11 января 2018 г., 13:10
3K
Повседневная советская ностальгия
В 1947 году Джон Стейнбек и Роберт Капа решили познакомить Америку с советской жизнью. Семьдесят лет спустя два журналиста проследили их путь.
Лора Рестон/Laura Reston
Фотографии: Томас Дворжак/Thomas Dworzak и Роберт Капа/Robert Capa
В 1948 году Русский дневник , одну из первых попыток ведения хроники повседневной советской жизни для американской аудитории. В книге представлены восторженные, лиричные описания русской деревни: счастливые крестьяне, трудящиеся в колхозах на Украине и Кавказе; и сдержанные описания суровых реалий, с которыми сталкиваются чиновники правительства, интеллигенты и заводские рабочие в городах. «Никто не теряет зря ни минуты под улыбчивым, задумчивым или суровым взглядом Сталина», – писал Стейнбек. «Это одна из тех особенностей, которых американцу не под силу понять».
Прошлым летом журналист Юлиус Штраус и фотограф Томас Дворжак проследили шаги Стейнбека и Капы через Восточную Европу. Сегодня Россия во многом выглядит совсем по-другому. Но, поскольку страна вернулась к некоторым милитаристским националистическим тенденциям советской эпохи, аспекты повседневной жизни напоминают те, что видели Стейнбек и Капа 70 лет назад. Под руководством Владимира Путина Кремль возвел новые музеи, прославляющие советское прошлое, и организовал тщательно продуманные военные парады, которые присущи временам царей. Российские чиновники произносят громкие речи об упадочном мировоззрении Запада, его двуличности и агрессии.
В Москве в мемориальном музее Второй мировой войны Дворжак и Штраус наткнулись на эту копию Лего, выставленную на продажу в сувенирном магазине. «Битва за Берлин» – гласила упаковка. Это один из способов рассказывать русским детям о днях славы Советского Союза. «Новая война уже началась, – говорит Штраус, – борьба, которую ведет Путинский Кремль, Русская Православная Церковь и обновленная Красная Армия против тех, кто верит в НАТО, европейский идеал и западные либеральные ценности».
1947: Женщины танцуют на площади в Москве.
2017: Участницы конкурса «Мисс Москва» ждут за сценой объявления победителей. Женщина в камуфляже, выпускница академии ФСБ, настояла на том, чтобы появиться в форме.
1947: Женщины сидят в Москве на Красной площади. При советской власти площадь была основным местом, где Кремль обычно демонстрировал свою военную мощь, организовывал массовые государственные парады и марши через центр города. На самом деле, городские проектировщики Сталина однажды предлагали снести собор Василия Блаженного – здание на заднем плане этого фото – чтобы получить больше места для более сложных военных парадов.
2017: Немецкие туристы гуляют по Красной площади.
1947: Публика смотрит цирковое выступление в Киеве, Украина.
2017: Цирковые выступления теперь проходят в Москве в театре «Дубровка», где чеченские боевики захватили в заложники зрителей театра в 2002 году, убив 130 человек.
1947: Крестьяне пожинают пшеницу в колхозе имени Шевченко, Украина. Сталин начал коллективизацию в конце 1920-х годов, планируя освободить русских крестьян от многовекового принудительного труда в качестве крепостных, работающих на богатых землевладельцев, а позже на кулаков.
2017: Пешеходы идут мимо Центрального почтамта Москвы, где проходят ремонтные работы.
1947: Выступление балета Большого театра в Москве.
2017: Участники Московского молодежного театра репетируют балет Чайковского «Лебединое озеро», основанный, по мнению некоторых российских ученых, на традиционных русских и славянских народных сказках.
1947: Сталинград был разбомблен бомбардировкой Люфтваффе во время Второй мировой войны. К тому времени, когда Капа и Стейнбек добрались до города, через два года после капитуляции Германии, Сталинград, который был важным промышленным центром России до войны, все еще лежал в руинах.
2017: Украинская армия отсиживается в этом разбомбленном строении, не упуская из вида линию фронта в Донбассе, регионе на востоке Украины, который граничит с Россией. Российские сепаратисты сражались там с украинской армией, с тех пор как в марте 2014 года начались боевые действия.
1947: Женщина регулирует движение в Киеве, Украина.
2017: Солдаты репетируют парад в честь празднования Дня независимости Украины 24 августа, даты, когда украинский парламент провозгласил независимость от рушащегося советского режима в 1991 году.
1947: Мирская монахиня стоит в нефе Джвари, грузинского православного монастыря, построенного в шестом веке (согласно Википедии — в седьмом, 605-640гг — прим. пер.) в горах, с видом на древний город Мцхета, родину христианства в Грузии.
2017: Молодая девушка прикрывает волосы при входе в собор Светицховели в Мцхете, Грузия. Сегодня около 83 процентов граждан Грузии принадлежат к Восточной Православной Церкви.
1947: Роберт Капа фокусирует свой объектив на Джоне Стейнбеке во время того, как они были в Москве. Выпущенный в следующем году, их «Российский журнал» был оценен критично в Соединенных Штатах.
2017: Томас Дворжак воссоздает с Юлием Штраусом фотографию Капы 1947-го года в Доме писателей Грузии в Тбилиси.
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Комментарии 8
Показать все
Совсем недавно дочитал "Русский дневник".
Рекомендую к прочтению всем, кто хочет знать правду о том, что написали Стейнбек и Капа.
Эти чуваки, которые проехали маршрутом Стейнбека и Капы, книжку, похоже не читали. Или читали, но ни черта в ней не поняли. "Русский дневник" - очень добрая книга. Ее авторы старались смотреть на СССР взглядом, не замутненным пропагандой. Штраус и Дворжак - напротив, под каждую фотку подстраивают идеологизированный подтекст.
KindLion, Мне кажется они не особо и пытались понять, статья явно для пропаганды писана. Но зато из нее видно, что о России пишут сейчас в США. Прошу прощения, я почему-то эту книгу на русском не нашла, плохо искала, видимо :) перевела название немного некорректно, сейчас попробую подправить
Lastoveckyj, Долго недоумевал, откуда вы взяли про "счастливых крестьян". Наконец-то разобрался - это из той статьи, под которой мы с вами беседуем.
Вы знаете, в книжке Стейнбека и Капы фразы про счастливых крестьян из колхозов - нет. Не сочтите за труд, почитайте - может, поймете что.
Фотографии Дворжака, на мой взгляд, даже близко не идут в сравнение с талантом Роберта Капы. На некоторых фото даже непонятно, что хотел передать автор. Как будто пробежал мимо и на телефон отщелкал. Что можно показать миру с таким отношением. И те, кто читал книгу, наверное помнят, как щепетильно относился Капа к самому процессу фотографии, мог полдня готовиться и искать правильное расположение света и расставлять предметы. Как умел раскрывать характер человека одной фоткой. И как ревниво относился к своим пленкам, чем вызывал недоумение у окружающих.
У Капы на фотографии можно смотреть долго и каждый раз находить какие-нибудь интересные детали. Он действительно был очень талантлив. И дело вовсе не в том, что фото просто старое и черно-белое.
Но это повторюсь мое субъективное мнение.
Читайте также
-
4 сентября 2020 г.
1K
Как Джон Стейнбек в своем последнем романе борется с проблемами иммиграции и морали
-
11 августа 2019 г.
4K
Сколько экземпляров известных книг было продано в первый год после публикации?
Ну что ж, любопытные параллели. Только ведь войну не может вести одна сторона. В общем, от субъективности и предвзятости уйти трудно.