Больше рецензий

Sullen

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 августа 2011 г. 20:24

2K

5

Суицид на диване

Читал лёжа и долго – своего рода 3D-чтение с эффектом погружения. Всё время в памяти всплывали обмылки из школьной программы: «душа заплыла жиром», «коренной, народный наш тип». Когда проходили «Обломова», я его не читал, а итоговое сочинение честно скомпилировал из предложенных в замечательных сборниках «250 золотых сочинений» и «333 лучших школьных сочинения». Тема – «Обломов и Штольц». Обломова, как полагается, я пожурил, обозвал лентяем, барином и вообще он russische Schwein. Из-за таких вот у нас разруха и клозетах и в головах. Штольца похвалил; написал, что хочу прожить жизнь, полную разумной, энергичной деятельности, есть пророщенную пшеницу и спать стоя. Получил «пятьпять».

Что ни говори, а Обломов вызывает куда большую симпатию, чем его вездесущий друг. Обломов – округлое, упругое, норовящее укатиться в небытие, пусть это небытие и под диваном, а «штольц» звучит как удар шпицрутеном. А эта страна грёз! Золотой век в Обломовке - сиеста среди застывшего от летней жары мира. Делаешь губы кольцом и гоняешь себе в кружке мух по поверхности кваса из одной гавани в другую – красота! А зимой у печи медведь окаянный из няниной сказки скрипит липовой ногой. Весна, лето, осень, зима…снова весна. Азиатская цикличность времени, «О» всё перекатывается, оставаясь в вечности. А когда слышишь: «Антипка! Закладывай пегую: барчонка к немцу везти!», - понимаешь, что это как минимум изгнание из рая.

Немец, которого так тепло приняли революционно-демократически настроенные ребята, а потом с пионерским задором взяла на ручки советская школа, фигура лабораторная, искусственная. Честное слово, ну как iPad: прекрасен, спору нет, но сердце-то не бьется, один опорно-двигательный аппарат. Спустя 150 лет его позитивная программа выгладит скомпрометировавшей себя. В XX веке человечество, не подумавши и распустивши шаловливые ручонки, непозволительно много совершило ошибок. Ко всему прочему стоит помнить, что рассказывал историю нам литератор «с апатичным лицом» со слов Штольца, то есть не Илья Ильич заказывал монтаж. Как Штольц сколотил свои капиталы, мы толком не знаем, чем он занимался в бесчисленных путешествиях – тоже. Дома жить — чинов не нажить, а вот чтоб нажить, иногда приходится пренебрегать нравственностью в угоду гоголевским харям. Лучше умереть на диване, чем жить на коленях. Доставай, Агафья, халатик!

«Обломов» для меня не пресловутая социальщина, которую намеренно выпячивали долгое время, а, возможно, лучший образец психологического реализма, история гибели не машины, не характера, не типажа – человека. Человека, который не хочет играть по общим правилам и худо-бедно пытается жить по своим. А на это много сил надо.

P. S. Илья Ильич для меня во многом созвучен Жюстин из «Меланхолии», но это другой разговор

1 2

Комментарии


Отличная рецензия! Хорошо, что в школе не стали читать, сейчас бы было не так интересно, а тогда было бы не так вдумчиво. Хотя мне роман и в школе понравился.


ох, всегда меня хвалите...)


Очень понравилась рецензия) Спасибо! Сама прочитала роман в школьные годы, помню - он меня очень увлек и я его осилила за два дня)


вот и я говорю: ну какого фига всё так устроено, что ты сидишь в своём 9 или 10 классе над 4-мя параграфами по биологии, а там после ещё 12 задач по физике и по химии штук 6, и после этого тебе нужно к Обломову приступать. И думаешь: а не пошло бы оно всё.
А вот сейчас бы, прожив почти четверть века, уяснив, что у каждая реально своя правда, я бы порассуждала бы в сочинении надо всем этим. Пространно так. Эхххх!


Про список книг на лето я промолчу)) Многим вообще по барабану было на биологию, на физику и всё остальное. Вспомнились строчки из песни "плевать, что надо есть и спать, когда тебе 16 лет". А в четверь века можно порассуждать на страницах живой библиотеки, тут еще бонусом плюсики и комменты!!


Честно говоря, в силу юношеского максимализма, делала абсолютно все уроки с синей мордочкой. Но с ТАКОЙ садистской из-за объёмов школьной программой я всё-таки пару раз сдала сочинение, скомпеллированное из сборников. Кажется, это была "Молодая гвардия" и что-то ещё. ШП не даёт времени на развитие творчества, если делать абсолютно всё.


