечения личным физическим трудом. Но труд духовный и труд физический - две стороны единого христианского призвания: живого продолжения творческого действия Божиего в мире, охватывающего как идеальную, так и материальную сферу. В этом отношении преподобные Иосиф и Нил - духовные братья, равные продолжатели святоотеческого церковного предания и наследники заветов преподобного Сергия. Преподобный Иосиф высоко ценил духовный опыт преподобного Нила и посылал к нему своих учеников для изучения опыта внутренней молитвы.
Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: "русская земля ныне благочестием всех одоле". Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".
Взгляды иосифлян на значение монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники - сепаратисты старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о "нестяжании" - отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Как видно из "Устава" святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий "твое-мое" был положен в его основу.
Шли годы. Процветала созданная трудами и подвигами преподобного Иосифа обитель, а сам ее основатель, старея, готовился к переходу в вечную жизнь. Перед кончиной он приобщился Святых Таин, затем созвал всю братию и, преподав ей мир и благословение, блаженно почил на 76-м году жизни 9 октября 1515 года.
Надгробное слово преподобному Иосифу было составлено племянником и учеником его иноком Досифеем Топорковым.
Первое "Житие" святого аввы написано в 40-х годах XVI столетия пострижеником преподобного, епископом Крутицким Саввой Черным, по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария (+ 1564). Оно вошло в составленные Макарием "Великие Минеи-Четьи". Другая редакция "Жития" принадлежит перу обрусевшего болгарского писателя Льва Филолога при участии инока Зиновия Отенского (+ 1568).
Местное празднование преподобному было установлено в Иосифо-Волоколамском монастыре в декабре 1578 года, к столетию основания обители. 1 июня 1591 года при патриархе Иове установлено общецерковное празднование его памяти. Святитель Иов, ученик волоколамского постриженика святого Германа Казанского, был великим почитателем преподобного Иосифа, автором службы ему, внесенной в Минеи. Учеником святителей Германа и Варсонофия был также сподвижник и преемник патриарха Иова - священномученик патриарх Гермоген (+ 1612, память 17 февраля), духовный вождь русских людей в борьбе за освобождение от польского нашествия.
Богословские творения преподобного Иосифа составляют неотъемлемый вклад в сокровищницу Православного Предания. Как все церковные писания, вдохновленные благодатью Святого Духа, они продолжают быть источником духовной жизни и ведения, сохраняют свою богословскую значимость и актуальность.
Тропарь Иосифу, игумену Волоцкому, чдтв
Яко постников удобрение и отцев красоту, /
милости подателя, рассуждения светильника, /
вси вернии, сошедшеся, восхвалим /
кротости учителя и ересей посрамителя, /
премудраго Иосифа, Российскую звезду, /
молящася Господу /
помиловатися душам нашим.
Преподобный Иосиф Волоцкий, в мире Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным - 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье… Развернуть
Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola; наст. имя Якопо де Бароцци; 1507—1573), итальянский теоретик и архитектор позднего Ренессанса.
Родился в маленьком городке Моденского герцогства — Виньоле. Свой творческий путь начинает в Болонье, где занимается живописью и одновременно выполняет по частным заказам рисунки для инкрустаций. Однако, по его собственным убеждениям, живопись не была его призванием. Большой интерес он проявляет к архитектуре и в связи с этим изучает правила перспективных построений.
В 1530 году Виньола переезжает в Рим, где некоторое время проходит обучение у Бальдассаре Перуцци и занимается изучением античных памятников. В это же время он начинает работать над трактатом «Правило пяти ордеров архитектуры» (итал. Regola delli cinque ordini d'architettura). По рекомендации папского зодчего Меличини, Виньола поступает в Витрувианскую академию (Accademia vitruviana della Virtù), которую затем и возглавит в период расцвета своей творческой деятельности.
В 1540 году после знакомства с архитектором французского короля Франциска I, вместе с Франческо Приматиччо Виньола отправляется во Францию, где совместно с Себастьяно Серлио они работают на строительстве дворца в Фонтенбло. Помимо этого Виньола делает бронзовые копии и слепки античных скульптур.
Вернувшись в 1543 году в Болонью, в течение четырех лет (1543-1547) Виньола строит несколько небольших сооружений, среди которых палаццо Бокки, Фрокки и Каза Массеи . Все они вполне оригинальны по своей архитектурной организации, их наружный облик отличает простота исполнения, планы по большей части симметричны.
В это же время Виньола принимает участие в конкурсе создания проектов фасада для недостроенного собора Сан-Петронио (итал. Basilica di San Petronio), строит судоходный канал от реки По к Болонье и мост через реку Самоджа.
С 1547 года Виньола, уже известный мастер, возводит в окрестностях Рима несколько церквей, среди которых — церковь в Маццано, Санта-Кристина (итал. chiesa di Santa Cristina), Сан-Оресто и Мадонна дель Пьано (итал. сhiesa di Madonna del Piano). Здесь нет еще и следа барочных тенденций. Виньола использует простые планы, сдержанные композиции и минимум декоративных средств.
