Больше историй

25 ноября 2012 г. 13:21

185

Лига графоманов

На днях в нашем городе прошел любимый мной ежегодный конкурс «Родники Подмосковья», где школьники показывали свои способности к выразительному чтению стихотворений. В этом году я «журила» в секции старшеклассников, которые представляли произведения собственного сочинения. И опять передо мной замаячил вопрос, который не дает мне покоя все последнее время: « А нужно ли плодить графоманов?»
Поставив с ног на голову цитату из «Евгения Онегина», скажу так : « Да, графоманов я сужу... Затем, что к ним принадлежу!» Вот уже более десятка лет в Дубне я занимаюсь тем, что приобщаю школьников к стихоплетению... В 1998 году у меня учились очень талантливые в этом смысле девочки, которые к тому же с юмором относились к собственному творчеству. Мы играли в поэтов — и нам было весело. При этом технический уровень произведений моих подопечных был очень неплох. Часто мы сочиняли «датские стихи» - для всяких праздников и торжественных событий. Помню, как Оля Д. на мою просьбу написать к Дню Учителя поздравление любимому учителю выдала такое послание:

Вам, любимой, доброй, нежной,
Искренней и безмятежной,
Всем открытой, чуть наивной,
С детскою улыбкой дивной...
Милой, ласковой, ранимой,
Дружною семьей хранимой,
Свет несущей всем в округе...
Не учителю — подруге!

Кто же откажется от такого подарка?
Тогда же радовала меня кладбищенской лирикой «готка» Ксюша К... Были и другие девочки. «Под сенью девушек в цвету» я не мучилась вопросом, нужное ли это занятие?

Потом мой кружок стихоплетения стал привлекать внимание скорее количеством, чем качеством членов. Дошло до того, что родители попросили сделать посещение кружка обязательным для всего пятого класса. Элективный курс « Азбука стихоплетения» продержался год, затем половина класса просто «спеклась», а я хваталась за голову при виде
вороха посланий, уже ничем не напоминающих стихотворную речь.
Примерно в это время одна из моих «звездочек», моя любимая Надежда М., написала такие юмористические стихи:
« Стихи МОИ — и потому прекрасны!»:

Искусство нужно сердцу и уму.
Я веник из травы разнообразной
Сложу. Но сам, заметь! И потому
Не веник это, а букет прекрасный.

Я зарифмую « палка» и «щека»
Хотя они совсем уж несовместны...
Хотя писать стесняется рука...
Моя же рифма — потому прелестна!

Рассказ совсем бредовый напишу,
И кучу сочиню бездарных песен...
Кто скажет : «Нет таланта» - задушу.
Талант ведь МОЙ — и потому чудесен!

Я на бумагу кляксу посажу,
Хотя ни в чем бумага не повинна...
И всем, кто сам не понял, я скажу:
«Она МОЯ. Поэтому — картина!»

Это стихотворение было опубликовано в местной прессе и вызвало оживленную дискуссию на тему «писать или не писать». Вспомнили и главный девиз : « Можешь не писать — не пиши!» Но в конце концов все - таки постановили: « Хочешь — вытворяй!» Это было в 2002 году.
А потом ушел в прошлое обязательный экзамен по литературе, и уровень писательского мастерства у школьников стал стремительно падать. Конечно, можно выбрать ЕГЭ по литературе, но все понимают, что тестирование — это не сочинение, а кроме того, если в целом падает мотивация изучать литературу, то даже «звездочки» все понижают и понижают себе планку.
И вот теперь, приходя в секцию начинающих поэтов, я не знаю,что делать. С одной стороны, это замечательно, что столько девочек еще готовы тратить уйму времени на любовные стенания в рифму... но с другой стороны, нельзя ли при этом почитать для начала классических авторов, заиметь хоть какое-то представление о ритме, о рифме...
Я вчера спросила у одной старшеклассницы, которая поразила меня полным отсутствием слуха: « Это что, верлибр?» И одиннадцатиклассница ответила: « Не. Это я сама написала.»
В данном случае — не сомневаюсь. Хотя многих других претенденток на звание «королевы поэзии» нам нередко приходится проверять на плагиат, так как не все стесняются позаимствовать чужие чувства и настроения на размножающихся ,как грибы, сайтах стихотворцев. « Клубы» и « клубочки» непризнанных гениев заполонили интернет, одни и те же стихи попадаются под разными фамилиями. Само собой, я имею в виду настоящие фамилии, не «ники»...
Стоит ли еще в этих условиях помогать плодиться графоманству?
Но ведь всегда есть те, из-за которых хочется ответить утвердительно.
Так на конкурсе «Родников» я открыла для себя одно имя — Шумилова Настя. Она тоже, на мой вкус, технически недорабатывает с текстами, но в них есть поэзия. Сегодня я почитала ее произведения на сайте «Стихи. ру.» и убедилась, что правильно сделала, признав именно Настю победительницей в секции начинающих поэтов. Так может быть ради одного — двух детей уже имеет смысл продлить существование «цеха поэтов»? Я не знаю.

