Больше историй

11 августа 2017 г. 14:51

321

Томас Мур однажды заметил, что литература напоминает ему случай, когда француз застаёт свою жену с любовником...
Белые шторки страниц приоткрываются, и наш француз, испытывая возбуждение, соглядатаем смотрит на всё это, и... присоединяется.
Но иногда "француз" оказывается вовсе не французом, и вовсе не желает "присоединиться".
Так, Байрон однажды заметил о Китсе, что его стихи - умственный онанизм : постоянное, искусственное возбуждение своего воображения.
Любопытно, что кто-то из критиков Серебряного века назвал "словесным онанизмом" поэзию Цветаевой.
Символично, что Китс фактически умер от критики на свою поэму "Эндимион", понятую вхолостую. Цветаева же покончила с собой, не имея сил жить и творить, живя вхолостую...

Ницше вообще любил ничего не читать когда его охватывало вдохновение. Он запирался в комнате, с жаром писал что-то своё, неповторимое, из самой бездны сердца, куда он заглянул ( осыпающиеся камушки сердцебиений..), и потом ходил по светло вздохнувшей комнате, небрежно раскинувшейся, уставшей, полураздетой в призрачном свете, словно бы курящей ( затягивающийся огонёк мигающей в облаках луны, и яркий пепел звёзд), читая самому себе гениальные строчки, плакал от счастья и восхищения, во многом предваряя пронзительный стих Ходасевича " К Психее", ибо при этом он вполне мог целовать не только исписанные страницы, но и руки, коими были исписаны эти страницы.
Человека довели до того, что он принужден не только писать сам, ибо ( как в анекдоте) - читать нечего, но и читать себя, ласкать себя, понимать себя так, как никто не поймёт : быть своим соглядатаем.
Тут уже итоговое безумие Ницше кажется вполне закономерным и экзистенциально оправданным : противопоставление себя уже не безумному миру, но себе же.
Это уже трагедия творца, бога, и тайный, первый грех Адама с его тёмными снами, один из которых ( из жалости?) почему-то сбылся, и Адам увидел рядом с собой ту, которую уже не одну ночь он так жарко видел во сне.
В этом смысле мистическая, творческая поллюция Адама, пролившая семя в землю, предварив кровь Авеля, так же пролившуюся в тёмное тело земли.
Тут трагизм совершенного одиночества поэта, творца, сексуально взаимодействующего с тем, чего ещё нет : с музой ли ( как это любил делать Набоков. Из письма Набокова Уилсону : "переспал с моей русской музой после долгого периода прелюбодеяний : посылаю тебе стихотворение, которое она родила"), душой, мечтой, жизнью, землёй..

картинка laonov

Дальше...

У Андрея Платонова есть гениальный отрывок в своём обнажённом трагизме тёмного объятия Танатоса и Эроса. Молодого солдатика, ещё не познавшего не то что жизни, но даже тела женщины, пронзает пуля.
Её жаркий, влажный свинец входит в его тело, словно семя, зачиная в нём не жизнь, но смерть.

У Дванова сердце поднялось к горлу, он вскрикнул в беспамятстве того ощущения, когда жизнь из сердца переселяется на кожу, и сразу почувствовал облегчающий, удовлетворительный покой. Природа не упустила взять от Дванова то, зачем он был создан: семя размножения. В свою последнюю пору, обнимая тёмную землю, Дванов в первый раз узнал гулкую страсть жизни и удивился ничтожеству мысли перед этой птицей бессмертия, коснувшейся его обветренным трепещущим крылом.


Удивительные по силе строки о тайне и трагизме творчества и несбывшейся, невозможной на земле любви, о теле и душе, словно в поэме Байрона "Тьма", обнявшихся на грустно опустевшей земле.
"Обветренные крылья"? Почему обветренные? Ненужные, неприкаянные в мире крылья музы и души, ангела смерти, что слетает к умирающему, лаская его последней, невыносимо грустной, тёмной лаской смерти?
Оба поруганные, одинокие, обнимают друг друга, медлят разжать объятия...
Вот во что выродилась любовь и творчество на Земле? В немую, бескрылую грусть секса у бездны смерти?