В 1550-1555 годах Виньола вновь работает в Риме, главным образом над строительством и обустройством виллы Папы Юлия III — так наз. Виллы Джулия (итал. Villa Giulia). Совместно с Виньолой над заказом папы работали Бартоломмео Амманати и Джорджо Вазари.
К 1558 году Виньола получает от кардинала Александра Фарнезе заказ на строительство замка Капрарола близ Витербо. Первоначально над данным проектом работали Перуцци и Антонио Сангалло Младший, однако им не удалось завершить строительство. Замок Капрарола близ Витербо — одно из наиболее известных сооружений Виньолы в области дворцовой архитектуры.
После смерти Микеланджело в 1564 году, Виньола занимался работами по возведению двух малых куполов собора Святого Петра. Для того,чтобы замыслы Микеланджело были воплощены без каких-либо изменений за ходом работ, по приказу папы, наблюдал Джорджо Вазари.
В творческой практике Виньолы его фонтаны (на площади делла Рокка в Витербо, в Баньяйе и др.) занимают особое место. «Чрезвычайно разнообразные по замыслу и форме, нередко тонко противопоставляющие строго тектоническую композицию динамике льющейся воды»[6], они удачно обыгрывают тему вечного движения и позволяют ощутить признаки динамичного барокко.
Несмотря на то, что в ряде случаев возведение некоторых сооружений он вел в соавторстве с другими мастерами, Виньола сумел сохранить свой индивидуальный стиль, явственно различимый в его произведениях, которые отличают классически ясные и уравновешенные композиции.
Творчество Виньолы «во многом еще близко классическим принципам Возрождения, но многие композиционные приемы мастера получили широкое распространение лишь позднее. Так, в барочной архитектуре были подхвачены динамические качества и глубинное развитие композиций, его умение работать с большими архитектурными массами, а строгая логичность его ордерных композиций сыграла большую роль в архитектуре классицизма по всей Европе».
Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola; наст. имя Якопо де Бароцци; 1507—1573), итальянский теоретик и архитектор позднего Ренессанса.
Родился в маленьком городке Моденского… Развернуть
Франсуа Отман (фр. François Hotman, 23 августа 1524, Париж — 12 февраля 1590, Базель) — французский юрист и знаток латинской литературы. Известный полемист, яркий представитель движения монархомахов. Считается "одним из первых теоретиков революции" и "крёстным отцом германистики".
Выходец из богатой семьи "дворянства мантии" (служилого дворянства). Его дед Ламберт Хофман, силезский бюргер, эмигрировал во Францию вместе с Энгельбертом, графом Неверским. Его отец Пьер Обман (Pierre Hotman) 1485-1554) был известным парижским юристом. Примерно во время рождения Франсуа Пьер был назначен на официальную должность в Лесном департаменте. Отец был убеждённым католиком и воспитывал сына в том же духе.
С пятнадцати лет по настоянию отца изучал право в Орлеанском Университете. Через три года он получил степень доктора права и вернулся в Париж. Он больше интересовался теорией права и литературой, чем юридической практикой. В 1546 году он был назначен лектором по римскому праву в Парижском университете.
В 1547 году он перешёл из католицизма в кальвинизм, покинул Париж и уехал в Лион. Летом 1548 года в Бурже он женился на Клод Обелен (дочери Гийома Обелена. Она и её отец, как и он сам, были беженцами. Это был единственный брак в его жизни. Клод родила ему семерых детей.
В октябре 1548 года он переехал в Женеву в качестве секретаря Жана Кальвина.
В феврале 1550 года от отправляется в Лозанне. Там по рекомендации Кальвина он получает место профессора художественной литературы и истории в Лозаннским университете. Он получает гражданство Женевы в 1553 году.
В 1564 году он стал профессором гражданского права в Валенсии. В 1567 году он получил кафедру юриспруденции в Бурже. Однако через пять месяцев его дом и библиотека были уничтожены толпой католиков. Он бежал в Париж, где занимал должность королевского историографа, получив её по рекомендации канцлера л’Опиталя.
В качестве посланца гугенотов он был отправлен в Блум, чтобы вести переговоры о мире 1568 года. Он вернулся в Бурж, но был изгнан в результате начала военных действий.
Благодаря миру 1570 года вернул его в Бурж. В 1572 году он снова бежал оттуда, спасаясь от резни Варфоломеевской ночи. Больше он не возвращался во Францию, перебравшись в Женеву. Там он становится профессором римского права.
В 1573 году он опубликовал свой самый известный труд - «Франко-Галлию».
В 1583 чума заставляет его переехать в Монбельяр, где умерла его жена Клод. В следующем году он вернулся в Женеву, где занимался, среди прочего, алхимическими экспериментами.
В 1589 году он переехал в Базель, где умер. Он был похоронен в Базельсуом соборе.
