Больше историй

16 ноября 2012 г. 11:39

106

«Тайна» квадрата Малевича

В книге Александра Богаделина есть несколько мифоложек, в которых два веселых персонажа – Пшелты и Щасвернус – пересказывают на свой лад большую часть классических сказочных сюжетов, попутно снимая в них неразрешимые противоречия, или рассуждают о проблемах живописи и семейной жизни. :)
Один из образчиков, вызвавший бурные дискуссии, идет ниже.
***
Что видят 99% смотрящих на картину? Правильно – сюжет. А если таковой отсутствует? Значит, надо его придумать.
Похоже, «Черному квадрату» Казимира Малевича фантазий досталось больше всего. Чего только в нем не находят. И глубину космоса, и отражение человеческого эго, и истину вкупе со свободой изначального сознания, и вечный страх человечества, извиняюсь, забыл перед чем…
Но живопись, как вид искусства обладает своими критериями оценки – композиционной уравновешенностью, сочетанием красок и т.д., которые и используют в своих суждениях оставшийся 1%. Так вот, с точки зрения живописи в «Квадрате» Малевича нет никакой загадки. Но, прежде чем раскрыть «тайну», посмотрим, что по этому поводу думают два наших неизменных персонажа – Пшелты и Щасвернус.

Картина
Щасвернус третью неделю трудился над своей картиной. И как ни старался подсмотреть Пшелты, при малейшем подозрении сразу же задергивал холст.
Наконец настал торжественный момент.
– По-моему, это квадрат, – неуверенно произнес бес.
– Это шедевр, который переживет века, – черт гордо рассматривал свое творение.
– А ты в этом уверен? – засомневался Пшелты. – Мне кажется, я тоже могу такое нарисовать.
– Нарисовать! – презрительно фыркнул Щасвернус. – Сказал бы еще намалевать. Запомни, картины п-и-ш-у-т!
– Хорошо, хорошо, – быстро согласился бес. – Смогу написать.
– Пожалуйста, – черт отошел в сторону.
Начертив по линеечкам в центре холста квадрат, Пшелты быстро закрасил его черным.
– Вот, готово! – гордо показал он другу свою работу.
Щасвернус молча поставил обе картины рядом.
– Чувствуешь разницу?
– Кажется, да, – обреченно вздохнул Пшелты. – Ты – гений!
***
Возникает резонный вопрос, почему Пшелты назвал Щасвернуса гением, и чего не хватало в его нарисованной по линеечкам фигуре?
Ответ прост – в квадрате Пшелты не хватала квадрата. Дело в том, что нарисованный равносторонний четырехугольник и видимый – это две разные вещи. Человеческое зрение вместо геометрически правильного квадрата воспринимает горизонтально вытянутый прямоугольник с выпуклыми сторонами, а вместо черного цвета – неравномерно закрашенную плоскость.
Малевич, потратив несколько месяцев (!), написал идеальный зрительно воспринимаемый квадрат. Поэтому в реальности это вертикально вытянутый прямоугольник с вогнутыми боковыми сторонами.
Но это только часть проблемы. Дело в том, что на картине присутствуют… два квадрата. Черный квадрат вписан в белый квадрат полотна. И гениальность Малевича заключается еще и в том, что он идеально вписан, т.е. пропорции подобраны так, что внутренний квадрат смотрится «уравновешенным» в поле холста. При этом надо было не только учесть пропорции золотого сечения, но и то, что черный квадрат зрительно смотрится меньше, чем его белый собрат.
Но и это еще не все. Нарисованная Пшелты по линеечкам в центре холста фигура на самом деле воспринимается ниже геометрического центра полотна. Поэтому у Малевича его квадрат немного поднят вверх.
Не все так просто и с черным цветом. На границе двух контрастных цветов существует эффект, при котором светлый, визуально воспринимается ещё светлее, а темный - темнее. Для придания равномерности цвету художники пользуются специальной техникой нанесения мазков, изменяют тональность, применяют лессировки и т.д.
И, наконец, «Квадрат» Малевича будет смотреться квадратом, только если угол зрения смотрящего перпендикулярен центру картины и расстояние до нее будет соответствовать «золотым пропорциям» по отношению к размеру холста.
Во всем этом, в общем-то, и заключается гениальность творения Казимира Севериновича. А все остальные «смыслы» - не более чем словоблудие.
***
Кто такие Пшелты и Щасвернус - см. здесь.
Еще мифоложки про Пшелты и Щасвернуса: Как правильно искать супругу, Подлинная история Курочки Рябы, Искусство ведения бизнеса.

Комментарии


-А уж белый на белом у Малевича - это вообще супер!
-А король-то голый!


Малевич - это, по большому счету, искусство для искусства.
Он искал новые пропорции и средства выражения. И белый квадрат на белом фоне - это тоже стадия поиска. Такая же, как тишина - идеальная форма музыки.


Возможно. Хотя я предпочитаю пуантилизм.
А тишина...это круто, особенно когда придешь из школы:)


Тогда вы легко осилите 4'33" Джона Кейджа. :)


Бугурт такой бугурт. ^__^


А если по-русски? :)


Александр, ву упомянули недавнюю дискуссию по Ч.К., мы-то с вами ее помним, а другие пользователии ЛЛ, не участвовавшие в той нашей дискуссии, может захотели бы ознакомиться. Как вы думаете, было бы логично дать ссылку на эту нашу дискуссию здесь, в истории? Конечно, это решать вам, я лишь предлагаю.


Вообще-то, это была не дискуссия, а так - разминка. :)
По этой мифоложке разворачивались куда более масштабные баталии.
Но вы правы, ссылку можно привести.
Обсуждение "Черного квадрата" на основе статьи Т.Толстой - здесь.


Отлично, спасибо!


Прочитала несколько историй про Пшелты и Щасвернуса. Со второго раза до меня дошло какие у них прикольные имена! Уморительные историйки! Вообще это шикарный материал для комикса или мульсериала. А чертиков уже кто-то нарисовал?


Насколько мне известно, пока нет. :)
Единственные черти изображены на обложке книги - это Стас (поэт) и Федор (главный управляющий). А между ними - Кикимора. :)
Но вы правы, комикс или мультфильм получится шикарный.
Почитайте дочке вот эту мифоложку. :)


Добавила книжку в подборку детлита.


Спасибо. Немного подправил имена персонажей. :)
А вы вот это видели на странице Александра?
На мой взгляд весьма оригинальная сказка.