Божественная душа желала творить миры и звёзды, обнимать, любить всех людей, всю милую природу... и вдруг, тело простёрто на земле, и семя грустно проливается в ночь земли, и вместе с душой, человек одновременно теряет и жизнь свою и семя жизни.
От этого символа творчества и любви на этой безумной земле, от насилия пуль и штыков, пронзающих человека, хочется плакать, упав на тёмное тело земли...

Тот же Байрон писал - вторя образам Мура, - что он обуреваем "желанием" творить постоянно, и если он не предаст свои мысли бумаге, то сойдёт с ума.
Герой "Соглядатая" умер, но его разогнавшаяся мысль продолжала творить вхолостую нечто безумное, пленное, не желая оставаться с собой наедине. В этом смысле смерть - творческий пароксизм безумия.
Если герой пресечёт своё творческое безумие - он умрёт в смерти. Так смерть, акт её насилия над душой, создаёт боль жизни, самую жизнь, с её оскоминкой достоевщинки "боли страха смерти".
Следовательно, в творчестве смерть преодолевает себя собою.
Байрон говорил, что писал он по велению своего внутреннего демона. Но разве творчество не есть уже сомнамбулизм сердца, вышагивающего по карнизу мира и ночи, разве оно не есть безумие стремящееся помыслить всем и сразу, приноравливаясь к бледным скоростям смерти, до которой разгонится душа?

У Пушкина, поэта требует к "жертве" не демон, но Аполлон, а пока он молчит, поэт может смеяться, играть в карты и кутить с друзьями по ночам... но как только раздастся голос солнца, всё смолкает, карты, грустной листвой падают на пол, и некто входит к поэту в сиянии славы своей. Так властно входят те, кому заложили душу свою.
Сколько у поэта душ? Когда он закладывает последнюю, он умирает, или сходит с ума.

Но есть и ещё один вид вдохновения, самый инфернальный, трагический в своей сексуальности : это насилие тела над душой.
Нет, не демон, а чёрное солнце, чёрный человек приходит к нам однажды ночью, и... дочитав нам свою "страшную книгу" а-ля Есенин, набрасывается на нас, и тогда простёртая в ночи душа чувствует этот тёмный, противно-жаркий вес тела на себе, как чувствуют на себе тело насильника.
Оно наваливается на тебя всеми своими тёмными желаниями, сомнениями, страхами, и раз за разом, вонзает в тебя своё земное сердце.
Ты задыхаешься, захлёбываешься ночью, тишиной, переводишь взгляд в сторону, а там - отвернувшееся солнце ( луна), демон, ангел, человек и муза.
Их голоса встают на цыпочки шёпота, тихо проходя мимо тебя, бросая бледную подачку грустных взоров.
Ты кричишь всей нежной синевой своих глаз - ибо рот зажат ладонью тела, - но они не слышат, делают вид что не слышат.
Последний, самый глубокий отстук сердца, судорога сердца... и в этой поверженной, грязной тишине, сошедшей с ума тишине, жутко ожившей какими-то паучьими тенями шёпотов и звуков, ты лежишь, глотаешь глазами сухой и бледный воздух, пальцами правой руки выстукиваешь на бумаге ли, простыне ли, какую-то азбуку-Морзе, тоже безумную ( словно грустный дух, выстукивающий что-то своё, пугая людей - как они думают), всё, прозрачнее, тише..
Думаешь, что - всё, ты уже не можешь вынести эту боль, весь этот кошмар : ты на самом дне отчаянья и боли, равнодушия мира... и вдруг, всё начинается снова : отчаяние, тишина боли подёргиваются какими-то тёмными складками ряби, и тишина, боль, приобретают некое отрицательное значение, с их прохладной, тёмной глубиной, в которую ты невесомо погружаешься.

