28 января 2020 г., 23:18

4K

10 лучших киноадаптаций литературы, вышедших в 2010-х

41 понравилось 3 комментария 13 добавить в избранное

Автор: Эмили Темпл

Как вы уже заметили, пару недель назад, мы опубликовали топ лучших книг десятилетия, включающий как новеллы, так и поэзию, и нехудожественную литературу. Чтобы сделать эдакое дополнение к данной статье, я опросила коллег об их любимых киноадаптациях уходящей декады, включая экранизации на больших и малых экранах. Ранее на этой неделе мы опубликовали список наших любимых телевизионных экранизаций, а теперь, как и обещала, представляю вам список лучших кинокартин десятилетия, основанных на книгах.

Просим вас иметь в виду, что мы пытались оценивать рассматриваемые киноленты по их собственным независимым качествам; хотя некоторые из нас ознакомлены с литературными источниками, на основе которых эти фильмы были сняты, наше мнение не основано на степени соответствия с книжным оригиналом. Мы просто хотели выбрать лучшие фильмы.

Как и в случае с предыдущими списками, топ-10 лучших киноадаптаций на большом экране был составлен после длительных дебатов с коллегами по Literary Hub. Было непросто, но, тем не менее, мы смогли прийти к общему мнению, хотя многие из нас все же включили свои «отличные от общих» мнения в конец списка. Если ваши любимые фильмы отсутствуют в списке, напишите в комментариях, почему нам стоило их включить.

Топ-10

картинка 1born_to_die

«Зимняя кость» (2010)
Основан на: «Зимняя кость» Дэниэл Вудрелл (2006)

Фильм Дебры Граник «Зимняя кость» (сценарий к которому она написала в соавторстве с продюсером Росселини) – это прекрасный, смелый и ужасающий шедевр. Основанный на новелле Дэниэла Вудрелла и выпущенный в прокат в 2010 году, фильм рассказывает историю юной девушки Ри (Дженнифер Лоуренс, ещё до пика её славы и лучшей актерской игры в её карьере), которая живет в горах Озаркс со своей матерью и младшими братом и сестрой. Она – главная кормилица в семье: отец-наркоторговец исчез, а мать душевно больна. Когда ее семье начинают угрожать конфискацией дома, она решает отправиться на поиски отца. Однако домочадцы противятся её попыткам пронюхать о жизни её отца, более того, её окончательно обескураживает её дядя, буйный наркоман по кличке Тирдроп (Джон Хоукс), своими попытками остановить поиски отца. Это жестокий, душераздирающий фильм, он обладает напряженным повествованием, а актерская игра (часто просто безжалостная) безупречна. Это фильм, полный тишины, снега, приглушенных звуков и оттенков. Но он перестает быть таковым, когда превращается в шокирующее и яркое зрелище ужаса. Дебре Граник стоит снимать фильмы почаще.

– Оливия Рутильяно,
Сотрудник редакции CrimeReads

картинка 1born_to_die

«Социальная сеть» (2010)
Основан на: «Миллиардеры поневоле. Альтернативная история создания Facebook» Бен Мезрич (2009)

Думаем, никого не удивляет, что Дэвид Финчер занимает особое место в подобном списке. Его адаптация 2014 года «Исчезнувшей» автора Гиллиан Флинн претендовала на одно из мест в топ-10. Так же, как и его «Девушка с татуировкой дракона» 2011 года, ведь, возможно, это была одна из самых ожидаемых экранизаций за последние несколько десятилетий. В свое время фильм получил теплый прием кинокритиков, а со временем получил и общее признание зрителей. «Охотник за разумом» блистает на ТВ. Однако для Финчера коронным достижением впечатляющего десятилетия – это не история об убийствах, полная крови, насилия и загадочных обстоятельств (не считая насилия над Американской социальной структурой, причиненного появлением нового класса безрассудных миллионеров-айтишников). Тем не менее, несмотря на темные пейзажи кампусов, саундтрек Трента Резнора и море амбиций, «Социальная сеть» считается одним из самых неоднозначных и тяжелых творений Финчера. Адаптация книги 2009 года «Миллиардеры поневоле. Альтернативная история создания Facebook» Бен Мезрич была претворена в реальность ни кем иным, как Аароном Соркиным. Как и книга Мезрича, фильм сосредоточен на судебных исках, поданных основателями и первыми разработчиками Facebook. Никогда ещё судебные заседания не были так идеально сняты в фильме, где главную роль играет Джесси Айзенберг, негодующего анти-героя Цукерберга, который сражается с соперниками, врагами и самим собой. Оглядываясь почти на 10 лет назад, мы поражены тем, насколько проницательной была картина, показывая всю подноготную социальных сетей. Финчер и Соркин, кажется, прекрасно знали все риски и грамотно с ними справились.

