Больше рецензий

malasla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июня 2010 г. 19:34

261

3

Скажу чесно - чем дальше я читала эту книгу, тем больше и больше соглашалась с Якобсоном - потому что литературовед из Набокова откровенно гоовря никакой. Разве что писатель он был большой.
Итак: как Набоков разбирает тексты.

Шаг первый.
Сначала он большую часть своей лекции будет пересказывать фабулу. Я не шучу. Серьезно. Именно так, он считает, правильно делать. Его лекцию к "Улиссу", например, можно смело копипастить и бросать в брифли ру - миллионы школьников и студентов буду благодарны ему во веки веков.

Шаг второй:
Возможно Набоков попытается что-то найти в художественном стиле. Иногда у него будет получаться (откровенно гоовря, редко). Остальное время он будет погрузать в пространственных фразах о писателях-магах. Иногда он подмечает что-то занятное, но ниокгда не доводит это размышление о конца (как уровни у Флобера - каждый раз так и хочется спросить: и что с того?)

Шаг третий:
Он будет ставить себя на место писателя и рассказывать, что бы сделал тут он, и как бы от этого выиграл бы текст (лекция по "Холодному дому" Диккенса).
Он будет употреблять термин, предложет целых два варианта, от которых он происходит, а потом признается, что все это не имеет ни малейшего значения, потому что термин придумал он сам. Аут.
Или - еще лучше - он дойдет до анализа кафкианского "Превращения", и увязнет в выяснении ужааасно серьезного вопроса - а в какого именно жука превращался Грегор?
А тот единственный раз, когда он сделает интересное замечание (в том же Кафке), сам же и убьет его самопохвальбой.


Словом, как книжка "Набоков треплется о всяком", этот текст, конечно, заслуживает внимания. Но как курс лекций по литературе - увы, это пустышка.

Какой Якобсон все-таки был молодец.

Комментарии


спасибо за разбор полетов!


Всегда пожалуйста))


Чудесная рецензия. Воображаю руготню студиозусов, которым приходилось всё это сдавать.


Да уж))
Сам Набоков, кстати, очень жалел, что единственное, что он получает на экзамене - это "отрыгивание его же идей". Н, что тут поделать - что давал, то и получил.


А расскажите, что за Якобсон и когда он что говорил о Набокове?)
Я читала про Превращение и Пруста перед экзаменами (по постмодернизму), "школьники сказали спасибо") Разбор "Уллиса" я слушала из лекций Аствацатурова, вот кстати, не слушали ли вы его лекции по литературе? Мне понравились.
А его пересказы реально пересказы - в Кафке практически весь рассказ, буквально пары страниц нет))

Мне маман рассказывала, что в книге о Вере Набоковой про это есть - Набоков очень не любил преподавание и забивал все эти лекции и подготовку очень сильно частенько, многое за него делала именно жена.


Не знаю уж насколько они могут быть восприняты "всерьез", мне было интересно их читать)


Это из Записных книжек Довлатова)

" Якобсон был веселым человеком. Однако не слишком добрым. Об этом говорит история с Набоковым.
Набоков добивался профессорского места в Гарварде. Все члены ученого совета были – за. Один Якобсон был – против. Но он был председателем совета. Его слово было решающим.
Наконец коллеги сказали:
– Мы должны пригласить Набокова. Ведь он большой писатель.
– Ну и что? – удивился Якобсон. – Слон тоже большое животное. Мы же не предлагаем ему возглавить кафедру зоологии! "


гыхыхы xD


Его лекцию к "Улиссу", например, можно смело копипастить и бросать в брифли ру - миллионы школьников и студентов буду благодарны ему во веки веков.

А на что школьникам "Улисс"?