Лев Толстой «Война и мир» — история Kate_Lindstrom
16 сентября 2015 г. 18:18
3K
you're in high school again
Это было прекрасное время, это было ужасное время...
Никто так не паниковал при приближении уроков литературы, как наш замечательный класс. Наша преподавательница, от методов которой ученики стенали и просили пощады, а ныне, через столько лет, когда о ней вспоминают только с благодарностью, относилась к учебному процессу серьезно и сурово.
Уроки, на которых нам нужно было только слушать историю жизни какого-либо писателя или что-нибудь о великих романах, шли на "ура". Не заинтересованные блаженно высыпались, заинтересованные впитывали все, что могли. Нет на моей памяти более мирных, более благодатных учебных часов, чем те, когда я открывала для себя новые великие имена.
Но рано или поздно наступал час расплаты. Он был частью двухактной драмы "до следующего урока вы читаете 2 и 3 том "войны и мира" (например) и мы пишем контрольную". Контрольная была ослепительно белевшим листиком с малюсенькими столбиками нескончаемых вопросов. Мы рыдали, остервенело грызли колпачки от ручек и надеялись, что это сон.
По результатам адовых проверок (вкупе с внезапными устными опросами) велся специальный журнал, отдельно составленная таблица успеваемости по литературе. В столбцах которой напротив фамилий нескольких учащихся обязательно стоял приговор: "НЕ ЧИТАЛ!" применимо к тому или иному произведению. По сумме НЕ ЧИТАЛЬНЫХ произведений в ближайшем будущем несчастному светили неумолимые послеуроковые пересдачи с глазу на глаз или революционно краснеющая двойка в четверти. В общем, для душевного спокойствия нужно было трудиться.
За себя мне волноваться нужды особой не было, но дух паникерства - вещь заразная, и перед каждым приближением письменной контрольной ("всё с парты убрали, достали листочки!") я заболевала вместе со всеми сладостными симптомами истерии; мне казалось, что кроме букваря я не прочитала никогда ничего.
Сегодня я обнаружила бережно сохраненную шпору для контрольной по второму тому "войны и мира" (последствия предконтрольной паники). На крохотулях листочках, в целях конспирации. Краткое содержание. Очень! Эссенция Толстого, господа. Это, позволю себе заметить, фантастиш.
Наглядность:
Обратите внимание, листочки размером 9х9 см. Если второй том уложился в полтора таких, то на 4 у нас уйдет, стало быть, 6 штук.
Достижение: мастер краткого содержания. Статус: получено.
Выдержки (от которых я сейчас натурально страдаю):
"1809 г. Андрей размышляет о том, что он уже не молод (ДУБ)"
"Роды маленькой княгини. "ах, что и за что вы это со мной сделали?". Умирает"
"Пьер ♥ Наташу" (место! надо экономить место!)
"Андрей не хочет никакого добра ближнему. Пьер в ужасе"
Самое забавное: шпора мне не понадобилась. И слава богу. Теперь я не понимаю, как бы мне помог этот хаос.
Комментарии
Спасибо за комментарий - позабавили) Начинаю осознавать, что у нас было относительно неплохо: закладок почти не помню.
Хотя периодически у нас вслух, на весь класс, преподавательницей зачитывались особо отборные по своей безграмотности отрывки сочинений. Было вроде как в назидание, но на деле это было самым лучшим развлечением; смеялись отчаянно...
А мы писали планы прочтения по книгам, должны были быть закладки, чтобы отвечая на устные вопросы, могли быстро найти место и процитировать))) как ни странно, но меня это не напрягало, все равно все читала)))
Но война и мир прошло мимо меня у нас заменяла аспирантка, и у меня не было книги, я решила судьба!
Мы так только домашку готовили, с планами. Вроде конспекта: кто такой тот или иной персонаж, чем важен для сюжета и т.п. Никто кроме меня не парился с этим, если честно :)
Ага, а нас за отсутствие книги сразу приговаривали к двойке, а электронных книг еще не было...
Понимаю нежелание читать. Я в школе войну и мир читала, опуская войну (мне тогда это казалось скучным)) интересно, что со временем как раз книги о войне стали интересовать меня куда более.
Ну да, план пишешь когда читаешь, это логично) у нас периодически проверялось, так что девочки старательно писали, а парни периодически списывали))
Тогда мне сошло с рук, только потому что аспирантка заменяла учителя)
что со временем как раз книги о войне стали интересовать меня куда более
Тоже самое, кстати.
Знаете, наша преподавательница была далека от страндартных методов изложения (когда дело касалось устной части уроков), а вот контрольные на листочках были взяты из каких-то пособий, и я просто кожей чувствовала, что часть про дуб надо чуть не вызубрить, это же как легендарные синие занавески.
Это точно, воспоминания об этом врезались в мою память как в дубовую кору...
У нас тоже. Хотя самая опасная училка помню была классухой Б класса. У нас был А. Как бы гимназические. Так вот в Б классе классуха была училкой русского и литературы. Так она Войну и Мир задавала на всё лето, и чтобы в сентябре каждый мог пересказать. Для нас тогда это казалось чем-то вроде армагеддона. Прочитать два толстых тома всего лишь за лето? Это сейчас три месяца, а тогда нам казалось, что читая по 1 странице в день можно осилить лишь четверть первого тома)))
C Вашей историей свою юность вспомнила) У нас преподавательница по литературе была тоже очень жесткая и - главное - непредсказуемая в настроении) С первого же урока объявила, что она - Скорпион, ей 52 и у нее климакс, поэтому первое полугодие мы ходили на занятия с валерьянкой) "Война и мир" должна была пестреть закладками с краткими пояснениями важности этих самых закладок, типа "Первый бал Наташи", "Внешность Болконского" и т.д. В итоге, написав сочинение об Андрее Болконском, я получила всего лишь "3", а мой брат, списав мое "творение" слово в слово заработал отличную оценку (как видно, учитель по литературе у него был другой). Но сейчас вспоминаю о Нине Васильевне только с любовью, уважением и благодарностью.