Больше историй

28 марта 2019 г. 11:40

5K

Опять скрипит потертое седло...

Ах, этот Юнгвальд-Хилькевич, как он повлиял на мое восприятие этой великолепной книги.
Это он навязал образу д'Артаньяна внешность Михаила Боярского, Констанции - Ирины Алфёровой, Миледи - Маргариты Тереховой и далее по списку. И теперь, как пелось в одной из песен того же Боярского, "никуда мне не деться от этого".

Так вот о песнях - всё дело в них. Именно песни сделали из довольно комичной и не очень строгой кинопостановки тот шаблон, который теперь для русскоязычного читателя неотделим от самого романа. Так что главное спасибо нужно сказать даже не Юнгвальд-Хилькевичу, а замечательному поэту Юрию Ряшенцеву и потрясающему композитору Максиму Дунаевскому. Это они, не спрашивая разрешения, влезли в соавторы к самому Александру Дюма.

Хотя, не Дюма жаловаться, уж он-то умел работать с "соавторами". Сейчас некоторые издательства, желающие поярче выпендриться, издают некоторые книги Дюма, в том числе и "Трех мушкетеров" под двумя фамилиями авторов, добавляя к главному имени еще Огюста Маке.

Но вернемся к песням. Я читал роман уже после фильма. А это значит, что с первых страниц для меня зазвучало:
Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс -
И в ваших жилах тоже есть огонь,
Но умнице-Фортуне, ей-богу, не до вас,
Пока на белом свете,
Пока на белом свете,
Пока на белом свете есть Гасконь.

101
А когда гасконец д'Артаньян заявился к гасконцу де Тревилю:
Если сам вам шпаги дал,
Как могу остановить я
В грудь влетающий металл,
Кровопролитье, кровопролитье?

102
Ну, а самого д'Артаньяна вначале книги невозможно было воспринимать без:
Пора-пора-порадуемся на своем веку
Красавице и кубку, счастливому клинку!
Пока-пока-покачивая перьями на шляпах,
Судьбе не раз шепнем: Мерси боку!

А ближе к концу все громче звучало:
Две капли сверкнут, сверкнут на дне,
Эфес о ладонь согреешь,
И жизнь хороша, хороша вдвойне,
Коль ей рисковать умеешь.
Пуркуа па? Пуркуа па?
Почему бы нет?

103
А благородный Атос виделся в образе Вениамина Смехова в обрамлении трагической мелодии:
Есть в графском парке черный пруд,
Там лилии цветут.
Там лилии цветут,
Цветут.

104
Утонченный Арамис, он же Игорь Старыгин, тоже звучал по-особенному:
Щедра к вам, грешникам, земля,
А небеса полны угрозы.
И что-то там еще тра-ля-ля-ля,
Перед грозой так пахнут розы.

105
Портос в исполнении Валентина Смирнитского соло не пел, но когда мушкетеры собирались вместе, это было грандиозно:
На волоске судьба твоя,
Враги полны отваги.
Но, слава Богу, есть друзья,
Но, слава Богу, есть друзья,
И, слава Богу, у друзей есть шпаги.

А когда в романе описывалась очередная дуэль, я снова не мог отделаться от голоса Арамиса:
Хоть Бог и запретил дуэли,
Но к шпаге чувствую талант.
Дерусь семь раз я на неделе,
Но лишь тогда, когда задели,
Когда вы честь мою задели,
Ведь, право, я не дуэлянт,
Ведь, право, я не дуэлянт.

105
Когда на страницах появлялись они - гвардейцы кардинала - звучало:
Его высокопреосвященство
Нам обещал на небе райское блаженство.
Покуда жизнью живем земной,
Пусть похлопочет он за нас пред сатаной!

106
Сам же кардинал - Александр Трофимов - тоже не молчал:
Мне ваше имя - небесная манна.
"Вашим величеством" пусть вас зовет другой.
Ах, разрешите звать вас просто Анна,
Быть вашим, только вашим телом и душой.

107
Это он к королеве обращается. Королева - Алиса Фрейндлих:
Мадонна, мне конец!
Святая Дева, я пропала!
Людовик мой - глупец,
Но не обманешь кардинала.
Опять в чужом белье
Копался Ришелье.

108
Король - Олег Табаков:
И Англию и вас накажем в тот же час.
Пока еще не быть рогатым мужем
Во власти короля!
Вот так вот, вуаля!

109
И этот дуэт королевы с Алексеем Кузнецовым, простите, с герцогом Бэкингемом:
Я не сказала "да", милорд.
Вы не сказали "нет".

110
Ну, и, конечно же, миледи....
Кардинал ел бульон
С госпожой Д' Эгильон.
Он поел на экю,
Погулял на мильон.
Ли-лон ли-ла, ли-лон ли-ла,
Ли-лон ли-ла ли-лер.
Ли-лон ли-ла, ли-лон ли-ла,
Ли-лер ли-лон ли-ла.

А, ведь, кардиналу посвящена еще одна песня:
У нас в стране на каждый лье
По сто шпионов Ришелье.
Мигнет француз - известно кардиналу.
Шпионы там, шпионы здесь,
Без них не встать, без них не сесть.
Вздохнет француз - известно кардиналу.

111
Ну, и нельзя не помянуть стройную и юную (ах, время!) Леночку Цыплакову - Кэтти:
Святая Катерина,
Пошли мне дворянина!
Ах, тяга к благородным
У девушки простой!

Ой, совсем забыл про осаду Ла-Рошели:
Поговорим о деле,
Причем начистоту.
Осада Ла-Рошели
Ужель нужна кресту?
Хоть наше дело - драка,
Не будем врать, однако:
Война - разбой, пардон за прямоту.

112
И этот вопль души на самых трагичных страницах книги:
Была любовь и было все иначе.
И вот среди друзей я как в пустыне,
И что мне от любви осталось ныне?
Только имя...
Констанция, Констанция,
Констанция, Констанция, Констанция!
Констанция, Констанция!

Комментарии


Ах, какая потрясающая история от историка! Браво!!!


В день историка :)
Спасибо


Ну, конечно! Именно в этот знаменательный день!
Вошедшая в историю историческая история в исторический день историка, рассказанная историком в разделе "Истории".))) Такой вот исторический каламбур!


Замечательный каламбур от замечательной Людмилы!:)


Как же я Вам благодарна! Великолепная рецензия!
В свои одиннадцать в школьной постановке я должна была играть роль Кэтти - Елены Цыплаковой (Святая Катерина...) Эх...


Спасибо. Очень рад


Здорово, интересный подход и содержание и оформление...


А почти всего Дюма я прочитала в 5 классе. На пляже Азовского моря загорала с толстенным томом.:) И после «Королевы Марго» увлеклась игрой в коварные дворцовые интриги понарошку, весь класс подсадила.)))


...какой фильм по какой книге...я полностью с вами согласна, что актёров воспринимаешь как персонажей книги, такова Великая Сила Искусства. Писатель написал роман, Режиссёр поставил фильм и дал нам увидеть роман вживую. Тоже произошло и с постановкой о Шерлоке Холмсе. Актёр Ливанов для меня и английской королевы - настоящий Шерлок Холмс.