– Дуайер Мерфи,
Управляющий редактор CrimeReads

картинка 1born_to_die

«Железная хватка» (2010)
Основан на: «Железная хватка» Чарльз Портис (1968)

«Железная хватка», поставленная Джоэлом и Итаном Коэн в 2010 году – уже вторая адаптация одноименного произведения Чарльза Портиса. Первая, отснятая в 1969 году, с Джоном Уэйном в главной роли, была весьма посредственной версией оригинальной истории, благодаря которой с карьерой Уэйна ассоциировались впоследствии только чудаковатые ковбои. Уэйн выиграл Оскар за роль сварливого пьянчуги с повязкой на глазу, маршала Рустера Когберна, с которой его по сей день ассоциируют в первую очередь. Пересказ истории братьями Коэн абсолютно игнорирует (и правильно делает) сам факт существования первого фильма «Настоящее мужество». Они написали сценарий, основанный на мрачной истории Портиса, в котором главный фокус направлен на протагониста, упущенного из виду в первом фильме: Мэтти Росс, грозную 14-летнюю девочку, которая приезжает в маленький городишко с целью забрать тело её убитого отца. Сыгранная великолепно актрисой Хейли Стайнфелд (а также Элизабет Марвел позднее в фильме), Мэтти нанимает Рустера (Джефф Бриджес, чье призвание за последние 20 лет - играть мутных пофигистичных стариков), чтобы выследить и взять под арест Тома Чейни (Джош Бролин), убийцу её отца. К ним присоединяется высокомерный Техасский Рейнджер по фамилии ЛаБеф (Мэтт Дэймон). В то время, как главный замес фильма – охота на убийцу, кино все же больше рассказывает об отношениях между тремя персонажами путешествия – или, скорее, об их отсутствии. Кинокартина воздерживается от затертого до дыр клише «главное – это путь, а не пункт назначения», которым злоупотребляют многие фильмы, выстроенные вокруг путешествий и экспедиций. Здесь же фильм показывает, что все трое испытывают жажду общения, но они никак не могут её одолеть.

Однако это вестерн, а это значит, что отношения не ограничиваются лишь людьми. Мэтти сильно привязана к Малышу Блэки – блестящему коню, которого она сама выбирает для себя в свою поездку. В конце концов (спойлер) он отдаст свою жизнь, чтобы спасти её, по пути к медицинской помощи после происшествия. Кажется, лошади в «Железной хватке», играют роль построения моральной иерархии, они представлены как нечто целостное в противопоставлении холодному и хаотичному миру. Как символично отмечает в фильме напыщенный Рустер, дикий запад в «Железной хватке» так или иначе превращает всех и вся в животных. Мэтти (ставшая главной кормилицей в семье), пытаясь отомстить за отца, на самом деле просто нуждается в людях и поддержке – в ком-то, кто сможет помочь ей содержать семью в такое тяжелое время. Однако люди, морально и мысленно превосходящие ее, разочаровывают и подводят её. И фильм красиво, грустно, мрачно демонстрирует, как люди оставляют её ни с чем; как и лошадям, которые любят её взаимно, ей остается жить словно «вьючное животное».

– Оливия Рутильяно,
Сотрудник редакции CrimeReads

картинка 1born_to_die

«Шпион, выйди вон!» (2011)
Основан на: «Шпион, выйди вон!» Джон Ле Карре (1974)

Швед Томас Альфредсон («Впусти меня»), любитель меланхоличной и угрюмой атмосферы, безупречно отобразил неприветливый британский мир шпионажа, в бежевых оттенках и пепельных тонах, в своей адаптации оригинального романа Джона Ле Карре 1974 года. Мир иллюстрирован настолько точно, что ты словно чувствуешь застоялый запах сигарет и пота, ощущаешь своими руками видавшую виды ткань костюмов и перепачканный ковер. Гари Олдман воплощает на экране хитрого офицера разведки в отставке Джорджа Смайли, которого вызвали возглавить тайное расследование с целью обнаружения Советского шпиона в высших рядах секретной службы. Компанию ему составляют представители элитной Британской школы актерского мастерства: Колин Фёрт, Марк Стронг, Бенедикт Камбербэтч, Джон Хёрт, Том Харди и многие другие. Это персонажи, чьи жизни медленно разрушались под влиянием мрачных ритуалов и моральных компромиссов на службе. Все это звучит довольно-таки безысходно и уныло, но это по-своему впечатляет. Знаю, что это какой-то слабенький аргумент для фильма, который мы включили в подборку лучших, однако киноадаптация Альфредсона – это настолько точная реализация, что каждый раз, когда я сажусь смотреть «Шпион, выйди вон!» (как правило, глубокой ночью), я моментально оказываюсь гипнотически увлечен этим фильмом, этой атмосферой. Это парадоксально, но есть нечто одновременно успокаивающее и нервирующее в том, как развивается история Смайли, сыгранного Олдманом, сквозь руины падшего королевства – эдакий пейзаж застоявшейся вражды и испарившегося идеализма.

– Дэн Шихан,
Редактор Book Marks

картинка 1born_to_die

«Голодные игры» (2012)
Основан на: «Голодные игры» Сьюзен Коллинз (2008)

Со всем уважением к тем людям, кого задели слова Мартина Скорсезе о том, что фильмы о супергероях – это не искусство, заявляю: я не считаю «Голодные игры» великим произведением искусства, но уверен, что это отличная адаптация. Фильм не только иллюстрирует дух книги, со всем его ярко выраженным YA-запашком, но и умудряется быть чрезвычайно увлекательным. Этот фильм из разряда тех, которые я всегда смотрю с удовольствием, когда вижу его на экране телевизора – так же, как и персонажи «Голодных игр» не могут оторвать взгляд от самих Голодных игр. Во-первых, актерский состав безупречный: тут вам и Стэнли Туччи в своей родной стихии в роли Цезаря Фликермана! Вуди Харрельсон в роли сварливого любимчика публики Хеймитча Абернати! Уэс Бентли! Помните его в «Красоте по-американски»? В конце концов он стал распорядителем! Распорядителем Голодных игр!! Монтаж фильма также впечатляет. Думаю, что режиссер фильма, решая, какая же у фильма будет главная фишка, сказал «А может это будет монтаж?» Лучшим ответом на этот вопрос всегда будет – да! Как и ответ на вопрос «Посмотреть ли мне “Голодные игры”?» А ещё тут есть Дженнифер Лоуренс.

