3 августа 2016 г., 20:49

246

Ионеско и Дюрренматт — картины двух писателей

34 понравилось 0 пока нет комментариев 3 добавить в избранное

o-o.pngАвтор: Беатрис Эйхман-Лейтенеггер
Фото: Франциска Месснер-Раст

В Центре Дюрренматта в Невшателе проходит выставка литографий Эжена Ионеско и Фридриха Дюрренматта. Драматурги были дружны между собой и вместе занимались живописью. В драматических произведениях Ионеско и Дюрренматта уже давно находили сходство: оба автора писали о подверженности людей слабостям — деньгам, власти или различным идеологиям, оба боролись за свободу индивидуальности. Но прежде всего и тот, и другой отличались явной склонностью к гротеску. Однако дальнейшее сходство оставалось в значительной мере скрытым, и именно на него делает акцент Центр Дюрренматта в своей обширной выставке.

Неизвестный господин
Поехать в Невшатель стоит уже потому, что там мы можем познакомиться с Эженом Ионеско как иллюстратором и художником. Как и Дюрренматта, его можно назвать одаренным вдвойне, и здесь его произведения можно увидеть рядом с произведениями его друга. Ведь на самом деле между швейцарским и франко-румынским драматургами существовала тесная связь. Ионеско часто проводил время в доме Дюрренматта. Их знакомство началось в Париже, когда Дюрренматт в 1957 году присутствовал на пробах для пьесы Визит старой дамы ( Besuch der alten Dame ).

Тогда ему бросилось в глаза, что в темноте зрительного зала часто сидел один и тот же господин, молчаливый и внимательный. Это был Ионеско. Когда он наконец представился Дюрренматту, он, вероятно, сказал ему: «Если бы у меня получилась такая пьеса, я бы совсем перестал писать». Вскоре после этого и Ионеско достиг международного успеха с пьесой Носорог (Rhinocéros) (премьера состоялась в 1959 году). В 70-х годах двадцатого века его творчество как драматурга уже достигло своего зенита, и наряду с работой над прозаическими произведениями он обратился к изобразительному искусству. С помощью этого занятия, с которым он был знаком еще в детстве, он боролся против тяжелой депрессии, причины которой, видимо, лежали в болезненных ранних воспоминаниях.

Местом творчества как для Ионеско, так и для Дюрренматта была галерея Эркер в Санкт-Галлене. Ее руководители Франц Ларезе и Юрг Жаннет, кроме того, владели издательством и печатной мастерской (предприятие существовало до 2014 года). Литограф Урбан Стуб поддерживал обоих гениальных учеников и даже стал их «соучастником». Маделейн Бетшарт, руководитель центра Дюрренматта, провела со Стубом интервью — его можно прочитать в буклете о выставке, — в котором можно узнать о различных методах их работы.

Непосредственность сообщения
В то время как Дюрренматт подходил к работе над произведениями, имея перед собой четкий художественный образ, но свой первый эскиз так же, как и при написании произведений, многократно изменял, художественные миры Ионеско возникали спонтанно из мазка кисти.

Ионеско находился в поисках непосредственности сообщения: он не доверял языку, который, как он знал по своему политическому и театральному опыту, мог быть искажен, даже изуродован. Но здесь, сидя перед литографическим камнем (экземпляр можно увидеть на выставке), он мог увидеть на мир таким, каким видел его в детстве.

По этой причине его работы кажутся наивными («Я первый художник наивной абстракции») и ограничиваются черными фигурами на фоне толстых, почти неуклюжих штрихов. Позднее он отваживается на все более смелые краски, так что в картинах проявляется экзотическая сочность. Их темы сильно переплетаются с драматическим творчеством, как, например, литография под названием «Стулья» (1984). Другие работы вращаются вокруг силы смерти или касаются — как и у признанного атеиста Дюрренматта — религиозной области, как, например, «Распятие» 1982 года.

Иногда кажется, что Жоан Миро был его крестным; каталонец в 1964 создал портрет Ионеско карандашом и акварелью. Портрет висит на выставке рядом с портретами авторства Альберто Джакометти (1965) и Дюрренматта (1985).

Святой член Национального совета
В отличие от Дюрренматта, Ионеско думал о продаже своих произведений. Галерея Эркер хотела свести вместе художников и людей, интересующихся искусством, чтобы облегчить их взаимодействие. Здесь однажды встретился с Дюрренматтом член Национального совета Курт Фуглер, но запланированный разговор об искусстве развивался не так, как можно было предвидеть: Дюрренматт говорил исключительно о футбольном клубе Невшателя Ксамакс и футбольном клубе Санкт-Галлена, потому что футбол для него — это театр. После этого он нарисовал карикатуру, где изобразил члена Национального совета и руководителей галереи, чьи головы украшал нимб: «Трое святых».

Источник: NZZ
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

34 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!