Рецензия:
Жанр ужасов можно условно разделить на два направления - классическое и современное. Как правило, более популярные вещи относятся именно к современному направлению, но в памяти навсегда запечатлевается классика.
С таким искусством, как манга, это тоже работает. Если в кинематографе неизменной классикой являются первые европейские черно-белые ужастики "Дракула" и "Франкенштейн", а в литературе - американские рассказы По и Лавкрафта, то в Японии в это время помимо "Годзилы" народ наслаждался классикой манги. Крестным отцом ужасов в манге принято считать Казуо Умезу, уважаемого и любимого мангаку, которого люди не забывают и по сей день. Когда-то его мангой увлекался и Дзюндзи Ито, что в дальнейшем проявилось в его работах.
Сегодня Ито - очень известный мангака не только в Японии, но и в Америке. Он много публикуется, по его мангам снимаются многочисленные фильмы. Первой работой, принесшей ему огромный успех, была двухтомная "Tomie", которая была экранизирована в 8 фильмах! Причем, последний снят совсем недавно. Но одной из самых удачных его работ принято считать "Uzumaki".
Среди многочисленных авторов манги ужасов Ито прославился тем, что рисует именно в классическом направлении ужасов, чего другие мангаки этого жанра избегают.
Курозу - маленький туманный городок на побережье Японии. Сюити Сайто утверждает, что этот город проклят, но не человеком, а узором - Uzumaki - Спиралью, тайной формой этого мира, которая обладает способностью гипнотизировать людей. И это проявляется в мельчайших деталях: морские раковины, папоротник, водовороты, ураганы. Но сильнее всего спирали проявляются в человеческих телах, навязчивой идее отца Сюити, голосе в улитке уха. Жителей Курозу охватывает безумие. Они словно попадают в водоворот, из которого нет выхода...
С первых страниц манги чувствуется ее влияние. Постепенное нагнетание атмосферы очень скоро выливается в особое настроение, схожее с безумием. Самые мелкие детали, на которых специально не делается акцента, постепенно приковывают к себе внимание, что требует очень тонкой проработки. Дух классического направления витает постоянно - с первой главы и до последней.
Каждая из 20 глав манги является историей ужаса, в большей или меньшей степени связанной с другими главами. Причем если связь есть, она настолько крепкая, что не выглядит лишь каким-то дополнением, а является полноценной историей ужаса - захватывающей, и не отпускающей не только до самого конца, но сохраняющей свой эффект гораздо дольше, при этом очень тонкая и плавная.
Манга является ярчайшим представителем классических ужасов. Порой возникает такое чувство, что над сюжетом работал сам Говард Лавкрафт. Настолько по духу манга напоминает его рассказы, словно они ожили на страницах этой жуткой истории. При этом сюжет абсолютно оригинален. Манга ближе именно к произведениям Лавкрафта, нежели, скажем, к Эдгару По. Это чувствуется даже по раскрытию тайн - Ито не пошел на крайности. Он не стал полностью объяснять все секреты своей истории, но при этом нашел достаточно объяснений, чтобы очаровать читателя и захватить в свой ужасающий мир. Воистину, вот он - образчик золотой середины, которую так сложно уловить и так легко потерять.
Постепенно сюжет начинает приобретать общую картину и связывать все истории, оставшиеся позади. Многие моменты манги напоминают кошмарные сны; сны, от которых сходят с ума, которые переплетаются с реальностью настолько, что теряешься в пространстве кошмаров. Нечто подобное можно было испытать при чтении рассказов Лавкрафта, на которые по стилистике так похожа работа Дзюндзи Ито.
Технически манга полностью соответствует сюжету. Ито очень хорошо детализировал свою работу, задавая необходимый уровень акцентирования. Особенно хорошо ему удалась образная часть кошмаров. Именно смотря на них вспоминаются рассказы Лавкрафта. Также прекрасно отрисованы люди, как они меняются в процессе осознания безумной правды. Жуткие картины и льющееся через край эмоциональное помешательство - никаких банальностей.
Но уникальностью технической стороны манги является даже не это, а то, что мангака оформил все в классическом стиле с современным подходом. В Uzumaki угадывается влияние Казуо Умезу, но никак не заимствование. Стиль Ито абсолютно новый, но при этом достаточно простой на первый взгляд, но только на первый.
Тона его красок не темные и не светлые. Основной упор Дзюндзи Ито делает на четкости и адаптации классичности под современное перо. Получилось у него это замечательно и неповторимо. Все детали особым образом действуют на читателя, очень быстро нагнетая атмосферу и создавая необходимое настроение с первой же страницы.
Итог: Uzumaki - превосходная манга ужасов. Рекомендую всем поклонникам этого жанра независимо от того, любите вы классику или современное направление, работа Дзюндзи Ито понравится всем. А поклонники Лавкрафта оценят ожившие кошмары Ито, истинного и неповторимого мастера манги ужасов.
Опубликовано в AnimeMagazine.