– Джесси Гейнор,
Редактор соц.сетей

картинка 1born_to_die

«Исчезнувшая» (2014)
Основан на: «Исчезнувшая» Гиллиан Флинн (2012)

Несмотря на то, что фильму «Исчезнувшая» не требуется отдельная презентация, я все же это сделаю. Фильм «Исчезнувшая» – адаптация одноименной книги 2012 года писательницы Гиллиан Флинн, которая быстро стала бестселлером. За первый год было продано 2 миллиона «Исчезнувшей» Флинн. В психологическом триллере, снятом Дэвидом Финчером – бьюсь об заклад, режиссер любого вашего любимого фильма, включая «Загадочную историю Бенджамина Баттона», «Семь», «Бойцовский клуб», «Зодиак», «Девушку с татуировкой дракона» – снялись Розамунд Пайк, Бен Аффлек, Нил Патрик Харрис и Тайлер Перри (а среди продюсеров также значится Риз Уизерспун), а сама Гиллиан Флинн была ответственна за сценарий. Фильм был выпущен в широкий прокат в 2014 году, собрав 369 миллионов долларов в прокате США. Тем временем, игра Розамунд Пайк в роли Эми Данн была удостоена номинаций на Оскар, BAFTA, Золотой глобус и Премию гильдии киноактеров. Теперь, когда все официальные факты выложены перед вами, я, пожалуй, немного расскажу об истории, которая стала феноменом.

«Исчезнувшая» начинается в день исчезновения Эми Данн, в этот же день начинается путь вывода на чистую воду её мужа Ника Данна, которого обвиняют в убийстве. Со временем повествование отвлекается от расследования и фокусируется на причастности Ника Данна к происшедшему, а также на найденных записях Эми Данн в дневнике, а затем возвращается к самой Эми, которая на самом деле жива, и подстраивает все таким образом, чтобы её мужа обвинили в убийстве, тем самым совершив месть над ним за то, что он плохой муж. Он уже не тот мужчина, за которого она выходила замуж. Фильм заканчивается ровно так же, как и начинался, довольно-таки интимной сценой, где крупным планом мы видим лежащую Эми, которая смотрит прямо в камеру таким взглядом, который должен казаться нам нежным и кокетливым, однако это наоборот нервирует — настолько этот взгляд бессердечен. А эта фраза, которую произносит Ник за кадром «О чем ты думаешь? Что ты чувствуешь? Что мы сделали друг с другом?» Мы слышим отголоски этих слов в течение всего фильма и затем снова в финале.

Фильм полон внушающих страх контрастов, которые все усиливаются по степени напряженности. Я бы хотела отметить то, как Дэвид Финчер поразительно отобразил в «Исчезнувшей» эстетику нуара: это можно увидеть, например, в слабо освещенном, пустом (пусть даже и утром) баре, которым владеют Ник и Го, где они, попивая скотч и обмениваясь похабными шуточками, играли в настольные игры. Также они жалуются на Эми. На мой взгляд, в фильме просто потрясная детектив Ронда Бони: непоколебимая женщина с акцентом южанки и ироничным юмором, которая просто обезоруживает взращенного Нью-Йорком сноба Ника уже спустя пару минут их встречи. Великая сцена: Ник звонит в полицию, когда видит, что вся мебель в гостиной перевернута, а парадная дверь открыта, и, как того требует процедура, Детектив Бони осматривает дом; она входит в его спальню и абсолютно буднично спрашивает о его профессии. Ник отвечает, что он писатель. А также является владельцем бара «Бар». «Ах, "Бар", – говорит Бони. – Хорошее название. Все ясно». Детектив Бони словно олицетворяет все то, чему нас учили о том, какими вообще должны быть детективы, только вот она не глупа и не надменна. Такими словами можно было бы описать её в молодости, когда она была младшим кровожадным лейтенантом; она жаждет посадить Ника за решетку, невзирая на наличие или отсутствие доказательств. Я бы могла ещё довольно долгое время разводить тираду о деталях этого фильма, но последнее, на чем я хотела бы остановиться – леденящий душу монолог Эми, который раскрывает её истинную личность зрителям.

Она в солнечных очках, ведет машину, высунув одну руку в окно – ту самую руку, кровь с которой она использовала, чтобы придать месту преступления правдоподобности – Эми едет по деревенской дороге, озаренная солнечным светом, и именно в этот момент мы осознаем, что она натворила. Здесь она выдает ту самую знаменитую «речь классной девчонки», речь, которая как можно точно олицетворяет знаменитое выражение «фурия в аду ничто в сравнении с брошенной женщиной». Красота речи в её драматизме, искрящейся злости, и, хотя мы понимаем, что Эми – психопатка, и осознаем, что мы бы никогда не дошли до таких крайностей... В какую-то секунду, мы – зрители – киваем ей и говорим: «Да еще как дошли бы». Да. После таких хвалебных отзывов было бы нечестно оставлять вас в неведении, так что вот часть этого монолога:

Мужчины ведь всегда так говорят, да? Когда хотят сказать комплимент? Классная девчонка... Она сексуальная, она всегда на все готова. Она прикольная, она никогда не злится на своего парня; она только улыбается очаровательной и немного грустной улыбкой, и затем открывает рот, готовая принять его член. «Валяй, сри мне на голову, не обижусь, я же классная девчонка». Мужчины думают, что подобные девчонки существуют в действительности. Возможно, они обманываются потому, что многие женщины и сами рады притворяться классными.