Комментарии


Количеством ты можешь потрясать.
— Ни дня без строчки! —
Так свой труд итожишь.
Но то, что ты не можешь не писать,
Ещё не значит, что писать ты можешь!


Имхо, вопрос "А нужно ли плодить графоманов?" не стоит. Как подсказывает нам русский фольклор, "дураков не сеют и не пашут, они сами родятся" :)
Моё убеждение: поощрять графоманию не следует.

офф к автору истории: сделайте милость, не ставьте пробел после открывающих кавычек. Больно смотреть.


Если Вы цитируете чужие строки, то лучше указывать автора, а то наивные читатели могут подумать, что автор эпиграммы - Вы.
Если Вы против графомании, то что же Вы тут делаете? Мы все в каком-то смысле графоманы, разве не так?
Я не тролль, и никому не хочу делать больно... А мне каково смотреть на многочисленные орфографические ошибки в рецензиях на главной полосе!!!???


1. То, что строчки заключены в тег "цитата", уже ясно даёт понять, что не я их автор. Ну, Борис Козлов.
2. Не все читатели так наивны :))
3. А Вы что, хотите сказать, что ЛЛ — сайт для графоманов? Позвольте не согласиться.
4. Ну, так если это понимаете, почему бы не отредактировать текст, а попросту — исправить ошибки? Берёте и делаете.


я за шуточное стихосложение, в таком все могут участвовать (и я, и я !).
По-моему, главное - найти в себе силы сказать серьезному графоману правду о его изысках, особенно, если ведешь стихотворный кружок.


Обычно я тоже предпочитаю шутливые экзерсисы, а не издевательство над словом и читателем.


Я считаю, если ребенок хочет заниматься в кружке - надо поощрять. Пусть лучше плохие стихи сочиняет, чем пьет Ягу в какой-нибудь подворотне. В художки, например, тоже далеко не одни юные Шишкины ходят - что, их теперь закрыть все? Конечно, у всех детей разное количество таланта и трудолюбия, но каждый имеет право попробовать свои силы в интересующем его деле. Интернет-сообщества - это совсем не то, они не дают реального общения с единомышленниками и преподавателем.
Я понимаю, что любому преподавателю хотелось бы заниматься с одаренными учениками, но некрасиво было бы вставать в позу и говорить "Фу, я не хочу возиться с графоманами, подайте мне гениев!". На мой взгляд, самые главные качества хорошего наставника - это терпение и способность тактично указать на недостатки, дать совет так, чтобы у ребенка не возникло ощущения, что его осуждают или ругают.
Разумеется, родители, просившие сделать кружок обязательным, не правы. Желание заниматься должно исходить от ребенка, из-под палки он ничего путного не сочинит.


Полностью с вами согласна! К тому же, мне кажется, не слишком корректно называть детское творчество графоманством. Графоманство - это, на мой взгляд, ужасные по качеству и количеству опусы публикуются и насаждаются, а не когда ребенок пробует себя, пишет стихи, грубо говоря, "в стол" или маме на 8 марта. Это жестоко.


Во-во. Надо, чтобы "элективный курс" был и в самом деле по выбору ученика. Пусть он играет в сочинителя, если хочет. Если ему это весело! Если ему интересно проводить время с наставником за таким занятием!


Уж ничего "жестокого" тут точно нет. Я сразу оговорилась, что сама принадлежу к "графоманам" - и даже капельки негативного у меня за этим словом не стоит. Некоторые в Интернете пишут посты на заданную тему, в заказанном ключе - и получают за это деньги. А графоман пишет для своего удовольствия!
Это как Апухтин в известном стихотворении гордо говорил: "Я, слава Богу, - дилетант!"
Типа не хочу я этим делом деньги зарабатывать...


Тогда прошу прощения. Но как-то ваша история оставляет впечатление, что вы немного чересчур негативно относитесь к школьникам, у которых не очень получается.


К школьникам, у которых что-то не получается, я в любом случае отношусь хорошо. Но стихоплетение - это не та область, которой обязательно ВСЕМ нужно заниматься... Поэтому некоторым я советую заняться лучше другими интересными делами... Впрочем, если написание плохих стихов веселит автора - то это нормально. А бывает, что человек сердится, требует, чтобы его стихи признали хорошими, говорит, что маме нравится, значит, и мне должно нравится... Такие истерики я не поддерживаю, вот и все. Я ведь сама пишу стихи, но не утверждаю, что они шедевральные и иронически отношусь к этому своему "таланту". Вот и от своих подопечных я жду того же : что они будут относиться к этому занятию , как к игре. Это профилактика зазнайства, мне кажется...


Хех, дети, они такие - стало что-то популярным (кружок), все туда побежали)) Хм, но истерики - это слегка странно. В смысле, сочинения-то тоже у всех по-разному получаются. И д/з по математике.
Теперь все понятно, думаю, очень верно - сразу перенаправить ребенка в другую степь)