Предсказание
Эльдар Рязанов
Получить эту книгу или продать свою
ПерейтиЛучшая история на книгу
ОБ ЭЛЬДАРЕ РЯЗАНОВЕ.
Они разные, его фильмы. На "Итальянцах в России" умираешь от хохота все время, пока идет кино и после еще нет-нет прыскаешь, вспомнив в самый неподходящий момент: "- Я единственный ребенок в семье! - И тот дефективный". "Никогда Розарио Агро не пятнал своих рук работой!" "Итальянцы" в моей тройке самых смешных фильмов, какие видела в жизни, возьмись судить по ним о творчестве Эльдара Рязанова, решишь - мастер головокружительного бурлеска и комедии положений. "Берегись автомобиля" совсем другой. Тоже комедия и местами очень смешная: "Тебя посодют. А ты не воруй", "А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?" Но общее впечатление…
Повесть «Предсказание» в журнале «Юность» сопровождалась предисловием Эльдара Рязанова: мол, я не знаю, кто автор, ко мне случайно попала эта рукопись, и я – лишь скромный публикатор. Попытка мистификации не удалась: мало у кого возникли сомнения, что «Предсказание» написал сам Эльдар Александрович.
сентябрь—декабрь 1990 года.
Обычно, когда снимаешь картину, сил на какие-либо другие работы не остается. Съемки поглощают всю энергию, заложенную в организме. Но, очевидно, когда я снимал «Небеса обетованные», в меня как бы вдунули дополнительную мощь. Именно в эти же месяцы, когда снималась труднейшая лента, я по субботам и воскресеньям писал повесть «Предсказание». И к Новому, 1991 году закончил ее. Я не собирался параллельно со съемками сочинять еще и прозу. Это вышло как бы само собой. Сюжет, вылупившийся из моего стихотворения «Встреча», как-то обосновался внутри меня, жил и развивался, невзирая на мою остальную деятельность, в частности, режиссерскую.
Вот это стихотворение:
Встреча
После ливня летний лес в испарине.
Душно. К телу липнет влажный зной.
Я иду, а мне навстречу парень, он —
черноволосый и худой.
Он возник внезапно из туманности
со знакомым, близким мне лицом.
Где-то с ним встречался в давней давности,
словно с другом, братом иль отцом.
Время вдруг смутилось, заколодилось,
стасовалось, как колода карт...
На меня глядела моя молодость,
это сам я сорок лет назад.
Головой кивнули одновременно,
посмотрели пристально в глаза.
Я узнал родную неуверенность,
о, как мне мешали тормоза!
На меня взирал он с тихой завистью,
с грустью я рассматривал его.
В будущем его, я знал безжалостно,
будет все, не сбудется всего.
Он застенчив, весел, нет в нем скрытности,
пишет безысходные стихи.
Я провижу позднее развитие,
я предвижу ранние грехи.
Будут имя, фильмы, книги, женщины.
Только все, что взял, берешь ты в долг.
И когда приходит время сменщика,
то пустым уходишь в эпилог.
Главное богатство — это горести,
наживаешь их из года в год!
Что имеет отношенье к совести,
из печалей и невзгод растет.
Он в меня смотрелся, словно в зеркало,
отраженье было хоть куда.
Лишь бы душу жизнь не исковеркала,
если что другое — не беда.
Слушал он, смеялся недоверчиво,
сомневался в собственной судьбе.
Прошлое и нынешнее встретились!
Или я немного не в себе?
Попрощались мы с улыбкой странною,
разошлись и обернулись вслед.
Он потом растаял за туманами,
будто его не было и нет.
Только капли россыпями с дерева
шлепаются в мокрую траву...
Мне, пожалуй, не нужна уверенность,
было ли все это наяву.
Под стихотворением дата: 26 июля 1985 г.
Пять лет, что прошли с момента создания стихотворения до момента начала писания повести, не прошли даром. Мистический странный случай оброс сюжетом, характерами персонажей, а главное, погрузился в тревожное, беспокойное время. Реалии девяностого года стали той атмосферой, в которой протекало действие. Я писал повесть «Предсказание» так же, как Роберт Льюис Стивенсон сочинял свой шедевр «Остров сокровищ». Нет, я не сравниваю таланты авторов или же качество книг. Преобладание (и огромное) великого шотландца для меня неоспоримо. Просто случились некие похожести. У Стивенсона заболел пасынок, и писатель, сам, кстати, хворавший, сочинил в утешение мальчику первую главу «Острова сокровищ». Тому очень понравилось, и он попросил отчима продолжать книгу. После каждой новой главы ребенок спрашивал писателя, а что же будет дальше с героями. Но автор не знал, и так, сочиняя для больного ребенка приключенческую сказку, Стивенсон доковылял до конца.
Закончив первую главу «Предсказания», я прочитал ее своей жене Нине. Нина, которая работала профессиональным редактором, на похвалу обычно была не слишком-то щедра... Однако в этом случае она сказала, что ей очень нравится, и спросила, а что приключится с героями в дальнейшем. Я ответил, что знаю кое-что, но довольно смутно. Нина сказала, что я должен продолжать. И вот каждую субботу и воскресенье (откуда только брались силы?!) я корпел над сочинением. Потом прочитал ей вторую главу. И снова одобрение единственного слушателя, пользующегося моим полным доверием, было безоговорочным. Похвала близкого человека, единомышленника, соучастника всех последних работ, имела для меня огромное значение. И, несмотря на чудовищную усталость от съемок, я по выходным, как настоящий графоман, склонялся за письменным столом над рукописью. Так постепенно я дошел до последней страницы. Как раз к тому же времени, когда закончил съемки «Небес обетованных». Перечитав повесть, я решил, что «Предсказание» — чистая проза, которая экранизации практически не поддается. Так что фильм по ней я делать не намеревался.
Цыганка нагадала герою, немолодому писателю, удивительную встречу, большую любовь и скорую смерть. Предсказания начинают сбываться: герой встречает самого себя, только молодого, и находит настоящую любовь. В последние день жизни он воскрешает свое прошлое и вновь обретает утраченный смысл бытия...
Эльдар Александрович решил, что мрачное «Предсказание» можно перенести на экран, и на главную роль пригласил парижанку Ирен Жакоб. Ирен попросила показать ей прежние работы Рязанова. Посмотрев несколько фильмов, она немедленно дала согласие. Потом она призналась, что в тот момент переживала серьезный душевный кризис, и картины российского режиссера вернули ее к жизни, дали новые силы. «Предсказание» принесло Жакоб номинацию на «Нику», а Эльдару Рязанову помогло найти свое место в российском кино 1990-х.
«Предсказание» — российский кинофильм 1993 года.
Форма: повесть
Оригинальное название: Предсказание
Дата написания: 1991
Первая публикация: 1991
Жанры: Современная проза