Монолог продолжается – в фильме, в книге, в вашей голове. Таков эффект феномена под названием «Исчезнувшая».

– Элени Теодоропулос,
Редактор

картинка 1born_to_die

«Кэрол» (2015)
Основан на: «Цена соли» Патриция Хайсмит (1952)

В столовой непримечательного придорожного отеля завтракали Тереза и Кэрол – момент, который не смог оставить мужчину равнодушным. Садясь за их столик, он осыпает их вопросами, на которые они коротко и размыто отвечают, но более интересна безмолвная игра лиц женщин; слегка приподнятая бровь, насмешливый кивок – целый мир общения, столь очевидный, однако умело скрытый от понимания мужчины. Книга «Цена соли» Патриция Хайсмит была по-настоящему прорывной в 1952 году по причине демонстрации лесбийских отношений, которые не оканчиваются страданиями или смертью. Фильм «Кэрол», основанный на этой книге, так тонко иллюстрирует этот мир скрытого от глаз общения и взаимопонимания, что данная кинолента позволила ЛГБТ-женщинам найти любовь и жить в гармонии в эру, когда большинство предпочитает, чтобы такие, как они, оставались невидимыми.

История любви между двумя женщинами, которая зарождается в разгар праздников в 1952 году, одинаково радостная и поучительная с точки зрения опасностей общества, которое было против гомосексуализма. Энтони Оливер Скотт написал в New York TImes, что зрители наблюдают за двумя любящими «на виду у всех, однако скрытых от их взора, укрытых невысказанными предположениями, которые одновременно являются их болью и их защитой». В отличие от многих других историй об ЛГБТ парах, здесь знание об опасности не мешает их близости; наоборот, фильм проливает свет на то, каким образом эти женщины жили и выживали, и жили прекрасно.

– Коринн Сигал,
Старший редактор

картинка 1born_to_die

«Служанка» (2016)
Основан на: «Тонкая работа» Сара Уотерс (2002)

Радикальная адаптация книги Сары Уотерс режиссером Пак Чхан-ук (под радикальным я имею в виду, что он перенес действие из британской викторианской эпохи в колониальную Корею 1930-х, которая была так же жестока с точки зрения разделения общества на классы) – это несомненно мой любимый фильм 2016 года, ну и, конечно же, моя любимая адаптация данной истории. Фильм начинается медленно и тихо, из-за чего все последующие события (включая невероятно закрученный обман, камеру пыток, лесбийские чувства, библиотеку порно и осьминога) выглядят ещё более невероятными. Каждый момент фильма, который представляет из себя одновременно историю любви и триллер, – великолепный, гипнотизирующий и сексуальный, а также странный до чертиков. Это переходит все границы.

Я понимаю, мы не должны принимать во внимание процесс адаптации, но в данном случае это нельзя не отметить: адаптация оказалась лучше книги, которая тоже очень любима читателями. Как я однажды уже отмечала в 2016 году, в фильме вырезано все, что мне не нравилось в книге (чересчур замудренный, тягомотный третий акт, как пример); однако вместо этого было представлено то, что хотелось видеть – взаимодействие между этими двумя могущественными женщинами. Процесс просмотра фильма напомнил мне ощущение после прочтения современных интерпретаций сказок – это доставляет большое удовольствие, когда ты видишь как нечто по настоящему годное берут за основу и перекручивают это на 180 градусов, и в итоге получается нечто невероятно «сочное». Ощущение было такое, будто представитель феминизма снял фильм по уже достаточно феминистской истории.

– Эмили Темпл,
Старший редактор

картинка 1born_to_die

«Прибытие» (2016)
Основан на: «История твоей жизни. Сборник» Тед Чан (1998)

Что, если бы язык был ключом к знаниям, но не только к знаниям о твоем соседе, но также о чужаках и самом себе? К концу фильма «Прибытие», снятого Дэни Вильневым и основанного на рассказе Теда Чанга «История твоей жизни», выпущенного в 1998 году, зритель осознает, что это и является главным вопросом фильма. Лингвиста Луизу Бэнкс (сыгранную как всегда прекрасной Эми Адамс) и физика Яна Доннели (Джереми Реннер) вызвала армия США с целью помочь в исследовании одного из двенадцати инопланетных кораблей, которые разрозненно приземлились по всему миру. Бэнкс и Доннели обнаруживают двух аморфных инопланетных сущностей, которых они назвали «гептаподами»; они общаются, используя сложную систему логограм, иначе говоря, письменные символы, которые обозначают слово или фразу. Так начинается быстро двигающееся, волнующее изучение языка, эмпатии и недопонимания. Благодаря ошеломляющей концовке «Прибытия» фильм признали одной из самых трогательных кинокартин десятилетия. Медитативная эстетика фильма также поддерживается по-своему первобытным, гипнотическим саундтреком великого, ныне покойного композитора Исландии Йохана Йоханссона.

– Аарон Робертсон,
Помощник редактора

картинка 1born_to_die

«Назови меня своим именем» (2017)
Основан на: «Назови меня своим именем» Андре Асиман (2007)

Андре Асиман, автор «Назови меня своим именем», изначально считал, что ему не понравится экранизация Луки Гуаданьино; к моменту, как тот прибыл на съемочную площадку, Андре уже высказал для Vanity Fair, мол, это очевидно, что видение Гуаданьино на фильм является полной противоположностью того, которое было у Асимана, когда тот писал книгу. Однако финальный результат, который он увидел на Берлинском кинофестивале, в особенности завершающая сцена, поразили его. «В концовке запечатлен дух романа таким образом, о котором я и вообразить себе не мог, я такого не ожидал».

