Поделиться:

Серый автомобиль

Форма: рассказ
Первая публикация: 1925

Странный изобретатель делает не менее странное открытие — чтобы жить истинной жизнью необходимо умереть и заново родиться...

Книга в подборках

Малая форма - глубокое содержание.
Иногда времени так мало, что полноценная повесть, а тем более роман невозможны. А ваша читательская жизнь просто вопит о новых впечатлениях.)

Что может вас…
SantelliBungeys
livelib.ru
Дмитрий Быков рекомендует.
Подборка книг по мотивам выступлений, лекций и статей Дмитрий Быкова.
В подборку также включаю книги, с отрицательными отзывами Д. Л., так как…
migalka
livelib.ru

Рецензии читателей

22 февраля 2017 г., 22:19
5 /  4.000
Русский Толкиен и создатель русского "фэнтези".

Было время, когда его проза была почти не востребована или вовсе ошельмована, были годы, когда имя Грина гремело по всей стране. Государство зарабатывало на Грине несметные деньги, юные комсомольцы объединялись в клубы «Алые паруса» и пели песни про Лисс и Зурбаган; в Старом Крыму жила вдова писателя Нина Николаевна, к которой приходили каждое лето тысячи поклонников Грина от пионеров до архиереев, а ей не на что было отремонтировать крышу. Ныне страсти вокруг Грина поутихли, «Алые паруса» вышли из моды. Есть в этом забвении глубокая несправедливость.
И мы знаем Грина, как писателя для "духовно богатых дев"... Господи, какая же несправедливость, а как же колдовские готические рассказы «Серый автомобиль», «Крысолов», «Фанданго»...перечитайте Грина и обнаружите огромное количество упругих остросюжетных текстов, выброшенных из нежного меланхоличного «гриновского канона» за ненадобностью. Психотриллеры, вестерны, даже хоррор.

Грина привлекали миры, где порицался технический прогресс и превозносилась красота человеческого духа.

Меж тем, одна греза не дает мне покоя. Я вижу людей неторопливых, как точки, ближайшие к центру, с мудрым и гармоническим ритмом, во всей полноте жизненных сил, владеющих собой, с улыбкой даже в страдании. Они неторопливы, потому что цель ближе от них. Они спокойны, потому что цель удовлетворяет их. И они красивы, так как знают, чего хотят. Пять сестер манят их, стоя в центре великого круга, – неподвижные, ибо они есть цель, – и равные всему движению круга, ибо есть источник движения. Их имена: Любовь, Свобода, Природа, Правда и Красота.


На поверхности здесь - тревога по поводу наступающей механистической цивилизации, сломавшей уклад духовной жизни. Мысль научная соединилась с мыслью технической, и в мир грозно ворвалась машина. Все это нередко вызывало в людях мысли о катастрофе, разрушении прежней культуры, возбуждало страх перед будущим.
Номер, цвет - все имеет значение, все это знаки... Знаки мёртвой механической жизни. И Коррида Эль-Бассо ( какое говорящее имя - не только "бой быков", но и" бег, быстрое движение") олицетворяет пустоту и бессодержательность этой жизни. Основу же жизни Корриды Эль-Бассо составляют вещи: туалетные принадлежности, экипажи, автомобили, наркотики, зеркала и драгоценности. Ее кумиром являются деньги. Она не любит ничего живого. «Лучезарная» природа оставляет Корриду безучастной. А ее собственная красота лишена одухотворенности.

В глазах безумного Сиднея Коррида Эль-Бассо является куклой, ожившим механизмом:

Меня не оставляло воспоминание о Глен- Арроле, где я в первый раз увидел ее. Да, - там, на возвышении, в белом широком ящике под стеклом лежала она, вытянув и скрестив ноги, под газом, среди пыльных цветов. Ее ресницы вздрагивали и опускались; легкая, как лепестки, грудь дышала с тихим и живым выражением.


На излете советской эпохи, в 1988 году режиссер Олег Тепцов,сценарист Юрий Арабов и композитор Сергей Курехин выпустили в свет фильм "Господин оформитель". Это был фильм о жестокостях искусства и разрушительной силе красоты, которая не спасает мир, а губит его. Фильм по мотивам рассказа " Серый автомобиль". Хотя есть там что-то от Эдгара По и Оскара Уайльда. Но фильм безусловно впечатляющий.
картинка SantelliBungeys

А меня мучает вопрос...
Интересно, вернётся ли Александр Грин в русскую литературу в своём подлинном, неотретушированном, облике или поезд уже ушёл и ниша, предназначенная для него, несостоявшегося революционера русской литературы, занята западными текстами?

16 марта 2017 г., 03:13
5 /  4.000
На земле надо оставлять только крупные следы; малый след скоро зарастет травой.

Он вернулся, он всегда возвращается, тогда, когда ему вздумается, без предупреждений, без намека на очередную незапланированную встречу, потому что он уверен, что я жду его всегда. Он – это - большой серый автомобиль- ландо. Металлический урод С.С.-77-7. Серый автомобиль Грина.

Принимая автомобиль, вводя его частью своей жизни в наши помыслы и поступки, мы, безусловно, тем самым соглашаемся с его природой: внешней, внутренней потенциальной. Этого не могло бы быть ни в каком случае, если бы некая часть нашего существа не была бы механической.

