Итак, вернёмся к впечатлениям от сюжетной составляющей. Всё-таки у меня осталось довольно странное впечатление от прочтения этой книги. И я вполне могу принять как точку зрения тех, кто остался недовольным таким «фанфиком», так и точку зрения тех, увидел в этой истории интересный взгляд на уже знакомое под другим углом.
Стоит отметить, что ни эта книга, ни оригинал не блещут наличием приятных персонажей — да, их может быть жаль, но большинство читателей наверняка не захотели бы встретиться с Уинстоном или Джулией в реальной жизни. Говорить о других героях даже не приходится, там один другого хуже с точки зрения современного нравственного человека. При этом осуждать героев мне тоже не хочется, поскольку основная мотивация многих поступков объяснятся простой истиной, которую я привела в качестве эпиграфа к своему отзыву (она же цитата из данного произведения).
Собственно, данное произведение позволяет увидеть процесс выживания при том строе, который нам показал Оруэлл. Причём Джулия выросла в этой среде, а потому всё происходившее казалось ей совершенно нормальным. Да, героиню можно пожурить за неискренность в приверженности идеям партии. Но тут вот какое дело: писательница дарит героине детство в автономной области, где ещё сохранялись какие-то начатки понимания происходящего на самом деле. И тяжкие события детства безусловно подтолкнули Джулию к мысли о необходимости выживания любой ценой. То что мы можем смело назвать предательством / крысятничеством / распущенностью и т.д., в мировоззрении данного конкретного лора является иными понятиями. Для примера можно вспомнить ту историю про Павлика Морозова — в сущности, это тот же «продукт пропаганды / своего времени». Ведь, многое зависит от образа мышления, который вбивается в человека на протяжении всей жизни. И, кстати, именно поэтому многим женщинам так сложно приходить к идеям феминизма, но... не о том речь. Кхм.
Так или иначе и оригинал, и история Ньюман попросту напоминают, что человек способен привыкнуть ко всему и любую мерзость считать за «норму». В принципе, за примерами не надо далеко ходить: в наши дни кровосмесительные браки под запретом, тогда как во времена королевских династий подобное было «нормальным» (а может и единственным вариантом — тут уж утверждать не стану, ибо не разбираюсь в теме) или отношение к смертной казни — некогда это действительно было сродни развлечения «на потеху народу», тогда как сейчас подобная мера наказания осталась далеко не во всех странах и активно порицается. Так что... прежде чем сильно ругать Джулию за её образ мысли, можно попробовать поставить себя на её место: для неё подобный образ жизни был чем-то нормальным.
Этим же взглядом на жизнь может объясняться условная жизнерадостность событий в первой части. Мы видим более или менее адекватные эмоции, реакцию бунтующего дитя, которому в очередной раз удаётся избежать наказания. Но по мере продвижения сюжета тона меняются — постепенно героиня сталкивается с системой и вынуждена действовать уже из страха быть убитой. Не буду спорить, что момент с вербовкой девушки весьма неоднозначен: в конце концов, с нашей точки зрения она стала проституткой, способствующей выведению на чистую воду всяких подозрительных мужиков. Но... как бы... она согласилась потому что у неё не было настоящего выбора, разве нет? Потому что выбор между: «работай на нас или умрёшь» — это не совсем выбор. Вот просто на секунду скиньте белое пальто и поставьте себя на место Джулии: вы бы выбрали смерть? Вряд ли. Важное: да, проституция это не работа и не выбор — это всегда принуждение и фактическое насилие за деньги/блага. И здесь мы наблюдаем ту же картину — О’Брайен выступает в роли сутенёра, использующего талант девушки к обольщению и её интерес к сексу. Но а к кому Джулии идти жаловаться в такой ситуации-то? И кому в такой ситуации поверят власть имущие? Большому начальнику, у которого все кто надо в доле, или девушке-механику, за которой тянется след из нарушений (покупки на чёрном рынке, связь с пролами, злобосекс и местами двоемыслие)?
... А ведь он внутрипартиец; ну или пользуется здесь благами такового. Скорее всего, ее догадки верны. Однако она чувствовала, что занятия любовью с целью убийства — это не для нее. Но ей не жить, если она сейчас в этом признается, и признание тоже становилось немыслимым. Нет, надо идти напролом и смотреть, что получится. Перемены всегда возможны: вдруг минилюб передумает ее нанимать или, например, она погибнет в результате несчастного случая. Ну или О’Брайен умрет.
Потом она спохватилась, что О’Брайен ждет ее вопросов. На языке вертелось: какое количество мужчин ей необходимо «вовлечь»? Хотелось спросить и еще кое-что: всех ли их ждет смерть, или некоторые сумеют искупить свою вину? Возникало и совсем уж глупое желание: узнать, есть ли у нее возможность сказать «нет», вернуться к своим станкам, в свое общежитие, позабыть мечты о внутренней партии — и после всего этого остаться в живых?
Собственно тут маякну о минусах произведения.
Мне не понравилась излишняя концентрация внимания на половой функции как с точки зрения получения удовольствия, так и продолжения рода. То есть понятно почему это приводится, но хотелось бы снизить концентрацию, имхо.
Вторым отталкивающим моментом стал эпизод истязательств в МинЛюбви. Дело в том, что и в оригинале мы видим весь этот звездец в полной мере, когда Уинстона доводят до нечеловеческого состояния, в котором он даже заходится в неадекватных признаниях в любви к своему мучителю (что символично, ведь в лоре любовь приравнивается к ненависти). Но всё-таки эти диалоги заключённых, описания пыток Джулии (ещё и в состоянии беременности, мляяяя) и, прости Бастет, эпизод с крысами — всё это крайне специфично и, наверное, у большинства здоровых и адекватных читателей вызовет, мягко говоря, омерзение. То есть да, я понимаю, что именно этого эффекта писательница и добивалась. Но на мой кошачий взгляд случился перебор.
Говорить о катастрофическом везении героини после выхода, я наверное не буду, поскольку финальные страницы очень даже опровергают понятие «везения». А вот за сапфические потуги всё-таки укушу — не надо пихать то, что не планируете раскрывать, только ради того, чтобы пихнуть. А-та-та. Уж дали бы нам полноценную ветку дружбы или чего-то большего, если так сильно хотелось. Впрочем... подозреваю, что дело в каких-то конкретных требованиях к современным произведениям, хотя никаких подтверждений этой мысли нет, а потому не принимайте её во внимание. Так, стороннее мурчание.
В общем, надо как-то собрать мысли в кучку... Пожалуй, общее впечатление от произведения скорее нейтральное. Здесь есть за что поругать и за что похвалить писательницу. Книга читается быстро и без заминок — история буквально пролетает перед глазами, погружая в свои ужасы и незначительные радости. Впрочем, не уверена, что мне захочется перечитывать это произведение — слишком уж специфичными вышли некоторые эпизоды. Но в качестве развлечения на вечер такая книга вполне подойдёт. Даже если она вам не понравится — получите прекрасное топливо для подхвостного костра и саркастичной рецензии, не так ли? :) А уж если она заставит вас задуматься о мировоззрении персонажей и взглянуть на историю с разных точек зрения: человека со современным типом критического мышления и человека лорной эпохи и воспитания — это будет и вовсе замечательно. Короче говоря, есть интерес — пробуйте, кто бы что ни говорил.