В руках Гуаданьино история Асимана о неутомимом привлекательном 17-летнем Элио превращается в вереницу томных итальянских деньков, в разгар которых разворачивается история любви между ним и Оливером, более старшим мужчиной, выпускником университета, который приезжает погостить в доме его семьи на все лето. Фильм был снят в итальянском регионе Ломбардия; таким образом, визуально фильм настолько великолепен, что кажется нереальным. А глубина связи, которую фильм исследует, а также поиски самого себя… На это почти больно смотреть, так как Тимоти Шаламе (Элио) и Арми Хаммер (Оливер) изображают на экране ощутимую химию, а также постоянное ощущение желания. Сеттинг «где-то в Северной Италии» намеренно размытый; Энтони Лэйн отметил для New Yorker: «Вся суть рая в том, что он может существовать где угодно, и когда вы оказываетесь в этом месте, оно наполняется настолько яркими деталями, что вы никогда их не забудете». Фильм – это рай, достойный вашего потраченного времени, а также определенно одна из лучших киноадаптаций этой декады.

– Коринн Сигал,
Старший редактор

* * *


Особое мнение

Следующие киноадаптации еле-еле влезли в наш топ-20, и мы никак не могли просто пройти мимо них.

картинка 1born_to_die

«Что-то не так с Кевином» (2011)
Основан на: «Цена нелюбви» Лайонел Шрайвер (2003)

Что происходит, когда тот, кого ты любишь, превращается в монстра? «Что-то не так с Кевином» дает нам осознать всю сложность любви, горя, злости, заставляя оплакивать каждое из этих понятий. Фильм, основанный на одноименном романе Лайонел Шрайвер 2003 года, быстро превзошел литературный источник по популярности и репутации. История рассказана с точки зрения матери Кевина, идеально сыгранной Тильдой Суинтон. Фильм начинается с одинокой Тильды, живущей в заброшенном доме, которая навещает своего сына в тюрьме. Он совершил нечто ужасное, настолько, что соседи Суинтон с ней не разговаривают, но что же он совершил? Серия последовательных флэшбеков раскрывает непростое взросление Кевина, нарастающие подозрения матери о его психопатии, и, наконец, ужасающее насилие, которое и приводит его в тюрьму.

Если вам нравится ощущать всю тленность бытия по окончанию просмотра фильмов (и тем не менее осознавать, что любовь есть, какой бы жуткой она ни была), настолько, что хочется свернуться в позу младенца и сдохнуть, то этот фильм для вас! Также это все часть континуума тяжелой участи материнства, о чем было рассказано в «Пятом ребенке» Дорис Лессинг и более поздних литературных источниках. Материнство не так однозначно. Как и любовь. Как и эта концовка…

– Молли Одинтц,
Младший редактор CrimeReads

05:42

«Облачный атлас»... но только трейлер (2012)
Основан на: «Облачный атлас» Дэвид Митчелл (2004)

Трейлер к фильму «Облачный атлас», снятому сестрами Вачовски, – это лучшая вдохновляющая работа кинематографа. Трейлер длится как полноценный короткометражный фильм (целых 5 минут и 42 секунды!) и приносит больше удовольствия, нежели сам фильм «Облачный атлас». А ведь это чертовски амбициозный и ошеломительный эпос, охватывающий целых 6 поколений и множество континентов, к тому же кишащий знаменитостями (хотя тут они порой играют людей не своей расы? Ну да. Все верно). Роман, на котором основан фильм, написанный Дэвидом Митчеллом – красивая, сложная история об абсолютно разных личностях в разные моменты времени, начиная с 19 столетия и путешествия по Тихому Океану и заканчивая семьей за чертой бедности в далеком будущем. Книга Митчелла – нечто уму непостижимое, а связи между шестью историями в ней похожи на мягкие нити. Фильм в целом превращает книгу в некое подобие материализации её мелких деталей (фильм рассказывает о реинкарнации, в то время как книга лишь слегка затрагивает эту тему)... Однако именно трейлер к фильму, который не раскрывает всю суть киноленты (хоть и пытается) – коллекция потрясающих заметок, которые сплетаются воедино более плавно и расплывчато (в хорошем смысле), чем в полной версии фильма. Посмотрите трейлер, который сопровождается песней группы M83 с её барабанами и фортепианной темой, который переливается великолепными цветами, и монтаж которого заставляет сердце биться чаще. А ещё замедленные сцены, и Джим Бродбент, и этот закадровый голос, который говорит что-то вроде: «Я верю, что нас ожидает новый мир. Лучше, чем этот. И мы там встретимся». Вот и скажите мне, что это не заслуживает награды Академии за лучший фильм. Посмотрите мне прямо в глаза и скажите.