Франсуа Отман (фр. François Hotman, 23 августа 1524, Париж — 12 февраля 1590, Базель) — французский юрист и знаток латинской литературы. Известный полемист, яркий представитель… Развернуть
Сёсан Сузуки - японский самурай, позже монах.
Сёсан первоначально был воином, воевавшим на стороне Токугава в сражении при Сэкигахара (1600) и участвовавшим в осаде замка Осака (1614—1615). В 1621 году стал монахом дзэн. Тем не менее, он не хотел примыкать ни к Риндзай, ни к Сото Дзэн. Сёсан отстаивал моральное учение дзэн, основанное на представлении о том, что ежедневная работа — если ее выполнять самоотверженно — является религиозной практикой, ведущей к просветлению. Эклектичный в своем подходе к буддизму, Сёсан также говорил о духовных выгодах декламирования нэмбуцу, практики повторения имени Будды Амиды, тесно связанной со школами буддизма Чистой Земли. Сёсан также полагал, что правительство обязано возродить в Японии истинный буддизм.
Сёсан является автором многочисленных произведений, в которых разъясняет свои взгляды.
Сёсан Сузуки - японский самурай, позже монах. Сёсан первоначально был воином, воевавшим на стороне Токугава в сражении при Сэкигахара (1600) и участвовавшим в осаде замка… Развернуть
Родился в Тройенбрицен в купеческой семье. C 1536 года изучал математику в Виттенбергском университете, но затем стал слушать лекции по теологии, которые читали Лютер и Меланхтон. Затем на некоторое время он перебрался в Кенигсберг, где служил в герцогской библиотеке. Читал в Виттенберге лекции о «Loci communes» Меланхтона; был суперинтендентом в Брауншвейге.
Родился в Тройенбрицен в купеческой семье. C 1536 года изучал математику в Виттенбергском университете, но затем стал слушать лекции по теологии, которые читали Лютер и… Развернуть
Карел ван Мандер - нидерландский художник, поэт, историк и теоретик искусства Северного Возрождения. В нём соединилось несколько дарований: живописца, поэта, ученого и переводчика. Но наибольший авторитет у современников он завоевал своей начитанносстью и эрудицией в области теории искусства и литературы. По образцу итальянского историографа Джорджо Вазари им была создана “Книга о художниках” (1604) - шеститомный труд, писавшийся в течение 20-ти лет и ставший главным делом его жизни. Наиболее ценной частью является свод жизнеописаний нидерландских и немецких мастеров, всемирно признанный важнейший источник для изучения европейского искусства XV-XVI вв. Как художник он был автором исторических, мифологических и жанровых композиций, которые стали частью общего потока художественной жизни Нидерландов второй половины XVI в.
Родился Ван Мандер в деревне, расположенной между городами Куртре и Брюгге. Он происходил из старинного дворянского рода, и многие его предки еще в XIII в. занимали в стране высокие духовные должности. Карел - второй ребенок в семье - с детских лет выделялся среди сверстников умом, живостью характера. его увлечениями были рисование и и сочинение стихов. Заметив литературные наклонности сына, родители оттдали его в латинскую школу.Для завершения художественного образования юноша был отдан в учение двум известным мастерам.
Вернувшись домой, стал заниматься театральными представлениями, для которых сочинял стихотворные пьесы и делал декорации. Особый успех имела его пьеса «Потоп». Затем он написал и поставил большие исторические пьесы «Навуходоносор» и «Посещение царицей Савской премудрого царя Соломона». Не менее успешно проявлял себя ван Мандер и как модный живописец, исполнявший религиозные и исторические картины для церквей, городских ратуш и частных собраний. В 1575 г. он отправился в Рим, где перенял у мастеров основы входившего в то время в моду маньеризма. Для этого направления характерны удаление от природы, неестественность форм и образов, чрезмерные изгибы человеческого тела и вычурная красочность изображений.
В 1577 г. ван Мандер работал уже в Базеле, но скоро переехал в Кремс и далее в Австрию. В Вене совместно со Спрангером он участвовал в оформлении триумфальной арки по случаю приезда в город императора Рудольфа II. Работа молодого художника понравилась, и ему даже предложили остаться на императорской службе, но звание придворного живописца его не прельстило. Он вернулся в свой родной город и с 1580 г. начался самый плодотворный период в его творческой жизни. Он пишет обнаженные фигуры Адама и Евы, картину «Потоп», создает надгробную композицию для Франсуа ван Мандера. Увлекшись красивой 18-летней деревенской девушкой, женится на ней и уезжает в Куртре. Но в 1582 г. в связи с эпидемией чумы ван Мандер вместе с женой и новорожденным сыном Питером вынужден был переехать сначала в Брюгге, а затем в Харлем. Там он прожил 20 лет и основал вместе с Х. Гольциусом и К. Корнелисом Академию искусства. В 1604 переехал в Амстердам, где через два года закончил свой жизненный путь.
Карел ван Мандер - нидерландский художник, поэт, историк и теоретик искусства Северного Возрождения. В нём соединилось несколько дарований: живописца, поэта, ученого и… Развернуть