Больше историй

5 декабря 2021 г. 17:14

1K

Игры в контексте

Мы не единожды слышали о том, как важен для понимания контекст и как с его изменением возможна кардинальная трансформация смысла той или иной фразы.
Вне контекста отдельное предложение бывает открыто для самых разных толкований. А знали ли вы, что эту особенность при желании можно использовать для игры?

В моём детстве мы как-то играли в сочинение неоднозначных предложений, которые можно интерпретировать по-разному. Нужно было придумать или вспомнить одно предложение, которое неявно содержит в себе целую историю.
К примеру, он зашёл в комнату, весь пол был в осколках, влажных пятнах и трупах. Чем описанная картина может объясняться? Разбился аквариум, его обитатели, к сожалению, погибли.
Другой вариант. Она стояла в ванной, в мокрой одежде, и с горечью думала, что только что сделала неприятно дорогому существу. Человек впервые искупал собаку.
Выдумать предложение, которое описывало бы завывания ветра за окном, было одним из относительно простых решений.
Помню, жалела тогда, что нельзя было воспользоваться помощью Google или какого-нибудь его аналога в придумывании туманных фраз, заключающих в себе целые истории. Но в любом возрасте иногда полезно думать только своей головой и опираться на собственную память.

Михаил Бахтин в своём очерке «Проблема речевых жанров» приводит прекрасный в своей простоте пример значимости контекста. Послушаем:

... предложение, как единица языка, нейтрально и не имеет само по себе экспрессивной стороны; оно получает ее (точнее — приобщается к ней) только в конкретном высказывании. Возьмём для примера предложение «Солнце взошло».
Оно может быть частью высказывания: «Солнце взошло. Пора вставать». Ответное понимание (или громкий ответ): “Да, действительно, пора”. Но оно может входить в состав другого высказывания: «Солнце взошло. Но ещё очень рано. Нужно ещё поспать». Здесь смысл высказывания и ответная реакция на него будут другими.
Предложение это может входить и в состав художественного произведения как элемент пейзажа. Ответной реакцией в этом случае будет художественно-идеологическое впечатление
(не спрашивайте), а оценка может относиться только к целому пейзажу. В контексте другого произведения это предложение может получить символическое значение. Во всех подобных случаях предложение является значащим элементом целого высказывания, приобретающим свой окончательный смысл лишь в этом целом.

Ветка комментариев


Ан, нет. Ничего не скажу. Вскользь упомяну, а потом унесёт меня в другие края. Извини за ложную интригу