– Оливия Рутильяно,
Сотрудник редакции CrimeReads

картинка 1born_to_die

«Великий Гэтсби» (2013)
Основан на: «Великий Гэтсби» Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1925)

Вот вам парочка из миллиарда причин, почему фильм База Лурмана 2013 года – это чертовски роскошное зрелище, не очень любимое критиками – адаптация эпохального Ф.Скотта Фицджеральда – на самом деле одно из величайших достижений кинематографа 21 века(!):

(i) Трейлер. Помните, как мы все были взволнованы, когда этот крутейший трейлер вышел? Помните, насколько он нас взбодрил?
(ii) Саундтрек. Кавер Бейонсе и André 3000 на песню «Back to Black», кавер Джека Уайта на песню «Love is blindness», и, самое прекрасное – песня Ланы дель Рей «Young and beautiful» (которую я до сих пор регулярно слушаю во время пробежек), духовые инструменты Лурмана, звучащие на фоне этого невероятного монтажа, где Ник и Дейзи кидают мячи для гольфа в океан и разбрасываются красивыми шелковыми тканями по всей комнате.
(iii) Сцены вечеринок. Да вы просто посмотрите на это, как они веселятся, во всей этой роскоши в своих сияющих нарядах.
(iv) Джейсон Кларк и Айла Фишер на ролях Джорджа и Миртл Уилсон. В точку.
(v) Как ДиКаприо в роли Гэтсби произносит реплику «Я тоже очень рад нашей встрече». Настолько волнующе. ДиКаприо, с его смазливой мордашкой, энтузиаст-миллениал, который десять лет играл роли, которые требовали от него взгляда на грани полного психического расстройства, словно был рожден для того, чтобы сыграть эту роль, и я даже не хочу спорить на эту тему.
(vi) Джоэл Эдгертон – идеальный Том Бьюкенен. Со времен Кэла Хокли в исполнении Билла Зейна я никогда так не наслаждался злодеем-богачом.
(vii) Как фильм мудро смягчает антисемитскую карикатуру Мейера Вульфшейма. Отличная работа, Баз. Отличная.
(viii) Та самая гифка, где Лео поднимает бокал, которую все мы знаем и любим.
(ix) Поэтичность Ника Каррауэйя Тоби Магуайра в финале киноленты. Все финалы фильмов должны быть настолько же смелыми в плане троллинга пуризма, как и этот.

– Дэн Шихан,
Редактор Book Marks

картинка 1born_to_die

«Много шума из ничего» (2013)
Основан на: «Много шума из ничего» Уильям Шекспир (1623)

Некоторые люди в офисе начали ныть, когда я объявила, что хочу написать об этом фильме, но эти люди глупцы. Ну смотрите, никто ведь и не заявляет, что «Много шума из ничего», срежиссированный Джоссом Уидоном и снятый в его собственном доме, лучше, чем оригинальный «Много шума из ничего», снятый Кеннетом Брана в 1990-х (ещё две вещи, достойные нытья), однако версия 2013 года определенно более элегантная, ну и, камон, ребята, это ведь все та же пьеса (моя любимая). Эту пьесу невозможно испортить, в ней присутствует самый лучший персонаж во всем творчестве Шекспира – хотя, возможно, все-таки первые места я бы отдала Беатриче и Паку, но суть вы поняли. Наверное самое важное, что, если вдруг вы фанат других работ Джосса Уидона, кхм, то воспринимайте фильм как расширенный фанфик, где Уэсли и Фрэд наконец-то сходятся, вместо того, чтобы одному трагически умереть в руках другого ещё до того, как они разделят ложе. В смысле, взгляните на них, вон на ту картинку сверху. Поверьте мне, это стоит просмотра.

– Эмили Темпл,
Старший Редактор

картинка 1born_to_die

«Сквозь снег» (2013)
Основан на: «Le Transperceneige» Жака Лоба, Бенджамина Леграна и Жан-Марка Рокетт

«Сквозь снег»!!!! Он так хорош, ребята.

«Сквозь снег» – это фильм 2013 года, совместного производства США и Южной Кореи, снятый инди-режиссером Пон Джун-хо, основанный на французском графическом романе «Le Transperceneige» Жака Лоба с поразительным замесом. Здесь мы имеет апокалиптический сценарий, где мир стал слишком холодным, чтобы в нем жить, а единственные выжившие обитают в салоне поезда, который ездит по всему миру на скорости, достаточной, чтобы сохранить жизни всех, кто на борту; однако не все выжившие равны. Повествование начинается в «третьем классе», здесь мы узнаем о классовой системе поезда, которая удерживается путем применения жестоких наказаний, и этим всем руководит вызывающая ужас Тильда Суинтон.

Ущемленные массы вскоре начинают бунтовать против их угнетателей, разодетых в меха. Постепенно, по ходу их путешествия с конца поезда вперед, к более богатым вагонам, пробиваясь к двигателю поезда, зрители вынуждены задаваться вопросом: а стоит ли вообще выживание таким образом? Также в «Сквозь снег» были использованы просто дичайшие реквизиты, каждый из которых заслуживает звания самого креативного приспособления для лишения человека руки – целых пять персонажей теряют свои конечности в этом фильме. И все по-разному. Можно даже организовать алкогольную игру по этому поводу.

Идеальный экшн-фильм с мощным марксистским посылом, в котором есть и отличный визуал, позаимствованный из оригинальной комикс-книжки, и вдохновленные видеоиграми сюжетные ходы. «Сквозь снег» – фильм декады, который стоит посмотреть каждому.

