Hermann Hesse
Отзывы о произведении Das Glasperlenspiel
8 февраля 2025 г. 14:23
122
4.5 …мы ведь не знаем сокровенного и не должны забывать, что писание истории при всей трезвости и при всем желании быть объективным все-таки остается сочинительством и ее третье измерение — вымысел
Герман Гессе — немецкий писатель, масштабная и противоречивая фигура в литературе XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе 1946 года. Его творчество охватывает широкий спектр тем, от духовных поисков до социальной критики. В произведениях Гессе прослеживается глубокие и философские идеи о поиске себя в этом мире. Его стиль письма часто описывают как медитативный и интроспективный, что делает его книги уникальными и запоминающимися. «Игра в бисер» — magnum opus автора, одно из самых значимых произведений Гессе, которое он написал в 1943 году. Роман, в котором синтезируются его философские и эстетические взгляды.
В «Игре в бисер» рассказывается о вымышленном интеллектуальном развлечении, объединяющем музыку, математику и философию. Действие происходит в будущем, в вымышленной…
14 февраля 2025 г. 17:48
83
4 Выбор
Необычная книга. Поначалу жутко утомительна, какие-то высокопарные речи, неизвестные люди, бесконечная снисходительность. После уже начался сюжет (пусть и в форме биографии), пошло бодрее. Трудно назвать его выдающимся; человек ищет свой путь и делает свой выбор, не всем это нравится, не все с этим соглашаются. Как обычно, кто-то поддерживает, кто-то втихую не ценит. Детали и декорации впечатляют, они действительно оригинальны, но в основе лежит тот же стародавний мотив.
Видела, как считают, что Гессе данным произведением превозносит аристократию и ученость. А мне кажется, как раз напротив, не случайно же главный герой начинает разочаровываться в существующей системе. Наука ради науки, искусство ради искусства, игра ради игры имеют право на существование, но не когда это паразитирование…
22 февраля 2025 г. 11:59
70
3.5
"Игра в бисер" - легенда-биография вымышленного героя Йозефа Кнехта, который взрослеет, развивается и со временем становится Магистром игры и поднимается на самую вершину иерархии правительства провинции Касталии.
Как же долго эта книга стояла на моих полках... и, к сожалению, не могу назвать свое знакомство с Гессе приятным. Большую часть, примерно 70% "Игры в бисер", я скучала. И возникшая усталость сильно повлияла на восприятие этого произведение в целом. Интерес начал появляться только, когда Йозеф решил покинуть Касталию и связать себя с мирянами, по-моему, это был единственный интригующий момент всей книги. Концовка вроде как понятна, все к этому и шло, но в то же время она как будто слита.
Хотелось все-таки какой-то определенности - не плавать во всей этой философии, а прийти к…
10 февраля 2025 г. 01:06
105
4 Запомни: можно быть строгим логиком или грамматиком и при этом быть полным фантазии и музыки.
Касталия, провинция одного из европейских государств, ведет поиск талантливых мальчиков по всей стране, чтобы предоставить им блестящее образование и приобщить к главной касталийской традиции — Игре в бисер. Именно так главный герой книги, Йозеф Кнехт, оказывается вовлеченным в эту загадочную Игру.
Автор не раскрывает деталей Игры, оставляя читателю лишь намеки: это синтез искусств и наук, который в Касталии возведен в ранг почти религиозного культа. Сама провинция Касталия напоминает монашеский орден, где интеллектуальная деятельность становится своеобразной заменой традиционной религии, теряющей свою актуальность в начале-середине XX века. Эта попытка заменить религию чистой интеллектуальностью показалась мне особенно интересной в книге.
На первый взгляд, такое образование и всесторонний…
12 февраля 2025 г. 13:41
64
5 "Игра в бисер" ️Герман Гессе
Обилие рассуждений и философии. Сложный, наполненный смыслом текст, с которого вряд-ли стоит начинать знакомство с автором. Для меня это было второе произведение автора и мой мозг был доволен такой пищей.