Вас очаровал образ Обломова. Это понятно.
Но вот что не понятно:

"Что ни говори, а Обломов вызывает куда большую симпатию, чем его вездесущий друг." Ну допустим. "Обломов – округлое, упругое (что-то из области эротических фантазий. непонятно. ну пусть будет), норовящее укатиться в небытие (это, простите, что такое? и с чего Вы взяли, что оно туда стремится?), пусть это небытие (ну вот опять) и под диваном (что-то вроде апельсина? закатился и сгнил, так?), а «штольц» звучит, как удар шпицрутеном." То-есть, округлое и упругое, закатившееся под диван - Вам симпатично, а звук удара шпицрутеном - нет, но какая между ними связь? Всё равно, что сказать - мне нравится фиолетовое больше, чем плоское. Ну да ладно.

Про Штольца: "Спустя 150 лет его позитивная программа выглядит скомпрометировавшей себя." Да Вы чо? Оглянитесь вокруг. Москва забита штольцами под завязку. Плюнуть некуда, чтобы в штольца не попасть. И у всех одна и та же программа: "Дома жить — чинов не нажить..." (или бабла, понимай как хочешь). "В XX веке человечество, не подумавши и распустивши шаловливые ручонки, непозволительно много совершило ошибок." Из текста нельзя понять что Вы этим хотели сказать.

"Лучше умереть на диване, чем жить на коленях. Доставай, Агафья, халатик!" Ничего не могу сказать, хозяин-барин. Каждый выбирает для себя...

Про Обломова: «Обломов» для меня - не пресловутая социальщина, которую намеренно выпячивали долгое время, а, возможно, лучший образец психологического реализма, история гибели не машины, не характера, не типажа – человека. Человека, который не хочет играть по общим правилам и худо-бедно пытается жить по своим. А на это много сил надо." Про "социальщину" не будем, нет смысла, а вот, что интересно: "Человека, который не хочет играть по общим правилам и худо-бедно пытается жить по своим."Но, с моей точки зрения, возможно ошибочной, феномен Обломова в том, что он никакого отношения к "игре по общим правилам" не имеет. И никаких "своих" правил у него тоже нет. Он - что тот апельсин, гниющий под диваном. Господь Бог выронил его из рук, он "закатился" и сгнил. И что показательно, гниения своего не осознавал.

И в заключении. Если одной фразой, то Штольц - это - "Я хочу быть...", а Обломов - ....................(дальше тишина). Подпустил шекспирчика чуток :)) Ну да ладно.

Извиняйте, ежели, что не так сказал.


Всегда с интересом читаю ваши рецензии и рад такому развернутому комментарию. Отношение к Обломову у меня не восторженное, как вы поняли, а скорее смешанное, с большой долей иронии. Но это все-таки не классическое "мне вас жаль".

Про диван, небытие и апельсины: я имел в виду жизнь в традиционном обществе, с его повторяющимся временем, людьми, где жизнь по сути обладает не такой уж большой ценностью. Если угодно, то даже так. Всего лишь фонетические ассоциации.

Ну, я бы не сказал, что Москва забита Андреями Иванычами под завязку, скорее - Тарантьевыми и Мухояровыми. Даже если по-вашему, то результат перед глазами. Коллективный Штольц создал один из наипоганейших городов на всем белом свете, он, болезный наш, укладывает плитку, сносит исторические здания, чтобы возвести на их месте функциональные офисы, да он разжирел так, что не помещается в ея мкадейшестве.

Из текста, мне кажется, вполне можно понять, что я хотел сказать.

"Каждый выбирает для себя..." см. первое предложение

Кстати, у слова закатиться два значения. Одно от слова "закат". И это, свой закат, И.И. прекрасно осознавал.


Последнее утверждение немного ацкенькое, прям хочется этот другой разговор!
привет-привет! я наконец-то пережила кучу всего и снова здесь и рада видеть твои рецензии!


"Лучше умереть на диване, чем жить на коленях. " - вот это фраза, выражаясь школьным языком, главный тезис текста. к тому же круто звучит. и название рецензии порадовало, такой свежий взгляд на избитую истину.


Спасибо за рецензию! Вроде как свои мысли читаешь, которые не под силу так круто преподнести


Но всё же Штольц отличный друг. Спасибо за рецензию.
1 2