– Молли Одинтц,
Младший редактор CrimeReads

картинка 1born_to_die

«Грань будущего» (2014)
Основан на: «Грань будущего (Все, что тебе нужно, — это убивать)» Хироси Сакурадзака (2004)

Фантастический экшн-фильм с Томом Крузом 2014 года «Грань будущего» со слоганом «Живи. Умри. И снова» — адаптация легкого романа «Грань будущего» Хироси Сакурадзаки, хотя, возможно, исконный оригинал — это классический «День сурка» 1993 года Харольда Рэмиса с Биллом Мюррэй. Так о чем же фильм? На самом деле, сюжет не имеет особого смысла; вся фишка в замесе: ближайшее будущее, пришельцы захватили Европу, а Круз — не подготовленный к битвам вояка-недоумок, его натаскивает Брендан Глисон в преддверии эдакого дня Д, где его убивают практически моментально, а затем он просыпается за день до резни, не теряя при этом память, и теперь он вынужден проживать эту бойню без конца, раз за разом. Затем, заручившись помощью крутого бойца Эмили Блант, он тренируется в механическом боевом экзоскелете, чтобы научиться лучше понимать своего врага, и, возможно, самого себя? Знаю, но ведь это так захватывает. Фильм сумасшедше задорный и смелый, здесь потрясающие боевые сцены, как в видеоиграх, а также крутые ребята на ролях второго плана, ну и конечно же здесь есть Круз (который часто играет таких умных ублюдков, и такие роли, кажется, идут ему больше всего), которого загоняют в могилу снова и снова. Посмотреть этот фильм значит научиться ценить то, насколько мало кинокартин подобного жанра, и по-настоящему им насладиться, потому что все остальные представители жанра мало заботятся о вашем удовольствии. А «Грань будущего» точно знает, как порадовать зрителя.

— Эмили Файртог,
Заместитель редактора

картинка 1born_to_die

«Врожденный порок» (2014)
Основан на: «Внутренний порок» Томас Пинчон (2009)

Репутация адаптации Пола Томаса Андерсона 2014 года книги Пинчона выросла со времен релиза фильма, потому что, честно говоря, было вообще непонятно, как экранизировать это. Во-первых, как и во всех достойных историях о частных следователях, сюжет на самом деле не имеет большого смысла. «Смысл» не в смысле, так сказать. (Как пример, «Долгое прощание» — как книга, так и фильм). Весь сок в атмосфере — немного путаницы, немного напряженности, а в данном случае приправленный наркотиками баланс между тоской и паранойей; нечто в воздухе, что идет рука об руку с трауром десятилетних обещаний, потерянной невинностью, исчезнувшими друзьями, умершими и ушедшими. Основанный на нео-нуаре 2009 года Пинчона, сюжет фильма «Врожденный порок» разворачивается в 1970-х на «Гордита Бич» — аналог Манхэттон Бич, только грязный и богемный. Здесь мы наблюдаем за расследованием сомнительного дела некого Дока Спортелло, мужчины, который шагает по противным улицам города словно Филип Марлоу, хотя в данном случае улицы полны атрибутов 1960-х, а главный антигерой — «Йети» Бьорнсен, местный коп, фашистский хиппи-ненавистник. Эту атмосферу не передать никакими средствами, однако Полу Андерсону удается, не без помощи Хоакина Феникса, Кэтрин Уотерстон, Джоша Бролина, Бенисио дель Торо и череды странных персонажей. Что на первый взгляд кажется странным и неожиданным экспериментом, медленно, необъяснимым образом превращается в нечто более нежное и пронзительное; странное, но милое размышление о людях и событиях, которые врываются в нашу жизнь и уходят из нее навсегда.

— Дуайер Мерфи,
Управляющий редактор CrimeReads

картинка 1born_to_die

«Она» (2015)
Основан на: «Она» Филипп Джиан (2012)

«Она» — восхитительный, волнующий фильм, который посмотреть вновь я не решусь. Изабель Юппер играет Мишель Леблан, арт-директора компании по разработке видеоигр, которую однажды насилует маньяк в маске в её собственном доме. После нападения Мишель не звонит в полицию, а наоборот, убирает кровь и разбитое стекло, а затем возвращается к обычной жизни. Кто-то скажет, что «Она» — это ещё один из тех фильмов про «месть за насилие», о чем и высказались некоторые критики, однако довольно-таки очевидно, что данная лента стремится выразить нечто более смелое. Сам факт, что режиссер Пол Верховен не смог убедить ни одну американскую актрису и ни одну киностудию взяться за этот фильм, уже говорит о многом, ведь в фильме «Она» мы наблюдаем макиавеллизм во всей его «грязной» красе в том, как главная героиня пытается заново выстроить свою жизнь и восстановить чувство собственного достоинства после такой чудовищной жестокости. Выпущенный в 2015 году, за год до того, как движение #MeToo стало популярным, фильм «Она» оказался непреднамеренным предвестником вскоре ставших как никогда громкими дебатов вокруг мужской и женской силы, о разнице полов и половой этике.

— Аарон Робертсон,
Помощник редактора

картинка 1born_to_die

«Леди Макбет» (2017)
Основан на: «Леди Макбет Мценского уезда» Николай Лесков (1865)

Существует ли более наводящий ужас протагонист, чем Кэтрин, леди Макбет из адаптации Уильяма Олдройда очерка Лескова (который, в свою очередь, был написан под вдохновением самого известного женского персонажа Шекспира)? Конечно, мрачных персонажей немало, и история многих из них начинается с убийства, а затем стремительно накаляется (с точки зрения и методов, и жертв), но как уже однажды я писала, большинство из них, ну, не побеждают в итоге, и большинство из них не играет Флоренс Пью, которая потрясающе изображает Кэтрин — аморальную анти-героиню сказки — сказки, где люди умирают, исчезают и оказываются расчлененными — кто страдает от праздных рук больше, чем от чего бы то ни было. Безумно жаль, что многие не видели этот фильм, несмотря на всего его любопытные тревожные образы; любители Отессы Мошфег, Кэтрин Лэйси и самого Шекспира должны несомненно оценить.