В вымышленной провинции Касталии, которая воплощает собой закрытую вселенную культуры, духа и игры, есть особый Орден интеллектуалов, чьим главным достижением является "Игра в бисер". Это единение всех отраслей искусства в одно цельное, универсальное искусство. Касталия представляет собой мир, отличный от того, где суждения не подвергаются критической оценке, где наука и искусство не воспринимаются серьезно и вырождаются в масскульт. "Игра — основа человеческой культуры, деятельность более высокого порядка, чем все, что связано с сиюминутной пользой и потреблением."
Между строк философии…
5 декабря 2024 г. 11:09
432
3
Во-первых, это скучно. Во-вторых, этого слишком много. Разбираться в порождениях травмированного буддизмом-даосизмом-конфуцианством сознания автора было не интересно. Прочитав, например, двадцать страниц про административные таланты главного героя, задаешься вопросом – зачем? Зачем автор это написал, зачем я это прочитал? Непонятно что этот фрагмент добавляет к пониманию текста или к удовольствию от чтения? Сначала я думал, что автор предлагает «Игру» в качестве инструмента поиска знаний о Боге. Метафизика поэзии по Бродскому
И по комнате точно шаман кружа, Я наматываю, как клубок, На себя пустоту ее, чтоб душа знала что-то, что знает Бог. 1987 г.
когда ритм текста сочетается с рифмой и рождается новое знание. Но, в «Игре» этого нет. Кроме эстетического удовольствия участников Игры…
31 января 2025 г. 10:40
93
5
В начале было слово, но слово это оказалось не тем, чем казалось, а скорее тем, чем оно не могло не быть, если бы не было тем, чем оно стало. Герман Гессе, как мастер игры в прятки с самим собой, предлагает нам взглянуть на мир, который одновременно существует и не существует, как бисер, рассыпанный по полу, но собранный в узоры, которые никто не видит, кроме тех, кто не смотрит.
Главный герой, Йозеф Кнехт, — это не человек, а скорее идея, которая пытается стать человеком, но в процессе теряет себя в лабиринте смыслов, где каждый поворот — это новый вопрос, на который нет ответа, но есть множество ответов, которые не подходят. Касталия — это не место, а состояние ума, которое нельзя описать, но можно почувствовать, если забыть, что ты его чувствуешь.
Игра в бисер — это не игра, а…
31 октября 2024 г. 19:15
562
1 Постмодернизм — кладбище культуры
Вот каждый раз, беря подобную книгу в руки, я нутром чую, что весь этот постмодернизм — это прям не моё. И каждый раз пытаюсь себя переубедить, что вот в этот-то раз я точно все пойму и проникнусь. И каждый раз страдаю. И, знаете, дело не в том, что я не секу в литературе и не умею читать и воспринимать сложные тексты. Бывает, что просто книга так себе. Претенциозное занудное кое-что...
Мне не понравилось абсолютно все: от морали и идей до выразительных средств.
Начнём с механики текста: у них там в будущем консервативный поворот произошёл или что? Мы читаем труд историка будущего, описывающего государство будущего, но стилистические обороты отсылают нас в далёкое прошлое, век этак восемнадцатый-девятнадцатый. Я себе всех постоянно представляла в сюртуках, камзолах и париках.
Идея…
6 октября 2024 г. 22:50
631
4 Легенда о будущем
Впечатления от романа неоднозначные. Слишком он напоминает философский трактат. Само по себе это интересно, однако от этого, возможно, страдает в какой-то степени занимательность произведения.
В произведении упоминается средневековый философ и богослов Николай Кузанский. Его учение можно назвать пантеистическим, он утверждал: «Бог во всём и всё в Боге». По нему высшая ступень познания – интуиция, где происходит полное совпадение противоположностей.
В романе изображено особое квазигосударство будущего – Касталия, в котором живут интеллектуалы, объединённые в Орден. Кажется, там царят истина и гармония. Выше всего там ценится Игра в бисер, в которой ярко проявляется взаимосвязь, единство всех видов искусства. Да и науки (которая, правда, не связана с практикой). Не зря Николай Кузанский…