Больше историй

8 марта 2022 г. 16:07

13K

Горькие мысли вслух

... или довольно бессвязные мысли, записанные в режиме потока сознания.

Бывает, что читаешь книгу и неожиданно какая-то строчка в ней резонирует с текущим моментом, кажется на удивление универсальной.
Таким для меня оказался отрывок из книги Гитта Серени - The Healing Wound: Experiences and Reflections, Germany, 1938–2001, где Гитта Серени собрала собственные воспоминания и наблюдения за указанный период. Она посещала суды в ФРГ, на которых разбирались преступления нацистов против человечества, общалась с детьми тех, кто был повинен в этих преступлениях.
Автор цитирует слова обвинителя на одном из таких судов.



A people cannot separate themselves from their history. You cannot say yes to Beethoven as part of you, and no to Hitler. The men who did it are living among us. If we don't call them to account for these crimes, we condone, again passively, what they have done.

Перевод:
Народ не может отделить себя от своей истории. Нельзя сказать да Бетховену, как части себя, и нет Гитлеру. Виновные живут среди нас. Если мы не призовём их к ответу, то будем пассивно потворствовать тому, что они совершили.

На этом можно бы и закончить. Какие образы возникли у меня в голове по прочтении, думаю, несложно догадаться. Да и не совсем правильно развивать эти мысли, находясь за пределами одной миролюбивой державы…
Но почему я делаю эти заметки в истории к книге Николая Эппле? Я прочитала «Неудобное прошлое» какое-то время назад. Книга оставила у меня смешанные, но в целом положительные впечатления.
Если очень коротко, автор на примере многих стран с травмирующим прошлым опытом (Аргентина, Чили, ЮАР) показывает, как важно признавать совершённые военно-политические преступления и брать за них ответственность. Автор, естественно, уделяет достаточно внимания сталинским репрессиям.
Для чего нужно помнить, разве не проще впасть в коллективную амнезию?
Дело даже не в тех, кого уже нет, им всё равно. Непроработанное, неотрефлексированное должным образом прошлое проникает в настоящее и влияет на общественные настроения.
Так, попытки отрицания репрессий и нахождения для них рациональных объяснений (включая ссылки на т.н. collateral damage), возможно, способствуют снижению ценности человеческой жизни в массовом сознании. Нежелание признавать официальную ответственность за государственные преступления понижает чувство ответственности за них в настоящем и будущем.

На ум приходит выражение, приписываемое Вольтеру. История никогда не повторяется, человек - всегда.
Именно люди совершали и совершают преступления и несут за них ответственность, а не какая-то выдуманная историческая необходимость или мифическая предопределённость.

Если вернуться к цитате вначале... Никто из нас не выбирает свою историю, не выбирает родной язык или место рождения. Очень многое в этой жизни от нас не зависит, но каждый человек может оставаться честным с самим собой и помнить, что очень трудно гордиться «Бетховеном», не признав, как бы болезненно это ни было, «Гитлера» и содеянное при нём.

Ветка комментариев


Конечно, часть нас думает, так вам и надо, сами начали, не помешали своей армии убивать других

Галя, где я писала про "так вам и надо"? Речь шла об атмосфере 1945 года, когда произошли бомбардировки, и о людях, которые в ней жили. Причём здесь я?.. Может, я была бы в то время японкой.
Но кто первый совершил нападение - это важно, хотя бы для того, чтобы у лидеров не возникало желания развязывать агрессию против суверенных государств, прямую или гибридную.
А про Югославию, если хочется разобраться в вопросе, нужно читать работы или слушать серьёзных исследователей. Но вроде не секрет, что на протяжении всего этого трагического конфликта совершались преступления против мирных жителей.
Но, прости, я не понимаю, к чему это настойчивое упоминание Югославии в данном контексте? Ты хочешь сказать, что у тебя болит сердце из-за событий более чем двадцатилетней давности?
Да, мир полон несправедливостей и неравенства (трусость, главное - моё спокойствие и прибыль, "все животные равны, а некоторые равнее", расизм и прочие предрассудки). К несчастью, в нём много локальных конфликтов, большей или меньшей значимости. Но локальные конфликты не угрожают всему миру...
Сейчас сердце болит от осознания, что сегодня страдают невинные люди и у этих страданий есть причина, и эта причина - точно не НАТО. .. Я уже написала выше, убийство или изнасилование, совершенное одним, никак не оправдывают другое убийство или изнасилование.



реально мало громких судебных дел о преступлениях властей-победителей,

С этим согласна. Несправедливость и инертность мира поощряют новые несправедливости и беды. Получается, что жизнь одних как бы "ценнее" жизней других... Помимо всего прочего, это ещё больше разобщает и так разобщённых людей. Никому не хочется верить.



о ценности человеческой жизни,

Я говорила о том, что каждый человек может сам для себя определить, что для него главное. Скажем, спокойная жизнь простого обывателя или реализация чьих-то сомнительных, если не губительных амбиций? Индивидуальную ответственность никто не отменял. Быть может, сегодня она приобретает особенную значимость.



где то войны "справедливые"?

... Как говорил брат моего дедушки, который очень не любил рассказывать о войне, война может быть оправдана только тогда, когда оккупант с оружием пришёл в твой дом. Тот, кто вынужден защищать свой дом, знает, что добро на его стороне и его дело правое.

У меня всё. Я высказала всё, что могла в рамках комментариев.