— Эмили Темпл,
Старший редактор

картинка 1born_to_die

«Скрытые фигуры» (2016)
Основан на: «Скрытые фигуры», Марго Ли Шеттерли (2016)

Фильм «Скрытые фигуры», основанный на одноименном нехудожественном бестселлере Марго Ли Шеттерли, рассказывает историю Кэтрин Джонсон, Дороти Воган и Мэри Джексон — превосходных черных женщин, которые стояли за величайшими открытиями НАСА. (Вы о них вообще слышали ранее? Я определенно нет.) Если бы эти женщины не вышли за рамки общепринятого и не сражались за свое «место под солнцем», астронавт Джон Гленн никогда бы не вышел успешно на орбиту. Тараджи П.Хенсон, Октавиа Спенсер и Жанель Монэ проделали невероятную работу, воплощая на экране личности этих важных для истории космоса женщин. Есть там одна сцена, которая застряла в моей голове надолго после просмотра. Во времена, показанные в фильме, все ещё существовали сегрегированные ванные комнаты, и мы видим героиню Тараджи П.Хенсон, бегущую с одного конца кампуса в другой, покрывая достаточно большую дистанцию, чтобы попасть в уборную для «цветных». Поначалу сцена даже кажется забавной. Но затем мы видим, как это влияет на её работу. А затем её белый босс-мужчина отчитывает её перед всеми коллегами за то, что та слишком долго отсутствует на своем рабочем месте, пока наконец она не взрывается, поясняя, на что ей приходится за раз тратить 40 минут своего времени, выкрикивая, что, мол, уж всем остальным такое даже и в голову прийти не могло. Это один из поворотных моментов в картине, грамотно вплетенная деталь, которая отражает ужасающую реальность того времени. Однако «Скрытые фигуры» вовсе не окунают тебя с головой в это. Он не заостряет внимание на несправедливости. Фильм также наполнен радостью, смехом, маленькими победами и крепкой женской дружбой. Сама по себе история весьма душещипательна, и она вдохновляет, а киноадаптация — своего рода чествование этих женщин, которые внесли свой вклад в историю.

— Кэти Йи,
Помощник редактора Book Marks

картинка 1born_to_die

«Сможете ли вы меня простить?» (2018)
Основан на: «Сможете ли вы меня простить?», Ли Израель (2008)

Мне нравится наблюдать за персонажами, чьи действия движимы отчаянием, но не то чтобы мне нравилось изучать подобное поведение! Даже если вы не разделяете мой интерес к деструктивному поведению, «Сможете ли вы меня простить?» стоит посмотреть. Основанный на одноименных мемуарах Ли Израель, фильм является отчасти комедийным «buddy-movie» (Мелисса Маккарти и Ричард Э.Грант играют Ли Израель и её друга/соучастника Джека Хока), отчасти криминальным, и отчасти комедией с колким черным юмором. А ещё, как А.О.Скотт отмечает, фильм действует словно «кошачья мята для книжных червей», поскольку рассматриваемое здесь преступление — продажа поддельных писем от лица литературных гигантов, включая Дороти Паркер и Ноэла Кауарда. Одна из тех вещей, за что я люблю фильм, это то, что хоть в фильме и не «обеляются» криминальные авантюры Израель (она сфальсифицировала 400 писем, что я бы посчитала за авантюру), её таланту подражания воздают дань уважения. Сценарий, написанный Джеффом Уитти и невероятной Николь Холофсенер, забавный, хулиганистый и очень, очень напряженный, а Ли Израель, сыгранная Мелиссой Маккарти, — теперь одна из моих любимых «не любимых обществом» женщин десятилетия.

— Джесси Гейнор,
Редактор социальных сетей

* * *


Достойные упоминания

Подборка других адаптаций, которые мы всерьез рассматривали для обоих списков (чтобы вы понимали, насколько тяжело было принимать решение).

«127 часов» (2010) · «Девушка с татуировкой дракона» (2011) · «Человек, который изменил все» (2011) · «Гарри Поттер и Дары смерти: Части I» (2011) · «Джейн Эйр» (2011) · «Анна Каренина» (2012) · непосредственно сам «Облачный атлас» (2012) · «Хорошо быть тихоней» (2012) · «Космополис» (2012) · «Побудь в моей шкуре» (2013) · «Жизнь Адель» (2013) · «Невероятная жизнь Уолтера Митти» (2013) · «Дивергент» (2014) · «Комната» (2015) · «Дневник девочки-подростка» (2015) · «Марсианин» (2015) · «Все ещё Элис» (2015) · «В центре внимания» (2015) · «Затерянный город Z» (2016) · «Если Бил-стрит могла бы заговорить» (2018) · «Черный клановец» (2018) · «Мы, животные» (2018) · «Братья Систерс» (2018) · «Жена» (2018).

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Literary Hub
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
41 понравилось 13 добавить в избранное

Комментарии 3

Круто! Спасибо!

После того, как леди Макбет, покинув Англию, побывала в руках Лескова и вновь вернулась в Англию, она не только перестала быть шекспировской героиней, но и лесковской тоже. В фильме удачное начало, но дальше смотреть это невозможно.

По поводу "Великого Гэтсби" согласна полностью!

Читайте также