За окном крикнул автомобиль. Я узнала его требовательный голос, это мой автомобиль – он устал ждать. Сегодня он вообще слишком раздражен с утра. Мне не удалось вечером натереть его до блеска, оставив в гараже неприбранным со следами ошметков грязи. Я очень тщательно слежу за автомобилем, но не в эту ночь. Еще крик, напоминающий вой. Авто злится, не желает знать. Он франт, и не может позволить неряшливого к себе отношения. К тому же, он не любит пассажиров. Я же подвозила двух некорректно одетых строителей, и на коврике они оставили следы от белой штукатурки. Следы я тоже еще не убрала. Авто злился оттого, что воздух в салоне пропитался их нечистыми телами и запахом дешевых сигарет. А ведь я, покупая его в салоне, нежно обнимая за лощеные бока баклажанового цвета, обещала другую жизнь. Парадную. И сначала все так и было. Фото на стене, радостно-завистливые возгласы друзей, особый запах в салоне, своя особенная музыка, и мы одни, как неутомимые любовники. Авто надрывается за окном.

Берегитесь Вещей! Они очень быстро и прочно порабощают вас.

Но вернемся к другому авто – гриновскому, которое тоже постоянно требует внимания и напоминает о себе. Это он С.С.-77-7. Номер – это записка с цифрой. Три семерки. Я знаю, что семерка – это счастливое число, а утроенная семерка? Это предостережение, знаки, которые бросает нам Судьба.
Но герой новеллы Эбенезер Сидней ненавидит экипаж, как ненавидит и все металлическое, бездушное, его даже не вдохновляет вроде бы приветливый номер авто. Сначала он видит именно это авто в кинематографе, потом выигрывает его в казино, причем победу он одерживает над мулатом Гриньо с помощью «джокера» - особая карта с изображением дьявола, которую Сидней по условиям игры, объявляет семеркой. Сидней отвергает мертвую жизнь, и в тоже время любит бездушную красавицу Корриду Эль-Бассо. Для Сиднея с перепутавшимся сознанием Коррида – это ожившая кукла, механизм, и она в сговоре с этим серым авто.
Он, наконец, знает выход, потому что, сегодня он проснулся с ощущением тумана. Туман давил на мозг. Но Серый автомобиль – он так несносен, он пытается подчинить все себе. Он – С.С.-77-7 – он охотник. Это началась охота. Не было даже страха. Все было кончено. Сидней. Был ли он близок к безумию или….

- Я очень прост,- сказал Сидней, - во мне странное только то, что я всегда надеюсь на невозможное.
В скорости есть предел, за которым движение по горизонтальной превращается в падение. Вы наслаждаетесь чувством замирания при падении. И цель людей, рассуждающих так, это уподобить движение падению. Что может быть более примитивно? Бесцельно примитивно?

И все же загадка серого автомобиля Грина С.С.- 77-7 не разгадана.
Вариантов много. Но ключ у Грина.

26 апреля 2017 г., 21:30
5 /  4.000
Четыре семёрки и джокер

Сидней чувствует, что в окружающем его мире нарушено плавное течение жизни, разорвана связь с природой. Когда жизнь идёт в согласии с природой, развитие всего живого идёт медленно, человек неспешно постигает истину и красоту мира, ведь природе торопиться некуда. Но теперь жизнь становится всё сложнее, всё быстрее, её интенсивность непрерывно возрастает (заметим, что рассказ написан в 1923 году, сейчас, почти через 100 лет, выраженные в этом произведении мысли ещё более актуальны).

Сидней не приемлет эту непрерывную суету, этот мир, который становится механистичным. В этом мире человек живёт только материальными вещами и зависим от них. «Берегитесь вещей, они очень быстро и прочно порабощают нас».

Люди, живя механической жизнью, всё меньше интересуются природой. Они перестают различать тончайшие нюансы чувств, перестают слышать шёпот фей, музыку высших сфер, чувствовать ветер своей мечты, находить волшебное вдохновение. «Прочь из четвёртого измерения. Феи покидают вас» – говорит Сиднею его приятель Ронкур перед входом в казино.

Символом такой новой механической жизни, анти-жизни становится серый автомобиль. Сидней боится и избегает автомобилей, но серый автомобиль настигает его везде, он доводит его до безумия, от него не уйти, не скрыться, он неизбежно догонит.

Автомобиль появляется как хозяин города, он становится привилегированным жителем в этом мире, он просто хозяин жизни, люди - разбегайтесь. Он серый, потому что это металл, это безобразная сила, это неодушевлённое чудовище, это живущий своей жизнью механизм. Он уже обзавёлся своими домами, своей музыкой, своим спортом, своими болезнями и докторами, своими портретами и воспевателями. Он одерживает победу неживого предмета над живым. Сидней боится такого порабощения, и страх туманит его сознание.

Впервые Сидней видит серый автомобиль с номером С.С.-77-7 в кинотеатре (а может, не впервые, сознание начинает путаться). Кинематограф усиливает ужас от увиденного на экране движущегося прямо на зрителя и как будто поглощающего его автомобиля. Этот удвоенный кинематографом ужас шокирует Сиднея. Но и это ещё не всё. В казино мулат Гриньо предлагает ему в уплату выигрыша именно Серый автомобиль С.С.77-7. Сидней воображает, что этот автомобиль преследует его, чтобы убить в нём всё живое, чтобы превратить его в такой же механизм, каким стали, по его мнению, уже многие из окружающих, каким стала Коррида Эль-Бассо, в которую он влюблён.

Безумие, охватывающее Сиднея, нарастает.

Карты, с которыми Сидней выиграл у Гриньо в покер – четыре семёрки, джокер он объявил пятой семёркой. Возможно, в номере автомобиля С.С.77-7 зашифрованы эти пять семёрок. С. –это «семь», в итоге получаем четыре семёрки и пятая – джокер.

И опять я увидела у Грина только глубочайший реализм, описание автором атмосферы его современности. И опять восхищена.

Читайте также

• Топ 100 – главный рейтинг произведений
• Самые популярные книги
• Книжные новинки