Платонов однажды заметил, что творчество для человека такое же естественное отправление тела, как истечение семени и пот.
Но есть жаркий пот лихорадки, и то бесконечно грустное семя, когда очнувшись от ночного кошмара, от сна-насильника ( да-да, есть такие сны), душно навалившегося на тебя, ты видишь как на одинокую постель пролилось твоё семя.
Словно ты занимался любовью с ночью... Но, разумеется, это нельзя назвать "любовью", ибо всё свершалось против твоей воли, насилуя твою волю.
Приедет любимая. Спросит в шутку : изменял ли ты мне?
И что я ей должен ответить, печально оглянувшись на смятую постель и исписанные листы?

p.s. Есть грустная улыбка разрядки тяжёлой эмоции.
Улыбнусь и я в конце истории, ибо описывая все эти виды страсти-вдохновения, нечаянно и сам по ходу истории их повторил, совершил.
Да, забыл упомянуть о самом комическом и пикантном вдохновении. Вы не догадываетесь о каком? Вы смущённо улыбаетесь? Вы догадались? Тогда почему у вас такая грустная улыбка?

Комментарии


Это... Очень грустно. А больше мне и добавлять кажется лишним.

Да, забыл упомянуть о самом комическом и пикантном вдохновении. Вы не догадываетесь о каком? Вы смущённо улыбаетесь? Вы догадались? Тогда почему у вас такая грустная улыбка?

А я хмурюсь и злюсь на себя, ибо не поняла.


На такие комменты тоже трудно что-либо отвечать. Похож он на твой коммент под одной моей странной историей...
Ладно, прости что пришлось читать весь этот бред.

А я хмурюсь и злюсь на себя, ибо не поняла.

А зачем злиться? Хотя, если обыграть фамилию одного из героев повести, можно было бы сказать "смурюсь". Знаешь, может и хорошо что ты не поняла)


На такие комменты тоже трудно что-либо отвечать. Похож он на твой коммент под одной моей странной историей...

Под той, которую ты мне пытался запретить читать? И в которой Андреев фигурирует? Или я тебя неправильно поняла?

Ладно, прости что пришлось читать весь этот бред.

На это я тебе уже личку очернила.

А зачем злиться? Хотя, если обыграть фамилию одного из героев повести, можно было бы сказать "смурюсь". Знаешь, может и хорошо что ты не поняла)

Так не честно. Объясни. Мне же интересно.


Под той, которую ты мне пытался запретить читать? И в которой Андреев фигурирует? Или я тебя неправильно поняла?

Нет, про другую. Вам, женщинам, этого не понять)

На это я тебе уже личку очернила.

Ну спасибо) Жди ответку.

Так не честно. Объясни. Мне же интересно.

Если ломаешь над этим свою милую головку, значит, в некоторой степени моя цель достигнута) Если скажешь свою версию, то открою "тайну".


Сколько у поэта душ? Когда он закладывает последнюю, он умирает, или сходит с ума.

Все верно, но как лучше? Уйти, сказав свое трагически выверенные слова на краю пропасти, или превратиться в жалкое безумное животное?
И что самое трагичное не просто уйти так как тебе этого хочется. а как тебе позволят. Если слово сильно, но обидно, ты просто сойдешь с ума.

Но есть и ещё один вид вдохновения, самый инфернальный, трагический в своей сексуальности : это насилие тела над душой.

Неужели все великое, что потом нравится и восторгает людей, передается из поколение в поколение , и возбуждает, и закабаляет твою душу, и перекраивает твои мозги, и заставляет ненавидеть себя и свою никчемность - это все происходит из за насилия тела над душой другого человека, жившего до тебя, но передавшего тебе эти позывы. Этот титанический импульс выживания...
Саша, ты просто гений.


И что самое трагичное не просто уйти так как тебе этого хочется. а как тебе позволят. Если слово сильно, но обидно, ты просто сойдешь с ума.

А ещё подумал о трагизме выбора между этими крайностями. Иногда человек медлит, надеется, а жизнь и тело за него выбирают.

Неужели все великое, что потом нравится и восторгает людей, передается из поколение в поколение , и возбуждает, и закабаляет твою душу, и перекраивает твои мозги, и заставляет ненавидеть себя и свою никчемность - это все происходит из за насилия тела над душой другого человека, жившего до тебя, но передавшего тебе эти позывы. Этот титанический импульс выживания...

Нина, вот не поверите, но именно эта тональность мыслей была в моей голове когда я писал этот отрывок. Как вы опять точно и хорошо всё уловили. Отрадно сознавать, что мысль, сокровенная мысль, по "проводам" слов может дойти без потерь до другого человека на том конце страны.
Спасибо вам за это чувство, Нина.


Это вам спасибо, что помогаете разобраться.