4

Моя оценка

Вниманию читателей предлагается повесть "Аврелия" Жерара де Нерваля. В его произведениях (и особенно — в "Аврелии") переплетаются фантастика и мистика, элементы разнообразных традиций "тайного знания", это поразительное по своей искренности и точности самонаблюдения описание того состояния, которое принято называть безумием.

Лучшая рецензия на книгу

16 марта 2016 г. 20:26

641

3.5

Здесь нет четкой фабулы, сюжет расползается, и с каждым его витком уловить суть всё труднее. Умберто Эко писал, что язык Нерваля принципиально непригоден для коммуникации. Там царит тотальная синонимия и герметизм, логические связи заменены ассоциациями, а структура произведения намечается лишь для того, чтобы пафосно рухнуть у вас на глазах. Замысловатость стиля, конечно же, неслучайна, но не стоит винить чрезмерную фантазию автора и стремление сгустить краски — он художник, он так видел. Причем на самом деле всё так и было, Жерар де Нерваль страдал от шизофрении, чем, между прочим, был почти горд.

Дело в том, что в 19 веке, когда Нерваль жил и творил свои загадочные творения, произошел перелом представлений о психических заболеваниях. До этого времени считалось, что у человека есть…

Развернуть

Одним из художественных способов выражения несоответствия идеала и действительности, мечты и жизни становится оппозиция сна и реальности, где область сновидения представляется сферой мистических откровений. В этой связи представляется символичным подзаголовок повести «Аврелия» — «Аврелия, или Мечта и Жизнь». Французкое «le rêve» — сон, сновидение, имеет также значение «мечта».

Обращение к сновидению как художественному приему, способу постижения мира было весьма характерно для романтиков (Новалис, Ш. Нодье, С. Т. Колридж, Э. Т. А. Гофман и др.). Это объясняется самой природой романтического мироощущения, всегда направленного на таинственное и необъяснимое, незавершенное, нарушающее привычный ход вещей, противостоящее норме.

Специфично то, что Нерваль предпринимает попытку не просто изображения сна, но он исследует свой вполне реальный жизненный опыт, пытается обрести свою личность в сновидениях, анализируя свои сны, он стремится передать явленную ему истину об устройстве мироздания.

Ниспосланные герою «Аврелии» сны помогали обрести смысл существования, вселяли веру в Бога. Можно сказать, что для Нерваля творчество — тяжелое и болезненное исследование своего внутреннего мира, «задача писателя,— писан он в «Аврелии»,— состоит в искреннем исследовании всего, что он испытал в роковые минуты своей жизни». Ранее в предисловии к «Иллюминатам» Нерваль писал, что именно в исследовании «неразберихи человеческой души»20 видится ему смысл творчества.

Жерар воспроизводит в "Аврелии" ситуацию, герой которой, находясь в состоянии галлюцинации (сна, грезы, видения) или, как называет это автор, "излияние сна в реальную жизнь" (l'epanchement du songe dans la vie reelle), общается с умершим предком:

"нечто вроде связи устанавливается между нами; так как я не могу с уверенностью сказать, что слышал его голос; только, по мере того, как моя мысль достигала предела, объяснение становилось понятным тотчас же, а образы яснее представали перед моими глазами, наподобие живых картин".

Таким образом, Нерваль, выходя за пределы банального человеческого опыта общения, пытается проникнуть в суть и описать сущность такого явления, как "чистый" язык, освобожденный от наслоения смыслов и готовых словесных клише, риторических фигур.

Одним из средств создания фантастического эффекта становится пространственное погружение в глубины времени, которое совершает герой «Аврелии»: «Мне казалось, будто я последовательно погружался в разные слои, заключавшие здания различных эпох». Свидетельство возможности перехода от духа к материи — один из важнейших принципов фантастического.

Для Жерара де Нерваля, как он показал в неоконченном романе «Аврелия», вещи — не только символы памяти о людях, которые их сделали или жили рядом с ними, вещь — это своеобразный канал связи между живыми и ушедшими в мир иной. Когда умершие хотят узнать, как живется их потомкам, они «вселяются» в вещи и таким образом получают возможность следить за происходящим.

Проблема творческой личности и вопросы творчества являются центральными для романтического искусства. В прозе и поэзии Жерара де Нерваля особенности психологии творческой личности, ее отношение к жизни, истории, социуму, мифологизация истории и самого творчества прослеживаются как в ранних произведениях автора («Король шутов», «Маленькие замки богемы»), так и в 40-50-е годы («Жак Казот», «Исповедь Никола», «Путешествие на Восток», «Дочери огня»). В последние годы явственно движение сознания писателя на Восток, создание своего пантеона богов, космогонических и эсхатологических мифов, наконец, осмысление миссионерской роли художника, провозглашенное в повести «Аврелия», которую можно рассматривать как духовное завещание поэта. Представление о творчестве у Нерваля неразрывно связано с процессом познания.

Форма: повесть

Оригинальное название: Aurélia ou Le Rêve et la Vie

Дата написания: 1855

Язык: Русский (в оригинале Французский)

Рецензии

Всего 1

16 марта 2016 г. 20:26

641

3.5

Здесь нет четкой фабулы, сюжет расползается, и с каждым его витком уловить суть всё труднее. Умберто Эко писал, что язык Нерваля принципиально непригоден для коммуникации. Там царит тотальная синонимия и герметизм, логические связи заменены ассоциациями, а структура произведения намечается лишь для того, чтобы пафосно рухнуть у вас на глазах. Замысловатость стиля, конечно же, неслучайна, но не стоит винить чрезмерную фантазию автора и стремление сгустить краски — он художник, он так видел. Причем на самом деле всё так и было, Жерар де Нерваль страдал от шизофрении, чем, между прочим, был почти горд.

Дело в том, что в 19 веке, когда Нерваль жил и творил свои загадочные творения, произошел перелом представлений о психических заболеваниях. До этого времени считалось, что у человека есть…

Развернуть

Подборки

Всего 6

Популярные книги

Всего 694

Новинки книг

Всего 241