Больше историй

14 апреля 2022 г. 16:42

1K

"Порой мы спим ещё, а сны уже сбылись..."

На фоне у меня играет плейлист с акварельным названием "Аll the memories are coming back when you meet an old lover" *, за окном садится почти летнее солнце, если бы небо не было пока еще таким чистым и прозрачным, каким бывает только весной. Всё это, вероятно, неслучайно. Я никогда не была поклонницей истории о "Ромео и Джульетте", сколь гениальной ее бы ни считала. Прекрасный язык, чарующий ритм и рафинированная любовная трагедия - всё прекрасно, всё вызывает восхищение, но не является мне близким. Я бы сказала, что в моём случае "Ромео и Джульетта" в частности, как и Шекспир в целом - это состояние души, в котором я никогда надолго не задерживалась и вовзращалась очень редко.  Я - человек прозы. Причем прозы эгоистичного 20го века. Так что же привело меня к этой  тлеющей в каждом истории, но так редко дающей значительных всполохов? Это Франко Дзеффирелли. 

Я помню, как в рамках своей программы "Их Италия", Владимир Познер брал интервью у знаковых итальянцев эпохи. Более всего мне запомнились Тонино Гуэрра, к которому я ни раз впоследствии возвращалась, и Франко Дзеффирелли. Имена этих двух итальянцев 20го столетия звучат во мне каждый раз, когда мне по внутреннему велению необходимо вернуться к истокам всего прекрасного - итальянскому искусству моего родного века.

Лучшей работой Дзеффирелли считается лента "Ромео и Джульетта" 1968 года. Пожалуй, атмосфера фильма, операторская работа, композиция кадра, и, конечно, вызывающая мурашки музыка, написанная Нино Рота (впоследствии автором незабываемой музыки из к/ф "Крёстный отец"), заставили меня вновь обратиться к трагедии двух заложников семейных распрей. Эти два жертвенных агнца, положенных на алтарь во искупление семейного греха, со всей свежестью старого кино предстали передо мной в фильме маэстро Дзеффирелли. Всё в киноленте передает истинно шекспировскую атмосферу - развевающаяся легкая занавеска, так созвучная "Сну в летнюю ночь", и влажные, пахнущие мхом и вьющимся плющом каменные стены средневековой Вероны. 

 "Редчайший дар, для мира слишком ценный...". А внутренний голос высокомерия и ностальгии добавляет - для современного мира. Всегда ли ностальгия высокомерна? На мой взгляд, скорее да. В тоске по прошлому всегда есть оттенок пренебрежительного: "Это было Моим, а это уже Ваше". Но суть в том, что наследие творцов прошлого принадлежит всем последующим поколениям ровно в той степени, в какой этой поколение хочет им обладать. 

o-r.jpg

* "Все воспоминания возвращаются, когда встречаешь старую любовь".Я сознательно пожертвовала словом "любовник", которое было бы более точным, но привнесло бы значительный оттенок вульгарности, которого в оригинале нет.

Ветка комментариев


а просто очень рафинированная, высокопарная)

Да, согласна... Мне кажется, высокопарность, помимо прочего, черта той эпохи. Пафос сочетался с приземлённостью и тем, что сегодня назвали бы грубостью и непристойностью (достаточно вспомнить "Дон Кихота"). Тогда это было окей.
Я вижу ту эпоху, как далёкую от нас не столько во времени, если брать в расчёт всю мировую историю, сколько ментально.
Фильм постараюсь как-нибудь посмотреть)

И тебе спасибо, Алёна)